Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная работа и гуманитарные услуги.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин "гуманитарные услуги" стал в последние годы популярен. Он обозначает такие социальные услуги, как образование, здравоохранение, психотерапия, жилищное строительство, благотворительность, консультации, услуги для престарелых, уход за умственно отсталыми, отдых, исправительные заведения и органы правосудия, услуги семьям, уход за детьми, услуги для людей с физическими и умственными недостатками, профессиональная реабилитация и т. п. Услуги, предназначенные для защиты или восстановления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные механизмы их получения. Как универсальные услуги, так и услуги для отдельных групп с различными потребностями попадают в число гуманитарных услуг (А. Кан, 1973). Обычно термины "гуманитарные услуги", "социальные услуги" и "гуманитарные ресурсы" используются как взаимозаменяемые. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, называются, таким образом, профессиональными работниками в сфере гуманитарных услуг. Однако те из них, кто находится внизу иерархической профессиональной лестницы, возможно с целью упрочить свое социальное положение, чаще используют это определение, чем профессионалы, уже имеющие высокий социальный статус, например судьи и врачи. По сравнению с индустриальными государствами Европы Соединенные Штаты можно считать страной с негибкой системой обеспечения. Тем не менее они регулярно инвестировали суммы в программы по гуманитарным услугам. За период с 1913 г., когда затраты на социальное обеспечение составили лишь 0,45% валового национального продукта (ВНП), до 1975 г. расходы на социальные услуги при поддержке общественности возросли до 20% ВНП (Й. Хазенфельд, 1985). Даже с учетом резкого снижения расходов на гуманитарные услуги в последние годы в 1982 г. федеральное правительство затратило общую сумму в 592,6 млрд долл. на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, образование, обеспечение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т. д. Эта сумма составляла 19,3% ВНП, или 55,5% всех расходов правительства за тот год (Бюро переписей, 1985). Гуманитарные услуги сегодня являются важной сферой в жизни Америки, в которую вкладываются миллиарды долларов, вовлечены миллионы потребителей и поставщиков, а также более 2000 профессий (К. Эриксен, 1977; С. Саубер, 1983). По приблизительным оценкам, около 12% всех работающих по найму в Соединенных Штатах заняты в системе социальных услуг (Й. Хазенфельд, 1983). Несмотря на недавние бюджетные сокращения, в большинстве областей этой системы запланирован рост.
Парапрофессионалы.
Значительная доля работников в сфере социальных услуг состоит из парапрофессионалов, причем за последние 25 лет их число резко возросло.Подсчитано, что приблизительно одна треть всех работников общественных учреждений, связанных с психотерапией, примерно половина тех, кто оказывает услуги непосредственно в области психотерапии, являются парапрофессионалами (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985). Появлению парапрофессионалов способствовали программы против бедности, а также движения 60-х и 70-х годов за общественное здоровье и гражданские права. За этот период было сформировано большое количество рабочих мест в сфере социальных услуг. Считалось, что введение статуса парапрофессионалов позволит занять эти места бедным и безработным. Предполагалось, что парапрофессионалам знакомы образ жизни и специфические проблемы бедняков, а значит, они способны оказывать последним более эффективную помощь. Была надежда на то, что существование парапрофессионалов освободит профессионалов для более сложных ролей и тем самым смягчит ситуацию с недостатком подготовленных кадров. Хотя есть доказательства того, что парапрофессионалы могут эффективно выполнять ряд работ в терапии, неясно, как их можно использовать с большей результативностью для обслуживания специфической клиентуры. Парапрофессионалы, получившие подготовку и находящиеся под постоянным контролем, чаще обеспечивают более эффективное обслуживание, чем те, кто такой подготовки не прошел (Л. Видека-Шерман, 1985). Не все ожидания в отношении парапрофессионального движения оправдались. Хотя парапрофессионалы служат как бы мостом между обществом и организациями социального обслуживания, неясно, внесли ли они какие-нибудь значительные изменения в распределительную систему гуманитарных услуг. Возможно, они освободили профессионалов от разнообразных функций, но, как замечает Ф. Рисман (1984), сами часто были вынуждены приспосабливаться к традиционным методам практики и перенимать традиционный опыт. Жизнь породила и новые проблемы. Возникновение многих категорий служащих, считающихся работниками сферы гуманитарных услуг, попытки ослабить позиции социальной работы, предпринятые в некоторых штатах, частичное совпадение услуг, оказываемых профессиональными социальными работниками и парапрофессионалами,—все это создало ощущение нестабильности. Многие парапрофессионалы сетуют на преобладание или гегемонию профессиональных социальных работников в области социальных услуг в целом, а среди профессиональных социальных работников распространено мнение, что на "их территорию" вторглись те, кто не имеет соответствующей подготовки для ролей, на которые претендуют. Парапрофессионалы, оказывающие социальные услуги, явили собой парадокс: появившиеся частично в результате протеста против чрезмерной заорганизованности старых профессий, парапрофессионалы сейчас начинают сами говорить о необходимости собственных сертификации, стандартизации и аккредитации.
Новые организации социальной работы.
Хотя сейчас не существует четко определенных общественных стандартов в области социальных услуг, за последние годы сформированы новые организации для содействия кооперированию, взаимосвязи и стандартизации в этой сфере. Ныне функционирует Совет по стандартизации в системе образования социального обслуживания. В 70-е годы была создана Национальная организация преподавателей в области социальных услуг под покровительством Южного регионального совета по образованию, которая должна была служить средством кооперирования и профессионального развития участников программ по социальным услугам. Она предоставляет возможности для развития преподавательского состава, организуя конференции и ежегодные совещания, и служит защите интересов преподавателей и студентов в области социальных услуг. Национальная организация работников социальных услуг — организация студентов и выпускников объединенных программ — была создана в 1982 г. Для добровольной регистрации своих членов (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).
База знаний в системе социальной работы. Заимствованные знания.
Социальная работа многое заимствовала для своей системы ценностей и нормативных принципом из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социального расслоения, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практический опыт, а также избирательно заимствуя и приспосабливая понятия из родственных дисциплин и профессий, социальные работники разработали многочисленные пути обеспечения услугами из областей здравоохранения и психиатрии для семьи, взрослых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эффективные способы внедрения в такие проблемные зоны, как плохое обращение с детьми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отношений между соседями, преступления и правонарушения. Заимствование знаний из других дисциплин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых источников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую придавали в начале XX в. социологии, социальные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового курса", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изучении скорее микро-, чем макроявлений. После второй мировой войны в социальной работе фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на знания, относящиеся к более крупным социальным системам. В целом психоанализ, психиатрия и психология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической социальной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господствующая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время кажется более всеохватывающей в выборе и накоплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономической и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны. А. Кадушин (1959) отметил другую опасность некритического заимствования — используемые материалы могут быть непоследовательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, дополнены и синтезированы. Еще одна угрозa — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное упрощение может перейти в фактическое искажение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимствования является тенденция наделять заимствованные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками. Отношения между социологией и социальной работой несимметричны. Заимствования из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асимметрии характерен для отношений между теоретическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных знаний, последние же в основном — на использование этих знаний.
Успехи недавнего прошлого.
Начиная с 70-х годов социальная работа сделала огромные успехи в укреплении базы знаний. Выпускались два новых исследовательских журнала наряду с журналами по социальному управлению; групповой работе; школьной социальной работе; клинической социальной работе; социальному развитию; услугам для детей и молодежи; здравоохранению и социальной работе; компьютерной технологии в социальной работе; сравнительному соцобеспечению и геронтологической социальной работе. Делались попытки концептуализировать практику социальной работы в экологических рамках и сфокусировать на взаимодействии личности и окружающей среды. Проведены исследования по изучению действенности практики социальной работы. Существует достаточно доказательств того, что исследования в области социальной работы привлекают огромное внимание. Как полагают Э. Томас, У. Джоунз и А. Розен (1978), в этой связи заслуживают рассмотрения четыре сопутствующих обстоятельства. Первое — то, что новые знания, включающие использование методов социологии и психологии, разрабатываются и самими социальными работниками. Вторым является самостоятельное использование в практике социальной работы и политике социального обеспечения теорий, гипотез и открытий из других дисциплин. Третье касается методологического использования исследовательских стратегии и методики, связанных со сбором и анализом данных. Популярность однопроблемных проектов, разработка новых систем для измерения явлений социальной работы, применение метанализа для синтеза информации и использование апробированных процедур анализа данных представляют важные достижения методологии в исследовательской практике социальной работы. Четвертый фактор, известный как эволюционная исследовательская работа, возможно, является самым благотворным из новшеств. Цель эволюционной исследовательской работы — не только получение новых знаний, но и генерирование новых технологий, непосредственно применяемых в практике социальной работы (Э. Томас, 1978,1985).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.009 с.) |