Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективность социальной pаботы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подталкиваемые требованиями отчетности, социальные работники сегодня лучше осознают необходимость и важность демонстрировать эффективность своей деятельности (Л. Видека-Шерман. 1985). В учебных заведениях, как и в агентствах социальной работы, предлагаются новые методики и способы оценки, с тем чтобы работники могли в любое время оценить полученные ими результаты. Иногда оказывается, что проблемы обоснованности, надежности и применимости некоторых систем оценок стараются представить в наиболее выгодном свете или эти системы оценок неадекватно воспринимаются профессиональным окружением. Тем не менее всеобщее понимание важности оценки результатов представляется одним из позитивных достижений профессии. В конце концов, оценки результатов социальной работы на микро-, среднем или макроуровне играют решающую роль в определении состоятельности социальной работы как профессии. В этом смысле обнадеживающими являются выводы исследований, из которых можно заключить, что при определенных условиях социальная работа, без сомнения, эффективна (У. Рейд и П. Ханраэн, 1982; Р. Фельдман, Т. Каплингер и Дж. Водарски, 1983; А. Рубин, 1985в).
Влияние технологии на социальную работу.
Новые пути развития коренным образом изменяют традиционные модели взаимодействия. Сюда входят искусственный интеллект, генная инженерия, производство новых лекарств, разработка социальных технологий в здравоохранении и использование компьютеров в бизнесе, промышленности, торговле, образовании и сфере услуг. Коренные изменения происходят в сфере семьи, системе образования, способах промышленного производства, системе занятости, сфере отдыха и развлечений. Укоренившееся использование компьютеров радикально изменило методы хранения, поиска, анализа и использования информации. При таком объеме информации и простоте и скорости, с которыми она предоставляется при помощи компьютеров, управленческие решения меняются все сильнее. Автоматизированные интервью, тестирование и обработка результатов, автоматизированная диагностика, консультирование при помощи компьютеров, самолечение при помощи компьютерных инструкций и т. п. оказывают все большее влияние на организацию и предоставление терапевтических услуг. Некоторые политики и общественные деятели рассматривают разнообразие сфер применения компьютеров как предлог для упразднения или резкого сокращения многих традиционных должностей в социальной работе. При той легкости, с какой компьютеры позволяют делиться информацией, вопросы профессиональной этики и конфиденциальности вызывают все большее беспокойство. Возможно, потребуется пересмотреть определение отношения "клиент — работник", как и многие другие аспекты и процессы в практике социальной работы. Полное значение влияния новых технологий на общество и на оказывающие помощь, предоставляющие услуги профессии, включая социальную работу, остается неизвестным. Готовность к неопределенности, без сомнения, станет важным условием для того, чтобы социальная работа нашла свое место в развивающемся мире современной технологии.
Социальная работа и "государство всеобщего благосостояния".
Превратности "государства всеобщего благосостояния" станут играть решающую роль при выборе будущих путей развития профессиональной социальной работы. Хотя и преждевременно делать вывод о том, что общественное отношение к социальной справедливости и честности изменилось, все же ясно, что определение федеральным правительством своих обязанностей претерпело коренную трансформацию. Из-за накопления бюджетного дефицита важнейшей национальной проблемой стало сокращение расходов. Так что обсуждение границ "государства всеобщего благосостояния" есть нечто большее, чем преходящая тема консерватизма (Н. Гилберт, 1983; Р. Моррис, 1984; У. Спивей, 1985; М. Залд, 1985). Если в конечном счете окажутся верными предсказания о том, что "государство всеобщего благосостояния" пойдет вперед на первой скорости, больший упор в управлении будет сделан на политику сокращений расходов. Как указывает Й. Хазенфельд (1985), акцент будет делаться на эффективности и стоимости социальной работы. Будет поощряться движение за самопомощь, а профессионалы подвергнутся большему контролю с точки зрения общих критериев успеха. Рыночные механизмы окажут влияние на организационные решения в процессе борьбы за клиентов, на ценообразование и определение спектра предоставляемых услуг. Станет сильнее движение в сторону коммерции, задача подбора и сохранения кадров еще больше усложнится. Социальные работники должны будут приобретать и демонстрировать управленческое мастерство. "Государство всеобщего благосостояния" вряд ли окажется под угрозой отмирания. Однако, исключая подъемы после внезапных экономических спадов и последующую потребность создания массовых программ общественной помощи, «государство всеобщего благосостояния» вряд ли будет и процветать. Может возрасти экономическое неравенство, и заботы о честности, справедливости и правосудии отойдут на задний план, уступив место заботам об экономическом росте и развитии. Если это произойдет, профессионалам социальной работы придется решеть, сконцентрировать свои усилия на росте профессионального признания, которое можно обеспечить, предоставляя услуги среднему классу, или повысить свою профессиональную необходимость, которую можно даказать при помощи эффективной защиты социальной политики перераспределения. И в результате добиться увлечения выделяемых средств и услуг для более слабых слоев общества. Если поведение в прошлои можно рассматривать как некий индикатор, то главенствующие в социальной работе будут поочередно восставать против правящей идеологии и отрицать ее, а временами—игнорировать основные вопросы дня и «скрываться в специальных и практических вопросах» (Н. Коэн, 1958). С.К. Хиндука.
См. также: Исследования в социальной работе; Лицензирование социальных услуг; Образование для социальных работников; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Профессия социального работника: современные требования.
• BucherR., Strauss A. (1961). Professions in Process.— American Journal of Sociology, 66 (4), 325—334. • Carr-SaundersA. M., Wjlson P. A. (1933). The Professions. Oxford. England: Clarendon Press. • Cohen M.B., Wagner D. (1982). Social Work Professionalism: Reality and Illusion. In: С Derber (Ed.). Professionals as Workers: Mental Labor in Advanced Capitalism (p.141 —164). Boston: G. K.Hall. • Cullen J.B. (1978). The Structure of Professionalism: A Quantitative Examination. N. Y.: Petrocelli Books. • Derber С (Ed). (1982). Professionals as Workers: Mental Labor in Advanced Capitalism. Boston: G. K. Hall. • Epstein I., Conrad K. (1978). The Empirical Limits of Social Work Professionalization. In: R. Sarri, Y. Hasenfeld (Eds.). The Management of Human Services (p.163—183). N. Y: Columbia University Press. • EriksenK. (1977). Human Services Today. Reston, Va.: Reston Publishing Company. • Flexner A. (1915). Is Social Work a Profession? In: Proceedings of the National Conference of Charities and Corrections (p. 576—590). Chicago: Hildman Printing Co. • GilbertN. (1983). Capitalism The Welfare State: Dilemmas of I Benevolence. New Haven, Conn: University Press. • Glazer N. (1974) Schools of the Minor Professions.— MlniL 12(3), 346—364. • Greenwood E. (IVI Attributes of a Profession.— Social Wf 2(3),45—55. • Greenwood E. (I «I Attributes of a Profession Revisited N. Gilbert, H. Specht (Eds.). The Emergent Social Welfare and Social Work (2nd Ы 255—276). Itasca, 111.: F. E. Peacock I'uW ers. • Gustafson J. M. (1982). Professing «Callings».— Social Service Review, Л(>(501—516. • Hasenfeld Y. (1983). llui Service Organizations. Englewood Cliffs. N Prentice-Hall. • Hasenfeld Y. (1985) 1 Administration of Human Services.— Annull Political and Social Science, 479, 67- HI Humphreys N. A., Dinerman M. (191 Professionalizing Social Work. In: M. Dinen L. Geismar (Eds.). Quarter Century of S Work Education (p.181—214). Silver Spt, Md.: National Association of Social Work ABC-CLIO. Council on Social Work Edm niu, • KadushinA. (1959). The Knowledge Hit»* Social Work. In: A. J. Kahn (Ed.). Issue! American Social Work (p.39—79). N Columbia University Press. • Kahn \ (1973). Social Policy and Social Services. N Random House. • Khinduka S. K., CoimH B. J. (1975). A Conceptualization of Sa Action.— Social Service Review, 49(1), * LaufferA. (1977). The Practice of CoiiiuuiM Education in the Human Services. N Щ McGraw-Hill Book Co. • Mandell И Щ Schram B. (1985). Human Se Introduction and Interventions. N. Y.: Ji Wiley & Sons. • Morris R. (1984). The 1 ul Challenge to the Past: The Case of the Amorli Welfare State.— Journal of Social Policy, 1 M^ 383—396. • RehrH. (1984). Health Can-m Social Work Services: Present Concerns ш Future Directions.— Social Work in He» Care 10(1), 71—83. • Reid W. /., Hanrah P. (1982). Recent Evaluations of Social Wn,, Grounds for Optimism.— Social Work, 27(4 328—341. • Rein M., White S. H. (1ЧХ1 Knowledge for Practice.— Social Servl Review, 55(1), 1—41. • Riessman F. (IvM| Paraprofessionals: Twenty Years Later.— Sim Ii Policy, 14(3), 39. • Rothman G. С. (I9K.1 Philanthropists, Therapists and Activli Camdridge, Mass.: Schenkman Publishing Co Rubin A. (1985b). Practice Effectiveness: M..,_ Grounds for Optimism.— Social Work, 30(61 469—476. • Rubin A., Johnson P. (19К-П Direct Practice Interests of Entering MNW.— Journal of Education for Social 20(2), 5—16. • Rueschemeyer o. К Mi. Doctors and Lawyers: A Comment on the Bry of Professions.— The Canadian Review x-iology and Anthropology, 1(1), 17—30. • ЩГ S.R. (1983). The Human Services rry System. N. Y.: Columbia University Social Workers Vault into a Leading In Psychotherapy.— (1985, April 30).New k limes, p. Cl, C9. • Spivey W. A. (1985). lili- ins and Paradoxes in Economic and Social h Irs of Modern Welfare States.— Annals of American Academy of Political and Social ce, 479, 14—30. • ThomasE. J. (1978). ierating Innovation in Social Work: The mdigm of DevelopmentalResearch.—Journal l Service Research, 2(1), 95—115.. imE. J. (1985). The Validity of Desing and lopment and Related Concepts jn lopmental Research.— Social Work fee-h and Abstracts, 21 (2), 50—55. • Thohias Ш., Jones W.C., Rosen A. (1978). (rmluction.— Journal of Social Service Rein h. 2(1), 7—10. • Videka-Sherman L.»K.S) Harriett M. Bartlett Practice |fr! tiveness Project Report to NASW Board of Irniors. Silver Spring, Md.: National j»Kiation of Social Workers. • Withorn A.»H4) Serving the People: Social Services and kin! Change. N. Y.: Columbia University ZaldM.N. (1985). Political Change, (l/enship Rights, and the Welfare State.— Inuis of the American Academy of Political and HI Science, 479, 48—66.
CОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ГРУППОЙ.
В связи с трудностями семантического и концептуального характера, которые возникают при изучении истории и современной работы с группами, полезно прежде всего разобраться в терминологии. Одно время практические работники употребляли термин «групповая работа», обозначавший деятельность с группой, которой занимались самые разные люди различных профессий. Затем те, кто проводил работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников; тогда стали говорить о "групповой социальной работе"; это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей и пр., и в ней участвует от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы используют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа является частью социальной работы как таковой. Вести практическую социальную работу с группами сегодня все равно что ходить по канату. Задача рискованная. Очень трудно гарантировать практические результаты, рентабельность, качество и тщательность этой работы. Однако этого необходимо добиться для достижения равновесия в наше неспокойное время, когда люди голодают, не имеют жилища и работы и когда социальным программам наносится один удар за другим. По-видимому, главным преимуществом работы с группами в психиатрических центрах, и не только там, становится увеличение численного состава групп и, следовательно, финансирования. В данной статье мы рассмотрим некоторые основные исторические и теоретические этапы в исследовании групп и практической работы с ними. Будет проведено разграничение между социальной групповой работой и групповой психотерапией, а также рассмотрены проблемы их взаимной адаптации. Такая адаптация позволяет психотерапии и тренингу стать законными составляющими социальной работы с группами при условии их соответствия определенным минимальным стандартам. Мы также остановимся на таких проблемах сегодняшнего дня, как группы с непостоянным составом, группы одного занятия, совместное руководство, роль профессиональных работников в группах самопомощи и оценочные исследования работы с группами. Необходимо отметить, что базовым звеном в данной статье будет экономическая сторона такой работы. Иначе говоря, авторы считают, что, независимо от приливов и отливов, развитие профессиональной социальной работы и ее компонентов определяется главным образом экономическими факторами, а не теоретическими достижениями и открытиями в практической работе.
Историческая справка.
Групповая работа представляла собой движение, а потом уже стала методом. В движении участвовали люди из разных организаций и сфер деятельности — сеттльмент-центров, клубов молодых людей, еврейских центров, Ассоциаций юношей-христиан, движения скаутов, кемпингов, центров обучения взрослых и внешкольного обучения, восстановительных центров отдыха и развлечений, церковных приходов, групповой психотерапии и бизнеса. История развития групповой работы хорошо отражена в литературе, см.: X. Филлипс (1957), Г. Конопка (1963), Г. Вильсон (1976),М. Хартфорд (1972,1977, 1983), У. Шварц (1977), а также Р. Миддлмэн (1980) и Р. Липпитт (1981). На раннем этапе внимание в групповой работе сосредоточивалось на американизации иммигрантов, повышении культурного уровня людей, приезжавших в города из сельских районов, на социальной реформе, проблеме социальной изоляции как следствии индустриализации, воспитании характера, интересах и умении проводить свободное время и оздоровительной работе. М. Хартфорд (1983) пишет: "Самое первое определение процесса групповой работы предполагало ценностную установку на осуществление социальных перемен". И действительно, именно групповая работа традиционно связывала социальную работу с проведением социальных реформ в интересах угнетенных, в то время как индивидуальная работа в большинстве случаев переносила центр внимания на собственно психическую жизнь. Как отмечает Г. Вильсон, на раннем этапе профессионалы "с болью сознавали, что обслуживаемые ими люди испытывают лишения", и "никогда не упускали из виду тот факт, что институциональные изменения являются необходимым условием действительного облегчения страданий". Несмотря на то что традиционно задачей групповой работы было оказание помощи угнетенным людям и проведение социальных реформ, все же следует сказать, что, хотя на раннем этапе и было известно, что некоторые руководители групповой работы были горячими борцами за социальную справедливость, расовое равноправие, что существовало активное феминистское движение в защиту прав женщин, в культурном отношении все эти направления резко отличались от того, какими они стали в последнее десятилетие. Роли были четко определены, разграничены и неравны. В 30—40-е годы общество еще разъедала расовая сегрегация. Некоторые агентства обслуживали различные этнические меньшинства, но редко предпринимали попытки обслуживать их все... Поэтому если посмотреть на руководящих деятелей первых десятилетий, то среди них мы не найдем имен людей, которые были бы черными… Лишь в 40-х годах появились программы, в рамках которых делались попытки объединить действия людей, разных в расовом и этническом отношении, для диалога и межгруппового общения" (М. Хартфорд, 1983). К. Папелл и Б. Ротман (1978) вкратце изложили ход развития групповой работы следующим образом: "На самом раннем этапе демократические формы групповой работы и демократические процессы, которые, по мнению практических работников, были необходимы для реализации потенциальных возможностей отдельного человека и чрезвычайно важны для совместных действий организованных граждан, стимулировали выработку ценностных установок групповой работы. Затем последовал период, когда усилия теоретиков были направлены на выявление главных элементов социальной групповой работы в целях разграничения ее с оздоровительной и образовательной работой. В 50-х годах исследователей стали интересовать вопросы о том, какое место групповая работа занимает в профессиональной социальной деятельности и в чем состоит ее связь с другими методологиями социальной работы". Одновременно и частично в целях перенесения практической социальной групповой работы из агентств, занимавшихся вопросами организации свободного времени, в агентства, занятые решением сложных человеческих проблем, в конце 50 — начале 60-х годов были достигнуты успехи в области теории, выразившиеся в разработке самостоятельных моделей конкретной практической работы с группами (К. Папелл, Б. Ротман, 1966). Задачами модели социальных целей было увлечь группы демократическими ценностями, пробудить социальное сознание и привлечь к социальным действиям "на благо всех", стимулировать социализацию, способствовать росту, развитию и обучению отдельного человека. Модель помощи (Р. Винтер, 1959) основывалась на психоаналитической концепции, психологии "эго", а также теории социальных ролей и использовала группу для видоизменения и закрепления перемен в поведении отдельного человека. Модель взаимодействия (У. Шварц, 1961) основана на теории социальных систем и на статистических данных. В соответствии с этой моделью социальный работник должен выступать в роли посредника между отдельным человеком и обществом в их обоюдном стремлении к взаимодействию в целях самоосуществления, т.е. проявления и развития своих способностей и возможностей. Эта модель ввела в словарь Социальных работников такие понятия, как "контракт" и "взаимопомощь". В конце 50 — начале 60-х годов были также предприняты усилия по организации групповой работы в рамках Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Была проведена большая исследовательская работа. Однако НАСР, вместо оказания финансовой поддержки и выделения сотрудников для проведения групповой работы, переключила свое внимание на политические действия и лоббизм, что было необходимо и своевременно в 60-е годы. Исследования прекратились. В то же время деньги лились рекой в общины в целях осуществления программы "Война с бедностью", что создавало новые возможности для оказания помощи и организации новых агентств, а также привело к изменениям в программах и к перемещениям лиц, осуществлявших контакты на местах. Хотя все это сопровождалось восторженными отзывами, в системе по оказанию помощи это вызвало и смятение, поскольку планы работы некоторых "немодных" агентств были сорваны.
Образование для социальной работы.
К концу 60 — началу 70-х годов основной задачей образования для социальной работы было научить "общим", основополагающим моделям постоянной работы, которые, как считалось, объединяли разрозненную практику групповой социальной работы и работы по решению отдельных проблем индивида, семьи и т. д. Усилия направлялись на более четкие определения социальной работы как профессии. Итог этих усилий был катастрофическим для групповой социальной работы, так как "общая" работа сводилась и продолжает сводиться к работе с отдельными людьми и семьями, что является очень важным делом, но не охватывает всю непосредственную практическую социальную работу. Тот факт, что содержание групповой работы сужается, решительно подтверждается исследованиями, которые провели Т. Гольдберг и Л. Ламонт (1984), и даже учебной программой одной из школ с крепкими традициями групповой работы. Об этом же говорит в своем исследовании Э. Льюис (1983). Дж. Ли (1983) выступила с призывом выделить в учебной программе достаточное количество часов для обучения навыкам групповой работы. Проблема недостаточного обучения групповой работе связана с тем, что большинство преподавателей в области социальной работы учат тому, что они хорошо знают. Кроме того, существует больше возможностей для практики на местах в работе с отдельными людьми. Происходит сокращение в школьной программе времени и места на изучение содержания групповой работы в связи с быстрым ростом количества информации. По словам М. Хартфорда (1978), "мы сокращаем объем информации о небольших группах, по мере того как увеличиваем время на теоретическую информацию об отдельных людях, семьях, социальных системах и организациях. Мы сохраняем теоретические занятия о небольших группах как факультативный курс". Приводя данные Совета по образованию социальных работников, Э. Тропп (1978) обращает внимание на очевидный парадокс, заключавшийся в том, что школы социальной работы исключают специализацию по групповой социальной работе в то время, когда по всей стране нарастает интерес к приемам работы с группой, особенно к "групповой психотерапии" и "групповым встречам для обсуждения общих проблем". Как говорит Г. Юстер (1979) в своем исследовании по вопросам обучения групповой работе, в период между 1973 и 1974 гг. возраставший интерес к групповой работе был заметен даже среди студентов, изучавших методы социальной работы. Эту возраставшую заинтересованность, вероятно, можно было объяснить тем, что обучение проводилось на основе первичных групп, а также теми целями, которые ставились в то время. Г. Юстер сообщает, что 52% студентов на курсах по групповой работе обучались на основе опыта, а 90% этих курсов ставили своей главной целью пробудить в студентах самосознание. Это согласуется с характером и целями нараставшего в то время движения групповой психотерапии и с пробуждением интереса к самопознанию, который характерен для взрослой молодежи вообще и в частности для тех, кто говорит: "Я и мое поколение". Г. Юстер обнаружила, что эти курсы ставили еще одну цель: подготовить студентов к руководству аналогичными группами в своей собственной практической работе после окончания учебы. С практической точки зрения это отражает желание студентов извлечь уроки и в конечном итоге выгоду из широко распространившейся теории гуманистической психологии.
Разработка модели.
Одно время групповые работники могли отождествлять себя с агентствами, проводившими групповую работу. В те дни казалось, что групповая работа является сферой практической работы. Позже, как уже говорилось, групповая работа была осмыслена как метод. Сейчас, по-видимому, групповая работа перестает рассматриваться как метод и снова воспринимается как практическая деятельность. Согласно некоторым данным, работа в группе стоит в одном ряду с социальной помощью детям, здравоохранением, психиатрией, реабилитацией, заботой о престарелых и т. д. Кроме того, из 21 490 студентов, обучающихся социальной работе, только 175 (1,8%), и лишь в восьми школах, специализировались по групповой работе. Почему это произошло? Как говорилось выше, наряду с тем, что система образования уделяла работе с группами все меньше и меньше внимания, на 52% возрос интерес к общим методам. Тем не менее групповой подход в работе продолжал развиваться и в 70-е годы. Большой фрагмент модели социальных целей с некоторыми экзистенциалистскими и феноменологическими дополнениями был включен в модель развития (Э. Тропп, 1977). Модель помощи влилась в подход, предполагавший организацию и изменение среды (П. Глессер и К. Гарвин, 1977) и оперировавший понятиями, не связанными непосредственно с изменениями отдельного человека. Модель взаимодействия была преобразована в модель посредничества и в конечном итоге—в модель воздействия друг на друга. Эти изменения в названиях отражали перемещение акцентов с философской основы на роль работника, а с роли работника на природу группового процесса. В 1976 г. появился труд "Теории социальной работы с группами" (авторы Р. Роберте и X. Нортен), представлявший собой сборник статей, в котором излагались семь подходов к групповой работе в дополнение к упомянутым выше моделям. В это время также развивались поведенческие методы в групповом лечении, а также различные формы обучения ремеслам в группах. Позднее К. Папелл и Б. Ротман (1980) выделили некоторые общие элементы из относительно разных моделей, существовавших в 70-е годы, и определили их как основную модель практической социальной работы в группах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.017 с.) |