Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика социальной работы с семьей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальный работник, занимающийся проблемами семьи, хотя и принимает во внимание весь комплекс "личность—среда", однако на первое место в процессе оценки ситуации и вмешательства ставит семью или ближайшее социальное окружение клиента. Как уже отмечалось, роли и функции социальных служащих, занимающихся проблемами семьи, различаются в зависимости от того, какой стороне комплекса "человек— семья—окружение" уделяется основное внимание. Видимо, социальные работники не должны быть исключительными приверженцами какой-то определенной "школы" или подхода, ибо при оказании помощи потенциально полезны все методы работы. В любой семье исторические, структурные, экологические, коммуникативные и даже мифические процессы происходят одновременно. Социальные работники, основываясь на некоторых критериях, могут выбрать, какому из аспектов надо уделить особое внимание в данном конкретном случае и когда следует перенести акцент с одного аспекта на другой в процессе работы с семьей. Однако социальный работник должен постоянно следить за качеством и последовательностью своей работы. Первое, на что должны обратить внимание социальные работники при экспертной оценке ситуации и вмешательстве, — это изучение окружения семьи, согласованности либо несогласованности взаимодействия семьи и окружения. Выросший из экологических принципов и концепций, разработанный такими специалистами в области семьи и социальной деятельности, как Э. Ауэрсуэльд (1968, 1970,К. Джермэн (1973,1979), Э. Хартман (1978), К. Мейер (1970) и другие, этот подход ориентирован на создание гибкого представления о взаимосвязи между семьей и ее окружением. Необходимые оценки могут быть получены с помощью экологической карты (Э. Хартман, 1978). Главной целью социального работника и семьи является достижение согласованности между семьей и ее окружением; она может быть достигнута, если семье будет оказываться помощь в приобретении различных товаров, пользовании услугами, если ей помогут вписаться в социальное окружение. Стратегии вмешательства должны фокусироваться преимущественно на изменении окружения, среди них — использование имеющихся возможностей и поиск новых ресурсов, услуги брокеров, адвокатов, а также тех специалистов, которые могут помочь семьям наилучшим образом использовать окружающую среду. Согласно данным социальных работников (Э. Пиндерхьюз, 1985; Б. Соломон, 1976), одной из основных проблем в жизни большинства семей в последние годы является беспомощность, бессилие. Основной целью экологической работы с семьей является изменение отношений между семьей и ее окружением, с тем чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни. Например, некоторые плохо организованные семьи часто живут в таком же мире — с плохо организованным пространством и временем. Специалист, установив, что между семьей и ее окружением существуют устойчивые взаимоотношения, может помочь семье воздействовать на окружающие ее системы следующим образом: 1) раскрыв неравные или безответные отношения; 2) проведя переговоры о товарах и услугах; 3) укрепив слабые или неадекватные связи потенциально не ладящих с другими людьми и социального окружения; 4) помогая семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами общины и людей, которые ее окружают, например, с помощью планирования времени и пространства; 5) укрепляя семью и согласие в семье с помощью создания определенных семейных ритуалов. Такие действия могут изменить как окружение, так и внутренний мир семьи (для изучения более сложных и интересных примеров следует обратиться к книге Э. Хартман и Дж. Лэард, 1983). Вторым очень важным направлением изменения является система связей между поколениями, представленными в семье. Если исходить из того, что на человека и его сегодняшнюю семью во многом влияют такие связи, изучение этих влияний проливает свет на сегодняшнее состояние и жизнь семьи. Далее связи между поколениями, их потенциал могут быть мобилизованы на позитивное изменение. Источником информации о связях между поколениями является гемограмма — семейная карта с родственными связями, на которой бывает отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляд семьи на окружающий мир. Будучи сродни методам этнографических исследований, метод опроса должен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогающую им осознать самих себя и свой мир. Такие опросы могут позволить внимательно исследовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символичные действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье (Дж. Лэард, 1984). Хотя эти аспекты исследований полезны любой семье, особое значение они имеют для социальных работников, которые благодаря этим исследованиям больше узнают о жизненных позициях, системах ценностей, различных практически в каждой семье. Некоторые специалисты-практики настаивают на том, что основное внимание при работе с семьей надо уделять настоящему, другие же, наоборот, главным считают изучение связей между поколениями. Однако большинство из них всегда, пусть даже в минимальной степени, обращаются к истории, что помогает им понять внутренний мир семьи. Социальные работники, которые работают с семьей в определенном контексте и с конкретной целью, исходя из них, и решают, какое место отвести исследованию роли связей между поколениями. В некоторых ситуациях главным является изучение рождающихся в семье отношений, которые могут быть основной целью изменения. Социальные работники, работающие с супружескими парами, семьями или целыми группами людей, помогают им стать исследователями, а иногда и настоящими экспертами генеалогии своей собственной семьи. Они изучают мифы, легенды, секреты своей семьи, разоблачают исторические искажения и т. д. В результате после такого рода исследований клиенты учатся тому, как изменить существующие отношения внутри семьи. Социальный работник помогает клиентам изучить различные возможности поведения, предлагает различные стратегии изменения отношений с членами семьи, обеспечивает поддержку и помогает отслеживать результаты. Даже в тех ситуациях, когда такое глубокое изучение истории семьи не требуется, некоторое знакомство с ней может оказаться полезным, если семья попала в критическую ситуацию или если социальный работник сталкивается с проблемой, которая, на его взгляд, не может быть быстро разрешена, да и во многих других сигуяциях. Третьим направлением, требующим определенного внимания, является современное состояние самой системы семьи. Отталкиваясь от конкретной ситуации, социальный работник может выбрать тот аспект работы с семьей, на котором, по его мнению, надо сосредоточиться. Чтобы уяснить проблему клиента, надо принять во внимание его потребности, опыт, а также опыт и теоретическую базу социального работника, его представление проблемы, сроки, в которые она должна быть разрешена, культурный уровень семьи, принадлежность семьи к какому-либо классу, предшествующий опыт общения с социальными службами, структуру семьи и многое другое. Изменения в семье являются настоятельными, если: 1) семья плохо организована; 2) имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром или между членами семьи, между представителями разных поколений, разного пола; 3) в семье наблюдается распад иерархии; 4) был создан ошибочный треугольник или союз, например, если ребенок заменяет одного из взрослых в супружеской системе. Множеству семей и супружеских пар можно помочь, если уделить достаточное внимание процессу семейного общения. В семье со строгими правилами или в той семье, где поведение одного из ее членов является экстремальным или жестоким, для того чтобы создать основу для изменений, необходимы более сложные подходы. Структурные, организационные и коммуникативные стороны системы семьи оцениваются с помощью наблюдений и других методов. Социальные работники, считающие основной сферой своей деятельности семью, стараются быть активными и человечными при общении с клиентами в попытках повлиять на сложившиеся годами стереотипы семейных связей как на официальных встречах с клиентами, так и во время домашних визитов. Социальный работник пытается создать атмосферу, в которой семья будет по-новому ощущать как саму себя, так и окружающий мир. С помощью нового подхода к проблемам, волновавшим семью, ее члены начинают по-ноному смотреть на себя и свои проблемы. В ходе опроса выявляется новая информация, которая может поставить под сомнение существующие представления об отношениях в семье. Техника кругового или систематизированного опроса помогает изменить взгляд на возникшие проблемы. Если первоначально осознание проблемы основывалось на симптомах одного человека, то после такого опроса учитываются такие аспекты, как общение и отношение членов семьи друг к другу, а также выявляются пути, с помощью которых достигается согласованность в семье. Проблема заново описывается как часть сложной системы семейных взаимоотношений. Опросы включают изучение взаимоотношений внутри семьи и в последующем приводят к изменению взгляда на проблему и к дополнению тех представлений, которых придерживалась семья. Социальный работник может, например, предложить членам семьи проиграть некоторые сценки из их жизни, используя особенности данной семьи, и тем самым клиенты на собственном опыте изучают эмоциональную среду своей семьи. Изучение системы взаимоотношений происходит также при ответе на вопросы кругового опроса. Социальный работник может попросить своих клиентов выполнить определенное задание во время занятий или дать это задание в качестве домашней работы. Этот прием обычно применяется для изменения структуры и организации семьи. В некоторых ситуациях выявленная проблема может быть тесно связана с процессами, определяющими выживание данной семьи (М. Селвини-Палаццоли и др., 1978). В этих условиях непосредственные усилия по ее преодолению могут показаться членам семьи угрожающими ее сохранности. При работе с такими семьями довольно эффективным является использование позитивной коннотации для стимуляции различных сил, которые и приводят к необходимым изменениям. Позитивная коннотация, используемая многими специалистами в работе с семьей и введенная М. Селвини-Палаццоли и ее коллегами в изобразительное искусство, приводит семью к принятию системы такой, какова она есть. С помощью позитивной коннотации можно легко и быстро сломать сопротивление семьи. Парадоксальное вмешательство может осуществляться по-разному, но обычно оно является как бы контрпарадоксом. Это означает, что семья может обратиться к специалисту с парадоксальным требованием: "Замените симптомы, но не меняйте нашу семью!" Так как это два совершенно противоположных требования, то специалист попадает в парадоксальную ситуацию, и его ответом является представление семье аргументов, которые показывают, как описанные ими симптомы помогают семье и поддерживают ее, при этом специалист предупреждает о возможных результатах изменений. Семья же находится в противопарадоксальной ситуации и должна выбирать между неизбежностью существования неблагоприятных симптомов и риском перемен. Третий выход, который всегда существует в спорной ситуации, заключается в том, чтобы не признать мнение специалиста, однако существует множество стратегий, помогающих избежать этого. При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Всякое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на необходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равновесия. Дж. Хейли (1980), например, применяла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли "покинуть дом", а Э. Картер и М. Макголдрик (1980) внесли огромный научный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.104 (0.009 с.) |