Недостатки и выбор новых путей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недостатки и выбор новых путей.



 

База знаний социальной работы развивается сегодня быстрее, чем когда-либо. Тем не ме­нее можно отметить и ряд недостатков. Не­редко полемические и риторические выводы заменяют заключения, основанные на дока­зательствах. Менее очевидной, но все же не­сомненной является склонность уравнивать знания и голый эмпиризм. Некоторые из опубликованных исследований, хотя и ка­жутся методологически внушительными, об­ращаются к достаточно тривиальным пробле­мам. Другие исследования нетеоретичны и некумулятивны, мало что добавляют к систе­матическому развитию и укреплению знаний в области социальной работы.

При подготовке будущих практических работников важно учитывать, что, во-пер­вых, эмпирическое укрепление социальной работы является профессиональным долгом всех социальных работников. Во-вторых, профессия должна выдвигать элементарные побудительные мотивы для практической де­ятельности или по крайней мере сокращать число мотивов, снижающих инициативу, чтобы практики использовали исследова­тельские находки в своей деятельности. В-третьих, необходимо обратить внимание на подбор и адаптирование знаний из других дисциплин: следует заимствовать лишь зна­ния, теоретически подкрепленные и имею­щие отношение к практике. В-четвертых, в социальной работе нужно приложить особые усилия, чтобы установить ее конструктивные связи с дисциплинами, изучающими широ­комасштабные общественные изменения. И наконец, следует разработать новые модели сотрудничества науки и практики для выра­ботки знаний в практическом, институцио­нальном контексте, с тем чтобы эти знания имели значение и достоверность для тех, кто в конечном итоге будет их использовать (М.Рейн и С. Уайт, 1981).

 

Профессиональное образование для социальной работы.

Программа подготовки для выпу­скников и бакалаврская программа.

 

Развитие социальной работы как профессии происходило наряду с развитием системы об разования в социальной работе. Начавшись и конце XIX в. в форме кратковременных программ подготовки, официальное образование в области социальной работы сейчас в основном дается в колледжах и университетах. Комитет по образованию для социальной работы (КОСР) является единственным полномочным органом для принятия образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.Комитет опубликовал новое Положение о политике в области учебных программ (1982), которое формулирует как цели, так и основное содержание для приблизительно 350 бакалаврских и 90 магистерских утвержденных программ.

За 60—80-е годы отмечен быстрый pocт докторских программ в области социальной работы, большая часть которых ориентирована на подготовку выпускников к участию в исследовательских проектах, в гуманитарных науках, в преподавательской деятельности и к занятию высоких должностей в системе управления, планирования и политического анализа. В последние годы было присуждено несколько докторских степеней в клинической и практической областях.

Ускоряющееся расширение докторских программ и их масштабности сделало необходимым создание в 1977 г. Группы содействия получению докторских степеней в области социальной работы. Эта группа проводит ежегодно совещания для обсуждения направлений, проблем и тенденций в докторском образовании и для планирования общих подходов к его расширению в системе социальной работы.

 

Непрерывное образование.

 

Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных проблем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в действие новых законодательства, политики и инструкций; популярность новых моделей лечения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригинальных подходов к сбору и использованию информации; требования к обновлению системы лицензирования.

Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы обучения после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышение квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализуются, как правило, в форме краткосрочных курсов в учреждениях, а также на симпозиу­мах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентационный курс, курсы усовершенствования и пе­реподготовки, предполагает обсуждение, ре­комендации и официальную подготовку, направленные на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как сущест­вующие, так и новые задачи.

Программы непрерывного обучения в на­стоящее время предлагаются в самых разно­образных вариантах (А. Лауфер, 1977).Уни­верситеты предлагают их на дополнительных отделениях, в профессиональных школах и на факультетах непрерывного обучения. Бю­ро по социальным услугам, коммерческие фирмы, государственные программы местных отделений Национальной ассоциации социальных работников поддерживают программы непрерывного обучения для социальных работников. В непрерывном обучении увеличивается использование аудио- и виде­оматериалов.

Источники изменений в образовании для сферы социальной работы.

 

Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отражение в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конечном итоге на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных понятий, так и целых теорий в учебный план. Демографические тенденции, особенно сокращающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы населения на предмет наличия потенциальных кадров, например мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.

Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее время обнаруживает склонность к частной практике (А. Рубин и П. Джонсон, 1984), играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведения, например управленческие информационные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику со­циальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные программы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником измене­ний. Все в большей степени факультеты соци­альной работы склонны принимать препода­вателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной рабо­ты и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе.

 

Проблемы и достижения.

 

Возмож­но, центральным вопросом образования в со­циальной работе станет в ближайшем будущем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обу­чению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного плани­рования или систематической оценки образо­вательных потребностей профессионалов. Реализация этих предложений зависит от денежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в ме­няющейся бюджетной обстановке. Часто про­граммы непрерывного обучения составляют­ся так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.

Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижа­ющееся число кандидатов, уменьшение при­ема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, рас­пространение бакалаврских программ и быстрое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресур­сов.

Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, зна­чительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных про­граммах социальной работы. Общей тенден­цией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия фа­культетов социальной работы и юриспруден­ции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунально­го хозяйства, общественного управления, ме­дицины и др.

 

Проблемы будущего.

 

Основной внутренней проблемой соци­альной работы является неопределенность области профессиональных интересов и ее границ. Идет ли речь об услугах для отдель­ных лиц или о какой-то другой теме, споры о специальной нише и сущности профессии продолжаются.

Зрелая, сформировавшаяся профессия предполагает полное единство взглядов и воз­зрений, но она открыта и для идеологического плюрализма. Она не всегда едина и редко бывает однородной. Часто профессиональ­ный цех — это свободное объединение от­дельных частей (Р. Бучер и А. Страусс, 1961).Ее не депрофессионализируют проти­воборствующие философские системы, политические предпочтения, выборы страте­гии и наличие отдельных групп со своими специфическими интересами. Применитель­но к социальной работе следует признать, что неопределенность сферы деятельности отнюдь не является помехой. В сущности, неоп­ределенность создает ситуацию новых воз­можностей и стимулирует конкуренцию в традиционных сферах занятости.

Явление деквалификации — более серь­езная проблема, чем неопределенность. В не­которых штатах образовательные нормы и требования к конкретным должностям в сис­теме социальной работы были или занижены, или изменены. Отсутствие утвержденной си­стемы классификации видов работ в системе социальной работы по функциям, целям или обязанностям еще больше осложнило ситуа­цию.

В составе агентств по соцобеспечению всегда присутствовало значительное количе­ство специалистов из других областей. Неяс­но, будет ли предполагаемое перераспределе­ние рабочих мест в системе социальной работы в пользу специалистов из других обла­стей, или парапрофессионалов, компенсиро­вано вакансиями для профессиональных со­циальных работников в таких сферах, как помощь наемным работникам, уход за пре­старелыми или частная практика. Ясно, однако, что недостаток средств наряду с недоб­рожелательностью со стороны властей представляет огромную опасность для про­фессии, стремящейся сохранить ведущую роль в традиционных для социальных работ­ников сферах занятости.

 

Частная практика.

 

Огромное число социальных работников занимаются част­ной и индивидуальной практикой, невзирая на неоднозначность оценок, даваемых этому явлению в литературе. По одной оценке (Н. Хамфрейз и М. Дайнерман, 1984), при­близительно 23% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором соци­альной работы, потому что освобождает работника от бюрократического давления, оказываемого на служащих агентств, прино­сит профессиональное признание и предо­ставляет возможности для улучшения фи­нансового положения. Узаконенность частной практики как составной части социальной работы уже не подвергается сомнению.

Критикующие частную практику рас­сматривают эту форму деятельности как отступление от традиционных профессиональ­ных обязательств перед бедняками и людьми, попавшими в затруднительное положение. Клиентами частников являются, как правило, представители среднего и высшего классов. Клиенты же традиционной социальной работы — слабые и угнетенные — обычно игнорируются частными работниками, так же как ими игнорируется и негативное мнение общественности. Некоторые критики считают, что одновременное внимание к личности и к окружающей среде способствует чрезмерно психологизированному представлению о мире в сфере частной психотерапии. Критаки также считают, что частные работники ставят погоню за личными целями выше вопросов социальной справедливости.

Массовый уход социальных работников в частный сектор высвечивает основные моменты внутриведомственной борьбы между социальными работниками, психологами, психиатрами и юристами ("Сошиал уоркерс волт", 1985). Основные конфликты связаны с проблемой выплат от страховых компаний. Однако вопросы о том, кто и для каких целей должен получать патенты и как нужно называть тех или иных специалистов, также становятся предметом обсуждения. Оно в значительной степени зависит от отношения к защите общественных интересов, но вместе с тем не свободно и от идеи защиты интересом профессиональных. Внутри самой профессии энергично развивается процесс лицензирования социальных работников, хотя критики продолжают указывать на его дискриминирующее и ограничивающее воздействие на некоторые группы полупрофес сионалов.

Можно спорить о том, является ли увеличивающаяся занятость социальных работников в частном секторе неким стратегическим приспосабливанием к изменяющемуся политическому климату или же она представляет собой начинающееся отделение профессии от общественного института социального обеспечения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.011 с.)