Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обеспечение: финансирование.

Поиск

После пятнадцати лет быстрого увеличе­ния темпы роста расходов на социальное обеспечение в конце 70-х годов начали замед­ляться. Еще за период 1970— 1977 г. общего­сударственные и местные расходы более чем удвоились и рост расходов на душу населения составил 25%, несмотря на высокую инфля­цию и быстрый рост населения. Расширение финансирования штатами и местными вла­стями таких программ, как Программы помо­щи семьям с зависимыми детьми и медицин­ской помощи ("Медикейд"), способствовали этому росту расходов. Но уже в 1978— 1983 гг. реальные расходы на душу населения немного снизились.

Действия федеральных чиновников сти­мулировали кампании сдерживать расходы, хотя в целом эти расходы все же продолжали расти. Уровень федеральной помощи штатам и местным властям достиг своего пика и начал падать, что продолжалось в период после принятия первого бюджета Р. Рейгана. Это уменьшение федеральной помощи началось, когда президент Дж. Картер оставил планы амбициозной национальной политики разви­тия городов, которая могла поддержать высо­кий уровень федеральной помощи, направ­ленной на борьбу с ее уменьшением в 1975—1976 г. В течение 1978—1981 г. феде­ральная помощь для названных программ, главным образом для Программ помощи семьям с зависимыми детьми и медицинской помощи, продолжала быстро расти. Главные

 

 

 

 

 

общению включает в себя изучение поведе­ния, подходящего к данной конкретной ситу­ации, а также комбинирование различных его форм для достижения необходимого ре­зультата.

Наилучший опыт и наиболее отработан­ные приемы и навыки в социальном общении многие люди, включая исследователей, име­ют в общении по работе, с детьми, с сексуаль­ным партнером, в ситуации, когда нужно отказать, похвалить или поддержать собесед­ника, выразить чувства или просьбу и т. п. Однако исследователи видят необходимость в расширении этого перечня. Например, кли­енту необходимо: общаться со своими руково­дителями; спросить своего врача обо всем, что его беспокоит; вовлекать окружающих в об­суждение какого-либо вопроса, будь это на работе или дома; не согласиться с кем-либо; ограничивать своих детей в каких-то дейст­виях, а также выполнять другие родитель­ские обязанности. Все эти навыки можно использовать в сложных ситуациях, ставя­щих много различных проблем перед индиви­дом.

Обучение социальному общению обычно включает в себя такие учебные процедуры, как инструктирование, моделирование раз­личных ситуаций, проигрывание этих ситуа­ций, тренировку практического диалога. Не­обходимыми моментами здесь также являются поддержка клиента и наличие об­ратной связи. Не так давно в это обучение стали включать и способы разрешения раз­личных, систематически возникающих про­блем и многие другие стратегии. Система обу­чения применялась даже для таких категорий клиентов, как, например, хронические пси­хические больные, люди с отклонениями в развитии, изолированные от общества дети, алкоголики, люди, находящиеся в депрессии. Она также подходит для работы со взрослыми людьми при обучении их правильному обще­нию на службе и для работы со студентами, чтобы научить их вести опросы с исследова­тельскими целями.

Несмотря на специфические навыки, ко­торые прививают различным категориям клиентов, воспитание коммуникабельности практически неотделимо от общей теории и от различных компонентов социального об­щения, отработанных по результатам боль­шого количества эмпирических исследова­ний.

Обучение может быть включено в про­грамму, имеющую целью улучшение навы­ков социального взаимодействия, а может быть частью другой программы, включающей решение различных социальных проблем.

Обучение чаще всего проводится в небольших группах, и для этого есть множество причин. Обеспечивается обратная связь с клиентом, и любая точка зрения рассматривается как социально значимая. Клиент имеет возможность не только получить помощь, но и помочь другому. Работая в группе, можно моделировать и проигрывать различные сценки, при этом клиенты сами исполняют разные роли. В больших группах намного труднее осуществить индивидуальный подход к нуждам каждого клиента. Необходимо позаботиться, чтобы ни один из клиентов не доминировал при обсуждении. Иногда возникают такие проблемы, как несовместимость или конфликты внутри группы, и с ними тоже надо уметь бороться.

Хотя работа в группах намного предпочтительнее, случается так, что в данный момент необходимую группу собрать нельзя. В этом случае, а также в ситуациях, когда нужен особый подход к клиенту, приходится заниматься индивидуально. От социального работника требуется умение сыграть определенную роль или привлечь кого-либо для моделирования различных ситуаций. Обучение социальному общению также довольно успешно проводится в семьях.

Приобретение специальных навыков социального общения необходимо для решения предстоящих в жизни проблем. Важно также расширить имеющийся арсенал общения, например правильный обмен взглядами, изме­нение тона голоса в зависимости от ситуации, чтобы правильно вести себя в любых обстоятельствах. Хотя очень редко проблемы в социальном общении представляют серьезную неприятность или являются источниками стресса, довольно обширный и постоянный перечень недостаточных навыков связывают со значительными психическими отклонениями, алкоголизмом, сексуальными нарушениями, разногласиями в семье, депрессией. Неясно, какую роль играет изначальный дефицит навыков социального общения в paзвитии различных отклонений, но очевидно, что этот дефицит усугубляет проблемы, возникающие у клиентов из-за имеющихся отклонений.

Вероятно, существует связь между психическими отклонениями и недостаточной социальной коммуникабельностью, поэтому обучение социальному общению часто ис­пользуется как профилактическое средство в программах, проводимых в жизнь в школах, на предприятиях и в организациях, а также как корректирующая программа в оздорови­тельных учреждениях.

 

Теоретические основы.

 

Теоретические основы воспитания ком­муникабельности лежат в общей обучающей социальной теории. По социальной обучаю­щей теории, поведение человека в разных си­туациях, за исключением небольшого числа элементарных рефлекторных реакций, сле­дует серьезно изучать. Социальная обучаю­щая теория в первую очередь опирается на механизм наблюдательного изучения про­блем, что включает в себя процессы повторного воспроизведения увиденного, регулирует внимание и обеспечивает сохранение уви­денного в памяти.

Итак, человек, за которым наблюдают, рассматривается как модель. Для изучения поведения модели клиенты должны внима­тельно наблюдать и анализировать это пове­дение. Поэтому обучением управляют с по­мощью приемов, регулирующих внимание, включая характеристики наблюдателя и наблюдаемого. Например, если индивид утом­лен или перенес свое внимание на другое со­бытие, то он может отвлечься, невнимательно заниматься данным конкретным поведением человека.

Процессы, регулирующие сохранение в памяти увиденного, также играют огромную роль в том, как и что извлек клиент из наблюдения за моделью. Клиенты лучше запомина­ют и, следовательно, воспроизводят поведение, если они видели одинаковые реакции на различные ситуации у разных моделей или если они использовали реплики и другие средства, помогающие запомнить то, за чем они наблюдали.

Третий процесс, помогающий в наблюдательной форме обучения, — это воспроизве­дение. Для воспроизведения смоделирован­ных реакций клиенты должны иметь соответствующие физические возможности и навыки. Правильный выбор начального объ­екта для изучения улучшит воспроизведение смоделированного поведения. В особых и долгосрочных курсах могут преподаваться такие дисциплины, как шейпинг и более сложные предметы.

На четвертый процесс в наблюдательном обучении — побуждение — воздействуют как наблюдаемое поведение, так и система ценностей человека, являющегося моделью. Если результаты социального поведения по­ложительны и система ценностей у модели сравнима с системой ценностей наблюдаемого, то, скорее всего, он сможет воспроизвести предлагаемое поведение.

Обучение социальному общению — это программа, включающая в себя все перечис­ленные принципы для повышения гарантий обучения.

 

Экспертная оценка.

 

Цель экспертной оценки — определить конкретные навыки и недостатки социально­го общения клиента, а также выделить те си­туации, в которых они проявляются. Средст­ва для достижения этой цели включают наблюдение за выдуманной или реальной си­туацией, самонаблюдение и другие стандар­тные методы оценки.

 

Естественное наблюдение.

 

Штат больничного учреждения, семья или учителя в школе могут непосредственно наблюдать за различными социальными ситуациями, ко­торые требуют внимания.

Социальный работник, естественно, не имеет возможности наблюдать в течение дня за взрослым клиентом, живущим нормаль­ной жизнью в семье, но находящимся в труд­ной ситуации. Поэтому проводится специ­альное тестирование, во время которого клиенту представляется аналогичная ситуация, и он должен отреагировать, как будто все происходит в действительности. Другой под­ход — ведение клиентом дневника.

 

Тесты.

 

Существует два вида тестов:

 

Первый — это краткий тест, представляю­щий клиенту несколько ситуаций. Клиент должен описать, как бы он стал действовать в этих условиях. Например, в подобном тесте для детей ребенку предлагается восемь ситу­аций, каждая из которых позволяет исполь­зовать различные навыки социального пове­дения. Ребенка просят описать свою реакцию, если бы он сам находился в данной ситуации. Подобные тесты созданы для раз­ных категорий клиентов, вплоть до психиче­ски больных людей, находящихся в специа­лизированных учреждениях, а также для женщин, детей, подростков, пожилых лю­дей.

Второй тип тестов — это довольно про­должительное исполнение клиентом какой-либо роли. Такой тип тестов используется в случае одной широкой или усложненной си­туации. Например, если проблема состоит в ведении служебных диалогов, то проигрыва­ние подобных диалогов клиентом или целой группой клиентов поможет им представить необходимую ситуацию и найти варианты правильного поведения.

 

Дневники и самонаблюдение.

 

Клиента просят описывать в дневнике проис­шедшие с ним сложные ситуации, в которых он был удовлетворен своим поведением. Дневник в основном предназначен для записи тех ситуаций, над которыми будет работать клиент. Описание ситуаций, с которыми кли­ент, по его мнению, удачно справился, дает возможность определить, что именно клиент считает успешным.

Так как даже хорошо организованным клиентам очень трудно осуществлять само­контроль, их просят делать сначала только две записи в неделю: одна запись — это опи­сание удачной ситуации, другая — неудач­ной.

 

 

Стандартизированные методы.

 

Существует несколько методов, которые ис­пользуются как средство быстрого определе­ния навыков социального поведения клиента в различных ситуациях. Хотя эти методы под­чиняются определенным законам, специали­сты-практики находят, что использовать их легче, чем многие из методов сбора необходи­мой информации.

 

Процедура вмешательства.

 

Определив недостатки коммуникабель­ности, личные возможности человека и пре­пятствия, стоящие на пути осуществления необходимой помощи, можно внедрять обу­чающие программы. Во многих из подобных программ присутствуют следующие процеду­ры и стратегии: инструктирование, анализ различных ситуаций, моделирование и про­игрывание ситуаций, обратная связь, трени­ровка, поддержка и домашнее задание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.0.127 (0.01 с.)