Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История сельского социального обеспечения.

Поиск

Начало организованного национального движения, ставящего целью повышение благосостояния людей, проживающих в сельской местности, можно отнести к 1908 г., когда президент Т. Рузвельт организовал комитет, занимающийся проблемами жизни на селе. Хотя основные принципы этого движения были выдвинуты ведущими землевладельцами, министрами, социологами и журналистами еще до создания комитета, его работа помогла направить социальную политику на проблемы села.

Конференция по проблемам детей, проведенная Белым домом 1908г., наложила свой отпечаток на планирование и организацию заботы о детях и их защиты как в городе, так и на селе. Эта конференция составила Детскую хартию. Как следствие, некоторые штаты, начиная с Иллинойса и Миссури, в 1911 г. издали законы об охране материнства. Эти законы были использованы окружными судами, и их влияние на окружном уровне было одинаково как в городе, так и на селе (Дж.Браун, 1935). Но вплоть до первой мировой войны никаких более серьезных усилий не было предпринято для улучшения социальной работы на селе.

Первая мировая война наложила свой отпечаток на благотворительную деятельность на селе. Службы Американского Красного Креста являлись важным средством обслуживания людей по всей стране. Специалисты по работе в сельской местности были включены в штат Красного Креста, в его рамках были организованы соответствующие подразделения. Деятельность организаций Красного Креста была направлена на смягчение нужд гражданских семей в военное время, а после войны эти расширенные службы нашли себе разумное применение, в том числе и в сельской местности. Хотя их усилия стимулировали и другие государственные и националь­ные агенства к расширению деятельности в сельских районах, результаты были весьма неопределенными. Методы социальной работы, применяемые в городе, во многих случаях не подходили для сельской местности и не одобрялись сельскими жителями. Социальные работники, обучавшиеся в городе, часто говорилио трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться в работе на селе. Работая не за страх, а за совесть, даже под натиском «Великой депрессии», организации Красного Креста, некоторые подростковые суды, добровольческие организации, как, например, Лига социального обеспечения детей Америки, Ассоциация благосостояния семьи, создали программы социальной работы на селе.

Значительно более глубокая и перспективная схема организации помощи и социальных услуг в сельских округах была запущена в действие после создания Федеральной администрации по оказанию целевой помо­щи в чрезвычайных ситуациях и утвержде­ния федерального закона об оказании помо­щи в чрезвычайных ситуациях (1933). Эта акция положила начало программе государ­ственной помощи, оказываемой под руковод­ством специально подготовленных людей во всех уголках страны. Обучающие програм­мы, созданные на базе программы государст­венной помощи, подготовили много сельских жителей для профессиональной социальной работы, приглашая для обучения бывших учителей, инженеров и даже фермеров и знакомя их с последними достижениями в области организации социальной помощи (Э. Мартинес-Броули, 1981).

После начала этой работы большинство социальных программ на селе оказались под государственным покровительством. Но, к сожалению, под влиянием событий второй мировой войны пионерский энтузиазм, с ко­торым проводилась социальная работа на се­ле в годы депрессии, начал спадать. В после­дующие 20 лет социальная работа на селе замерла, пока подъем и процветание послевоенной экономики не изменили настроение нации.

 

Современное положение.

Многие ученые и политики видели корни гражданских волнений, прокатившихся по стране в 60-е годы, в массовом переезде бед­нейших крестьян из сельских районов в горо­да. В 1964 г. конгресс издал Закон о равных экономических возможностях, который вво­дил 10 отдельных программ борьбы с бедностью, осуществлением которых руководил Комитет экономических возможностей.

При всей критике в адрес закона 1964 г. он явился огромной поддержкой для сельских жителей. Согласно этому закону, биржи тру­да (центры по распределению рабочих мест) должны были быть равномерно распределены в сельских областях и городах. Статья этого закона придавала юридический статус обще­ственным городским и сельским программам, согласно которым выделялись средства, равномерно распределяемые между городом и селом. Еще одна статья узаконивала програм­мы, целью которых было повышение уровня жизни и доходов сельских и переезжающих в села семей.

По крайней мере еще два существенных момента повлияли на направленность дея­тельности социальных работников на селе. Первым из них явилось утверждение в 1963 г. Закона о центрах психического здоровья в территориальных общинах. В центрах пси­хического здоровья (Р. Финк, 1977) соци­альные работники составляют основную часть работающего персонала. Хотя психиат­ров в сельских центрах было намного меньше, чем в городских, количество социальных ра­ботников, психологов и медсестер было оди­наковым. Повышение интереса к социальной работе на селе вызывалось еще и тем, что в сельских центрах было задействовано много парапрофессионалов, которые ранее закон­чили курсы социальной работы.

Вторым моментом явилось создание сети региональных комиссий (в Аппалачах, Озарке, Новой Англии, верховьях Великих озер и др.) для предотвращения бедности в наиболее отсталых районах страны. Хотя основное внимание комиссии уделяли экономической стороне вопроса, однако социальные пробле­мы тоже должны были получить свое реше­ние (Г. Кодилл, 1962; Дж. Феттерман, 1967; Дж. Стефенсон, 1968, Дж. Уэллер, 1965).

В ходе деятельности, связанной с пробле­мами преодоления бедности и улучшения психического здоровья, социальные работни­ки снова обратили внимание на проблемы сельских районов. Поток новой социальной литературы также дал толчок развитию соци­альной работы на селе. К 1975 г. ряд извест­ных практиков и ученых возглавили деятель­ность по оживлению социальной работы в сельской местности.

Публикация в 1976 г. книги под редак­цией Л. Гинсберга "Социальная работа в сельских общинах" стала важной вехой на пути возрождения социальной работы на се­ле. В то же время (июль 1976 г.) в Националь­ном институте социальной работы в сельских районах в Кноксвилле было создано постоян­но действующее совещание по социальной работе на селе. Совещание призвало к прове­дению широкомасштабной кампании за свое признание с помощью таких социальных организаций, как Совет по образованию со­циальных работников и Национальная ассо­циация социальных работников. Хотя сове­щание было ближе к социальному движению, чем к формальной организации, общая дея­тельность всех его участников помогла до­стичь необыкновенных результатов. Первый документ об утверждении национальной политики социальной работы на селе был принят в 1977 г. Ассамблеей Национальной ассоциации социальных работников. Прово­дилась работа по созданию института соци­альной работы на селе. Она приняла форму ежегодного съезда по проблемам социальной работы, средства на проведение которого постоянно, начиная с 1976 г., выделялись различными колледжами и университетами. Это положило начало развитию исследований в области сельской жизни; появилось orpoмное количество книг и статей, посвященных социальной работе и образованию на селе. Также стал выходить новый журнал "Гуманитарные услуги в сельской среде", который явился распространителем научных исследований по проблемам села.

 

Основные принципы социальной работы на селе.

Говоря об основных принципах социальной работы на селе, необходимо видеть pазницу между двумя сторонами этой работы, а именно социальным движением и оказанш социальных услуг.

Социальное движение.

 

Социальное движение заключается в том, что группа людей с общими взглядами предпринимает совместные действия, чтобы добиться каких-то результатов в области государственной политики. Социальное движение часто является предвестником важных социальных перемен, так как оно приводит к изменению сознания членов движения и к созданию организаций, которые рассматривают и претворяют в жизнь их требования. Борьба за гражданские права и требования повышения благосостояния являются прекрасными примерами социального движения в США (Ф. Пивен и Р. Клоуорд, 1979). Социальная работа на селехотя и не имеет размаха социального движения, но тоже является его разновидностью.

В 70-х годах жители сельских районов организовали движение общенационального масштаба за улучшение жизни на селе. Общее воодушевление вовлекло в свой поток даже некоторые организации: Сельская Америка — добровольная защитительная организация, основанная в 1975 г.; Национальный сельский центр — независимая исследовательская организация, основаная в 1976 г.; Сельские женщины Америки основанная в 1977 г., и др. Эти организации повышали сознательность граждан и помогали профессионалам осознать проблемы сельских регионов, а также старались добиться уступок от правительства (законодательных, административных или каких-либо других).

Сельские социальные работники, захваченные движением, выступали на стороне сельских жителей. Хотя концепция прези­дента Р. Никсона о разделе годовых доходов нарушила покой многих служащих сферы гуманитарных услуг, она привела к повышению сознательности и организованности местных избирателей. Закон о развитии сельско-хозяйственых территорий (1972), несмотря на некоторые недостатки, обеспечил возможности развития социальных программ на селе и соответствовал чувству собственного достостоинства, которое всегда отличало сельских жителей. Социальные работники осознали, что строгая приверженность общинной (местной) модели развития будет полезна только привнимательном учете существующих традиций жизни села, без чего любая социальная программма на селе не сможет существовать (М.Якобсен, 1980). Выборы президента Дж. Картера рассматривались многими как символ окончательной победы сельского населения, в связи с чем ожидалось появление новых направлений и перспектив социальной работы (под ред. Д. Дильмана и Д. Гоббса, 1982).

Общая практика.

 

В социальной работе оказание непосредственной помощи тесно связано с принципами общей практической деятельности. Социальный работник общего профиля, в отличие от специалиста в какой-то одной области, должен знать и использовать в своей практике огромное количество методов и навыков, применять комплексный подход. Такой работник может оценить различныe аспекты социального явления и, основываясь на этой оценке, наиболее эффективно осуществить необходимые действия (Дж. Мермелстейн и П. Сандет, 1978). В са­мом начале развития работы на селе в сообщениях Южного регионального Совета по образованию отмечалось, что социальный работник на селе выступает как работник общего профиля. Позднее это утверждение было поддержано в книге "Социальная работа в сельских общинах" (1976) под ред. Л. Гинсберга.

Сейчас уже почти никто не спорит о необходимости существования социальных работников общего профиля, которые должны претворять в жизнь и развивать различные методы социальной работы. Социальный работник, занятый на селе, естественно, не должен иметь особой специализации. В то же время в литературе по образованию в области социальной работы стали появляться идеи о необходимости подготовки специалистов во всех областях социальной работы. Поэтому, хотя большинство учебных программ для социальных работников рассчитано на обучение специалистов общего профиля и получение ими степени бакалавра, некоторые университеты, например Калифорнийский и университет Восточного Вашингтона, создали более продвинутые программы. Социаль­ный работник общего профиля после оконча­ния такого университета получает степень магистра (Т. Бригэм, 1968; Дж. О'Нейл, 1984а,в).

Существует также проблема, связанная со специализацией по роду службы (государ­ственное социальное обеспечение, забота о детях, забота о психически больных и т. д.) и по категориям населения (старики, дети, ин­валиды и т. д.), так как социальные услуги в США осуществляются именно по этим двум направлениям. Социальные работники в сельских районах уже давно отмечают, что ни одна из этих двух специализаций сама по себе неприемлема для села. Специфика сельской инфраструктуры (из-за определенной изоля­ции и труднодоступности), а также природа взаимоотношений на селе таковы, что ис­пользование специализированных агентств просто невозможно. Когда социальный ра­ботник приходит в дом клиента, не важно, какое агентство он представляет, а важно то внимание, с которым он отнесется к стоящим перед клиентом проблемам.

Из-за существующей изоляции и потреб­ности в развитии средств помощи сельские социальные работники общего профиля, не­зависимо от того, в какой области они работа­ют, осознали, что им надо устанавливать тесные контакты с жителями их региона (Л. Гинсберг, 1983). Из-за недостатка социальных работников в сельских районах и вы­сокой потребности в их услугах естественные помощники и добровольцы нередко заменяют их и осуществляют различную помощь в сво­ем сообществе. Социальный работник общего профиля, работающий в сельской местности, должен уметь определить контингент прожи­вающих в области жителей и работать с ними как со своими клиентами. Кроме того, так как характер бизнеса на селе отличается от город­ского, социальный работник должен уметь работать с местными лидерами, чтобы под­держать группы, которые способны оказать помощь социальной работе на селе и для улучшения благосостояния сельской общины. Социальный работник должен также быть знаком с правительственными службами, ко­торые играют ключевую роль в повышении благосостояния села.

Сельские церкви различных вероиспове­даний, такие, как методистская, лютеран­ская и католическая, традиционно являлись центрами оказания социальной помощи в от­даленных от крупных городов районах (П. Данкомбе, 1982). Сельские священники часто выступают в роли советчиков, защитников, врачей. Сельские социальные работ­ники должны ознакомиться со структурой сельской церкви, ее потребностями, сильны­ми и слабыми сторонами, с тем чтобы рабо­тать в союзе с церковью и вместе оказывать необходимую помощь сельским жителям.

Социальные работники государственного сектора заслуживают специального упоми­нания не только потому, что работают на пе­редовой линии в социальном обслуживании сел, но и потому, что они должны иметь неко­торые навыки, которые не требуются их кол­легам в городских районах. Эти служащие уделяют работе значительно больше времени и выполняют многие общинные обязанности: они должны участвовать в жизни общины и ее институтов. В отличие от городских работ­ников, они не имеют конфликтов с политиче­скими и другими общинными (местными) властями. Кроме того, так как их контакты с коллегами могут носить ограниченный ха­рактер, государственные социальные работ­ники в сельских районах должны сами руко­водить своими действиями и уметь использовать все возможные пути професси­онального роста.

Социальная политика.

Государственная политика на селе явля­ется результатом общей политической стра­тегии и чаще всего контролируется власть имущими. Так как социальная политика на селе нацелена на помощь наименее организо­ванным и наименее властным избирателям, то на нее нелегко оказать какое-либо влия­ние. Когда фермеры составляли основную массу сельского населения, то в залах конг­ресса сельские избиратели были представле­ны достаточно хорошо. Сейчас, когда состав сельского населения изменился, фермерские организации уже не представляют интересов всех жителей сельских районов. Многие мо­менты социальной политики, разработанной для сельской местности, были основаны на неверной или неправильно истолкованной информации.Для маленьких сельских райо­нов данные о количестве населения, безра­ботных или о доходе на душу населения, которые использовались для определения необходимости выделения различных ассиг­нований и т. п., часто являлись слишком огрубленными (под ред. Д. Гиффорда, Г. Нельсона и Л. Ингрэма, 1981). Но даже несмотря на это, социальная политика с по­мощью различных денежных ассигнований улучшила качество жизни американцев на селе (Р. Хоуппе и Г. Мартин, 1981; Дж. Уоткинс и Д. Уоткинс, 1984). Программы медицинского обслуживания и продовольственних талонов — это две основные программы которые, несмотря на серьезные препятствия помогли облегчить проблемы бедности, плохого питания и слабого здоровья жителей сельских районов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.013 с.)