Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования и их применение на практике.

Поиск

 

Тщательно изучая литературу по общин­ным и организационным исследованиям, Д. Ротман в 1974 г. предпринял попытку сформулировать эмпирически обоснованные принципы деятельности. Он обобщил научные выводы и применил их к таким областям, как организационное поведение, участие граждан, политическое и законодательное поведение, внедрение новаторских открытий и роль социальных агентов, способствующих изменениям в обществе.

При применении данных исследований следует сделать две оговорки. Одна из них относится к ограничениям, существующим в социологии. Тщательно разработаны и ис­следованы всего лишь несколько теоретических вопросов. Социальный феномен на­столько сложен, а возможности и набор современных методов исследований так огра­ниченны, что очень многое из того, что появ­ляется под названием социологических зна­ний, следует рассматривать в высшей степени скептически. Завышенные ожидания в отно­шении научных исследований или же чрез­мерный оптимизм в их отношении могут послужить препятствием при использовании результатов социальных разработок Другая оговорка касается границ, в которых резуль­таты исследований могут применяться на практике. Определенные теории могут найти применение только по отдельным практиче­ским вопросам в ограниченных условиях. При соединении воедино теории и социаль­ной работы должна существовать своего рода система очистки.

Первыми усилиями по достижению взаи­мосвязи теории и практики могут послужить действия специальных связующих агентов из области как социологии, так и социальном работы или же обучение в той и другой области и взаимный обмен знаниями. Учитывая интенсивность, с которой знания по социологии вводятся в программы для бакалавров, можно предвидеть, что будущие поколения социальных работников предъявят очень высокие требования к ученым-социологам, работающим в области социальной практики.

 

Джек Ротман.

 

См. также: Группы взаимной помощи; Естественные источники помощи; Социальное планирование; Социальное планирование и организация в местных общинах; Территориальная община: социальные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы; Участие граждан в социальных программах.

 

• Aiken M., Hage J. (1968). Organizational Interdependence and Interorganizational Structure.— American Sociological Review, 33(6), 912—933. • Banfield E.C. (1961). Political Influence. Glencoe, 111.: Free Press. • Benson J.K (1975). The Interorganizational Network as a Political Economy.— Administrative Science Quarterly, 20(2), 229— 249. • Bott E. (1957). Family and Social Network. Glencoe, 111.: Free Press. • Clark T. N. (1973). Citizen Values, Power and Policy Outputs: A Model of Community Decision Making.— Journal of Comparative Administration, 4(4), 385—472. • DahlR. С (1961). Who Governs? New Haven, Conn.: Yale University Press. • Hunter F. (1953). Community Power Structure: A Study of Decision Makers. Chapel Hill: University of Nortli Carolina Press. • Kaufman H. F. (1959). Toward an Interactional Conception of Community.— Social Forces, 38(1). • KramerR. (1976). The Voluntary Service Agency in Israel. Berkeley: University of California, Institute of International Studies. • Kramer R. (1981). Voluntary Agencies in the Welfare State. Berkeley: University of California Press. • Laumann E. O. (1973). Bonds of Pluralism. N. Y.: John Wiley & Sons. • Levine S., White P. E. (1962). Exchange as a Conceptual Framework for the Study of Interorganizational Relationships.— Admini strative Science Quarterly, 5(4), 583—601. • LiebowE. (1967). Tally's Corner. Boston: Little, Brown & Co. • Litwak E., Hylton L. F. (1962) Interorganizational Analysis: A Hypothesis on Coordinating Agencies.— Administrative

Science Quarterly, (4), 397—420. • ParkR. E., Hurgess E. W., McKenzie R. D. (1925). The City. Chicago: University of Chicago Press. • Ross M. G. (1967). Community Organization: I heory, Principles and Practice (2nd ed.). N. Y.: Harper & Row. • Rothman J., Epstein I. (1977). Social Planning and Community Organization: Social Science Foundations. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1433—1443). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Sanders I. T. (1966). The Community: An Introduction to a Social System (2nded.).N. Y.: Ronald Press Co. • Warren R. L. (1972). The Community in America (2nd ed.). Chicago: Rand McNally & ('о. • Wirth L. (1938). Urbanism as a Way of life.— American Journal of Sociology, 44(1), 1—24. • Zald M. (1969). The Power and I unction of Boards of Directors: A Theoretical Synthesis.— American Journal of Sociology, 75(1), 97—111.

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ЭВОЛЮЦИЯ.

Термин "деятельность общины" включает много аспектов. Это организация работы и решение проблем на уровне общины, практи­ческая и организационная деятельность на низовом уровне в микрорайонах, взаимопо­мощь, самопомощь, контроль за положением в общине, социальные действия и социаль­ные движения. Можно говорить также о соци­альном и политическом просвещении, работе в массах, экономическом, социальном, наци­ональном, региональном или местном планиронании, а также о сельском, городском, культурном, экономическом, социальном и историческом развитии. В последние годы на уровне общины возникали самодеятельные днижения, связанные с вопросами медицинского обслуживания, психического здоровья, энергетики, окружающей среды, а также с проблемами, затрагивающими интересы потребителей, женщин, детей и сексуальных меньшинств.

Чаще всего термин "деятельность общины" используется для того, чтобы обозначить социально-трудовые процессы, протекающие в общине, группе или в организации и имеющие целью повысить качество жизни граждан или производительность труда лю­дей, занятых в масштабах ограниченного рай­она, или членов определенной общности, объединенной общими интересами, или коа­лиции, созданной в связи с конкретной ситу­ацией или проблемой.

С точки зрения социальной работы дея­тельность в общине может рассматриваться как процесс вмешательства в целях разре­шения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социально-политического функционирования членов общины. Акцент при этом делается на разъяснительной работе и на создании структур, способных расширить возможности общины. Здесь отношения строятся скорее по принци­пу "снизу — вверх" в отличие от профессио­нально—бюрократической иерархии,основы­вающейся на принципе "сверху — вниз". Общинная солидарность является основопо­лагающим фактором при мобилизации уст­ремлений и возможностей граждан и непре­менным условием успеха всех программ. Деятельность на уровне общин является так­же составной частью общенациональных и международных программ, призванных со­действовать социальному и экономическому развитию наиболее обездоленных слоев насе­ления.

 

Масштабы деятельности.

 

В последние два десятилетия в Соединен­ных Штатах и других странах, как развитых, так и развивающихся, произошло заметное расширение сети организаций в общинах и общественных групп по месту жительства. Эти группы, приобретая опыт, расширяют круг стоящих перед ними проблем, занимают более активные позиции, переходят от проте­стов к разработке позитивных программ в сферах социальных услуг и экономического развития и выходят за пределы своих районов на общенациональную арену. Национальная комиссия местных общин составила список, в котором насчитывалось более 8 тыс. групп ак­тивистов, действующих в общинах, а когда Управление по делам микрорайонов Мини­стерства жилищного строительства и город­ского развития создало расчетную палату, ее услугами воспользовались 4 тыс. соответству­ющих местных организаций. Число некоммерческих организаций возросло с 500 тыс. в 1975 г. до 900тыс. в 1980 г., причем большин­ство из них опиралось на общины. По сообще­нию Президентской комиссии по психиче­скому здоровью, в 1978 г. насчитывалось более 500 тыс. программ самопомощи. К кон­цу 80-х годов только в Нью- Йорке действовало 10 тыс. квартальных клубов. Ориентиро­вочно в целом по стране более 20 млн амери­канцев входят в сотни тысяч групп, действу­ющих в микрорайонах. Некоторые из этих групп малочисленны, другие же имеют отде­ления в нескольких штатах. Сеть разнообраз­ных организаций, через которые осуществля­ется деятельность общин, расширилась за счет групп квартиросъемщиков, домовла­дельцев и предпринимателей, церковных со­циальных объединений, профессиональных групп, организаций, занимающихся усовер­шенствованием микрорайонов, обществен­ных групп поддержания порядка, центров по­мощи женщинам — жертвам насилия и побоев, советов по коммунальным услугам и разнообразных консультативных групп при общинах.

Разные типы организаций — государст­венных, благотворительных, религиозных и коммерческих — действуют не только на об­щинном уровне, но и на низовом уровне, на межорганизационной основе, в масштабах города, штата и региона, затрагивая более или менее широкий круг интересов граждан. В каждом конкретном случае обязательно привлекают жителей, членов организаций, потребителей, клиентов или их представите­лей. Если же такое участие сводится к минимуму, а решения принимаются преиму­щественно профессионалами на строго раци­оналистической основе или под контролем местных официальных властей, то подобный процесс может быть охарактеризован как планирование — централизованное или де­централизованное. В условиях демократиче­ского общества общинная деятельность и пла­нирование могут быть соперничающими и взаимодополняющими, но при всех условиях они взаимодействуют. Общины имеют боль­шое значение для исполнительных, распорядительных и координирующих функций большинства организаций. Почти каждое ве­домство в той или иной мере заинтересовано в отношениях с общинами и хотя бы в номи­нальном воздействии на ту общественную среду, в которой осуществляются его про­граммы. Если организация вовлекает в разра­ботку и осуществление ее политики или программы своих членов, клиентов, потреби­телей, местных жителей, то сотрудники ее аппарата должны, несомненно, решать зада­чи, которые встают и на уровне общины.

 

Функции.

 

В работе на общинном уровне упор дела­ется на самодеятельность и добровольное сотрудничество с теми жителями, чьи интересы каким-то образом ущемлены. Деятельность общины ставит одной из своих задач получе­ние или перераспределение ресурсов. Важ­нейшее значение при этом имеет поддержка или хотя бы терпимость со стороны государ­ственной власти даже в тех случаях, когда именно против нее направлены протесты или требования социальных перемен.

Функции и значимость деятельности об­щин имеют свои пределы. Проблемы соци­альной и расовой справедливости в стране и в мире, индустриального и технического раз­вития не могут быть решены путем вмеша­тельства на уровне территориальной общи­ны. Тем не менее деятельность общины, придающей большое значение местным инте­ресам, создающей локальные механизмы оказания услуг, производства и политическо­го развития, доказала свою полезность в каче­стве составной части усилий по решению многих имеющих региональное или нацио­нальное значение общественных и институциональных проблем. Различные советы, об­щинные организации, децентрализованные политические и административные структу­ры оказывают важную помощь государству при решении крупных проблем социальной политики. Примером могут служить перма­нентные совместные усилия общин, ведомств и правозащитных организаций, направлен­ные на решение на уровне городов и штатов таких проблем, как экономическое развитие, безработица, голод, положение бездомных, отсев школьников и хулиганство молодежи. Этим занимаются ассоциации местных групп или организации, каждая из которых стре­мится привлечь к себе больше внимания и получить больше средств из субсидий, предо­ставляемых общинам, для решения конкрет­ных местных проблем. Представители властей городов и штатов также поддерживают эти инициативы общин в интересах урегули­рования кризисных ситуаций и функцио­нального общественного контроля. Широкое развитие деятельности на местах свидетель­ствует о традиционном стремлении общин к взаимопомощи, защите своих членов и контролю над принятием решений, предо­ставлением услуг и использованием ресур­сов, необходимых для улучшения или под­держания важнейших параметров жизни местного населения.

 

Община.

 

Идея, лежащая в основе существования общины, определяет и природу, и цели общинной деятельности. Эта идея восходит к более древним временам, чем эпоха зарождения национальных государств. Она основана на взаимоотношениях между семьей, родственниками, друзьями и соседями. Самое прочное чувство общности рождает соедине­ние родственной и территориальной близо­сти. Наиболее плодотворными, как известно из истории, были те общины, которые основывались на общности религии, социального положения, ремесла, образования и взаимо­помощи.

В последнее время бытует представление, что общинные узы в индустриальных странах ослабевают или утрачиваются вовсе. Люди стали менее привязаны к родственникам, соседям и друзьям, проживающим в террито­риальной близости. Высокая подвижность населения, разделение мест работы и проживания, развитие комплексной культуры су­жают возможности общин. Произошел пере­ход от присущих общине горизонтальных связей между людьми и организациями к бо­лее вертикальным бюрократическим связям. Возрождение общины, очевидно, зависит от перераспределения ресурсов путем более справедливого разделения политической вла­сти, более эффективного контроля над местными ресурсами и программами. Для этого требуется сочетание ответственности с права­ми и привилегиями. Выдвигаются все более настойчивые предложения о наделении об­щины большими правами и ответственно­стью, что находит отражение в различных общественных движениях, включая общества защиты потребителей, самопомощи, днижение за защиту гражданских прав. С этой точки зрения хорошая община — это сильная община, обладающая волей и способ­ностью успешно бороться за усиление своего влияния, состязаться с властями, избирая при этом ответственные методы, подходящие к местным условиям. Энергичная община так­же не склонна к соглашательству или приспособленчеству — она постоянно находится в динамичных действиях, нередко конфликтуя с другими общинами, организациями и цент­ральной властью.

 

Стратегии вмешательства.

 

Деятельность общины может проходить в соответствии с двумя стратегиями вмешательства — социальной поддержки и политических действий. Эти две линии тесно взаимосвязаны, хотя в какое-то время одной может отдаваться предпочтение перед другой. Например, тактика протестов и конф­ликтов не всегда идентична радикализму и может использоваться в оборонительной стратегии для сохранения социального ста­тус-кво. В свою очередь тактика переговоров и дискуссий может в подходящие моменты использоваться как для подготовки политиче­ских действий, так и в связи со стратегией социальной поддержки. Главными целями в обоих случаях являются выявление пробле­мы, стоящей перед общиной, создание груп­пы активистов, достижение сплоченности, привлечение имеющихся ресурсов для того, чтобы заняться соответствующей проблемой.

Ни социальная поддержка, ни полити­ческие действия не требуют сохранения стабильности во что бы то ни стало или ради­кальных структурных изменений. В демокра­тическом обществе обе линии проводятся в условиях конкуренции и рыночной экономи­ки, правового государства и гуманизма. Политическая система всегда имеет доста­точный запас гибкости и ресурсов, чтобы удовлетворить минимальные социальные по­требности общины. Тем не менее ситуация может сложиться иначе, если представители общины занимают экстремистские позиции. Организации домовладельцев и весьма респектабельные граждане, одержимые идеей социальной справедливости, способны раз­вернуть самую жесткую кампанию против расовой дискриминации или, например, до­ставки школьников автобусами. Организа­ции безработных или студенты и их местные сторонники могут устроить сидячую заба­стовку на заводе или причинить материаль­ный ущерб, чтобы воспрепятствовать перево­ду предприятия в другой город или страну.

В целом стратегия социальной поддерж­ки делает упор на поощрение системы взаим­ной помощи на межличностном, межоргани­зационном и общинном уровнях. В ее цели входит также получение ресурсов для оказа­ния услуг, их распределение и перераспреде­ление для удовлетворения конкретных по­требностей наиболее нуждающихся групп населения. Решение возникающих вопросов требует взаимодействия отдельных лиц и ор­ганизаций. Однако, когда активисты занима­ются только собственными интересами и по­требностями, они представляют собой не общинную организацию, а скорее группу са­мопомощи. Принципиальной целью группы, занимающейся деятельностью в интересах общины, должно быть совершенствование или изменение определенных институцио­нальных или местных условий, которые за­трагивают общину в целом или ее значитель­ную часть. При этом, сталкиваясь с конкретными проблемами, например образо­ванием, медициной и психическим здоровьем, многие организации сочетают собствен­ные нужды и взаимопомощь с интересами об­щины в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.16 (0.008 с.)