Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная дискриминация женщин.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Долгая история умаления роли женщины в американском обществе нашла свое выражение в широком спектре дискриминационных норм общественного поведения и в социальных программах. В этой статье разбираются проблемы экономического неравноправия по признаку пола и на фактическом материале доказываются связи между дискриминацией женщины на рынке труда и отношением к ней общества в целом. Подобно другим статьям "Энциклопедии", касающимся женского вопроса, ее цель — привлечь внимание работников социальной сферы к проблеме дискриминационной практики, получившей широкое распространение во всех областях жизнедеятельности женщины, и к тем демографическим, экономическим и политическим изменениям, которые поставили под сомнение давно установившиеся взгляды на роль женщины в обществе. Неравноправие по признаку пола в значительной мере базируется на убеждении, что место женщины — в семье. Считается, что основные цели жизни женщины состоят в том, чтобы выйти замуж, рожать детей, быть помощницей мужу и воспитывать следующее поколение. Ожидается, что она должна обладать целым набором личных качеств, соответствующих этим целям, — это ориентация на зависимость, покорность и готовность жертвовать собственными интересами ради интересов других (И. Броуверман и др., 1970; С. Келлер, 1974). Работа, которую женщины выполняет вне семьи и дома, обычно рассматривается лишь как расширение вспомогательной роли, выпадающей на ее долю в семье, — например, работа секретаря, регистратора, няни — и представляет меньшую ценность по сравнению с работой мужчин. Многочисленные программы и политика в отношении женщины исходят из концепции женщины, ведущей хозяйство и живущей в семье. За последнее время произошли существенные изменения, однако продолжающаяся повсеместная дискриминация свидетельствует о силе общественных заблуждений и прессинге общественного мнения.
Определение дискриминации.
Тихая, неуверенная, "женственная" женщина и агрессивный, любящий земные радости, "мужественный" мужчина — таковы стереотипы. Непредвзятый взгляд на роли женщин и мужчин предполагает принципиальное различие между этими стереотипами и дискриминацией. Мужчины и женщины страдают от этих стереотипов. Дискриминация по половому признаку есть следствие неравного участия мужчин и женщин в структурах власти, и в этом смысле женщины страдают больше, чем мужчины. Дискриминация выражается в неравноправии женщин, основанном исключительно на половом признаке. Она ставит женщину в зависимое положение и приводит к серьезным социальным, экономическим и политическим последствиям для женщин как социальной группы. Женщинам, представляющим этнические меньшинства, угрожает дополнительная опасность вследствие этнической дискриминации, и эти последствия социальной и этнической дискриминации для них усугубляют друг друга.
История вопроса.
Хотя в колониальной Америке периода первых поселений женщины вносили равную долю в благосостояние семьи, производя большую часть кустарных товаров (Ф. Блау, 1984), тем не менее от них ожидали "благочестивости, покорности, чистоты и домовитости". Когда с индустриализацией изменились экономические стандарты, женщина была возведена на пьедестал, ее стали считать существом деликатным и женственным и видеть ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага "домашнего рая" для мужа. В реальности же женщины издавна стали основной рабочей силой в текстильной промышленности —первой важной промышленной отрасли США. Кроме того, в XIX в. тысячи женщин, особенно негритянки и иммигрантки, работали на фабриках и на других тяжелых работах (М. Диннерстейн, 1979). Несмотря на это, однако, первоначальный взгляд на женщину преобладал. В XIX в. замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени, даже распоряжаться собственной зарплатой. Четырнадцатая поправка к Конституции США, принятая после окончания Гражданской войны, содержала первое документальное упоминание о равенстве и поле, но это касалось только граждан мужского пола — черных и белых (К. Томас, I982). Важные изменения, происшедшие в XX в., потребовали экономического и политического равенства для женщин. Однако продолжающаяся дискриминационная практика в отношении женского труда — типов женских профессий, системы оплаты труда и пенсионного обеспечения — наглядно показывает, что в экономической жизни женщины определяющим фактором остается традиционное представление о "женской" роли. Отклонение поправки к Конституции о равных правах женщин и мужчин в 80-х годах —самый яркий пример продолжающегося сопротивления изменениям.
Экономические проблемы.
Из-за "багажа сексуальных стереотипов" (выражение Верховного суда, 1979 г.) было принято считать, что женщины ориентированы на семью и в финансовом отношении целиком зависят от своих мужей. С самого начала жизни к детям разного пола по-разному относятся и их родители, и другие члены семьи, а позже — сверстники и школьные учителя, способствуя развитию специфических половых личных характерных особенностей и взглядов на жизнь (Э. Маккоби и К. Джаклин, 1974; X. Мосс, 1972). В девочках развивают привязанность и соответствующие нормы поведения, заботливость о других в большей степени, чем о себе, ориентируют их на узкий профессиональный выбор, связанный с ролью в семье. В мальчиках, напротив, поощряется независимость и самостоятельность, стремление играть как можно более значительную роль в жизни и брать на себя основную экономическую ответственность за семью. Девочки систематически вытеснялись из определенных областей — например, из математики и естественных наук — под тем предлогом, что в их будущей деятельности не потребуются эти профессиональные навыки. Подобного рода узкая направленность в сочетании с другими дискриминационными акциями серьезно влияет на жизнь женщины. Даже имея диплом колледжа, она может рассчитывать на получение лишь 65% заработка мужчины — выпускника колледжа. Фактически мужчина, окончивший только школу, имеет доход на 23% выше, чем женщина с дипломом колледжа.
Трудовая занятость.
За период с 1890 по 1982 г. уровень трудовой занятости женщин увеличился с 18,2 до - 52,7 %. За тот же самый период доля женщин в общей численности рабочей силы возросла с 17% в 1890 г. до 42,7% в 1982 г. За исключением небольших скачков в отдельные периоды, например во время второй мировой войны, рост занятости женщин происходил постепенно (не более 1,5% ежегодно) и представлял собой "мягкую революцию". Характер трудовой занятости изменяется также в зависимости от семейного положения и возраста. До 1940 г. типичная работающая женщина была молода и одинока. За последние несколько десятилетий численность работающих замужних женщин возросла более чем в 3 раза. К марту 1981 г. впервые в истории количество замужних женщин (51%), работающих вне дома, превысило количество замужних домашних хозяек. В 1981 г. 27% супружеских пар жили исключительно на доходы супруга; 59% семей жили на доходы как мужа, так и жены. Экономисты утверждают, что женщины несут потери вследствие неиспользованных возможностей, т. е. в результате того, что не являются частью оплачиваемой рабочей силы. Среди женщин, имеющих детей, и особенно маленьких, также наметилось стремление работать. В 50—60-х годах значительно повысилась занятость среди матерей, имеющих детей школьного возраста. Однако начиная с 60-х годов женщины, имеющие детей-дошкольников, стали работать значительно чаще, чем другие категории матерей. В 1981 г. 48% матерей с детьми в возрасте до 6 лет имели постоянную работу, что на 18% больше по сравнению с 1970 г. В целом около 20% работающих женщин являются главами неполных семей (с одним родителем). Данные по таким семьям весьма неоднородны в зависимости от этнической принадлежности. По таким данным на 1981 г., семьи, находящиеся на содержании женщин, составляли 42% от общего числа негритянских, 23% — испаноязычных и 15% — белых семей. Матери-одиночки были заняты в сфере тяжелого физического труда значительно в большем количестве, чем женщины из полных семей, в процентном отношении — соответственно 68 и 56%. Количество семей с женщиной во главе значительно возросло с 1970 по 1981 г. (на 70%).
Стремление работать наблюдалось и у женщин в возрасте 25—34 лет. Женщины этой возрастной группы были разведены в среднем по 2 раза, они составили 55% в общем росте женской занятости в 1970— 1981 гг., 64% работающих женщин жили с мужьями до конца этого периода по сравнению с 79% на его начало. С 50-х годов значительное число женщин в возрасте от 45 до 59 лет пошли работать после того, как выросли их дети. Таким образом, в связи с поздними браками и материнством, уменьшением количества детей, наличием одного родителя в семье и с экономическими факторами в настоящее время значительно больше женщин участвует в наемном труде, и период их трудовой деятельности стал более продолжительным; в среднем их трудовой стаж равен 28 годам по сравнению с 38 годами у мужчин.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.189.19 (0.013 с.) |