Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная работа в производственной сфере.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под социальной работой в производственной сфере в Соединенных Штатах Америки обычно имеются в виду программы и услуги, выполняемые под управлением или руководством трудового коллектива с привлечением социальных работников, обслуживающих членов коллектива или служащих, и придающие законную форму потребностям социального обеспечения трудовой или промышленной организации. Социальная работа в производственной сфере включает использование добровольческим или частным агентством квалифицированных социальных работников, обеспечивающих социальное обслуживание или консультирование на основании социального контрактного соглашения с профсоюзом или нанимающей организацией. Нанимающими организациями могут быть не только трудовые союзы или корпорации, но и правительственные агентства и некоммерческие организации. Департамент экономических и социальных дел Организации Объединенных Наций (1971) определяет социальное обеспечение в производственной сфере как "ряд программ, операций и действий, выполняемых на любом уровне или любой группой, которая обеспечивает социальное обслуживание работника и защищает его и его семью от социальных издержек рабочего процесса и рабочего окружения". Следует обратить внимание на три основных различия, имеющихся между определением, принятым в Соединенных Штатах, и международным определением, которое дает Организация Объединенных Наций. Во-первых, Организация Объединенных Наций дает несколько более широкое понятие того, что в действительности составляет суть социального обеспечения в производственной сфере. Во-вторых, социальные работники по своему предназначению не являются основными поставщиками обслуживания. В-третьих, в международном определении не акцентируется внимание на руководстве программами и обслуживанием, а в американском определении оно занимает центральное место. Как часто представляется в Соединенных Штатах, социальная работа в производственной сфере концентрируется и специализируется в широких структурных рамках рабочего коллектива. Профессиональная практика социального работника в рабочем коллективе включает, например, обучение занятой молодежи, обслуживание персонала и руководства, мастерские для инвалидов и программы по профессиональной реабилитации. Хотя более широкий подход к социальной деятельности на производстве полезен в определении структурно важных, крупных перспектив с общим акцентом на потребностях социального обеспечения рабочих и рабочих организаций, социальная работа в производственной сфере сама по себе более специфична. Понятие "социальное обеспечение в сфере производства" вытекает из определения, данного Р. Титмассом производственной системе социального обеспечения, находящейся вне привычной финансовой системы и общей системы социального обеспечения. Р. Титмасс (1968) говорит о социальных пособиях и услугах в производственной сфере как о системе, к которой индивиды приобщены благодаря своей занятости в производственном процессе. X. Уайнер и др. (1971) определяют систему социального обеспечения на производстве (в США) как "пособия и обслуживание дополнительно к заработной плате, направленные на социальные и здравоохранительные нужды, положения о которых не закреплены в законодательном порядке. Право на эти пособия и обслуживание дают работа в конкретной компании, или членство в конкретном союзе, или прямые указания правительства". В понятия системы социального обслуживания на производстве и относящейся к ней социальной работы входит разработка программы и распределение обслуживания с учетом существующих финансовых тенденций и возможностей. Затраты на государственное социальное обеспечение, которые составляют сейчас около 400 млрд долл. ежегодно, на протяжении некоторого времени неуклонно сокращались. Однако система социального обеспечения на производстве, рожденная частной инициативой, в рамках которой также ежегодно расходуется 400 млрд долл. на пособия и обслуживание "своих" работников, быстро расширяется. В 1980 г. наниматели выплатили сумму, составляющую 32,3 % заработной платы, на социальные и здравоохранительные пособия для своих служащих. Стремление социальных работников принимать участие в разработке программ и управлении этими пособиями приобретает все более важное значение. Следовательно, частная система социального обеспечения в производственной сфере играет даже большую роль, чем государственная, в финансировании обслуживания более чем 100 млн работающих американцев и членов их семей. Далее, социальная работа на производстве обеспечивает простой доступ к людям в их естественном жизненном окружении, позволяющий разработать универсальную системураспределения обслуживания, не связанную с обязательной выборочностью по категориям обслуживаемых лиц, обязательной длягосударственного сектора. В данном случае право на обслуживание является заработанным правом, одинаково доступным всем участникам рабочего процесса в обычной для них обстановке — по месту работы. По мнению А. Кана (1973), здесь нет "пресловутых положений об обслуживании". Эти программы и обслуживание ориентированы на социальные преимущества рабочих мест, а в cлучае необходимости предоставляются всем занятым в рабочем процессе лицам и членам семей. Как и социальный работник в системе обучения или в рабочем поселке, социальный работник на производстве обслуживает клиентов без отрыва от их функциональных рабочих обязанностей. В производственных и других нанимающих организациях наиболее быстро развивается и лучше всего известно социальное обслуживание по программам оказания помощи и консультированию служащих. Сейчас в этих программах занято очень много социальных работников. Социальное обслуживание по ним развивается очень быстрыми темпами под управлением основных институциональных субъектов рабочего мира: нанимателей и профсоюзов. Социальные работники заняты также в учебных подразделениях компаний, в общих отделах социального обслуживания и подразделениях советника по кадрам. Типичными должностями могут быть: работающий по найму адвокат, консультант по общинным отношениям, управляющий служебными ресурсами, должностное лицо по общим перемещениям, консультант по кадровой политике, советник по планированию и развитию, специалист по благотворительным средствам, советник по городским делам, координатор совместных программ по здравоохранению и социальному обеспечению. Большая часть социальных работников нанятая трудовыми организациями, oбеспечивает обслуживание по объединенным программам по консультированию и социальной защите, часто называемым программами по обслуживанию отдельных лиц или членов организаций. Подобные объединенные программы являются основным источником занятости социальных работников на производстве, особенно на северо-востоке страны. Профессиональные социальные работники берут на себя ответственность по разнообразным отдельным программам, финансируемым местными союзами, районными советами, главными управлениями международных союзов, Американской федерацией труда и Конгрессом производственных профсоюзов (АФТ/КПП), которые контролируют и координируют движение трудовых союзов. Типичными должностями, занимаемыми социальными работниками в этих организациях, являются: работник по обслуживанию персонала, директор образовательной программы, сотрудник по безопасности производства и здравоохранению, управляющий планом по здравоохранению и социальному обеспечению, координатор по обслуживанию членов союза, консультант по профессиональному обучению и повышению квалификации, работник по предпенсионному обслуживанию, консультант по дневному уходу, специалист по законодательству, управляющий планом выделения пособий, координатор общинного обслуживания, инспектор противоалкогольной программы и директор пенсионного обслуживания. К типичным обязанностям работников социального обеспечения на производстве можно отнести следующие: ■ Консультирование и другие виды помощи попавшим в затруднительное положение служащим или членам организации в связи с угрозой потери работы, например оказание ромощи по разрешению личных проблем и достижению или сохранению высокого уровня квалификации. ■ Консультирование по использованию системы социального обслуживания по месту жительства для удовлетворения потребностей клиента и установлению его связей с необходимыми программами. ■ Обучение передовой части персонала (представителей союзов, мастеров, инспекторов) для того, чтобы они умели определять, какие изменения в выполнении служебных обязанностей могут послужить основанием для обращения в подразделения социального обслуживания, а также правильно формулировать потребности служащих. * Разработка и контролирование проводимых союзом акций и управление информационной системой, которая будет регистрировать информацию по обслуживанию и данные по программам для их анализа. ■Четкое представление будущего развития программы, которое основывается на неудовлетворенных потребностях и существующих демографических тенденциях. ■ Консультирование по рабочему процессу и управленческой деятельности лиц, принимающих решения по кадровой политике. ■ Оказание помощи по вводу в действие программ социального обеспечения, здравоохранения, развлекательных и образовательных программ для работающих, пенсионеров и членов союза. ■ Оказание помощи по управлению структурой социальных пособий и здравоохранения, а также по составлению планов ввода в действие новых инициатив. ■ Консультирование по разработке соответствующих планов для женщин, этнических меньшинств и инвалидов, а также по управлению этими планами. ■ Консультирование по корпоративному или трудовому построению союза, по организационным положениям, требующим принятия законодательных решений в области социального обеспечения.
Исторические предпосылки.
Взаимосвязь между социальным обеспечением и производством берет свое начало еще в средние века. Средневековые гильдии имели фонды для выплаты пособий при несчастных случаях, старости, разорении или смерти, а средства на выплаты ссуд молодым работникам накапливались из выплачиваемых членами гильдии налогов. Обложение членов гильдии налогом вскоре было отменено законом, но гильдии продолжали содержать школы и богадельни и являлись наряду с церковью центральным институтом социального обеспечения членов гильдии и их семей в средние века и даже вплоть до принятия в 1601 г. законов о бедных. В начале 1800-х годов многие крупные фабриканты Англии и Шотландии стали обеспечивать подобные пособия, а к концу 1800-х годов большая часть немецких компаний и трудовых союзов последовали этому примеру. Исторические корни социального обеспечения в Соединенных Штатах уходят во времена так называемого общества всеобщего благоденствия. Они ведут нас к пособиям и обслуживанию, обеспеченным в конце XIX — начале XX столетия на добровольной основе служащими, стремившимися социализировать, сплотить и контролировать неопытные, необученные трудовые кадры, крайне необходимые в эпоху индустриализации. Эти программы, излишне мелочные по сути, неоднородные и неоднозначные по значению, находящиеся в растущей зависимости от интересов их инициаторов, были скорее инструментом управления, а не обслуживания рабочих. Для управления программами и обслуживанием компании нанимали персонал, из которого формировалось бюро по социальному обеспечению. В эти программы входили положения по улучшению санитарного состояния, жилищных условий, инспектированию соблюдения правил техники безопасности и обучению рабочих. Деятельность бюро по социальному обеспечению, подчинявшихся администрации, направлялась на обеспечение порядка среди рабочих, предотвращение случаев симуляции, создание препятствий для объединения рабочих с быстро распространяющимся движением профсоюзов. Вначале работники бюро по социальному обеспечению не имели специального образования, но после первой мировой войны ситуация стала постепенно меняться. Идея по созданию бюро социального обслуживания привлекла внимание двух национальных организаций, которые занимались социальным обслуживанием на производстве, — Национальной гражданской федерации и Американского института по социальному обслуживанию. П. Поппл (1981) отмечает, что это было серьезным шагом вперед и что к 1920 г. уже гораздо больше выпускников Высшей школы социальной работы Нью-Йорка получили работу в производственных структурах, нежели в других сферах. Социальные работники часто выполняли те же функции, что и бюро по социальному обеспечению, хотя и под другими вывесками. Поэтому вполне объяснимо широко распространенное недоверие работающих американцев к социальной работе. Бюро социального обеспечения считались проводниками действий администрации. Крайне ограниченный филантропический подход получал все большее распространение среди социальных работников. Отрицательное отношение к этим бюро подогревалось лидерами развивающегося движения трудовых союзов, которые видели в бюро по социальному обеспечению препятствие для проведения своих кампаний и находили подтверждение своим теориям в деятельности социальных работников этих бюро, которая не только носила противозабастовочный характер, но и значительно препятствовала движению по объединению в союзы. В 20-е годы бюро по социальному обеспечению начали отмирать, а к 1935г. большинство из них было ликвидировано. Некоторые из их функций выполнялись должностными лицами из персонала, а некоторые — медицинскими сестрами, работающими на производстве. Социальная работа на производстве вновь возродилась в период второй мировой войны, когда промышленность, испытывающая нехватку рабочей силы, пополнилась новыми служащими. Большая часть этих новых работников, представленная женщинами и этническими меньшинствами, нуждалась в обслуживании, чтобы приспособиться к условиям полной занятости на производстве и выполнению при этом роли главы семьи. Основными потребителями услуг социальных работников на производстве были самолетостроение и военная промышлешнность, а также союзы, представляющие кораблестроительную промышленность и моряков торгового флота. Берта Рейнольдс, известный теоретик социальной работы, была приглашена для руководства комплексной npoграммой труда—управления, которая обслуживала Национальный морской союз (НМС). В этой ситуации социальные работники были хорошо приняты, поскольку они являлись членами союза по социальному обслуживанию и предлагали себя не в качестве специалистов по внутренним проблемам, в качестве защитников интересов союза. Кроме того, социальные работники восстановили отношения с профсоюзным движением 30-х годов и обслуживали безработных во время "великой депрессии". Великолепная работа Б. Рейнольдс в НМС во вторую мировую войну способствовала дальнейшему укреплению контактов между организованным трудом и контактов между организованным трудом социальной работой и продемонстрировали жизнеспособность альтернативной модели по обслуживанию более чем 20 млн американцев, которые в 1980 г. работали по найму. Участие социальных работников в вооруженных силах во вторую мировую войну часто рассматривается как одна из моделей дальнейшего развития социальной работы в промышленности. Военная промышленность, разделенная войной на два фронта, превратилась в главного национального нанимателя рабочей силы. Эта рабочая сила была вынуждена приспосабливаться к специфике работы в непривычной обстановке. Социальные работники взяли на себя основную тяжесть по прямому обслуживанию солдат и их семей и подготовили, таким образом., почву для обслуживания военных после войны. В 1946 г. ведомство главного хирурга вооруженных сил учредило постоянные офицерские службы из социальных работников, которые распространились в последующие годы и на другие рода войск. Профессиональные социальные работники из медицинских служб трех родов войск могут рассматриваться как социальные работники на производстве, так как они работают на нанимающую организацию и обслуживают потребности по здравоохранению и социальному обеспечению ее рабочих. Несмотря на то что промышленность Европы и Южной Америки нанимала все возрастающее количество социальных работников, Соединенные Штаты проявили в этом отношении относительно небольшую активность в два последующих послевоенных десятилетия. Промышленность нашла полное применение своим предвоенным рабочим силам, и страна вступила в период экономической и политической стабилизации. Социальная работа в очередной раз приобрела психоаналитическую направленность, отображая общую пассивность нации в отношении социальных новшеств и организационных изменений. Изданная в 1965 г. "Энциклопедия социальной работы" точно отобразила дух этого времени. В ней отсутствовали какие-либо ссылки на союзы и программы по управлению. В предисловии к этому изданию, озаглавленном "Программы социального обеспечения рабочей силы и промышленности", нет упоминания о социальной работе на производстве или каких-то программах и услугах в промышленности, которые так привычны сегодня. Современный этап социальной работы на производстве начинается с середины 60-х годов, когда произошли два важных события. Руководство "Полароида" решило, что новая программа адвокатского обслуживания служащих отвечает определенным потребностям этой развивающейся корпорации и потому должна стать постоянной частью ее структуры. Руководимый опытным социальным работником, адвокатский отдел доказал свою значимость как непосредственным обслуживанием, так и ролью консультанта по кадрам для лиц, определяющих политику корпорации. В это же самое время X. Вайнер, С. Акабас и Дж. Соммер (1973) в Нью-Йорке вводили в действие программу по медицинскому обслуживанию душевнобольных и реабилитаци в Объединенном центре здравоохранения рабочих Америки по производству одежды Сидни Хилмана. При поддержке со стороны руководства и благодаря правительственному финансированию эта модель обеспечила работникам по производству мужской одежды обслуживание, которое соответствовало их культурному вкусу и неудовлетворенным потребностям. Эти два нововведения конца 60-х годов получили продолжение в начале 70-х годов и послужили основой для развития социальной практики. Если воспользоваться созданной У. Ростоу (1971) парадигмой анализа экономического роста и применить ее к развитию сектора социального обеспечения на производстве, можно сказать, что "традиционный" период социального обеспечения на производстве завершился к концу второй мировой войны. Послевоенный период, до середины 70-х годов, свидетельствует о "развитии предпосылок", за ним следует период "старта" (с 1975 г. по настоящее время). Судя по некоторым признакам, социальное обеспечение на производстве приблизилось к вступлению в начальную стадию своего движения к "зрелости", хотя сейчас трудно предсказать, является ли последняя стадия этого движения, определяемая Ростоу как "наивысшее массовое потребление", реальной в обозримом будущем.
Развитие практики. Как уже было отмечено, с середины 70-х годов наблюдается рост практики социального обеспечения на производстве. Этот рост не был случайным. Он отражает объединенные усилия и концентрацию человеческих и финансовых ресурсов; лидеры из образовательного и практического секторов социальной работы правильно отреагировали на запросы времени. К середине 70-х годов наниматели поняли, что им придется иметь дело с изменившейся рабочей силой и новым социальным законодательством. Были приняты новые законы о труде, налагающие новые обязанности по социальной защите на промышленников. Женщины, представители этнических меньшинств и инвалиды стали все чаще выходить на рынок труда, принося с собой новые проблемы. Вполне в духе времени они заявляли о необходимости дневного ухода, недискриминационной кадровой политики, гибкого графика работы, свободного выбора рабочих мест, профессионального обучения, квалификационных программ и уступок по некоторым вопросам, касающимся качества жизни. Участие женщин в производстве напомнило промышленным боссам о том, что социальные работники давно знали, а именно —что работа и семья не являются изолированными мирами. Далее, предпринимателям пришлось понять, что связи с семьей, соседями, территориальной общиной стали результатом не только новых положений социального законодательства, но и изменений в рабочей силе и в общинах, в которых производились и продавались товары и услуги. Предпринимателям была необходима помощь профессионалов широкого профиля, которые могли бы соединить развитые социальные исследования и свое организационное умение с нуждами промышленности. Профсоюзному движению пришлось считаться с последствиями своего собственного успеха. Союзы начали разрабатывать систему прямого обслуживания своих членов: эти услуги дополняли помощь по профессиональному социальному обеспечению, носившую в основном финансовый характер. Профсоюзы, получив существенные финансовые выгоды в результате достигнутого соглашения с правительством, нуждались теперь в новом социальном обслуживании, дабы сохранить преданность своих членов союзу и его лидерам. Таким образом, ассортимент гуманитарного обслуживания в промышленности значительно расширился по размаху и спектру услуг. Хотя заинтересованность руководства в производительности труда и прибылях никуда не исчезла, возникли новые проблемы — проблемы качества жизни, и готовых решений у предпринимателей не было. В сходном положении оказались и профсоюзы: хотя заработная плата и условия труда по-прежнему оставались главными вопросами в повестке дня, у членов союза, как только они добились принятия некоторых мер по охране труда и экономических вознаграждений, появились понятия о "хлебе и розах". Готовность социальных работников помочь трудящимся и руководству в разрешении этих проблем, а также их научная и практическая подготовленность к соответствующим действиям привели к созданию благоприятных условий для совместных усилий. Федеральные агентства, отвечая на сложившиеся условия и на положения нового социального законодательства, начали оказывать поддержку образованию в области социальной работы и соответствующим программам обучения. Следующим откликнулся Национальный институт проблем злоупотребления алкоголем и алкоголизма, который пришел к выводу, что алкоголизм, в промышленности становится все более острой проблемой, требующей федеральной поддержки для проведения работы на рабочих местах и разработки новых программ. Национальный институт психического здоровья, Управление по реабилитации и Управление рабочей силы при Министерстве труда США также проявили заинтересованность и желание поддержать новые инициативы социальных работников на рабочих местах. Несколько филантропических фондов, в особенности Фонд Льюиса и Сэмуэля Зильберманов и Фонд Роберта Вуда Джонсона, продемонстрировали заинтересованность в ускорении систематической разработки программ и практических моделей для этой быстро развивающейся области социальной работы. Национальная ассоциация социальных работников подписала соглашение с Советом по образованию социальных работников о разработке совместной двухгодичной программы подготовки социальных работников для деятельности на производстве. Позже ассоциация подготовила специальную программу по выделению денежных средств на ускорение разработки моделей и стандартов, пригодных для социальной защиты на производстве. Так как некоммерческие агентства по обслуживанию семьи и общинные центры психического здоровья накопили достаточный опыт по обслуживанию работников и их семей, они стали заключать контракты на программы по социальному обслуживанию с производственными предприятиями, расположенными на территории их общин. К ним присоединились другие организации и орентированные на социальную работу частные фирмы, которые стали предлагать производственное социальное обслуживание ведущим корпорациям. Несколько высших школ социальной работы стали активно заниматься обобщением результатов социальной работы на производстве и разработкой моделей для этой области. Были развернуты научные исследовании: в 1970 г. при Школе социальной работы Колумбийского университета открылись центр социальной работы в производственной сфере, а также другие исследовательские центры. Появилась обширная профессиональная литература.
Обучение.
Результаты возросшего внимания и притока средств были поистине замечательны. В 1977 г. в программы только 26 школ социальной работы входила тема по социальной pаботе на производстве и только в четырех из них имелась соответствующая специализация.Пятью годами позже уже 50 школ включили эту тему в свои расписания, 17 из них проводили специализацию по социальной работе на производстве, а в 22 дополнительно учрежденных школах планировалось в ближайшее время обучение с упором на этой теме. В общем большинство школ начали с постепенного ввода одной или двух тем, переходя затем к введению факультативного курса. Обычно этому шагу предшествовало решение администрации ввести специализацию, что тре6овало набора специалистов, способных обосновать и разработать программы. Соответствующее расширение обязательного и факультативного курсов и разработка возможностей практического применения полученных здесь знаний в целом свидетельствуют о признании значения социальной работы на производстве. С вводом программ школа обычно начинает заниматься исследованиями в области социальной работы на производстве, разработкой новых программных направлений, предлагает консультации по кадрам выбранным ею трудовым и производственным организациям и проявляет инициативу по продолжению курса обучения для опытных практиков, которые намерены работать в этой области и в дальнейшем. Данные свидетельствуют о том, что правильный выбор профессорско-преподавательского состава, который будет заниматься первоначальной разработкой новой программы, построением занятий и практики, имеет решающее значение для успешного обучения основам социальной работы в производственной сфере.
Проблемы.
Как всякое начинание, социальная работа на производстве не обходится без проблем и противоречий. Если считать, что существование напряжения вполне закономерно для любой открытой системы, то готовность профессионального цеха признать разногласия в своих рядах должна рассматриваться как нормальное и даже полезное явление. Между исследователями и практиками социальной работы на производстве разногласия гораздо более серьезны, чем между специалистами по вопросам семейного или детского социального обеспечения. Социальные работники понимают, что при существующем положении дел некоторые внутренние противоречия являются признаком роста и в итоге должны приводить к более продуманным и универсальным решениям.
Алкоголизм.
Одна из первых проблем, встающих перед социальным работником, заключается в том, должны ли программы обслуживания сосредоточиваться прежде всего на всякого рода злоупотреблениях, в частности на алкоголизме, или же необходим более широкий подход, предполагающий помощь рабочим или другим членам организации в решении любых личных или эмоциональных проблем. Поскольку финансирование производилось вначале в основном Национальным институтом проблем злоупотребления алкоголем и алкоголизма, а социальные работники производственной сферы нанимались прежде всего Ассоциацией администраторов и консультантов по труду и управлению, основное внимание уделялось злоупотреблениям. Сегодня ситуация изменилась, отчасти из-за повышения роли социальной работы, отчасти в ответ на потребности клиентов. Практический опыт позволил социальным работникам сделать вывод, что алкоголизм не является единственной или даже первоочередной проблемой большинства клиентов, которые обращаются за помощью на своих рабочих местах. Многим клиентам необходима помощь в решении самых разных личных, эмоциональных, семейных или общинных проблем. Стала преобладать модель всестороннего обслуживания, предлагаемая обычно производственной организации или союзу в рамках программ по оказанию помощи и консультированию производственных служащих или членов союза. Основное внимание придается непосредственным услугам, непосредственное обслуживание в этих учреждениях является приоритетным. Сюда входят консультирование, организация групп поддержки, конкретные виды обслуживания, подключение отдельных лиц к общинному обслуживанию, обучение представителей союзов и руководящего персонала, консультирование членов союза и производственной организации по вопросам принятия определенных решений.
Конфиденциальность.
Следующая проблема состоит в том, возможна ли вообще конфиденциальность в этих учреждениях, особенно при осуществлении программ, финансируемых и управляемых вышестоящими органами. Вопрос осложняется тем, что эти программы осуществляются в основном в кадровых или медицинских отделах, которые обладают явными или скрытыми функциями контроля. Проблема конфиденциальности приобретает в этих учреждениях особое значение, так как ее нарушение может означать потерю работы или пятно на репутации рабочего, что неизбежно скажется на его служебном продвижении. Так как мир производства не ориентирован на обслуживание людей, социальный работник всегда должен быть готов задать руководителям вопрос о понимании ими сути и возможных пределов конфиденциальности, а также об их готовности уважать права своих рабочих. Хотя данный вопрос действительно важен для социальной работы в сфере производства, случаи злоупотреблений редки. Социальный работник, однако, должен знать и уважать опасения трудящихся. В конкретной ситуации, именно исходя из предполагаемой степени конфиденциальности, рабочий решает, в какой мере он может воспользоваться социальным обслуживанием. Необходимо неукоснительно следовать руководящим указаниям, содержащимся в Этическом кодексе НАСР; информация может разглашаться только с добровольного согласия клиента.
Мотивы.
Некоторые люди задают вопрос о мотивах, которыми руководствовался цех социальных работников, делая производство новой областью своей деятельности, в особенности в такое время, когда корпорации главенствуют в распределении национальных ресурсов. Они интересуются, а не мотивируется ли освоение профессией новой области деятельности желанием реализовать свои предпринимательские возможности, которые поднимут доходы и престиж практических социальных работников. Не означает ли направленность на социальную работу в сфере производства, что социальные работники будут меньше заниматься обслуживанием бедных, которые часто не работают? Учитывая общенациональную тенденцию к "приватизации" экономики в целом и сферы социального обслуживания в частности, не является ли социальная работа в сфере производства еще одним шагом в этом направлении, в то время как эта профессия исторически привязана к государственному и добровольческому секторам? Помня о быстром росте частного предпринимательства в таких сферах, как уход за детьми, приюты для младенцев, медицинский уход на дому, и о параллельном росте частной клинической практики, не будет ли социальная работа в сфере производства следующим шагом в переориентации профессионального цеха на получение прибыли? Хотя профессионалы осознают реальность некоторых из этих этических проблем (что отражается в литературе), их ответы пока неясны и зависят от дальнейшего развития и освоения этой области практической работы. Однако некоторые признаки обнадеживают. Во-первых, это желание лидеров профессии открыто обсуждать проблемы, что обусловлено отчасти осознанием их возрастающего значения и того, что они должны pешаться как отдельным социальным работником, так и лицами, занимающими ключевые позиции в профессиональных агентствах и организациях. Во-вторых, недавнее распространение этого вида социальной работы в профсоюзах и неприбыльных учреждениях обеспечило множественность направлений в этой зарождающейся области и говорит о ее взвешенных и разнообразных перспективах. В-третьих, лидеры социальной работы в сфере производства предложили широкое поле действия в качестве арены для специализации и были поддержаны такими организациями, как НАСР и Совет по образованию социальных работников. Подобный подход предполагает обслуживание вновь принятых на работу, безработных в их поисках работы, инвалидов и людей, попавших в трудное положение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.014 с.) |