Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потери при разделении и разводе.

Поиск

Лишения и утраты при разводе воспри­нимаются обоими родителями и детьми в раз­ной мере. В то же время, как часть целой семьи, все они одинаково переживают потерю. Скорбь объясняется тем, что партнер или родитель был частью жизни других членов семьи. Хотя потери супруга или родителя при разводе и смерти имеют общие черты, есть, однако, и отличительные особенности потерь при разводе. Смерть — это событие, имеющее место в определенный момент времени. Развод — это процесс, когда потеря ощущается во времени и не всегда сразу же вызывает сложную и непрерывную реакцию. Здесь возможны — и часто происходят — примирения, особенно если затронуты интересы де­тей. По данным одного из исследований, три четверти недавно разведенных и половина давно расставшихся супругов, из числа опро­шенных виделись или говорили друг с другом за две недели до интервьюирования.

Реакция на потерю, вызванную разво­дом, связывается в ряде случаев с трудностями отказа от полового удовлетворения. Со­гласно исследованиям, привязанность ребенка к матери является основой всех при­вязанностей и образует базис для разделения с другими людьми, которые играют важную роль в последующей жизни. Представляется обоснованным рассматривать потерю партне­ра в супружестве по аналогии с потерей мате­ри маленьким ребенком.

К. Паркес (1972) описал стадии скорби и тяжелой утраты применительно к разводя­щимся взрослым. Среди них — потрясение и отрицание, острая тоска по потерянному че­ловеку, гнев и протест. Неожиданный развод чаще всего сопровождается потрясением и от­рицанием. Первой реакцией может быть об­легчение и эйфория, после чего наступает де­прессия. У супруга, который не хотел развода, развод может вызвать острую тоску по потерянному человеку, уныние и ощуще­ние покинутости (М. Хант и Б. Хант, 1977). Контакт с бывшим супругом мог бы в какой-то мере облегчить это состояние. Продолжи­тельное общение, однако, во многих случаях несет в себе и элементы риска. Могут вернуть­ся противоречивые чувства и конфликты, ко­торые приведут к исходному опустошению, и частые контакты в условиях разделения еще больше осложнятся. Последней фазой тяже­лой утраты является гнев и протест. Враждебность, часто даже неприкрытая, весьма распространена между разошедшимися суп­ругами.

Дети испытывают потерю при уходе ро­дителя из семьи, но не обязательно ощущают полную утрату главного объекта привязанно­сти. Одним из исследований, рассматриваю­щим влияние развода на детей в возрасте от 3 до 13 лет в течение первого года после разде­ления родителей, было установлено, что вре­мя, проведенное с ушедшим из семьи, в одних случаях увеличилось, в других уменьшилось или осталось на том же уровне. Данные исс­ледования влияния новой семьи ушедшего родителя на адаптацию ребенка показали, что некоторые дети, чьи родители развелись примерно шесть с половиной лет до опроса, проводили с ушедшим родителем 27 часов каждые две недели.

Согласно Дж. Баулби (1973), ощущае­мое детьми потрясение, за которым следует состояние апатии, депрессии и полного равнодушия к родителям, зависит от меры потери в результате развода. Хотя разделение родителей серьезно огорчает большинство детей, глубина их реакции в значительной мере зависит от степени потери и ее внезап­ности. Дети, бывшие свидетелями скандалов и побоев, могут даже испытывать облегчение. Другие при тех же обстоятельствах испытывают потрясения, особенно если они были защищены от родительских неурядиц. Несмотря на то, что всегда существует время, потерянное для общения с ушедшим родителем (например, время сна), уход из семьи этого родителя в результате разделения или развода по-разному сказывается на детях, вызывая у одних незначительное огорчение, у других — сильное потрясение. Поскольку большинство детей не ощущает полной поте­ри, модель полной потери непригодна для многих ситуаций, ибо покинувший семью родитель может быть не только жив и здоров, но и жить поблизости. Почти все дети хотят сохранить взаимоотношения с обоими родителями и тем самым свести на нет ощущение потери. Что касается малышей, то определяющим является не поведение детей, а поведение самих родителей. Дети могут предаваться мечтам о примирении родителей и пытаться осуществить свои мечты. Некоторые дети могут обвинять себя в разводе, искренне веря в свою виновность и надеясь снова "скрепить" семью, соединить родителей. Одновременно с потерей уходящего из семьи родителя дети могут испытывать страдания из-за недостаточного внимания к себе, особенно со стороны матери, занятой своими собственными переживаниями и проблемами. Это обстоятельство может способствовать возникновению у ре­бенка состояния беспомощности, страха оказаться покинутым и лишиться привычной заботы. Многие родители не в состоянии заранее обсуждать с детьми проблемы развода и эмоционально готовить их к этому событию.

 

Социальные проблемы.

Причины повышения уровня разводов в 60—70-е годы и их снижения в 1982 и 1983 гг. не установлены. Повышение показателей происходило за счет изменения установок, т.е. больше людей стали воспринимать развод как способ разрешения супружеских проблем, что привело к либерализации бракораз­водных законов. С другой же стороны, их ли­берализация сделала развод более доступ­ным, что внесло свою лепту в повышение показателей разводов.

В 1969 г. в Калифорнии был принят пер­вый закон о беспрепятственном разводе, а к 1980 г. этот закон уже распространился на все штаты, кроме Иллинойса и Южной Дакоты. Количество судебных тяжб, связанных с раз­водом, однако, остается значительным, вы­званы они главным образом проблемами фи­нансов и опеки. Финансовая проблема возникает из-за обязательности супружеской поддержки (ранее называвшейся алимента­ми), необходимости разделить общее имуще­ство и вырастить ребенка. Супружеская под­держка в настоящее время означает непродолжительную помощь бывшей жене, с тем, чтобы она могла получить специальность или найти работу. Правосудие в отношении общего имущества все больше отвечает инте­ресам женщин. В прошлом же имуществен­ные иски, как правило, удовлетворялись в пользу главы семьи, обычно мужа. Понятие общей собственности во многих сферах еще только разрабатывается. В настоящее время рассматривается также и вопрос права на пенсионное обеспечение. В ходе судебного разбирательства обсуждается также вклад каждого супруга в достижение другим супру­гом высокого профессионального уровня, ко­торый поможет решить денежные проблемы после развода.

В 1982 г. выплаты на поддержку детей были назначены 69% белым и 34% чернокожим женщинам, имеющих малолетних де­тей. Такие выплаты не всегда осуществляют­ся полностью, так, в 1981 г. было выплачено 75% сумм, назначенных для поддержки де­тей, и только около 50% этих сумм было вы­плачено полностью. Чем больше лет прошло после развода, тем меньше коэффициент вы­платы.

Судебные решения в отношении опеки над детьми со временем изменились. До XIX столетия дети автоматически передава­лись под опеку отцов. С изменением экономических и социальных условий законы бы­ли пересмотрены в пользу передачи опеки матерям как "воспитательницам детей в их нежные годы". В настоящее время матери получают детей на попечение в 9 из 10 ситу­аций, хотя отцы стремятся к опеке и обраща­ются с соответствующими просьбами чаще. Хотя среди родителей и профессионалов нет согласия в том, что означает максимально учитывать интересы детей, судьи все же прилагают все усилия, чтобы действовать в инте­ресах ребенка. Необходимо еще много узнать, чтобы создать такие условия, которые были бы оптимальными для детей и родителей. В настоящее время в 28 штатах узаконена совместная опека, т. е. реальная ответствен­ность обоих родителей за воспитание ребен­ка. Так, в 1980 г. в Калифорнии была внесена поправка в статут опеки над ребенком, обеспечивающая для маленького ребенка частый и постоянный контакт с обоими разведенны­ми родителями и поощряющая их стремление принять участие в воспитании ребенка. Если опека присуждается одному из родителей, суд должен принять во внимание, кто из ро­дителей вероятнее предоставит ребенку воз­можность общаться с другим родителем. С увеличением количества тяжб в суде по пово­ду опеки появилась группа профессионалов, которые вместе с судом стали посредниками в этой области.

С конца 70-х годов посредничество при разводах стало важной сферой деятельности социальных работников. Обычно каждая раз­водящаяся сторона прибегает к услугам адво­ката. Если конфликт не может быть разрешен с помощью адвокатов, то дело передается в суд. Чтобы избежать этого, обращаются к по­среднику. В этом случае разводящиеся супру­ги встречаются друг с другом в присутствии незаинтересованной стороны и пытаются прийти к соглашению своими силами; если это удается, их решение потом оформляется в судебном порядке. Адвокаты способствуют смягчению антагонизма между супругами и направляют процесс в благоприятное для клиентов русло. Посреднические услуги пре­доставляются социальными работниками и другими профессионалами, работающими в многочисленных агентствах при судах. За этими услугами можно обратиться и в част­ный сектор, где также трудятся социальные работники, психиатры и другие профессио­налы, которые помогут посредством переговоров решить проблемы с имуществом, опе­кой и посещением детей. В некоторых штатах посредничество сегодня уже узаконено.

Эффективность посредничества исследо­вана мало. Согласно некоторым данным, по­ловина направленных к посреднику отклони­ли предложения, хотя из тех, кто воспользовался его услугами, 58% достигли согласия и, вероятно, со временем сообщат о восстановлении хороших взаимоотношений с бывшим супругом.

Клиенты считают, что правильно посту­пили, даже просто обратившись к посреднику, как бы они ни оценивали его услуги. Факторами, способствующими успешному посредничеству, являются: опытный посредник и заинтересованные в общении друг с другом партнеры; пары, конфликты в которых не бы­ли слишком глубокими; пары, разногласия которых затрагивали других членов семьи или какое-то третье лицо. Исследователи считают, что данные об использовании при разводе посреднических служб пока недоста­точны, а значит, исследования должны быть продолжены.

Хотя тяготы развода облегчились благо­даря росту возможностей на рынке труда и уменьшению размера семьи, развод может быть чреват для женщин серьезными финансовыми последствиями. В условиях фемини­зации бедности финансовая поддержка суп­руги и ребенка часто недостаточна. В большинстве случаев выплаты на поддержку детей или не производятся вовсе, или осуще­ствляются не в полном размере. Женщины, особенно если они не имеют специальности или какое-то время не работают, вероятно, должны испытывать трудности в устройстве на работу, которая достаточно хорошо опла­чивалась бы, чтобы они могли прокормить себя и детей, а также оплатить медицинские услуги. Развод для многих женщин стал пря­мой дорогой к бедности. В 1982 г. 19% всех семей с детьми возглавлялись матерями-оди­ночками, причем эти семьи составляли 55% от числа всех семей, находящихся за чертой бедности. Это явилось результатом развода. Финансовые проблемы делают более насущ­ной борьбу за свободное время, необходимое для воспитания детей. Этот груз разведенная женщина с детьми на ее попечении должна нести сама, поскольку в семье нет взрослых людей, которые могли бы разделить с ней от­ветственность.

Роль социального работника.

 

С увеличением количества разводов воз­росло и количество взрослых людей, состав­ляющих категорию остро нуждающихся в по­мощи со стороны социальных работников. При расторжении брака люди часто испыты­вают стресс, беспокойство и дискомфорт. Для многих людей этот трудный период является временным, если предшествующий разводу период не был кошмаром. Поэтому основной задачей социальных работников является по­мощь на этом первом этапе. Профессионал должен понимать, что развод вызывает силь­ный стресс, который предполагает неожи­данно сильные и чередующиеся чувства при­вязанности и гнева к бывшему партнеру. При этом недавно разведенным бесполезно концентрировать свое внимание на прошлых ошибках в браке или на проблеме "несходства характеров". Это может усугубить и без того доведенное до предела эмоциональное состояние.

Со временем задачей профессионалов становится поддержка разведенных при адаптации к жизни после развода. Они помогают клиенту осознать разрыв супружеских взаимоотношений, сохранить при необходимости или желании контакт с бывшим супругом (например, для блага детей) и настроитьcя на новые взаимоотношения. В некоторых случаях бывшим супругам удается установить мнимые "функциональные" взаимоотношения, отношения же других в течение нескольких лет характеризуются привязанностью или конфликтами; многие люди долгое время колеблются между спокойствием и конфликтами. Оговоренные посещения ребенка, когда родители вынуждены регулярно встречаться, могут быть эмоционально трудными и являются источником длительного дискомфорта. Часто события в жизни могут нарушить достигнутое равновесие и возродить сильные чувства, существовавшие в момент развода. Это может быть вызвано, например, окончанием детьми учебного заведения или их браком. Взрослые должны отдавать себе отчет в возможных стрессовых последствиях своих контактов и должны оградить детей от конфликтов двусмысленности. Еще одно жизненное событие, могущее привести к стрессу, — повторный брак бывшего супруга, даже если он имеет место через много лет.

При всей важности проблем, связанных с воспитанием детей, преимущественное внимание социальных работников к ребенку, не учитывающее морального состояния родителей, чревато серьезными последствиями, ибо может усугубить и без того тяжелые эмоциональные нарушения. Так, например, оставшаяся с детьми мать в ряде случаев не может уделить должного внимания своему выведенному из душевного равновесия ребенку дошкольного возраста, пока она сама не пройдет курс реабилитации в специально созданных для этой цели группах.

Некоторые детские проблемы аналогичны проблемам взрослых. Дети, пережившие развод родителей, часто бросают им вызов своим поведением, отражая тем самым именно родительские депрессию и раздражение, вызванные потерями и переменами в жизни. Со временем вызывающее поведение детей возвращается в нормальное русло, если не продолжаются начавшиеся еще до развода конфликты между родителями. Непосредст­венной задачей вмешательства профессио­налов социальных служб является устране­ние риска возникновения проблем дома или в школе, проблем, которые могли бы иметь для детей долговременные отрицательные по­следствия. Социальный работник должен помочь детям преодолеть эмоциональные по­следствия развода родителей, регулировать конфликтные ситуации. Важно обратить внимание на интересы ребенка и осторожно выяснить его точку зрения на происходящее. Реакция детей и молодых людей может быть более острой, если время разделения совпада­ет с другими потерями, например привычного родственного окружения, соседей или поддержки группы ровесников. Присутствие обоих родителей одновременно может поро­дить в ребенке иллюзии по поводу их прими­рения и подтолкнуть его к фантазиям. Такие жизненные события, как повторный брак ро­дителя или рождение ребенка в повторном браке, могут освежить в памяти ребенка все пережитое при разводе родителей и снова привести к поведенческим проблемам. При оказании помощи необходимо принять во внимание возраст ребенка, его познаватель­ные способности и способность выражать свои чувства. Эту работу с успехом выполня­ют специально организованные группы — детские секции, объединяющие детей с ана­логичными проблемами и способные обеспе­чить атмосферу доверительности при их об­суждении.

Созданы специальные программы, наце­ленные на то, чтобы помочь взрослым преодо­леть тяжелые последствия развода и смягчить его потенциальное воздействие на детей. Программная модель предполагает помощь адвокатов, просвещение и самопомощь или же их сочетание. Характер личного и семей­ного кризиса, непосредственно связанного с разделением и разводом, требует умения справиться с собой, что может оказаться в тот момент не под силу членам семьи. Внимание социального работника в "раннем периоде" развода может предотвратить развитие навязчивых проблем, как у взрослых, так и у детей.

Более трети американских детей прово­дят часть своего детства в семьях, образован­ных после развода родителей. Взрослые дети в этих семьях испытывают напряженность, не свойственную их ровесникам в целых семьях. Поэтому надо определить характер, длитель­ность и объем поддержки, которую общество должно предоставить этой категории семей. Такая поддержка предполагает государственное финансирование, опеку над детьми, об­служивание их, здравоохранение, социаль­ную работу и службу психического здоровья. Особое значение это имеет для этнических меньшинств, бедняков и женщин, для кото­рых стрессы, вызванные расторжением бра­ка, дискриминацией и нищетой, могут при­вести к серьезным последствиям. Указанные группы являются предметом особого внима­ния социальных работников.

Итак, с появлением в последнее время значительного количества взрослых и детей, испытывающих последствия разделения и разводов, повышается потребность в помощи со стороны социальных работников — компе­тентных и осведомленных. Большое значение имеет участие социальных работников в су­дах при рассмотрении гражданских дел. В целом же необходимы специальные исследо­вания, посвященные разным сторонам много­численных проблем, связанных с разводом.

Дорис С. Якобсон.

См. также: Дети, получающие материаль­ную помощь; Семьи в повторных бра­ках; Семья с одним родителем.

BowlbyJ. A. (1973). Attachment and Loss, II: Separation. N. Y.: Basic Books. • Brown P., et al. (1980). Attachment and Distress Following Marital Separation.— Journal of Divorce, 3(4), 303—316. • Carter H., Glick P. С (1976). Marriage and Divorce: A Social and Economic Study. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • HuntM., HuntB. (1977). The Divorce Experience. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Jacobson D. S. (1983). Visiting and Child Adjustment In the Stepfamily: A Linked Family System. Paper presented at the meeting of the American Orthopsychiatric Association. San Francisco, Calif. • Kitson G. С. (1982а). Attachment to the Spouse in Divorce: A Scale and Its Application.— Journal of Marriage and the Family, 375—392. • Kitson G. C, et al. (1982b). Sampling Issues in Family Research.— Journal of Marriage and the Family, 965—981. • ParkesC. M. (1972). Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. N. Y.: International Universities Press. • Thornton A., Freedman D. (1983). The Changing American Family.— Population Bulletin, 38(4), 1—44. • Wallerstein J. S., Kelly J. B. (1980). Surviving the Breakup: How Children and Parents Cope with Divorce. N. Y.: Basic Books.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.016 с.)