Социальная работа и гуманитарные услуги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа и гуманитарные услуги.



 

Термин "гуманитарные услуги" стал в по­следние годы популярен. Он обозначает такие социальные услуги, как образование, здраво­охранение, психотерапия, жилищное строительство, благотворительность, консульта­ции, услуги для престарелых, уход за умственно отсталыми, отдых, исправитель­ные заведения и органы правосудия, услуги семьям, уход за детьми, услуги для людей с физическими и умственными недостатками, профессиональная реабилитация и т. п. Ус­луги, предназначенные для защиты или вос­становления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные меха­низмы их получения. Как универсальные ус­луги, так и услуги для отдельных групп с раз­личными потребностями попадают в число гуманитарных услуг (А. Кан, 1973).

Обычно термины "гуманитарные услу­ги", "социальные услуги" и "гуманитарные ресурсы" используются как взаимозаменяе­мые. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, называются, таким образом, про­фессиональными работниками в сфере гума­нитарных услуг. Однако те из них, кто находится внизу иерархической профессио­нальной лестницы, возможно с целью упро­чить свое социальное положение, чаще используют это определение, чем професси­оналы, уже имеющие высокий социальный статус, например судьи и врачи.

По сравнению с индустриальными госу­дарствами Европы Соединенные Штаты можно считать страной с негибкой системой обеспечения. Тем не менее они регулярно ин­вестировали суммы в программы по гумани­тарным услугам. За период с 1913 г., когда затраты на социальное обеспечение состави­ли лишь 0,45% валового национального про­дукта (ВНП), до 1975 г. расходы на социаль­ные услуги при поддержке общественности возросли до 20% ВНП (Й. Хазенфельд, 1985). Даже с учетом резкого снижения рас­ходов на гуманитарные услуги в последние годы в 1982 г. федеральное правительство за­тратило общую сумму в 592,6 млрд долл. на социальное страхование, общественную по­мощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, обра­зование, обеспечение жильем, профессио­нальную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т. д. Эта сумма составляла 19,3% ВНП, или 55,5% всех расходов правительства за тот год (Бюро переписей, 1985).

Гуманитарные услуги сегодня являются важной сферой в жизни Америки, в которую вкладываются миллиарды долларов, вовле­чены миллионы потребителей и поставщи­ков, а также более 2000 профессий (К. Эриксен, 1977; С. Саубер, 1983). По приблизительным оценкам, около 12% всех работающих по найму в Соединенных Шта­тах заняты в системе социальных услуг (Й. Хазенфельд, 1983). Несмотря на недав­ние бюджетные сокращения, в большинстве областей этой системы запланирован рост.

 

Парапрофессионалы.

 

Значительная доля работников в сфере социальных услуг состоит из парапрофессионалов, причем за последние 25 лет их число резко возросло.Подсчитано, что приблизительно одна треть всех работников общественных учреждений, связанных с психотерапией, примерно поло­вина тех, кто оказывает услуги непосред­ственно в области психотерапии, являются парапрофессионалами (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).

Появлению парапрофессионалов способ­ствовали программы против бедности, а так­же движения 60-х и 70-х годов за обществен­ное здоровье и гражданские права. За этот период было сформировано большое количе­ство рабочих мест в сфере социальных услуг. Считалось, что введение статуса парапрофес­сионалов позволит занять эти места бедным и безработным. Предполагалось, что парапрофессионалам знакомы образ жизни и специ­фические проблемы бедняков, а значит, они способны оказывать последним более эффек­тивную помощь. Была надежда на то, что су­ществование парапрофессионалов освободит профессионалов для более сложных ролей и тем самым смягчит ситуацию с недостатком подготовленных кадров.

Хотя есть доказательства того, что парапрофессионалы могут эффективно выпол­нять ряд работ в терапии, неясно, как их можно использовать с большей результатив­ностью для обслуживания специфической клиентуры. Парапрофессионалы, получив­шие подготовку и находящиеся под постоянным контролем, чаще обеспечивают более эффективное обслуживание, чем те, кто такой подготовки не прошел (Л. Видека-Шерман, 1985).

Не все ожидания в отношении парапрофессионального движения оправдались. Хо­тя парапрофессионалы служат как бы мостом между обществом и организациями социаль­ного обслуживания, неясно, внесли ли они какие-нибудь значительные изменения в рас­пределительную систему гуманитарных ус­луг. Возможно, они освободили профессио­налов от разнообразных функций, но, как замечает Ф. Рисман (1984), сами часто были вынуждены приспосабливаться к традицион­ным методам практики и перенимать тради­ционный опыт.

Жизнь породила и новые проблемы. Воз­никновение многих категорий служащих, считающихся работниками сферы гумани­тарных услуг, попытки ослабить позиции со­циальной работы, предпринятые в некоторых штатах, частичное совпадение услуг, оказы­ваемых профессиональными социальными работниками и парапрофессионалами,—все это создало ощущение нестабильности. Многие парапрофессионалы сетуют на преобладание или гегемонию профессиональных социальных работников в области социальных услуг в целом, а среди профессиональных социальных работников распространено мнение, что на "их территорию" вторглись те, кто не имеет соответствующей подготовки для ролей, на которые претендуют.

Парапрофессионалы, оказывающие социальные услуги, явили собой парадокс: появившиеся частично в результате протеста против чрезмерной заорганизованности старых профессий, парапрофессионалы сейчас начинают сами говорить о необходимости собственных сертификации, стандартизации и аккредитации.

 

Новые организации социальной работы.

 

Хотя сейчас не существует четко определенных общественных стандартов в области социальных услуг, за последние годы сформированы новые организации для содействия кооперированию, взаимосвязи и стандартизации в этой сфере.

Ныне функционирует Совет по стандартизации в системе образования социального обслуживания. В 70-е годы была создана На­циональная организация преподавателей в области социальных услуг под покровительством Южного регионального совета по образованию, которая должна была служить сред­ством кооперирования и профессионального развития участников программ по социаль­ным услугам. Она предоставляет возможно­сти для развития преподавательского состава, организуя конференции и ежегодные сове­щания, и служит защите интересов преподавателей и студентов в области социальных услуг. Национальная организация работников социальных услуг — организация студентов и выпускников объединенных программ — была создана в 1982 г. Для добровольной регистрации своих членов (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).

 

База знаний в системе социальной работы.

Заимствованные знания.

 

 

Социальная работа многое заимствовала для своей системы ценностей и нормативных принципом из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социального расслоения, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практический опыт, а также избирательно заимствуя и приспосабливая понятия из родственных дисциплин и профессий, социальные работники разработали многочисленные пу­ти обеспечения услугами из областей здраво­охранения и психиатрии для семьи, взрос­лых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эф­фективные способы внедрения в такие проблемные зоны, как плохое обращение с деть­ми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отно­шений между соседями, преступления и пра­вонарушения.

Заимствование знаний из других дисцип­лин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых ис­точников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую при­давали в начале XX в. социологии, социаль­ные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового курса", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изу­чении скорее микро-, чем макроявлений. По­сле второй мировой войны в социальной ра­боте фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на зна­ния, относящиеся к более крупным социаль­ным системам.

В целом психоанализ, психиатрия и пси­хология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической социальной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господству­ющая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время кажется более всеохватывающей в выборе и накоплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономиче­ской и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны.

А. Кадушин (1959) отметил другую опас­ность некритического заимствования — используемые материалы могут быть непоследовательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, дополнены и синтезированы. Еще одна угрозa — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное упрощение может перейти в фактическое искажение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимствования является тенденция наделять заимство­ванные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками.

Отношения между социологией и соци­альной работой несимметричны. Заимство­вания из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асиммет­рии характерен для отношений между теоре­тическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных зна­ний, последние же в основном — на исполь­зование этих знаний.

 

Успехи недавнего прошлого.

 

На­чиная с 70-х годов социальная работа сделала огромные успехи в укреплении базы знаний. Выпускались два новых исследовательских журнала наряду с журналами по социально­му управлению; групповой работе; школьной социальной работе; клинической социальной работе; социальному развитию; услугам для детей и молодежи; здравоохранению и соци­альной работе; компьютерной технологии в социальной работе; сравнительному соцобеспечению и геронтологической социальной работе. Делались попытки концептуализиро­вать практику социальной работы в экологи­ческих рамках и сфокусировать на взаимо­действии личности и окружающей среды. Проведены исследования по изучению дейст­венности практики социальной работы.

Существует достаточно доказательств то­го, что исследования в области социальной работы привлекают огромное внимание. Как полагают Э. Томас, У. Джоунз и А. Розен (1978), в этой связи заслуживают рассмотре­ния четыре сопутствующих обстоятельства. Первое — то, что новые знания, включающие использование методов социологии и психо­логии, разрабатываются и самими социальными работниками. Вторым является само­стоятельное использование в практике социальной работы и политике социального обеспечения теорий, гипотез и открытий из других дисциплин. Третье касается методо­логического использования исследователь­ских стратегии и методики, связанных со сбором и анализом данных. Популярность однопроблемных проектов, разработка новых систем для измерения явлений социальной работы, применение метанализа для синтеза информации и использование апробирован­ных процедур анализа данных представляют важные достижения методологии в исследовательской практике социальной работы. Четвертый фактор, известный как эволюци­онная исследовательская работа, возможно, является самым благотворным из новшеств. Цель эволюционной исследовательской ра­боты — не только получение новых знаний, но и генерирование новых технологий, непос­редственно применяемых в практике соци­альной работы (Э. Томас, 1978,1985).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.011 с.)