Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика социальной работы с семьей.

Поиск

 

Социальный работник, занимающийся проблемами семьи, хотя и принимает во вни­мание весь комплекс "личность—среда", од­нако на первое место в процессе оценки ситу­ации и вмешательства ставит семью или ближайшее социальное окружение клиента. Как уже отмечалось, роли и функции соци­альных служащих, занимающихся пробле­мами семьи, различаются в зависимости от того, какой стороне комплекса "человек— семья—окружение" уделяется основное вни­мание. Видимо, социальные работники не должны быть исключительными привержен­цами какой-то определенной "школы" или подхода, ибо при оказании помощи потенци­ально полезны все методы работы. В любой семье исторические, структурные, экологи­ческие, коммуникативные и даже мифиче­ские процессы происходят одновременно. Социальные работники, основываясь на не­которых критериях, могут выбрать, какому из аспектов надо уделить особое внимание в дан­ном конкретном случае и когда следует пере­нести акцент с одного аспекта на другой в процессе работы с семьей. Однако социаль­ный работник должен постоянно следить за качеством и последовательностью своей ра­боты.

Первое, на что должны обратить внима­ние социальные работники при экспертной оценке ситуации и вмешательстве, — это изучение окружения семьи, согласованности либо несогласованности взаимодействия семьи и окружения. Выросший из экологиче­ских принципов и концепций, разработанный такими специалистами в области семьи и социальной деятельности, как Э. Ауэрсуэльд (1968, 1970,К. Джермэн (1973,1979), Э. Хартман (1978), К. Мейер (1970) и дру­гие, этот подход ориентирован на создание гибкого представления о взаимосвязи между семьей и ее окружением. Необходимые оцен­ки могут быть получены с помощью экологи­ческой карты (Э. Хартман, 1978). Главной целью социального работника и семьи явля­ется достижение согласованности между семьей и ее окружением; она может быть до­стигнута, если семье будет оказываться по­мощь в приобретении различных товаров, пользовании услугами, если ей помогут впи­саться в социальное окружение. Стратегии вмешательства должны фокусироваться пре­имущественно на изменении окружения, среди них — использование имеющихся воз­можностей и поиск новых ресурсов, услуги брокеров, адвокатов, а также тех специалистов, которые могут помочь семьям наилуч­шим образом использовать окружающую среду. Согласно данным социальных работ­ников (Э. Пиндерхьюз, 1985; Б. Соломон, 1976), одной из основных проблем в жизни большинства семей в последние годы является беспомощность, бессилие. Основной целью экологической работы с семьей является из­менение отношений между семьей и ее окру­жением, с тем чтобы члены семьи имели боль­шую власть и контроль над основными областями их жизни.

Например, некоторые плохо организо­ванные семьи часто живут в таком же мире — с плохо организованным пространством и временем. Специалист, установив, что между семьей и ее окружением существуют устой­чивые взаимоотношения, может помочь семье воздействовать на окружающие ее системы следующим образом:

1) раскрыв неравные или безответные от­ношения;

2) проведя переговоры о товарах и услу­гах;

3) укрепив слабые или неадекватные свя­зи потенциально не ладящих с другими людь­ми и

социального окружения;

4) помогая семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами общины и людей, которые ее окружают, например, с помощью планирования времени и простран­ства;

5) укрепляя семью и согласие в семье с помощью создания определенных семейных ритуалов.

Такие действия могут изменить как окру­жение, так и внутренний мир семьи (для изу­чения более сложных и интересных примеров следует обратиться к книге Э. Хартман и Дж. Лэард, 1983).

Вторым очень важным направлением из­менения является система связей между по­колениями, представленными в семье. Если исходить из того, что на человека и его сегод­няшнюю семью во многом влияют такие свя­зи, изучение этих влияний проливает свет на сегодняшнее состояние и жизнь семьи. Далее связи между поколениями, их потенциал мо­гут быть мобилизованы на позитивное изме­нение. Источником информации о связях между поколениями является гемограмма — семейная карта с родственными связями, на которой бывает отражена вся история семьи, причем карта может быть организована та­ким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи.

Генограмма создается и расширяется ме­тодом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляд семьи на окружающий мир. Будучи сродни методам этнографических исследований, метод опроса должен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогающую им осознать самих себя и свой мир. Такие опросы могут позволить внимательно исследовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символичные действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье (Дж. Лэард, 1984). Хотя эти аспекты исследований полезны любой семье, особое значение они имеют для социальных работников, которые благодаря этим исследованиям больше узнают о жизненных позициях, системах ценностей, различных практически в каждой семье.

Некоторые специалисты-практики настаивают на том, что основное внимание при работе с семьей надо уделять настоящему, другие же, наоборот, главным считают изучение связей между поколениями. Однако большинство из них всегда, пусть даже в минимальной степени, обращаются к истории, что помогает им понять внутренний мир семьи. Социальные работники, которые работают с семьей в определенном контексте и с конкретной целью, исходя из них, и решают, какое место отвести исследованию роли связей между поколениями.

В некоторых ситуациях главным является изучение рождающихся в семье отношений, которые могут быть основной целью изменения. Социальные работники, работающие с супружескими парами, семьями или целыми группами людей, помогают им стать исследователями, а иногда и настоящими экспертами генеалогии своей собственной семьи. Они изучают мифы, легенды, секреты своей семьи, разоблачают исторические искаже­ния и т. д. В результате после такого рода исследований клиенты учатся тому, как изменить существующие отношения внутри семьи. Социальный работник помогает клиентам изучить различные возможности поведения, предлагает различные стратегии изменения отношений с членами семьи, обеспечивает поддержку и помогает отслеживать результаты. Даже в тех ситуациях, когда такое глубокое изучение истории семьи не требуется, некоторое знакомство с ней может оказаться полезным, если семья попала в критическую ситуацию или если социальный работник сталкивается с пробле­мой, которая, на его взгляд, не может быть быстро разрешена, да и во многих других сигуяциях.

Третьим направлением, требующим определенного внимания, является современное состояние самой системы семьи. Отталкиваясь от конкретной ситуации, социальный работник может выбрать тот аспект работы с семьей, на котором, по его мнению, надо сосредоточиться. Чтобы уяснить проблему клиента, надо принять во внимание его потребности, опыт, а также опыт и теоретическую базу социального работника, его представление проблемы, сроки, в которые она должна быть разрешена, культурный уровень семьи, принадлежность семьи к какому-либо классу, предшествующий опыт общения с социаль­ными службами, структуру семьи и многое другое. Изменения в семье являются настоятельными, если:

1) семья плохо организована;

2) имеются недолжные или неправиль­ные границы между семьей и окружающим миром или между членами семьи, между представителями разных поколений, разного пола;

3) в семье наблюдается распад иерархии;

4) был создан ошибочный треугольник или союз, например, если ребенок заменяет одного из взрослых в супружеской системе.

Множеству семей и супружеских пар можно помочь, если уделить достаточное внимание процессу семейного общения. В семье со строгими правилами или в той семье, где поведение одного из ее членов является экстремальным или жестоким, для того чтобы создать основу для изменений, необходимы более сложные подходы.

Структурные, организационные и ком­муникативные стороны системы семьи оцениваются с помощью наблюдений и других методов. Социальные работники, считающие основной сферой своей деятельности семью, стараются быть активными и человечными при общении с клиентами в попытках повлиять на сложившиеся годами стереотипы се­мейных связей как на официальных встречах с клиентами, так и во время домашних визитов. Социальный работник пытается создать атмосферу, в которой семья будет по-новому ощущать как саму себя, так и окружающий мир. С помощью нового подхода к проблемам, волновавшим семью, ее члены начинают по-ноному смотреть на себя и свои проблемы.

В ходе опроса выявляется новая инфор­мация, которая может поставить под сомне­ние существующие представления об отношениях в семье. Техника кругового или систематизированного опроса помогает изменить взгляд на возникшие проблемы. Если первоначально осознание проблемы основы­валось на симптомах одного человека, то по­сле такого опроса учитываются такие аспек­ты, как общение и отношение членов семьи друг к другу, а также выявляются пути, с по­мощью которых достигается согласованность в семье. Проблема заново описывается как часть сложной системы семейных взаимоот­ношений. Опросы включают изучение взаи­моотношений внутри семьи и в последующем приводят к изменению взгляда на проблему и к дополнению тех представлений, которых придерживалась семья. Социальный работ­ник может, например, предложить членам семьи проиграть некоторые сценки из их жизни, используя особенности данной семьи, и тем самым клиенты на собственном опыте изучают эмоциональную среду своей семьи. Изучение системы взаимоотношений проис­ходит также при ответе на вопросы кругового опроса. Социальный работник может попро­сить своих клиентов выполнить определенное задание во время занятий или дать это зада­ние в качестве домашней работы. Этот прием обычно применяется для изменения структу­ры и организации семьи.

В некоторых ситуациях выявленная про­блема может быть тесно связана с процесса­ми, определяющими выживание данной семьи (М. Селвини-Палаццоли и др., 1978). В этих условиях непосредственные усилия по ее преодолению могут показаться членам семьи угрожающими ее сохранности. При работе с такими семьями довольно эффектив­ным является использование позитивной коннотации для стимуляции различных сил, которые и приводят к необходимым измене­ниям. Позитивная коннотация, используемая многими специалистами в работе с семьей и введенная М. Селвини-Палаццоли и ее кол­легами в изобразительное искусство, приво­дит семью к принятию системы такой, какова она есть. С помощью позитивной коннотации можно легко и быстро сломать сопротивление семьи.

Парадоксальное вмешательство может осуществляться по-разному, но обычно оно является как бы контрпарадоксом. Это озна­чает, что семья может обратиться к специали­сту с парадоксальным требованием: "Замени­те симптомы, но не меняйте нашу семью!" Так как это два совершенно противоположных требования, то специалист попадает в пара­доксальную ситуацию, и его ответом является представление семье аргументов, которые по­казывают, как описанные ими симптомы помогают семье и поддерживают ее, при этом специалист предупреждает о возможных ре­зультатах изменений. Семья же находится в противопарадоксальной ситуации и должна выбирать между неизбежностью существова­ния неблагоприятных симптомов и риском перемен. Третий выход, который всегда су­ществует в спорной ситуации, заключается в том, чтобы не признать мнение специалиста, однако существует множество стратегий, по­могающих избежать этого.

При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Вся­кое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на не­обходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равнове­сия. Дж. Хейли (1980), например, применя­ла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли "покинуть дом", а Э. Картер и М. Макголдрик (1980) внесли огромный на­учный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.104 (0.009 с.)