Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи.

Поиск

Изучение программ оказания помощи жертвам половых преступлений позволяет выделить ряд вопросов (М. Харви, 1982а, 1982в; К. Уилсон, 1981; К. Холмс, 1981). Они прежде всего связаны с расширением на­бора услуг, финансированием, взаимодействием между агентствами, управлением, оценкой результатов и отчетностью.

Расширение спектра услуг в каждом конкретном случае обычно зависит от общих взглядов руководителей данного центра и его персонала, а также от обычаев и норм данной местности. Соотношение между оказанием непосредственной помощи и работой среди населения может быть различным для разных агентств. Основной вопрос заключается в том, следует ли сосредоточить главные силы на постижении социальных перемен, на работе с населением и на разъяснительных мерах, призванных предотвратить насилие, или за­ниматься преимущественно помощью жертвам насилия. На этот вопрос даются самые разнообразные ответы в зависимости от спе­цифики населения данной местности, от тех, кто финансирует центр, его руководителей и сотрудников.

Вызывает озабоченность и качество помо­щи. При использовании добровольцев часто ощущается нужда в более тщательном их отборе и подготовке. Возник, в частности, воп­рос, может ли выступать в качестве добровольца женщина, сама ставшая жертвой насилия. Предполагается, что женщина, пере жившая подобное происшествие, может успешно работать лишь в том случае, если сможет отделить свои переживания от переживаний своей клиентки.

Существует и проблема, связанная с контингентом лиц, получающих помощь. Она должна распространяться, например, на цветных женщин и быть доступной для них. Большинство исследователей в области виктимологии изнасилования считают, что чернокожие женщины в большей мере, чем белые, подвергаются риску стать жертвами этого преступления. Однако первоначально как сама помощь жертвам насилия, так и породившее ее женское движение находились под преимущественным влиянием белых женщин. Цветные женщины в таких крупнейших городах, как Вашингтон и Нью-Иорк, призвали к мультирасовому подходу.

Средства для финансирования помощи жертвам половых преступлений, профилактики и контроля поступают из разных источников, число которых растет по мере того, как разрастается сама эта социальная проблема. Программы финансируются из средств местной администрации, правительств штатов и федеральной администрации, а также из фондов, занимающихся вопросами уголовного процесса, психического здоровья, здравоохранения, социальных услуг, работой с молодежью, случаями плохого обращения с детьми. Субсидии поступают от промышлен­ных корпораций и частных организаций со­циальной работы, таких, как "Юнайтед уэй — Юнайтед апил". Некоторые агентства взимают плату в зависимости от положения клиентки и характера помощи. Иногда агент­ства отказываются принимать субсидии от тех сторон, которые требуют отчетности, на­рушающей принципы доверительности.

Большинство центров, оказывающих по­мощь жертвам половых преступлений, интег­рированы в общую местную систему агентств. Эти центры часто возникали и развивались в условиях конкуренции и концептуальных конфликтов с более традиционными учреж­дениями социальных услуг. Выгоды сотруд­ничества по общим проблемам, в изыскании ресурсов и польза от взаимной поддержки способствовали установлению более или ме­нее дружественного взаимодействия.

Существуют значительные различия в организационных и штатных структурах. М. Барт, Дж. Горник и К. Питтман замеча­ют, что лишь немногие из центров помощи жертвам насилия, успешно действующих в наши дни, имеют сходство с радикальными феминистскими организациями начала 70-х годов. По своей ориентации эти центры весь­ма различны, начиная от последовательно феминистских и кончая теми, которые весьма активно отвергают связь с феминизмом. Не­которые центры до сих пор имеют коллектив­ную форму организации, но в большинстве случаев они управляются традиционными иерархическими структурами. В некоторых агентствах наблюдаются и смешанные струк­туры, о которых Берит Лэйки, директор ус­пешно действующей Организации женщин против изнасилований, говорит, что иерар­хия в них является "почти неразличимой". Имеется в виду система, в которой сравнительно мало уровней и решения вырабатыва­ются коллективно, но при этом существует несколько высших уровней ответственности и власти.

Внутри агентств возникают разногласия вокруг форм административного контроля, концептуальных основ деятельности, соотно­шения профессионалов и добровольцев и того места, которое должна занимать деятель­ность, направленная на достижение измене­ний в общественном сознании.

 

Роль социальной работы.

Помощь жертвам половых преступлений на практическом уровне с самого начала организовывалась и оказывалась в рамках фе­министского движения. Ни одна из профессий не может приписать себе эту заслугу. По­рой к этой работе привлекали и социальных работников, но не как специалистов, а как "единомышленников". Они входили в состав групп, создававших первые центры, и орга­низовывали оказание помощи пострадав­шим, в особенности при больницах (С. Маккомби, 1980).

В 70-е годы статьи по этой тематике нача­ли появляться в изданиях, связанных с соци­альной работой (С. Фокс и Д. Шерл, 1972; Г. Абарбанел, 1976; Г. Хардгроув, 1976), и профессиональных работников этой сферы начали привлекать для оказания помощи и в новых центрах, и в традиционных агентствах. Они выступали здесь и в качестве специали­стов, и в качестве заинтересованных добровольцев.

По мере того как система помощи жерт­вам половых преступлений расширялась, все больше социальных работников принимало в ней участие. Здесь находил себе полезное применение опыт местных учреждений соци­альной работы по защите интересов клиента, проведению консультаций, работе с группой. Социальные работники разрабатывали про­граммы, обучали персонал, добровольцев и студентов, проводили консультации для по­страдавших непосредственно после происше­ствия и на долгосрочной основе, руководили работой по осуществлению программ. Они продолжали оказывать помощь жертвам на­силия в специализированных центрах, в обычных больницах и в психиатрических ле­чебницах.

 

Заключение.

 

Проблемы, стоящие перед профессио­нальной социальной работой в связи с оказа­нием помощи жертвам половых преступле­ний, совпадают с теми, с которыми приходится иметь дело в других областях — отчетность, профессионализация, использо­вание добровольцев и эффективность. Социальные работники и впредь будут применять в полном объеме свои опыт и навыки там, где это может служить интересам данного кон­тингента клиентов. Более того, система цен­ностей, присущих социальной работе, совпа­дает с философской основой, на которую опирается система оказания помощи жерт­вам половых преступлений. В ней уделяется внимание и клиническому вмешательству, и защите интересов клиента на индивидуаль­ном уровне, и изменению нравственных норм того общества, которое столь долго игнориро­вало и само изнасилование как преступление, и его жертвы. Знания и опыт социальных работников в работе с населением и воздействие на общественное сознание могут помочь об­ществу преодолеть те женоненавистнические взгляды, благодаря которым только и может существовать насилие.

 

Беверли Туми.

См. также: Сексуальное насилие над детьми.

Abarbanel G. (1976). Helping Victims of Rape.— Social Work, 21(6), 478—482. • Brodyaga L., Gates M., Singer S., Tucker M., White R. (1975). Rape and Its Victims: A Report for Citizens, Health Facilities and Criminal Justice Agencies. Wash., D. C: U. S. Department of Justice. • Browntniller S. (1975). Against Our Will: Men, Women and Rape. N. Y.: Simon & Schuster. • Burgess A., Holmstrom L. (1974). Rape: Victims of Crisis, Md.: Robert J. Bradz Co. • Burt M., Gornick /., Pittman K. (1984). Feminism and Rape Crisis Centers.— Wash., D. C: Urban Institute. • Davenport J., Davenport J. (1979). The Rural Rape Crisis Center: A Model.— Human Services in the Rural Environment, 4(1), 29—39. • Dean С W., de Bruyn-Kops M. (1982). The Crime and Consequences of Rape. Springfield, 111.: Charles С Thomas, Publisher. • DeckardB. S. (1979). The Women's Movement (2nd ed.). N. Y.: Harper & Row. • Fox S. S., ScherlD. (1972). Crisis Intervention With Victims of Rape.— Social Work, 17(1), 37—42. • Gornick J., Burt M., Pittman K. (1983). Structure and Activities of Rape Crisis Centers in the Early 1980's.— Wash., D. C: Urban Institute. • GraffS. (1978). Freeing Our Lives: A Feminist Analysis. Columbus, Ohio: Women Against Rape. • Hardgrove G. (1976). An Interagency Service Network to Meet Needs of Rape Victims.— Social Casework, 57(4), 245—253. • Harvey M. R. (1982a). Helping Victims and Preventing Rape: A Look at Three Effective Service Programs.— Response, 5(4), 4—6. • Harvey M. R. (1982b). Helping Victims and Preventing Rape: Underpinnings of Program Effectiveness and Success.— Response, 5(5), 7—9. • Holmes K. (1981). Services for Victims of Rape: A Dualistic Model.— Social Casework, 62(1), 30—39. • Katz S., Mazur M. (1979). Understanding the Rape Victim: A Synthesis of Research Findings. N. Y.: John Wiley & Sons. • McCoinbie S. (1980). The Rape Crisis Intervention Handbook: A Guide for Victim Care. N. Y.: Plenum Press. • Mc/ntyre J. J., Myint Т., Curtis L. (1979, August). Sexual Assault Outcomes: Completed and Attempted Rapes. Paper presented at the annual meeting of the American Sociological Association. • Warner С S. (1980). Rape and Sexual Assault: Management and Intervention. Germantown, Md.: Aspen Systems. • Wigmore J. H. (1970). Evidence in Trials at Common Law (rev. by J. H. Chadbourn, Vol. ЗА, § 924a, p. 736). Boston: Uttle, Brown & Co.Wilson С F. (1981). Violence Against Women: Annotated Bibliog­raphy. Boston: G. K. Hall & Co. • Yassen /., Glass L. (1984). Sexual Assault Survivors Croups: A Feminist Practice Perspective.— Social Work, 29(3), 252—257.

 

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ.

 

Социальные работники издавна привле­кались к решению проблем, связанных с сексом. В известной книге "Сексуальное поведение мужчин" А. Кинзи, У. Поумрой и К. Мартин (1948) констатировали, что "со­циальные работники сталкиваются с сексу­альными проблемами даже чаще, чем врачи". По приблизительным подсчетам У. Мастерса ("Исправление", 1970), 75% всех сексуаль­ных проблем решали не медики, а специали­сты в других областях; среди четырех назван­ных им профессий была социальная работа. В последние годы социальная работа продол­жает оставаться в первых рядах профессий, связанных с разрешением сексуальных про­блем, и это в значительной степени нашло свое отражение в сфере подготовки социаль­ных работников (Л. Браун, 1981; Б. Шлезин­гер, 1983).

Обеспокоенность социальных работни­ков проблемами сексуальности в обществе вполне закономерна — достаточно вспомнить о профессиональном акценте социальной ра­боты на понимании потребностей и деятель­ности индивидов в их социальном окружении и о профессиональных обязательствах по обеспечению справедливости. Сюда входит помощь разнообразным группам населения, направленная на удовлетворение их потреб­ностей в рамках существующих социальных институтов. Такие категории пациентов, как подростки, госпитализированные и хрони­чески больные люди, семьи с одним родите­лем, молодые люди — инвалиды детства, не говоря уже о жертвах изнасилований, инце­стов и опасных для жизни заболеваний, пере­дающихся половым путем, неизбежно заставляют социальных работников акцентировать внимание на их сексуальных отношениях, интересах, предпочтениях и поведении.

Однако в практике социальной работы, несмотря на все усилия, предпринятые в последние десятилетия и направленные на улучшение качества подготовки социальных работников в данной области (Б. Шлезингер, 1983), степень понимания сексуального ас­пекта проблем клиентов или умение работать у разных работников и в разных агентствах различна. Тем не менее у многих социальных работников крепнут готовность и желание ис­следовать вопросы и проблемы, связанные с сексом, и применить для их решения весь диапазон возможностей социальной работы.

Наряду с потребностями в пище и приста­нище секс и интимные отношения могут счи­таться основными потребностями человека. Как заметила мать Тереза, "голод испытыва­ют не только в отношении куска хлеба. Голод, идущий из глубины души, испытывают и в отношении любви. В человеке живет страст­ное стремление любить и быть любимым" ("Мать Тереза...", 1984).

В 80-е годы очень возрос объем литерату­ры, посвященной социальной работе в обла­сти сексуальных проблем. Основные учебни­ки по практической социальной работе в настоящее время содержат материал по сек­суальным вопросам (К. Застроу, 1985), а со­ответствующие журналы пытаются оказать посильную помощь в связи с такими пробле­мами, как изнасилование, инцест, сексуаль­ное воспитание, аборты и СПИД. В 1982 г. начал издаваться "Журнал социальной рабо­ты и человеческой сексуальности", целиком посвященный пропаганде достижений в об­ласти социальной работы и размышлениям на тему сексуального поведения. На общена­циональных совещаниях деятелей образования в области социальной работы и практику­ющих социальных работников регулярно обсуждаются научные доклады и работают секции по сексуальности. Социальные работ­ники ныне значительно меньше, чем прежде, противятся непосредственному участию в ре­шении проблем, связанных с сексом (X. Гочрос, 1971).

 

Проблемы определения.

Сексуальность человека — в особенности связанные с сексом вопросы и проблемы, с которыми имеют дело социальные работни­ки, — может быть понята лишь как взаимо­связь желаний, потребностей и поведения индивида с его социокультурной и политиче­ской средой. Степень влияния гормонального и генетического факторов на специфическое сексуальное поведение является предметом исследования и полемики. Ясно, что биоло­гия и среда в их взаимосвязи определяют сек­суальное поведение, а модели и проблемы сексуального поведения, с которыми имеют дело социальные работники, большей частью имеют долгую и сложную историю. На сексу­альное поведение человека сильно воздейст­вуют возраст, пол, здоровье и физическое состояние, личностные качества, социокуль­турная и экономическая референтные груп­пы (т. е. группы, нормы и ценности которых являются для него эталоном), а также законо­дательные ограничения. Культурные и соци­альные нормы, влияющие на сексуальное по­ведение, варьируются в зависимости от географического региона и меняются с тече­нием времени. Следовательно, сексуальное поведение должно рассматриваться в рамках определенного социального контекста.

Некоторые сексуальные ценности счита­ются настолько сами собой разумеющимися, что осознать их можно лишь с позиции друго­го времени или другой культуры. Например, если ретроспективно рассмотреть каждое из десятилетий со времени основания НАСР, мы увидим, как менялось общественное мнение Америки по вопросам секса. В 50-е годы, вре­мя президентства Д. Эйзенхауэра, на спосо­бы проявления сексуальности влиял консер­ватизм, воцарившийся по окончании второй мировой войны. То была эпоха почти викто­рианской сдержанности. Это нашло отраже­ние в многочисленных чистках, проводимых под руководством сенатора Джозефа Маккарти.

Начало 60-х годов, когда у власти нахо­дился президент Джон Ф. Кеннеди, характе­ризовалось атмосферой экспансивности, ве­селья и надежд и стало началом периода сексуальной раскрепощенности, большей от­кровенности в отношении секса и большего внимания со стороны представителей различ­ных служб к лечению половых нарушений, включая такие специфические психофизио­логические проблемы, как затруднения с ор­газмом и эрекцией. Ставшая событием работа У. Мастерса и В. Джонсона (1966) побужда­ла представителей сферы социального обслу­живания открыто и без предубеждений обра­щаться к вопросам секса, а для начала признать существование сексуальных про­блем как таковых.

70-е годы были десятилетием уотергейт­ского освобождения от иллюзий, достигшим своего апогея с избранием на пост главы госу­дарства Дж. Картера (который, хотя и состоял в браке, позволял себе увлекаться другими женщинами). Последовавшие за этим по­иски справедливости, нравственных ценно­стей и прав человека вывели на первый план проблемы, связанные с правами женщин, гомосексуалистов, а также способствовали осознанию сексуальных прав и потребностей таких групп, как умственно отсталые, инва­лиды, престарелые и дети.

80-е годы были отмечены двумя сроками президентского правления Р. Рейгана и сов­павшим с ними ответным ударом по многим из указанных изменений в вопросах секса, оформившимся как движение за возврат к традиционным семейным ценностям, воз­рождение внимания к моногамным отноше­ниям, построенным на любви и верности (П. Блумштейн и П. Шварц, 1983; Д. Мак-Уиртер и А. Мэттисон, 1984); борьба между сторонниками права женщин на аборты и поборниками права плода на жизнь; расту­щее внимание к мрачной стороне секса, включая беспокойство по поводу изнасилова­ний, сексуальных посягательств на детей, инцестов и передающихся половым путем за­болеваний, таких, как СПИД, гонорейный пельвиоперитонит и герпес половых органов.

 

Компоненты сексуальности.

Хотя трудно точно определить или очер­тить границы всех проявлений сексуальности человека в рамках его биологической и соци­альной матриц, коллективное и индивиду­альное проявления сексуальности могут быть осмыслены и сформулированы с помощью следующих разных, но взаимосвязанных по­нятий.

 

Чувственность.

 

Чувственность включает в себя эстетическое, психологиче­ское и физическое наслаждение от возбужде­ния собственного тела и часто, но не обяза­тельно тела партнера. Такое удовлетворение осязательного голода может включать или не включать стимуляцию гениталий, возбужде­ние и оргазм. Оно утоляет желание физиче­ского и, возможно, духовного союза с другим человеком. Выбор определенного типа сексу­ального поведения и определенного партнера основывается на физических, эстетических, психологических и социокультурных крите­риях.

Чувственность может усиливаться, если она разделяется с кем-то, кто любит и любим. Несомненно, привязанность, наряду с суще­ствующими обязательствами друг перед дру­гом, остается важной предпосылкой сексу­альных отношений в сознании большинства американцев. Для многих из них любовь является единственным верным средством уси­ления сексуальных ощущений.

Хотя в культурных представлениях аме­риканцев, как и в большинстве культур, половой акт считается законченным логиче­ским выражением эротически-чувственного желания, самовозбуждение является наибо­лее распространенным средством достиже­ния оргазма для мужчин и женщин всех возрастов и вызывает наиболее сильный (если не эмоционально, то физиологически) оргазм. Неверное мнение, что чувственный контакт должен обязательно заканчиваться половым актом ("первенство коитуса"), зачастую бывает одной из причин возникновения сексу­альных проблем таких групп населения, как пожилые люди, лица с физическими недо­статками и подростки. В самом деле, сказано же, что американцы "или пожимают друг другу руки, или занимаются сексом", исклю­чая какие-либо промежуточные стадии.

 

Близкие отношения.

Интим­ность — стремление и способность к эмоци­ональной и, возможно, физической близости с другим человеком, а также проявление та­кой близости — уменьшает чувство одиноче­ства, всеобщее в условиях современного стре­мительно меняющегося урбанистического общества. В таком обществе удовлетворения потребности в интимных отношениях чаще исего ищут в общении с любовником или суп­ругом, а не в кругу большой семьи и друзей, что возможно лишь в более стабильном обще­стве.

Для большинства американцев близкие отношения и генитальный способ проявления неразрывно связаны. Генитальный секс часто рассматривается как единственный путь к близким отношениям, а близость без полового контакта воспринимается как затруднительная, если не невозможная.

Секс с целью разрядки распространен в Америке не столь широко, как в некоторых других культурах. Возрастающая опасность заболеваний, передающихся половым путем, и обеспокоенность по этому поводу в сочета­нии с преобладающими в обществе консерва­тивными тенденциями в этой области ускори­ли в последние годы дальнейший отказ от "случайного" секса.

Близкие отношения сложно определить и измерить. В современных исследованиях высказывается предположение, что существует не один "тип" любви, а несколько, например любовь-страсть и любовь-дружба (С. Дак и Р. Гилмор, 1981; Э. Хэтфилд и Г. Уолстер,1978), и что разные формы любви вызывают различные поведенческие и эмоциональные реакции, требуют особых навыков межлич­ностного общения и имеют различное проис­хождение. Усилия, которые в настоящее вре­мя предпринимают исследователи в этой области, направлены на обнаружение харак­терных моделей любовных взаимоотноше­ний; на определение того, существуют ли ка­кие-нибудь наследственные различия в том, как мужчины и женщины, принадлежащие к разным культурам, любят и выражают свое чувство, а также на описание эволюционных задач, последовательно возникающих на раз­ных стадиях этих взаимоотношений, будь они гетеросексуальными или гомосексуальными (П. Блумштейн и П. Шварц, 1983; Д. Мак-Уиртер и А. Мэттисон, 1984).

Стресс в интимных взаимоотношениях часто возникает оттого, что каждый партнер балансирует между стремлениями к незави­симости и слиянию. Следует ждать напря­женности там, где существует асимметрия между сходными стремлениями партнеров к независимости и слиянию.

Видимо, во всех любовных взаимоотно­шениях интимность обычно выражается при помощи одного и того же поведенческого ди­апазона, хотя проявляться она может в раз­личных формах (К. Свенсон, 1972). Среди возможных форм поведения — вербальное выражение привязанности, признания, под­держки, интереса и поощрения; самораскры­тие; физическое проявление чувства (от объятий и поцелуев до полового контакта), а также терпимость к нежелательным качест­вам партнера. Любовь-страсть характеризу­ется наличием высокой степени всех этих проявлений наряду с идеализацией любимо­го человека и поглощенностью им.

В последние десятилетия многие амери­канцы практиковали полигамные взаимоот­ношения. Такие отношения включали "от­крытые" браки, групповые браки, обмен супругами и сообщества с нетрадиционными эмоциональными и сексуальными узами и обязательствами.

 

Воспроизводство.

 

Люди являются единственным биологическим видом, прояв­ляющим половой интерес, который не кажет­ся прямо связанным с его репродуктивными последствиями. Хотя большинство видов сексуальной активности человека не оканчива­ются воспроизводством потомства, отноше­ние к самому воспроизводству оказывает огромное влияние на отношение к сексу и социальное одобрение сексуального поведе­ния.

Во многих культурах сексуальная иден­тичность личности тесно связана с воспроизводством, а ценность людей определяется количеством детей, которых они произвели на свет. Многие женщины до сих пор считают, что секс без возможности зачатия является неестественным, отвергают противозачаточ­ные средства и прекращают половую жизнь после наступления менопаузы. Действительно, чтобы понимать смысл применения или неприменения контрацептивов, требуется знать, как они влияют на проявление чувст­венности и сексуальное самоотождествле­ние.

Растущее беспокойство по поводу чис­ленности населения, а также тот факт, что для большинства семей в развитых странах наличие множества детей больше не является важным экономическим преимуществом, ос­лабляют давление, оказываемое на людей, с тем чтобы они доказывали свою "ценность", производя на свет детей. Поскольку многие личностные, экономические и общественные стимулы для приобретения статуса родителя уменьшаются, чему способствуют улучшен­ная технология и доступность контрацепти­вов и абортов, сексуальная жизнь человека все больше отделяется от ее репродуктивных функций.

 

Сексуальная идентификация.

Три аспекта, или три измерения, сексуаль­ной идентификации часто путают друг с дру­гом и с эротическими предпочтениями, об­суждаемыми ниже. Эти три аспекта — биологический пол, половая идентификация и социально-сексуальные роли.

Биологический пол. В этом измере­нии сексуальная идентификации определя­ется половой анатомией и физиологией чело­века. В общих чертах именно это измерение обычно определяет человека как мужчину или женщину. В редких случаях физические характеристики человека (например, врожденная двойственность репродуктивных ор­ганов) или хромосомные аномалии не позво­ляют сразу классифицировать его как мужчину или женщину. Подобные ситуации могут поставить родителей и медицинских работников в затруднительное положение и создать явные сложности для таких людей в будущем.

Толовая идентификация. Отли­чительной особенностью этого аспекта поло­вого самоотождествления является субъек­тивное ощущение себя мужчиной или женщиной. Люди, чье субъективное воспри­ятие своего пола отличается от их физических половых характеристик, иногда называются "транссексуалами". (Этот термин применяет­ся также для обозначения мужчин и женщин, подвергшихся так называемому хирургиче­скому изменению пола.)

До конца 70-х годов росла тенденция к одобрению сексуальной переориентации, что предполагало изменение физических и пове­денческих характеристик человека с целью привести их в соответствие с его природной половой идентификацией, для чего произво­дилась сексуальная терапия. При этом при­менялись хирургические методы, гормональ­ная терапия, тренировка голоса и консультирование. В последние годы многие медицинские авторитеты относятся к такому лечению менее благосклонно и выражают сомнение относительно долговременной эф­фективности такого комплекса мер и необра­тимости процесса значительного повышения удовлетворенности жизнью.

Социально-сексуальная роль. Со­циально-сексуальные роли воплощают ожи­дания людей относительно их собственного биологического пола и пола других людей. Сформировавшиеся мнения и отношения, а также вытекающее из них поведение обычно отражают представления данной конкретной культуры о маскулинности и фемининности. Подобные представления меняются в разных культурах и с течением времени. Лица и культуры, не акцентирующие внимание на поведенческих различиях между полами, считаются андрогенными. Такая ориента­ция, возможно, способствует смягчению напряженности между биологическими пола­ми, а также уменьшению притеснения одного из них или обоих как следствия этой напря­женности.

Несмотря на современную тенденцию рассматривать обе социально-сексуальные роли (маскулинность и фемининность) и эро­тические предпочтения (гетеросексуальность и гомосексуальность) скорее как некий кон­тинуум, чем как два полюса, половая иден­тичность продолжает пониматься как исклю­чительно диморфное явление (т. е. имеющее две отчетливые формы). В самом деле, в на­шем языке полы до сих пор характеризуются как "противоположные", а не "различные".

 

Эротические предпочтения.

Этот аспект сексуального поведения определяется характерными особенностями тех, с кем индивид предпочитает быть связанным эроти­чески-любовными отношениями. Маловеро­ятно, чтобы человека влекло ко всем людям. По мере накопления опыта большинство ин­дивидов формирует некий набор критериев для тех, кто будет, по крайней мере, возбуж­дать в них эротический интерес. В значитель­ной степени эти качества являются социально предписываемыми и связаны с подбором па­ры, которая может реализовать такое социально желательное явление, как беременность.

Те, кто предпочитает партнера одного с собой биологического пола, часто обознача­ются как "лесбиянки", "геи" или "гомосексуалисты". Индивиды, предпочитающие партне­ров другого биологического пола, называются «гетеросексуальпыми» или "правильными". Те же, чей сексуальный выбор включает и мужчин, и женщин, могут называться "амбисексуальными" или "бисексуальными".

Невзирая на склонность как широкой общественности, так и работников сферы социального обслуживания приклеивать людям ярлыки, обозначающие их сексуальные пред­почтения, в действительности сексуальная ориентация может меняться со временем и в зависимости от ситуаций. До 25% взрослых индивидов в разной степени испытывают влечение к обоим полам и имеют контакты с ни­ми. Например, установлено, что от 12 до 20% женатых мужчин в некоторой мере имеют гомосексуальную ориентацию (М. Росс, 1983). Несмотря на распространенные стереотипы мышления, не было найдено никаких значительных отличий в эмоциональных установках или удовлетворенности жизнью го­мосексуальных и гетеросексуальных индивидов. Большинство проблем, с которыми сталкиваются гомосексуалисты и лесбиянки и с которыми они обращаются к социальным работникам, являются результатом притесне­ний со стороны общества. Дополнительным трагическим осложнением в жизни мужчин с гомосексуальной ориентацией является быстpoе распространение передающегося половым путем СПИДа. Он представляет опас­ность для жизни и за сравнительно короткий отрезок времени поразил тысячи геев.

 

Сексуализация.

 

Сексуализация представляет собой использование индивидом сексуального поведения с целью повлиять на чувства, установки и поведение других людей или что-то доказать самому себе. Хотя такое поведение может привести к сексуаль­ному возбуждению и даже к получению на­слаждения, его мотивацией является дости­жение целей несексуального порядка.

Вероятно, значительная доля типов сексуального поведения, не говоря уже о поведе­нии, имеющем ярко выраженную сексуаль­ную окраску (например, соблазнении), подпадет под эту категорию. Столь же вероятно, что многие заботы и проблемы, связан­ные с сексом, возникают, когда секс используется для того, чтобы повлиять на других людей или что-то доказать самому себе.

Например, половой акт и другие сексу­альные действия широко применяются — или же от них воздерживаются, — чтобы приобрести влияние на партнера, наказать, унизить его или отомстить ему. Люди нередко пытаются с помощью характера и частоты половых контактов повысить самоуважение, избавиться от скуки или сохранить отноше­ния. Сексуальные партнеры часто осуществ­ляют половой акт потому, что каждый из них полагает, что другой ждет этого, или же оба считают это своей обязанностью. Подрост­ки—а зачастую и взрослые — могут зани­маться сексом с целью доказать своим ровес­никам, что они заслуживают отношения к себе как к равным. Некоторые женщины вы­ступают инициаторами половых контактов, потому что партнеры обращают на них вни­мание лишь во время половых сношений.

Сексуальность обычно проявляют при по­пытке завязать близкие отношения и смяг­чить чувство одиночества. Это часто оказыва­ется бесполезным занятием, отражающим скудность тех средств установления близких отношений, которые имеются в распоряже­нии членов общества, особенно его средних слоев. В самом деле, сравнительно слабое удовлетворение потребности в близких отно­шениях может являться главной причиной того, что Америка поглощена сексом. Секс не гарантирует близких отношений, но все, что перерастает просто хорошие взаимоотноше­ния, гарантирует приятный секс. Разочаро­вание в сексуальной активности выражается в ожидании от секса чего-то такого, чего в нем нет.

Возможно, самым наглядным примером сексуализации отношений является изнаси­лование. Общепризнано, что мужчина, осу­ществляющий насилие, обычно делает это не потому, что утратил способность к другим ви­дам сексуальной разрядки, — таким образом он выражает свой гнев по отношению к жен­щинам, или же мстит за поражение, которое потерпел от одной из них, или же утверждает свою власть над ними. Изнасилование — это не столько половой акт, сколько демонстра­ция собственного представления о себе и спо­соб дать выход своей агрессивности для боль­шинства преступников и психологическое и социальное потрясение для многих жертв.

Следовательно, представление о сексуа­лизации делает очевидным, что для понима­ния сексуального поведения клиентов, а так­же связанных с ним забот и проблем практические социальные работники зача­стую должны выходить за рамки знаний об особенностях половой жизни клиентов. Сексуальные мысли и сексуальное поведение мо­гут оказаться для клиента даже более значи­мыми, чем то, что он делает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.016 с.)