Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная структура общества и социализацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная структура общества — болееили менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп,имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного российского общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу профессиональных групп и социальных слоев. Это стало следствием ряда тенденций, характерных для социально-экономического развития российского общества в последние два десятилетия. В о-п е р в ы х, в связи с существенными изменениями в социально-экономической сфере произошли значительные изменения в составе профессий. Часть профессий просто исчезла (как в про мышленности, так и в сфере управления). Многие профессиональные группы изменились количественно; например, стало меньше инженеров, но резко возросло количество юристов и экономистов. И наконец, появились новые профессии — менеджеры различных отраслей, дилеры, брокеры и пр. (и, причем, эти профессиональные группы весьма многочисленны). Изменение номенклатуры профессий и количества занятых в них людей продолжается. Так, вновь возросла потребность в инженерах, но ожидается снижение потребности в учителях. Во-вторых, следствием экономических изменений стало имущественное расслоение общества. С одной стороны — это массовое обнищание (пауперизация) больших групп населения. В течение последнего десятилетия количество жителей России, относимых официальной статистикой к числу бедных, колеблется от 27 до 38 %. К бедным относятся не только традиционно низкооплачиваемые категории работающих (неквалифицированные рабочие государственных предприятий, крестьяне), одинокие пенсионеры, безработные, бомжи и пр., но и многочисленные работники сферы образования, культуры, здравоохранения, которые ранее бедными, как правило, не считались. Другим проявлением имущественного расслоения стало образование крайне малочисленного слоя богатых (имеющих ежемесячный доход в среднем не менее 40 тыс. рублей на члена семьи). Их количество варьируется, по мнению разных исследователей, от 3 до 5 % населения (до 7 млн человек вместе с членами семей). В прессе приводят данные о наличии сверхбогатых — количество только легальных «долларовых» миллионеров превысило 100 тыс. В любом случае остаются вопросы и по количеству богатых, и по принципам зачисления в их ряды. В-третьих, как обычно в периоды нестабильного развития общества, резко возросла степень его криминализации, которая проявляется как в росте преступности, так и в распространении криминального сознания в обществе в целом. По мнению специалистов, существующую в России преступность схематично можно разделить на четыре типа. Первый тип — бытовая преступность. Второй тип — преступность профессиональная, нацеленная на обеспечение существования «носителей профессии». Третий тип — преступность организованная. Основные признаки: нацеленность на получение сверхдоходов, «привязка» профессиональной и, отчасти, бытовой преступности к определенной территории и потребность в экспансии — стремлении к расширению сфер влияния. Четвертый тип — высшая стадия организации криминальных элементов — мафиозные преступные сообщества, кланы, картели и т.д. Кроме всего уже перечисленного их характеризует стремление к легализации своей незаконной деятельности и получаемых от нее доходов с использованием политических и экономических институтов общества. Характеризуя криминализацию общества в целом, специалисты центра «Стратегия» отмечают следующее. Криминальные нормы, будучи антизаконными, все более легитимизируются де-факто как регулятор общественных отношений. Произошла дискредитация власти в массовом сознании. Антиправовое правосознание захватывает расширяющийся круг граждан повсеместно, сверху донизу. Самой важной проблемой в этом контексте авторы полагают то, что остающаяся законопослушной часть населения сталкивается с сокращающимися возможностями реализации своих интересов легальными средствами. Правомерные цели все чаще требуют нелегальных способов их достижения ввиду как неэффективности официальных инструментов социального контроля (законодательства, правоохранительных механизмов и органов), так и их криминализации (скупки криминалитетом). В-четвертых, значительное влияние на состояние общества имеет процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня — это не традиционный «отброс общества». Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценностей. Суть ее в отчуждении от труда (труд воспринимается исключительно как «добыча» средств или повинность) и от собственности (она воспринимается как средство сиюминутного удовлетворения потребностей и прихотей, а не как ценность для потомков). Эти ценности для люмпена превращаются из ущербной черты, из источника комплекса неполноценности в самодостаточную ценность, в источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает расставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о том, что есть люмпен-предприниматели, люмпен-политики, люмпен-профессора и т.д. И наконец, в-пятых, наблюдается тенденция формирования так называемого среднего класса. В традиционном понимании для представителей среднего класса характерны: ценность труда как сферы самореализации; отношение к собственности как к ценности, требующей сохранения и приумножения трудом; устоявшийся образ жизни «положительного законопослушного человека»; ценность семьи и образования. Все это — источники самоуважения и основа личностного самопринятия тех, кого принято относить к среднему классу. Средний класс вбирает в себя соответствующих названным характеристикам представителей различных профессиональных групп и социальных слоев. То есть не все предприниматели, работники сферы управления, с одинаковым уровнем дохода и т.д. могут быть отнесены к среднему классу. В России та часть самостоятельного населения, которая соответствует названным характеристикам и условно может причисляться к среднему классу, довольно малочисленна. Поэтому нынешний так называемый средний класс не может сегодня определять моральный климат в большинстве профессиональных групп и социальных слоев и в обществе в целом. В то же время, как отмечал философ и политолог Г. Г.Дилигенский, средний класс — альтернатива антагонистическим классам. Он не беден и не богат. Он никого не угнетает и сам не испытывает угнетения. Он не стремится ни к богатству, ни к власти. Ему нужен доход, обеспечивающий достойную жизнь, личную свободу. Его главная забота — о семье. Средний класс — главный фактор гармонизации общества, основа его стабильности. Социальная структура современного российского общества находится в состоянии нестабильности. Давать ее четкую характеристику весьма проблематично. Различные исследователи предлагают свои варианты стратификации. Так, если принять во внимание варианты, предложенные известными российскими социологами Т. И. Заславской и А. И. Овсянниковым, то социальная структура общества может быть представлена в виде нескольких социальных слоев (страт). В зависимости от имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня население России условно можно распределить на такие слои (страты): верхний, включающий в себя политические и экономические элиты (высшие чиновники гражданских и силовых ведомств; крупные предприниматели сферы финансов, торговли, топливно-энергетического комплекса; верхушка криминалитета); верхний средний — собственники и высшие менеджеры крупных предприятий; средний — средние предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, среднее звено работников силовых ведомств и частных предприятий, средний слой криминалитета; базовый — массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики, военнослужащие, высококвалифицированные работники частного сектора, служащие — чиновники, массовый криминалитет; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, крестьяне, пенсионеры; социальное дно — бомжи, неустроенные беженцы, одинокие пенсионеры, безработные. Все названные страты представляют собой «многослойные пироги», ибо в них входят люди разного социального происхождения, имеющие различный образовательный уровень, обладающие различными уровнем дохода и условиями проживания, в том числе и в зависимости от региона, вида и типа поселения и т.д. Социальная стратификация российского общества будет продолжать меняться, очевидно, в направлениях дальнейшей дифференциации, исчезновения одних социальных групп, появления новых и тому подобных процессов. Происходящая социальная дифференциация общества имеет огромное значение для социализации человека. На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каждый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают свой, специфический стиль жизни. Стиль жизни — определенный тип жизнедеятельности человека, реальной или номинальной группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, традиции, обычаи. О стиле жизни судят по внешним формам бытия: организации рабочего и свободного времени, любимым занятиям вне трудовой сферы, устройству быта, манерам поведения, ценностным предпочтениям и пр. Понятие «стиль жизни» акцентирует внимание на индивидуальных и групповых социально-психологических особенностях. Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей, девушек, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и стиль жизни представителей тех или иных (в том числе и криминальных) слоев и групп могут становиться для людей, к ним не принадлежащих, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности тех групп и слоев, к которым они принадлежат. Во-вторых, чем более социально и профессионально дифференцировано общество, тем больше в нем потенциальные возможности для мобильности его членов — горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная социальная мобильность — это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя. Вертикальная — переход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий — восходящая мобильность, так и в более низкий — нисходящая мобильность). В-т р е т ь и х (и это, может быть, сегодня самое существенное), социальное расслоение общества ведет к формированию принципиально различных социальных типов в российском населении. Так, ученые Института комплексных социальных исследований РАН, изучив проблему имущественного расслоения, пришли к ряду выводов. Бедные — это в основном не имеющие выраженных установок на достижение, довольно пассивные наемные работники на исполнительских должностях. Богатые — это в основном ориентированные на карьеру профессионалы с ярко выраженным стремлением к личному профессиональному и творческому успеху. Ценностные и жизненные установки богатых и бедных расходятся кардинально. Богатые — в основном уверенные в себе индивидуалисты. Бедные — скорее верят в коллективные действия, осуждают индивидуализм и тех, «кто высовывается». Подобное расхождение имеет тенденцию к фиксации и к передаче по наследству. Так, сибирский социолог Л.Г.Борисова получила такие данные. Занимались бизнесом, учась в школе, 22 % старшеклассников из обеспеченных семей и лишь 12 % — из бедных. А на вопрос о желании в дальнейшем заняться бизнесом отрицательно ответили 23 % ребят из обеспеченных семей и 34 % — из бедных. Таким образом, влияние социальной структуры общества в процессе социализации подрастающих поколений одной из тенденций имеет воспроизводство установок на имущественное и социальное неравенство. Социальное расслоение влияет и на относительно социально контролируемую социализацию (воспитание). С одной стороны, различные социальные слои постепенно формируют специфические для них имплицитные концепции личности и воспитания, которые они и стремятся реализовать как в семейной практике, так и предъявляя определенные требования к системе социального воспитания (включающую в себя и систему образования). С другой стороны, социальное расслоение определяет в той или иной мере запросы конкретных представителей тех или иных слоев к системе образования и профессиональной подготовки в соответствии с их жизненными установками (чем выше социальный слой, в который входит человек, тем эти требования могут быть выше, конкретнее, индивидуализированнее). Экономика и социализация Уровень экономического развития общества социализацию его членов постольку, поскольку определяет уровень жизни той или иной страты, конкретной семьи. Уровень жизни — понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, возвышенных потребностей, связанных с удовлетворением духовных, эстетических и иных подобных запросов. На стихийную социализацию и самоизменение человека экономическое развитие влияет не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (экономический рост, стагнация экономического положения, его ухудшение) влияет на их ожидания, настроения и поведение. Так, в стабильном, экономически высокоразвитом обществе США 85 % опрошенных в 1994 г. полагали, что сегодня они живут лучше, чем вчера, а завтра будут жить лучше, чем сегодня. Российское общество, переживающее переходный период в социальном и экономическом развитии, характеризуется ухудшением многих экономических показателей, что порождает общую нестабильность (по словам поэта Владимира Вишневского «Здесь нестабильно даже ухудшенье»). В связи с этим ожидания россиян в целом пессимистические. Из года в год в последнее десятилетие опросы показывают, что лишь 13% (плюс-минус 2 — 3%) опрошенных считают, что экономическое положение их семьи лучше, чем год назад, и 11 % (также с колебаниями в 2 — 3%) ожидают его улучшения через год. Зато от 46 до 52 % считают, что оно хуже, чем год назад, и 36 — 39% ожидают дальнейшего ухудшения. Естественно, что подобная социально-психологическая атмосфера влияет не лучшим образом на социализацию всех групп населения. Эта атмосфера во многом определяет актуальные и перспективные устремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положение либо фрустрацию и как следствие антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение — алкоголизм, наркоманию). На воспитание как относительно социально контролируемую социализацию экономическая ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень экономического развития общества определяет возможности планомерного создания благоприятных условий социализации для всех поколений в целом или только для некоторых социальных слоев. Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации. В качестве иллюстрации можно привести такие данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс. долларов, в Швеции — 700 тыс. долларов, а в СССР — 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений. Соответственно уровню экономического развития общества складываются условия социализации человека в зрелом возрасте и в период старения, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой и внепрофессиональной сферах, материальную основу семейного благополучия и особенности рекреативного поведения.
Идеология и социализация Социализация в современной Россиисодержательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм. Исследования социологов (в частности Л. Д. Гудкова) показывают, что в российском обществе можно выделить четыре типа идеологической ориентации. Во-первых, либерально-прозападная ориентация, наиболее распространенная в крупных городах среди людей с высшим образованием, специалистов высокого класса, людей зрелого или молодого возраста. Во-вторых, ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков, типичная для пожилых или низкообразованных людей, а также жителей села, поселков и малых городов. В-третьих, ориентация на идею Великой России, разделяемая людьми со средним или высшим образованием (среди них больше инженеров и работников аппарата управления и силовых ведомств), проживающих в крупных городах. В-четвертых, ориентация, характеризующаяся ксенофобическим ущемленно-агрессивным популизмом, соединяющим радикализм имперского сознания с русским изоляционизмом; большая часть людей этой ориентации — жители средних и малых городов в возрасте 25 — 40 лет со средним уровнем образования и квалификации. Это данные, полученные в начале 1990-х гг., т.е. фактически в «старом обществе». Прошедшие десять лет кардинально изменили экономический, социальный, идеологический ландшафты России. Но и опрос 2000 г., в котором участвовали только старшеклассники (выросшие в Новое время), проведенный в Чувашии, показал, что основные идеологические ориентации воспроизводятся. За модель общества равных стартовых возможностей для всех его членов (т.е. общество либерального типа) выступают 36,1 % опрошенных городских старшеклассников и 20,4 % сельских. Идея эгалитарного государства (по сути — аналог возврата к плановой экономике) привлекает 39,8% сельских и 13,9% городских старшеклассников. Не осталась без сторонников и идея Великой России: 8 % юношей и девушек считают, что Россия вернет себе статус сверхдержавы. И наконец, ксенофобические, «оборонческие » тенденции также имеют место: против экономического сотрудничества со странами Запада настроены 33,7% сельских и 18,9% городских старшеклассников (В. К. Шумилов). Названные четыре типа массовых идеологических ориентации не исчерпывают их многообразия, а также характеризуются «переливами» из одной в другие больших групп их носителей. Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека. Складывающаяся в России ситуация такова, что интересы человека не определяются раз и навсегда вместе с приобретением того или иного социального статуса или совокупности социальных и профессиональных ролей. Открываются гораздо большие, чем раньше, возможности проявления собственных интересов для самореализации, самоизменения. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора. Ситуации коренной ломки устоев жизни, изменения социальной структуры и идеологии общества в истории России уже случались и порождали веер негативных явлений, в чем-то отдаленно схожих с теми, которые наблюдаются сегодня, а в чем-то очень похожих на них. Известный русский писатель XIX в. Глеб Успенский описывал процессы, происходившие в период отмены крепостного права: раскрепощенные от общинных уз бывшие крепостные и ремесленники становятся в новых условиях мошенниками, эксплуататорами и даже наемными убийцами (см. очерки «Своим умом», «Беспомощность», «Опустошители», «Свои средства»). Г.Успенского, почитавшего крестьян, просто поражала полная безответственность этих «раскрепощенных» индивидов, их свобода от всяких моральных ограничений и полное неведение в вопросах нравственности. Отпадение масс людей от устойчивых систем коллективных представлений порождало падение нравов, рост преступности, пьянство, хулиганство, бессмысленную жестокость. Человек трагической судьбы, писатель А. В.Сухово-Кобылин вопрошал на изломе российской истории XIX в.: «...Богом и правдою, и совестью оставленная Россия — куда идешь ты в присутствии своих воров, грабителей, негодяев, скотов и бездельников?» Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в переходном обществе неопределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний — или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф.М.Достоевский. Рост значения субъектности и субъективности человека в ходе социализации связан с тем, что, как отмечает социолог А. Г. Здра-вомыслов, процесс изменения социальной структуры представляет собой и изменение внутреннего мира человека, его психологии, ценностных ориентации. В стабильном обществе детерминация социального поведения идет от потребностей и социального положения к интересам и ценностям. В нестабильном обществе происходит переворачивание факторов детерминации: от ценностей к интересам и потребностям. И поэтому огромную роль приобретает самосознание личности, самоопределение, нахождение своего Я в перевернутом мире. Все это определяет многообразие вариантов социализации человека, ведет к неоднозначности ее результатов в каждом конкретном случае. Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют и на относительно социально контролируемую социализацию (воспитание). Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного общества (В. М. Розин). С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что?» транслировать объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться. Английский социолог П. Масгрейв так определил задачи воспитания в стабильном обществе: - передача культуры общества; -воспитание новаторов для различных сфер общественной деятельности — технической, политической или художественной; - подготовка политических лидеров для всех уровней демократического общества; - воспитание населения в духе лояльности к существующему правительству; - социальный отбор (селекция); - поставка производству образованной рабочей силы в определенном количестве и определенного качества. В соответствии с объективно стоящими в стабильном обществе задачами воспитания педагогика ищет ответ на вопросы: «Как транслировать культуру?», «Как развивать человека в процессе ее трансляции, чтобы поддерживать стабильность общества?» В связи с этим неслучайным выглядит определение воспитания как средства или техники побуждения индивида к такому поведению, которое способствовало бы сохранению общества. Неслучайным потому, что предложено одним из западных ученых в 1959 г., т.е. в период почти абсолютно стабильного развития западных стран. В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерны ситуации перехода от одного его типа к другому или существенного изменения внутри одного типа, картина принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т.е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это «по-другому». В условиях меняющегося общества перед воспитанием как социальным институтом фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос: что развивать в человеке? А вернее: в каком направлении его развивать? И, соответственно, параллельно искать ответ на вопрос: как это делать? *** В завершение разговора об обществе как макрофакторе социализации еще раз подчеркнем его всеобъемлющую роль в становлении человека. И сошлемся на слова французского просветителя XVIII столетия Шарля Монтескье: «Ныне... мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречащих друг другу источников: от наших отцов, от наших учителей и от того, что называют светом (обществом. — А.М.). И уроки последнего разрушают идеи двух первых».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.012 с.) |