Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В пакет документов, регулирующих проблемы инвалидности, входят ратифицированные Российской Федерацией международные декларации, федеральные законы, постановления правительства, указы президента и иные нормативные документы, а также региональные законы и постановления, акцентирующие некоторые стороны проблемы инвалидности. Большинство документов Российской Федерации стремится к гендерно-нейтральному характеру, который минимизирует гендерные различия. Существует точка зрения, согласно которой равенство рассматривается как одинаковое обращение со всеми, независимо от личных особенностей и обстоятельств. Такая точка зрения исходит из убеждения в том, что все люди должны быть равны, и, следовательно, справедливо одинаковое отношение ко всем. Анализ проблемы равенства показывает, что абсолютное равенство невозможно, форм социальной организации людей на основе полного равенства никогда не существовало, стремление демократий к равенству целесообразно рассматривать как движение к социальной справедливости. Если гендерно-нейтральное законодательство старается минимизировать различные физические, социальные, экономические характеристики и жизненный опыт женщин и мужчин, и особых групп женщин и мужчин, таких как инвалиды, это вряд ли означает снятие всех проблем дискриминации по признаку пола или инвалидности. Кроме того, как показывает практика, рассмотрение каждой категории нуждающихся в социальной поддержке и защите людей отдельно (например, дети-инвалиды), ведет к формированию более эффективных специфических, адресных мер помощи. Основные направления государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов определены Федеральным законодательством, которое гарантирует дополнительные льготы и услуги инвалидам и содержит немногочисленные оговорки на градации внутри группы инвалидов на основе установленной группы инвалидности. Женщины-инвалиды и мужчины-инвалиды не обозначаются в отдельные категории и пользуются теми правами, которые влечет группа инвалидности. В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года был утвержден федеральный перечень от 25 ноября 1995 года гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Как показывает его содержательный анализ, документ не включает никаких положений, связанных с полом и особыми потребностям женщин- и мужчин-инвалидов. Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995) в части 3 «Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов и ряда других. Статья 4 настоящего закона гарантирует соблюдение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания и возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Названные положения федерального закона построены на основе соответствующих пунктов Декларации прав человека ООН, Декларации ООН о правах инвалидов и пунктов Конституции РФ и направлены на предотвращение всех форм дискриминации, в том числе по половому признаку в сфере соблюдения социальных гарантий инвалидам и гражданам пожилого возраста. В настоящее время в нашей стране принята и реализуется Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», направленная на решение проблем инвалидности и разработанная в целях реализации Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и усиления социальной поддержки инвалидов. Содержательный анализ данной программы показывает отсутствие постановки проблемы о социальном положении женщин-инвалидов.В то же время наличие в ее содержании подпрограммы «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» свидетельствует о более пристальном внимании государства к отдельной категории инвалидов, которую в большинстве своем составляют мужчины с инвалидностью. Кроме того, данная проблематика рассматривалась и ранее в рамках Федеральной целевой программы «Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000гг.» (была продлена до 2001г.) Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии косвенной дискриминации в отношении женщин-инвалидов. Положение женщин-инвалидов в Российской Федерации регламентируется двойным законодательством – о социальной защите инвалидов и общим законодательством по правам женщин. Следует отметить, что государственные программные документы не акцентируют категорию «женщина-инвалид», социальное положение которой в части соблюдения льгот и гарантий в большей степени предопределено группой инвалидности. Несмотря на усиление внимания государства, в том числе на уровне законотворчества, к некоторым категориям женщин (женщины-предприниматели, женщины детородного возраста, женщины, подвергшиеся насилию), женщины с инвалидностью по-прежнему не осознаются как отдельная группа, нуждающаяся в мерах дополнительной поддержки в части соблюдения прав и гарантий, предупреждения и устранения дискриминационных практик. Женщины-инвалиды зачастую сталкиваются с формами дискриминации, которые могут быть обусловлены или усилены как статусом инвалидности, так и статусом женщины. В Российской Федерации одним из немногочисленных документов, сфокусированных на регулировании положения женщин, является Постановление Правительства РФ «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996г. № 6, принятое во исполнение Указа Президента РФ «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996г. № 932. В текстах этих документов содержится декларация признания всестороннего участия женщин на основе равенства с мужчинами во всех сферах жизни общества, что имеет приоритетное значение для стабильного социального и экономического развития страны. Содержательный анализ Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, претендовавший на максимальный охват наиболее проблемных общественных сфер и уязвимых категорий женщин, показывает, что категория «женщина-инвалид» упоминается единственный раз в контексте организации и проведения культурно-спортивных фестивалей, задача подготовки которых, а, следовательно, и задача концентрации внимания на данной категории женщин возложена на Российский совет спортивного общества «Спартак». В пункте о разработке и внедрении стандартов Минздрава России для оказания лечебно- профилактической помощи девочкам и женщинам с учетом возраста, состояния здоровья и уровня оказания медицинской помощи, обязательного медицинского страхования, акцент сделан на физиологических особенностях, а не социальном статусе, социальном здоровье. Определение социально-правовых гарантий и положения женщин-инвалидов можно найти в законодательных актах различных областей и сфер общественной жизни. Права женщин-инвалидов в репродуктивной сфере определяются совокупностью законов, регулирующих проблемы инвалидности, и основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года. Права женщин на искусственное прерывание беременности регулируются Приказом Минздрава РФ «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» от 28 декабря 1993г. № 302 и Перечнем социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996г. № 567. В соответствии со статьей 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится по желанию женщины при сроке беременности до 22 недель. Перечень медицинских показаний для прерывания беременности содержит список диагностических показаний для прерывания беременности, в числе которых психические расстройства, умственная отсталость, болезни нервной системы, физиологические и психические состояния. Верхнюю строчку списка социальных показаний для прерывания беременности занимает наличие инвалидности I-II групп у мужа, а также наличие в семье ребенка-инвалида. К факторам риска относятся также социальные показания к прерыванию беременности, а именно: смерть мужа во время беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, многодетность (число детей 3 и более) и другими. Необходимо отметить, что речь идет о социальных показаниях к прерыванию беременности, что никоим образом не сопряжено с медицинскими противопоказаниями и не связано с возможными негативными последствиями для плода. Распад системы государственного заказа и экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, сокращение или банкротство специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, обострили для многих женщин-инвалидов проблему занятости. Основным законом, регулирующим трудовые отношения в РФ, является принятый в 2001 году Трудовой кодекс. Современный кодекс представляет собой документ, содержащий как пункты, ориентированные на нейтрализацию всех форм дискриминации в трудовой сфере, так и рассматривает особенности регулирования труда отдельных категорий населения. Статья 2 Трудового кодекса РФ декларирует запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе. Статья 3 кодекса запрещает дискриминацию в сфере труда: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения... а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Инвалидность как таковая не оговаривается в данном документе как причина дискриминации, ее можно отнести лишь к «другим обстоятельствам». Следует отметить, что вопросы положения инвалидов в сфере труда отдельно в документе не рассматриваются. Вместе с тем факты дискриминации работающих инвалидов многочисленны. Новый трудовой кодекс содержит раздел, посвященный особенностям регулирования труда отдельных категорий граждан, в том числе женщин и лиц с семейными обязанностями. Женская занятость в большей степени попадает в фокус особого рассмотрения в связи с физической тяжестью работ, репродуктивной и родительской функциями женщины. Индивидуальные особенности женщины не оговариваются в статьях кодекса, лишь статья 259 ссылается на необходимость учитывать медицинские рекомендации при направлении работниц в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе и работе в ночное время. Необходимо отметить, что новая редакция данной статьи кодекса стала более дипломатичной, сняты скрытые возможности дискриминации. Так, в старой редакции статья 162 запрещала ночные, сверхурочные работы и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В новом Трудовом кодексе статья оговаривает, что направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет допускается только с их письменного согласия. Кодекс оговаривает дополнительные гарантии сокращенного рабочего времени или дополнительных выходных дней для отдельных категорий граждан, в частности для женщин, работающих в сельской местности. К работе в ночное время не допускаются беременные женщины, инвалиды и лица, не достигшие 18-летнего возраста. Однако в предыдущей редакции КЗоТ предусматривал привлечение инвалидов к ночным работам с их письменного согласия и в случае, если это не противоречит медицинским рекомендациям. Закон запрещает отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Мотивы, связанные с инвалидностью или иными особенностями женщины, в законе не оговариваются. В Законе РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые в вопросах занятости особо нуждаются в социальной защите, поскольку больше других испытывают трудности в поисках работы. К их числу, прежде всего, относятся инвалиды. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения определены в статье 13 данного закона. В частности содействие улучшению положения женщин-инвалидов на рынке труда предполагается осуществлять с помощью разработки и внедрения дополнительных мер и целевых программ. Реализация равных прав на образование и повышение квалификации мужчин и женщин должна находить свое конкретное воплощение в программах профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки. В настоящее время женщины-инвалиды ограничены в возможности выбора профессии и переподготовки. Подавляющее число программ обучения, предлагаемых службой занятости, это курсы переобучения традиционным «женским» профессиям, как правило, не требующим высокой квалификации и уровня образования, таким, как швея, парикмахер, пекарь и другие. Обеспечение равных возможностей для реализации права занятости и образования требует, чтобы система профессиональной ориентации девушек-инвалидов и переподготовки женщин-инвалидов учитывала интересы и требования развивающегося рынка труда, а так же интересы и требования женщин с инвалидностью. Программы занятости населения не обременены вопросами содействия занятости женщин-инвалидов. Сами женщины зачастую не знают и не верят в возможность получения новой профессии или повышения квалификации. Одни просто говорят о том, что инвалидов нигде не берут и устроиться на работу одинаково трудно и женщинам и мужчинам с инвалидностью, иные не пытались никогда устраиваться на работу и изначально были ориентированы на домашний или надомный труд, а выбор профессии был предопределен сложившей структурой образования и обучения инвалидов. В настоящее время женщины-инвалиды по-прежнему не активно вовлекаются службами занятости и иными подобными структурами в процесс повышения квалификации, сами инвалиды не знают о существовании каких-либо общественных ресурсов помощи. Женские общественные движения и объединения в последнее время набирают силу, это отчасти подтверждает поиск веб-ресурсов и Интернет-ссылок, который показывает достаточно разветвленную сеть женских общественных организаций. Существует достаточное количество общественных организаций для отдельных категорий женщин (женщина-предприниматель, женщина-политик). Однако общественных организации или групп взаимопомощи женщин-инвалидов практически нет в реальном пространстве. Электронные ресурсы по проблеме женской инвалидности достаточно скудны, но все же встречаются небольшие информационные сайты о деятельности единичных общественных объединений женщин-инвалидов. В социальной защите мужчин с инвалидностью гендерная специфика прослеживается, прежде всего, в вопросах социальной адаптации, социально-психологической реабилитации ветеранов военных действий. Основными документом, регламентирующим отношения в данной сфере является ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. (с дополнениями и изменениями), а также ряд нормативных документов, принятых в целях реализации положений данного закона. Поддержка данной категории осуществляется и в рамках деятельности Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, а также созданных при активном участии представителей данной организации специализированных реабилитационных центрах в ряде регионов России. Таким образом, анализ законодательства по вопросам инвалидности позволяет сделать ряд выводов. Выделение категорий «мужчины-инвалиды» и «женщины-инвалиды» не прослеживается ни на уровне общественного осознания, ни на уровне законотворчества и администрирования. Гендерный подход к проблеме инвалидности на законодательном уровне не применяется. Высшие и местные органы власти, очевидно руководствуясь провозглашенными Конституцией и статьями международных документов принципами равенства, не считают целесообразным дифференциацию проблем инвалидности по гендерным признакам. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995)является гендерно-нейтральным. С одной стороны, это говорит о соответствии международным законодательным нормам, недискриминационном характере данного закона. С другой стороны, это свидетельствует о неразвитости дифференцированного подхода к вопросам инвалидности с учетом гендерного аспекта и идет в разрез с международными тенденциями по учету гендерного компонента для обеспечения равных возможностей в различных социальных сферах для мужчин и женщин. Между тем определение женщин- и мужчин-инвалидов как категорий с особыми потребностями и жизненными практиками приводит к более эффективной адресной социальной политике, способствует более адекватному решению социальных проблем. Однако лишь в Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов (1997) гендерная политика определена как составляющая «социокультурной политики» в отношении данной категории нуждающихся в дополнительной государственной поддержке. К сожалению, данный документ носит скорее декларативный характер, поскольку не сопровождается механизмами реализации основных положений. В этой связи необходимо подчеркнуть необходимость разработки и исполнения региональных целевых программ, направленных на преодоление всех форм дискриминации по гендерным и медико-социальным признакам.
Вопросы для самоконтроля 1. Проанализируйте структуру социального статуса мужчин и женщин с инвалидностью. 2. В чем проявляется множественность дискриминации женщин-инвалидов? 3. Каковы особенности мужской инвалидности? 4. Перечислите задачи, решение которых возможно при условии использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами. 5. В чем особенность регламентации положения женщин-инвалидов в РФ? 6. Охарактеризуйте результаты гендерной экспертизы законодательства РФ в области социальной защиты инвалидов. 7. В каких направлениях социальной работы с инвалидами в РФ прослеживается гендерная специфика? 8. Какое значение имеет гендерный подход в социальной защите инвалидов?
Рекомендуемая литература Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. – Саратов, 2003. Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. – М., 2009. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М., 2007. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М., 2009. Основы социальной работы: учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. 4-е изд. – М., 2008. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов, 2006. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – М., 2004. Социальная работа: учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. 2-е изд. – М., 2010. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. 3-е изд. – М., 2009. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. – М., 2009. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб., 2004. Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Одной из наиболее социально-незащищенных категорий в исправительном учреждении являются инвалиды. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня – инвалидность, по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ отбывают наказание около 22 000 инвалидов, половина из которых имеют инвалидность 1 и 2 групп, среди них достаточно высок уровень рецидивной преступности, составляющий более 20 %. Большое число осужденных инвалидов имеют хронические заболевания или часто болеют, половина из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Внушительная часть рассматриваемой категории осужденных не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. Не являются отличительными от общей массы осужденных причины попадания инвалидов в места лишения свободы. Среди них, прежде всего, совершение тяжких и особо тяжких уголовных преступлений. Превалируют следующие составы преступлений: причинение тяжкого вреда, повлекшего за собой смерть, умышленные убийства, разбойные нападения, грабежи, преступления, связанные с незаконным распространением наркотиков, и т. д. Осужденные, являющиеся инвалидами, отбывают наказание в исправительных учреждениях различных видов и режимов. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы, получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья. Но есть и такая категория осужденных, которые стали инвалидами в процессе пресечения совершаемых ими уголовных преступлений и в период исполнения уголовного наказания. Освидетельствование последних производится в процессе отбывания наказания территориальными экспертно-врачебными комиссиями по месту дислокации исправительных учреждений. Исполнение наказания в отношении этих осужденных имеет свои особенности, обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия и льготы. Во всех видах исправительных учреждений, за исключением исправительной колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы и тюрем, где все осужденные содержатся в камерах, осужденные инвалиды содержатся в обычных жилых помещениях, в них они размещаются по отрядам или бригадам. Осужденным инвалидам I и II групп создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Как правило, это могут быть отдельные помещения, где размещаются осужденные инвалиды. Основной проблемой в отношении проведения социальной работы осужденных инвалидов в учреждениях исполнения наказаний в той или иной мере являются проявления их социальных ограничений: 1. Физическое ограничение, или изоляция инвалида. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые ему мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве. 2. Трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его совсем. 3. Малообеспеченность. Эти люди вынуждены существовать либо на невысокую зарплату, либо на пособие, которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида. 4. Пространственно-средовой барьер. Сама организация жилой среды пока не является дружественной по отношению к инвалиду. 5. Информационный барьер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей значение непосредственно для них. 6. Эмоциональный барьер.Непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалида. (сноска: Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб.пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – С. 61-62.) Социальная среда жизнедеятельности осужденных инвалидов в исправительных учреждениях имеет ряд факторов, негативно влияющих на проводимую социальную работу с ними: монотонный образ жизни; ограниченность связей с внешним миром; бедность впечатлений; скученность, недостаток жизненного пространства; скудность выбора занятий; некоторая зависимость от других; длительное время общения с одними и теми же лицами; отсутствие интимного уюта; регламентированность деятельности исправительного учреждения. Одной из наиболее трудных социально-правовых проблем является социальная адаптация осужденных-инвалидов, освобождаемых из исправительных учреждений после отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Решение указанной проблемы непосредственно связано с вопросами борьбы с рецидивной преступностью. Доля осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в местах лишения свободы, имеет тенденцию к увеличению. Из всех категорий освобождаемых инвалиды в рассматриваемом аспекте являются наиболее проблемными. Существенным образом ограничивает права осужденных лишение свободы, являясь наиболее серьезным видом уголовного наказания, приводит к их десоциализации, утрате социально полезных навыков и свойств. Поэтому инвалиды оказываются наиболее уязвленной категорией не только в местах лишения свободы, но и после освобождения. Таким образом, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом осужденные инвалиды в исправительных учреждениях составляют группу высокого риска. Эти люди нуждаются в постоянной социальной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, педагогической и др.), поддержке и защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста по социальной работе, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением других специалистов. При этом необходимо учитывать, что инвалидность по объективным причинам разрешить окончательно не возможно. Поэтому вся деятельность специалиста по социальной работе с осужденными инвалидами в исправительных учреждениях должна быть дополнена психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.015 с.) |