Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологические различия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Э. Биллингсли (1968) считает, что формы семейной организации зависят от уровня культуры. Он полагает, что группы, страдающие от расовой дискриминации, угнетения и нищеты, используют уникальные семейные структуры в качестве защиты. Н. Седарка (1981) придерживается мнения, что различные подкультуры в США сохранили некоторые черты семейных структур стран своего происхождения, поэтому структура семей чернокожей этнической группы в США не похожа на структуру семей других этнических групп. Еще со средних веков в европейских странах по различным историческим и экономическим причинам в семейной организации доминировал принцип супружества — родства по браку, которое оформлялось и закреплялось законом. Африканские семьи, напротив, образовывались вокруг кровнородственного ядра. Азиаты, жители тихоокеанских островов, испанцы, евреи, поляки, греки и итальянцы отдают предпочтение расширенной модели семейной организации. Следовательно, можно сделать вывод, что семейная структура изначально пытается адаптироваться к окружающим условиям. В конечном итоге белые семьи отдают предпочтение супружеской ячейке, или нуклеарной семье, а не расширенной форме семейной организации, так как нуклеарная семья, очевидно, отвечает их требованиям в условиях стремительного развития промышленности и предпринимательства. Однако современные экономические и политические реалии способствовали усилению давления на семью этого типа и выявлению ее слабых сторон. Так, Р. Бердуистл (1970), один из тех, кто рассматривал нуклеарную семью как патологическую форму семейной организации, отмечал: "Если личные взаимоотношения допустимы только в рамках нуклеарной семьи и если молодое поколение, повзрослев, покидает ее, чтобы создать новую семью, такая организация неизбежно является недолговечной и саморазрушающейся. Старшее поколение остается в изоляции, а молодежь чувствует себя виновной в разрушении семьи, поскольку повзрослела". Несомненно, что нуклеарная семья не существует в таком виде, как это описал Р. Бердуистл. Но возникает вопрос: сможет ли нуклеарная семья существовать в любых условиях? В семьях американцев испанского происхождения большое значение придают семейному единству, уважению и верности, подчеркивают полезность расширенных семейных уз и делают упор на их сохранение и поддержание. Семейными связями и частотою контактов среди своих членов такие семьи превосходят англо-американские. В состав мексиканских расширенных семей часто входят пожизненные друзья и фиктивные родственники наряду с близкой и иной родней. Фиктивное родство создается католической традицией, по которой у ребенка появляются крестная мать и крестный отец. Они оба разделяют ответственность за благополучие ребенка. Наличие фиктивных родственников или пожизненных друзей семьи характерно и для негритянских семей. Их считают действительными родственниками, они имеют такие же обязанности и такие же материальные и духовные привязанности, как и обычные родственники, их часто называют "дядя" и "тетя". Д. Ашхенбреннер (1973) отмечал, что на Юге США "дядей" и "тетей" нередко называют просто людей старшего возраста, не являющихся родственниками. Других фиктивных родственников называют "мать понарошку", "отец понарошку", "брат понарошку" или "сестра понарошку". В семьях американцев азиатского происхождения молодежь с большим уважением относится к старшим. А. Харрисон, Ф. Серафика и Г. Макаду (1985) отметили, что взрослые японцы и китайцы демонстрируют исключительную преданность семье. Для азиатских культур характерны почтительное отношение к старшим, внутригрупповая сплоченность, чувство коллективизма, верность иерархической структуре семьи, зависимость, уважение, чувство долга и ответственность по отношению к семье. Японцы рано начинают внушать детям положительные стороны полной зависимости, когда каждый член семьи испытывает на себе благожелательное отношение других. Японцы поощряют преданность, китайцы придают большое значение клану — сложной многопоколенной семейной структуре, основывающейся на кровнородственных отношениях и существующей в течение многих веков. Семьи американцев индейского происхождения могут раздваиваться. Это значит, что материнская и отцовская ветви семьи разделяются на отдельные роды и объединяются в этнические общины. Хотя в племенах существуют определенные различия, обычно сестра матери очень близка ей и ее ребенку и ведет себя по отношению к нему как мать (Д. Лум, 1986). В семейных общинах дедушки и бабушки сохраняют официальное и символическое лидерство. Они имеют право голоса в воспитании детей, и родители редко отвергают рекомендации старших. Молодые люди стремятся получить одобрение старших членов общины, которые устанавливают нормы для всей семьи. В семью в качестве фиктивных родственников вводятся лидеры, не имеющие с ней родственных связей. Выполнение "дедушками" и "бабушками", "тетями" и "дядями" эффективных и разнообразных функций способствует созданию важной структуры семейной помощи и поддержки. Расширенная семья имеет особое значение для представителей цветных и других национальных меньшинств, чья жизнь в США осложнена результатами расовой дискриминации, угнетения и нищеты (Д. Хоппс, 1982). Как отмечал М. Сассмэн, эта форма семьи широко распространена среди чернокожих, ее существование необходимо для выживания как отдельной личности, так и негритянской культуры в целом. В обширном исследовании о пересечении культур, выполненном в Нью-Йорке, проведено сравнение образа жизни лиц преклонного возраста среди негров, испанцев и белых сделаны следующие выводы. Во-первых принадлежность к определенной этнической группе предопределяла семейную поддержку и солидарность только у испанцев, которые обычно имели большие семьи, чем представители других народностей, проводили больше времени в семье и получали больше помощи от своего потомства. Во-вторых, негры и испанцы в равной степени помогали своим детям и оказывали им более значительную финансовую помощь, чем белые. Второй вывод явственно указывает на адаптацию к воздействию нищеты. В исследовании Б. Бенгстона и др. (1985), посвященном неграм, американцам мексиканского происхождения и белым семьям в округе Лос-Анджелес, было отмечено, что американцы мексиканского npouсхождения проявляют наиболее высокую степень семейной солидарности. Автора пришли к выводу, что раса не всегда предопределяет форму семейной организации и распределение ответственности за удовлетворение потребностей престарелых членов семьи. Совершенно очевидно, что поддержка со стороны членов семьи зависит от их дохода Следовательно, экономические и этнические факторы взаимосвязаны. Представители цветных и других этнических меньшинств имеют меньший доход по сравнению с белыми, что находит отражение в размерах оказываемой или желаемой помощи. Таким образом, хотя существуют этнические различия в обеспечении семьи социальной поддержкой, на их природу оказывают влияние: демографические факторы — возраст, образование и место проживания; структурные - размер и состав семей; экономические—возможности поддержки и среднедушевные доходы. Развитие семья.
Рассмотрим стадии развития семьи, которые включают жизненные цели, стоящие перед семьей из многих поколений на протяжении всего ее существования. Первая стадия — образование первоначальной семьи, или ячейки воспроизведения; она является началом жизненного цикла всех семей и представляет для семьи из многих поколений точку отделения от предшествующей семейной системы. Эта стадия развития семьи часто сопровождалась и сопровождается миграцией, в результате которой члены семьи оказываются разделены пространством с родителями, родными братьями и сестрами, родственниками и друзьями, что приводит к ослаблению их связей со старым миром и прежними традициями. Например, представители европейских народностей мигрируют в Соединенные Штаты, негры — с Юга на Север, пуэрториканцы — на материк. Вторая стадия начинается с рождения детей и образования новой семейной системы. Она характеризуется созданием и расширением семейной системы, воспитанием детей в ячейке, состоящей из двух поколений. Нa третьей стадии нуклеарная семья расширяется до трех поколений, когда взрослые дети уезжают или остаются дома, заводят собственные семьи или откладывают их создание. Родители должны адаптироваться к роли бабушек и дедушек — носителей семейной мудрости и знаний, а также отказаться от некоторой авторитарности родительской роли. Взрослая молодежь продолжает оставаться наполовину зависимой. Она может часто навещать родителей, обращаться за советом и нуждаться в финансовой и материальной поддержке, укрепляя таким образом семью как ячейку, состоящую из трех поколений. Родителям приходится иметь дело с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками и друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками, присоединившись к семье в качестве "жен" или "мужей". На этой стадии развития происходит столкновение центральной многопоколенной ячейки с другими ячейками, представленными в лице зятьев и невесток, которые угрожают единству ее ядра. Необходимо исследовать конфликт между семьями и пути его разрешения: какие семьи расширяются за счет новых членов, какие семьи теряют членов и по каким причинам это происходит. Можно предположить, что два фактора, влияющие на этот процесс, — это статус семьи и сплоченность ее членов. Короче говоря, на этой стадии семья из многих поколений сталкивается с возможным разрушением или расширением, с потерей или приобретением новых членов. Четвертую стадию можно считать периодом автономии и равновесия в отношениях между поколениями. Дети успешно устроились в отдельных семьях, а родители, достигшие 50—65 лет, находятся на пике своей карьеры или готовятся к пенсии. В течение этого периода крепнет семейная солидарность, структура семьи оптимальна, в ней представлены все поколения, и большинство ее членов пользуются независимостью и уважением. Взрослые члены семьи достигают "родственной зрелости", которая находит выражение в их способности поддерживать родителей и, если это необходимо, заботиться о них. М. Сассмэн (1985) отмечал, что с ростом экономической и психологической независимости молодых супружеских пар появляется разрыв в отношениях между поколениями до момента выхода родителей на пенсию, что считается наступлением старости — периода уменьшающейся жизненной энергии и ухудшающегося здоровья. Пятую стадию можно назвать периодом заботы. Как было отмечено выше, структура семьи из многих поколений все более усложняется и семья включает все новые поколения. Все большее число ее членов нуждается в заботе, растет вероятность физической слабости и болезней у старших членов семьи, которые живут дольше, чем предыдущие поколения. Однако снижение уровня рождаемости привело к явному уменьшению числа людей, которые могут заботиться об увеличивающемся числе людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке. На этой стадии дети, достигшие среднего возраста, занимают ключевые позиции в своей деятельности и в системе родственных связей, объединяющей несколько поколений. Они могут: предоставить кров престарелым родителям; заботиться о разведенной дочери и ее ребенке; поддерживать своих детей в период учебы; опекать родственников и иногда предоставлять кров родственникам, переехавшим в их город для работы, учебы или брака; заботиться о семьях детей, которые никогда не покинут дом, и о детях своих взрослых детей, которые работают или ищут работу. Все эти сложные функции не оценены в полной мере и не исследованы. Это типичное "поколение сандвича" (термин используют для характеристики среднего поколения, зажатого между потребностями молодого и старого поколений). Забота о престарелых или физически слабых родителях — главная задача на этой стадии и источник большого числа стрессов и роста напряженности в семье. Единству семьи угрожает недееспособность или смерть представителей старшего поколения. Семье приходится решать задачи, связанные с изменением ролей, семейным горем и потерями в период постепенной передачи ведущей роли в семье от стареющего ядра ячейки к следующему поколению. Шестая стадия — заключительный период семейного цикла, она называется "реконструкцией". С появлением нового главы семьи уменьшается сложность выполняемых функций, появляется реконструированная ячейка — второе поколение в жизненном цикле семьи, а не новая семья. Неразрывная связь с первоначальной ячейкой поддерживается с помощью семейных преданий, обрядов и ритуалов, в течение многих лет вновь и вновь возвращающих к уникальным семейным традициям.
Социальная политика.
Социальная политика, имеющая целью оказать положительное воздействие на семью из многих поколений, должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как личности, так и семьи в целом. Важно признать решающую роль семьи в области социальной поддержки, причем семья выполняет двойственную социальную задачу: во-первых, воспитывает, готовит к общественной жизни и поддерживает своих членов и, во-вторых, способствует своему собственному развитию и существованию во времени, от одного поколения к другому. Система социального обеспечения, финансируемая налоговыми отчислениями от зарплаты и доходов, является ярким примером того, как сложно в рамках социальной политики гарантировать материальное благополучие семьи из многих поколений. Рост стоимости жизни, увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих приводят к росту стоимости социального обеспечения. В этом причина поляризации работающих и пенсионеров, а также конфликта между поколениями. Поколение работающих начинает считать врагами своих родителей, дедушек и бабушек. Жизненно важным вопросом современной социальной политики стал конфликт между "сотрудничеством поколений" и "правом справедливости" между ними (Э. Кингсон и Б. Хиршорн, 1985). Право справедливости между поколениями — это положение, которое подчеркивает конфликт между поколениями из-за недостаточности ресурсов. Оно приводит к соперничеству между возрастными группами, расами и поколениями в семье. Родители противостоят детям, дети престарелым, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Сотрудничество между поколениями подчеркивает общую заинтересованность всех поколений в социальной политике, отвечающей запросам отдельной личности и семьи в целом на всех стадиях жизненного цикла. Чтобы помочь семье из многих поколений, социальная политика, как минимум, должна основываться на ценностях сотрудничества внутри поколений и между ними и на благосостоянии. Политика, которая воздействует на молодежь, неизбежно влияет и на престарелых и в конечном счете сказывается на благосостоянии семьи как средстве достижения социального согласия. Как было отмечено, текущая социальная политика формируется в атмосфере соперничества, при сокращении государственных ассигнований на социальные программы. В результате этого политика, приносящая пользу одной возрастной группе, не идет на пользу другой. Программы, предназначенные для безработной негритянской молодежи в возрасте 16—24 лет, были значительно урезаны, так как общество пытается решить задачу, связанную с интересами и потребностями пожилых людей. Общество косвенно обрекает поколение рабочих всех возрастов на "социальную необеспеченность" в пенсионном возрасте, так как социальная обеспеченность финансируется из текущих зарплат. Есть мнение, что к 2020 г. большинство рабочих, действительных и потенциальных, составят чернокожие и испанцы. Чем ниже уровень их образования, тем меньше их доход, что скажется на размере налоговых отчислений. Белый средний класс лишь в том случае добьется обеспеченного в социальном отношении ухода на пенсию, если молодежь из числа этнических меньшинств, вливающаяся сейчас в трудовые слои населения, сможет заработать достаточно денег для финансирования ухода белых на пенсию. Далее, можно предположить, что хроническая безработица и низкий уровень образования среди молодежи этнических меньшинств поставят под угрозу процветание нации, приведут к сокращению поступлений из налоговых отчислений, меньшению рабочей силы и снижению производительности труда. Смогут ли семьи в результате противоречивой социальной политики 80-х годов внести вклад в развитие семейно-родственной системы первой четверти XXI в., или общество по-прежнему будет испытывать нехватку трудовых ресурсов, разобщенность усилий, конфликт и соперничество между поколениями, наносящие вред семейной целостности и вызывающие увеличение численности и доли безработных, нетрудоспособных и т.п.?
Практические возможности.
Очевидно, что в перспективе должны получить развитие новые формы в области семейных отношений — более гибкие, чем современные, которые предназначены для воздействия на нуклеарную семью, изолированную от всех, за исключением ближайших членов. Возникнут новые модели семьи, охватывающие не только психологические (внутриличностные) аспекты семейной деятельности. Предшествующие модели игнорировали как проблемы взаимоотношений между членами семьи из многих поколений, так и воздействие социальных структур на ее жизнедеятельность. Практические модели, рассматривавшие семью как микросистему, которая разрушается со смертью или появлением нового члена, недооценивали способность семьи существовать и развиваться на протяжении всего жизненного цикла. Социальная практика в области семейныхотношений должна учитывать тенденции в развитии семьи. С начала 70-х годов традиционные нуклеарные семьи составляли постоянно уменьшающуюся долю всех семей. Все чаще семья является либо нетрадиционной, такой, как неполная или с двумя работающими родителями, либо приемной и экспериментальной, которая включает общинные или присоединившиеся, групповые и открытые семьи. Нуклеарные ячейки среднего класса белых слоев населения находятсяна закате своего существования, и социальная практика должна реагировать на нетрадиционные семейные структуры, зародыши которых проявляются в социальных ситуациях, в которых оказываются разведенные или одинокие родители, представители цветного населения и люди пожилого возраста.
Леон Ф. Уильяме, Кармен Диас. См. также: Семья и социальная работа; Семья: современные тенденции. • Aschenbrenner J. (1973). Extended Families Among Black Americans.— Journal of Comparative Family Studies, 4, 257—268. • Bengston V.L., et al. (1985). Generations, Cohorts, and Relations Between Age Groups. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 304— 338). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Billingsley A. (1968). Black Families In White America. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • BirdwhistellR.L. (1970). Idealized Model of the American Family.— Social Casework, 51 (4), 195—198. • BrodyE.M. (1985). Parent Care as a Normative Family Stress.— The Gerontologist, 25(6), 627—631. • ButlerR. N.. Lewis M. I. (1982). Aging and Mental Health: Positive Psychosocial and Biomedical Approaches. St. Louis, Mo.: С V. Mosby Co. • Harrison A., Serafica F., McAdoo H. (1985). Ethnic Families of Color. In: E. Parke (Ed.). The Family (Vol. 7 of Review of Child Development Research, p. 329—371). Chicago: University of Chicago Press. • Hopps J. G. (1982). Oppression Based on Color.— Social Work, 27(1), 3—5. • Kingson E. R., Hirshorn B. (1985). The Common Stake: The Interdependence of Generations in an Aging Society.— Unpublished manuscript. Wash., D. C: Gerontological Society of America. • bum D. (1986). Social Work Practice and People of Color: A Process Stage Approach. Monterey, Calif.: Brooks/Cole Publishing Co. • SedarkaN. (1981). Interpreting the African Heritage in Afro-American Family Organization. In: H. P. McAdoo (Ed.). Black Families (p. 37—53). Beverly Hills, Calif.: Sage Publications.» SussmanM.B. (1985). The Family Life of Old People. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 415—449). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co.
СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ. Бюро переписей США, так же как большинство других американских и зарубежных бюро статистики, определяет семью как нескольких людей — двоих или более, живущих вместе и связанных друг с другом кровным родством, брачными узами или совместным решением о принятии на воспитание ребенка. Другими словами, сегодня в США семья мыслится как нуклеарная. Кроме того, вопреки известным представлениям, семья в Америке была нуклеарной с колониальных времен (Дж. Демос, 1970). Это распространяется также на семьи выходцев из Великобритании и в целом из Западной Европы (М. Митерауер и Р. Сидер, 1982; Э. Шортер, 1975).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.015 с.) |