Социальные работники в общине. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные работники в общине.



 

С оциальные работники в общине могут выполнить различные роли. Они способствуют созданию групп активистов, их работе, помогают выявить проблемы и задачи и направляют их деятельность. Они консультируют, планируют работу и координируют ее, изыскивают источники субсидий. В зависимости от ситуации они выполняют руководящие функции или остаются на втором плане в роли советников. Их направляющее воздействие в общине может быть более очевидным, чем у социальных работников, действующих в иных условиях. Их основные интересы лежат в сфере достижения социальной справедливости, но наряду с этим они занимаются и межличностными отношениями. Философия деятельности общины предполагает, что ее члены могут и должны самоорганизовываться, чтобы выявить потребности общины, установить приоритеты и использовать имеющиеся ресурсы для выполнения соответствеющих программ. Роль социального работника заключается в том, чтобы, исходя из философии, способствовать решению социальных проблем — разработке программ и созданию необходимых институтов. Социальный работник в общине должен обладать способностями и навыками организатора, уметь работать как с группой, так и с отдельным клиентом. Это позволяет ему свободно себя чувствовать при контактах с организациями в общине, занимаясь нуждами и пробле­мами определенных групп жителей и отдельных лиц. Больше всего социальному работнику нужны такие качества, как сдержанноть и самодисциплина при выполнении своих ответственных обязанностей. При необходимости социальные работники в об­щине должны отходить от роли активистов, занимающихся общими вопросами развития, и принимать на себя другие функции — со­ветников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Они могут быть и членами общины, возможно, даже ее лидерами.

Профессиональные социальные работ­ники, при всех их знаниях и навыках, недо­статочно подготовлены к тому, чтобы сотруд­ничать с членами и представителями общин. Действуя в общине, социальный работник не обязательно должен принадлежать к ней, но ему необходимо делить ответственность за выявление проблемы, анализ ситуации и осу­ществление решений. Он должен уметь вжиться в общину на ее условиях. Но и общи­на со своей стороны должна признавать ком­петенцию социального работника в профес­сиональных и межличностных вопросах, чтобы их отношения были полнокровными и равноправными. Вероятно, и школы соци­альной работы должны лучше готовить своих слушателей для различных видов деятельно­сти в общине. Этого можно достичь путем непосредственных контактов школ, социаль­ных работников и аналитиков с девиантными (отклоняющимися от нормального поведе­ния) и обычными группами на низовом уров­не, с организациями и агентствами общины.

В настоящее время кадровые вопросы в общинах разработаны, вероятно, еще мень­ше, чем в других сферах, где оказываются социальные услуги. Здесь мало хорошо опла­чиваемых должностей с полностью занятым днем. Возможно, что именно поэтому сравни­тельно немного профессионально подготов­ленных социальных работников действуют на практическом уровне в общине, отдавая предпочтение сферам планирования и управ­ления.

Однако перспективы вселяют определен­ный оптимизм. Местные общинные организа­ции в Соединенных Штатах переживают пе­риод расцвета, хотя многие из них еще слабы, не устоялись и не располагают достаточными ресурсами. Усиливающиеся диверсифика­ция, специализация и поляризация амери­канского общества требуют строить и пере­страивать жизнь общины на новых, творческих основах. В последние годы замет­ны усилия правительственных и частных ин­станций, являющихся источниками финан­сирования, по активизации деятельности общин на местах. Соответственно можно ожидать, что возрастет число вакансий для социальных работников, а школы социальной работы будут больше заинтересованы в подготовке соответствующих специалистов. Чтобы социальная работа не отставала от со­временных и будущих проблем общества, ее работники должны в дополнение к своим зна­ниям в области социальной терапии, полити­ки и планирования получить навыки деятель­ности в общине.

 

Ирвинг А. Спергел.

 

См. также: Группы взаимной помощи; Соци­альное планирование и организация в ме­стных общинах; Территориальная община: социальные действия; Террито­риальный аспект социальной работы.

 

BiegelD. E.,NaparstekA. J. (Eds) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Policy and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Estes R. J. (1984). The Social Progress of Nations. N. Y.: PraegerPublishers. • Fisher R. (1984). Let the People Decide: Neighborhood Organizing in America. Boston: Twayne Publishers. • Hallman H. W. (1984). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Peterson P. E. (Ed.) (1985). The New Urban Reality.Wash.,D. C: TheBrookingsInstitution.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. См. Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социаль­ные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

О микрорайонах нам напоминает все вок­руг: целый ряд департаментов городского планирования, где работают специалисты-планировщики района; карты, созданные плановыми службами, с тем чтобы показать названия и границы микрорайонов; названия, с которыми многие горожане обычно связывают свой район. Подсчитано их количество в США: это свыше 10 тыс. микрорайон с организованными структурами, которые занимаются организацией общины, оказанием гуманитарных услуг, правовой защитой развитием общины (Дж. Каннингем и М. Котлер, 1983). Тем не менее общепринятного определения микрорайона не существует. Данная статья посвящена городскому микрорайону, который рассматривается здесь как арена для социальной работы. В ней совмещаются представления о микрорайоне (как определяются микрорайоны и как устанавливаются их границы и размер), о роли микрорайона в жизни его обитателей и общины и о роли социальных работников в обеспечении микрорайонов гуманитарными услугами и в планировании и развитии общины. В силу концептуальных трудностей и зачаточного состояния литературы по проблеме микрорайона, автор ограничился городским микрорайоном, понимая при этом, что понятие микрорайона должно также охватывать пригородные и сельские микрорайоны.

 

Что такое микрорайон?

 

Хотя городские плановые работники, социологи, социальные работники и социоипсихологи и используют термин "микрорайон" в своих анализах, среди ученых и специалистов нет согласия в том, как следует определить микрорайон. Единого понятия о микрорайоне нет и у проживающих там горожан. Отсутствие согласия объясняется двумя факторами. Во-первых, концепция микрорайона сложна и содержит в себе объективные и субъективные компоненты. Во-вторых, микрорайон сравнительно недавно стал предметом научного исследования, и значительное большинство публикаций по этой теме появилось только в последние десятилетия.

С. Келлер (1968) заметил, что под микрорайоном "подразумевается то местность, отличающаяся определенными природными свойствами, то совокупность человеческихдействий и взаимных отношений, то — снова — территория, где могут, хотя и не обязательно, иметь место человеческие поступки и взаимоотношения". Это наблюдение сохраняет свою значимость и сегодня, хотя и не решает проблемы определения. Таким образом, в зависимости от характера своих интересов, исследователи, определяя микрорайон, делают акцент либо на природных характеристиках, либо на социальных связях.

По мнению Келлера, это смешение в определении микрорайона объясняется отчасти отсутствием ясности в терминах "соседний" и «соседство» и неспособностью разграничить «…три существенных и при этом разных элемента в том числе: "сосед" как особая роль и отношение, "соседний" как более широкое понятие совокупности действий и отношений и «соседство (микрорайон)» как ограниченный район, где могут иметь место соседство и действия, затрагивающие соседей. Другие проблемы, на которые указывал Келлер, связаны с противоречивыми исследовательскими данными, полученными на основе неясных посылок, обусловленными качеством инструментария и быстрыми социальными изменениями, которые нарушают баланс между соседями, соседним и микрорайоном.

Последние определения, при всех их различиях, отражают физические и социальные элементы микрорайонов (Д. Моррис и К. Гесс, 1975; Р. Уоррен и Д. Уоррен, 1977; А. Даунс, 1981; X. Холлман, 1984).

С объективной точки зрения микрорайон может рассматриваться как географическая территория, на которой имеет место социальное взаимодействие. Однако определения территории даются весьма различные. Например, С Келлер заметил: «Это может быть четко выделенная пространственная единица с определенными границами и давно установившимися традициями или же расплывчатая, имеющая смутные границы часть городка или большого города, — эти границы едва различимы и по-разному воспринимаются ее обитателями».

Существуют также самые разные представления о социальном взаимодействии внутри микрорайона, которое зависит отчасти от таких переменных, как возраст, социальная группа, этническая принадлежность, доход, раса, стиль жизни и обычаи проживающих в микрорайоне людей. А. Даунс (1981) определяет микрорайоны как "географические единицы, в пределах которых существуют определенные взаимные отношения, хотя интенсивность этих отношений и их значение для жизни постоянных жителей чрезвычайно различны". Еще одна сложность состоит в том, что исследование социальных взаимосвязей может либо ограничиваться проживающими на территории микрорайона, либо быть расширено и включать также экстерриториальные связи. Например, Р. Уоррен и Д. Уоррен, (1977) определили микрорайон как «…социальную ориентацию населения, проживающего в непосредственной географической близости. Это включает в себя не только социальные связи в обозначенной группе населения, но также все связи данной группы с лицами, не являющимися прямыми соседями".

Г. Саттлз (1972) также считает, что отно­шения микрорайона с внешними единицами важны для определения микрорайона. Он ут­верждает, что четко определившийся микро­район может существовать даже в том случае, если его обитатели не связаны между собой тесными соседскими или эмоциональными отношениями. С точки зрения Саттлза, мик­рорайон существует как городская единица благодаря непрерывному взаимодействию его жителей с теми, кто живет за его пределами. Таким образом, внешний фактор может быть столь же важен для определения микрорайо­на, как и внутренний.

Существуют также определения микро­района с субъективной точки зрения, которые подчеркивают психологическое самочувст­вие и самоотождествление жителей микро­района. Д. Моррис и К. Гесс (1975) замети­ли, что, когда люди "...говорят "мой микрорайон", это обычно означает, что они нашли место для проживания, которое вну­шает им человеческое чувство причастности к людям, человеческое восприятие себя как части общности, какой бы маленькой послед­няя ни была, а не просто чувство своего нали­чия в обществе, пусть даже и большом".

Некоторые ученые пришли к выводу, что понятие "микрорайон" отторгает определе­ние. П. Бергер и Р. Ньюхауз (1977) катего­рически заявили, что микрорайон есть имен­но то, чем считают его проживающие там люди.

Несмотря на отсутствие единого согласо­ванного определения микрорайона (похоже, что такое определение вряд ли когда-либо по­явится), имеющиеся определения указывают на важные функции микрорайона, которые разъясняются в следующем разделе.

 

 

Границы микрорайона.

 

Не существует согласия также и в том, что составляет географические границы или чем определяется размер данного микрорайона. И С. Келлер (1968), и П. Манн (1970) привя­зывали географические границы к социаль­ному взаимодействию между жителями мик­рорайона. Манн писал, что "человек имеет соседей и поэтому можно сказать, что.круг его знакомств и определяет его микрорайон. Это предполагает, что микрорайоны не имеют фиксированных границ — концепция, получившая поддержку в исследованиях Дж. Руса и Т. Бродена (1976), основанных на опросе 200 жителей, которые дали 50 разных вариантов границ своего микрорайона. Однако Р. Альбрандт и Дж. Каннингем (1979) по­казали, что жители Денвера и Питтсбурга со­вершенно четко определили границы своих микрорайонов. Следует отметить также, что хотя Рус и Броден практически не выявили согласованного мнения относительно границ микрорайона, они обнаружили, что 2/3 ре­спондентов называют свои микрорайоны оп­ределенными именами, т. е. полагают, что проживают в определенных микрорайонах.

По мнению Д. Морриса и К. Гесса (1975), границы определяются той местно­стью, которую живущие в ней люди легко обходят пешком, так что переход из одного конца в другой не требует особых усилий, а также тем обстоятельством, что микрорайон есть территория, знакомая каждому ее жите­лю. Д. Бигель и У. Шерман (1979) отмечали, что представление о размере микрорайона меняется в зависимости от возраста жителей; многие пожилые люди считают своим микро­районом только один квартал, т. е. значи­тельно меньшую территорию, чем более мо­лодое население.

Р. Коулмэн (1978) утверждает, что гео­графическую территорию микрорайона можно рассматривать как совокупность иерархических уровней. В этом смысле каж­дый микрорайон имеет свое социальное и символическое значение. Первый уровень — небольшая территории вокруг дома, второй уровень часто совпадает с общепринятым представлением о микрорайоне и предпола­гает социокультурную гомогенность, и, нако­нец, микрорайоном можно считать большую и неоднородную территорию с проживающи­ми на ней людьми и их взаимоотношениями.

Границы микрорайона зависят от геогра­фических характеристик территориальной общины и от ее социальных характеристик. Некоторые микрорайоны имеют четко выра­женные природно-географические границы, определяемые железнодорожными линиями, большими улицами или автобанами, парка­ми или реками и заливами, гористой и возвы­шенной местностью. Такие социальные ха­рактеристики, как различная этническая принадлежность, раса и общность по классо­вым признакам, также могут разделять об­ласть на отдельные микрорайоны.

 

Функции микрорайонов.

 

Были предприняты многочисленные по­пытки определить функции микрорайона. Представляется, что микрорайон осуществ­ляет 4 основные функции: 1) социальную, 2) структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.

 

Социальные функции.

 

Микрорайоны осуществляют ряд важных социальный действий для своих жителей, таких, как noддержка дружеских и соседних связей, способность жить в обществе, межличностное взаимодействие и социализация, взаимопомощь и неформальная поддержка (А. Нэйпастек, Д. Бигель и Х. Спиро, 1982). Они дают своим жителям психологическое чувство общности, обеспечивают поддержку со стороны значимых людей микрорайона и помогают инвалидам почувствовать свою сопричастность к общим делам на уровне микрорайона. Они играют важную роль в организации общения, в создании широких личных связей между людьми, живущими поблизости (в одном микрорайоне), — первичных, а также более поверхностных вторичных связей. Kонечно, не все микрорайоны создают положительное социальное окружение для своих жителей; некоторые микрорайоны весьма безличны.

Как первичные, так и вторичные связи имеют важное значение для жителей микрорайона. Например, исследование показало, что даже поверхностные связи с соседями могут играть большую роль в системе поддержки, которая имеет серьезное значение для выхода людей из кризиса (Г. Каплан, 1974).

Роль соседей уникальна. Вы не выбирая соседей, вы выбираете лишь место жительства, которое вам по душе и по карману. Соседями же оказываются те люди, чьи дома находятся в непосредственной близости к вашему. В отличие от дружбы, отношения соседей обычно прерываются с переездом одного из них. Кроме того, не существует универсального понятия о хорошем соседе. Скорее роль соседей определяется главным образом на основании понятий о хорошем соседе, сложившихся в общественном мнении конкретной общины. В одном микрорайоне xopoшим соседом может считаться сердечный, отзывчивый и дружелюбный человек, в то время как в другом микрорайоне подобное поведение может быть расценено как неуместное вторжение в личную жизнь.

Э. Литвак и И. Зелены (1969) опрсдгляют три основных типа взаимосвязей между соседями: 1) возможность быстрого и непосредственного участия, начиная с одолжения чашки сахара и кончая спасением соседа от огня или в других чрезвычайных ситуациях, 2) получение и улучшение качества услуг через участие в жизни микрорайона и 3) социализация (например, соседка может научить тому, что следует делать хорошей матери). Можно добавить четвертую функцию — хотя и не обязательную, но тем не менее значимую возможность обсудить с соседом личные проблемы или межличностные конфликты (см. также: Э. Литвак, 1979).

Хотя степень укорененности межличностных связей в микрорайоне является предметом обсуждения, последние исследования прояснили, что для большинства людей межличностные связи выходят за рамки микрорайона, при всей важности связей с соседями для отдельных групп населения. Например, такие Р. Альбрандта (1984) показывает, что связи с соседями важны почти для половины респондентов - и что почти все респонденты уверены в возможности обратиться к соседу в случае опасности. Первичные связи были особенно сильны в микрорайонах, где проживают белые, католики, люди одинаковой этнической принадлежности и более бедные и пожилые. Респонденты чаще имели друзей и получали значительную эмоциональную и социальную поддержку в своем микрорайоне.

Ясно, что микрорайон не может отвечать и социальным и межличностным потребностям всех своих жителей; однако в некоторых микрорайонах создаются целенаправленные системы интенсивной поддержки определенным группам населения. Базирующиеся на структуре микрорайона, социальные связи или системы поддержки являются важным источником помощи, о чем пойдет речь далее. Здесь следует заметить, что сеть социальных связей не всегда является чем-то положительным, что можно проиллюстрировать, например, фактами наркомании или молодежных банд. Даже позитивные социальные связи могут иметь негативные стороны—скажем, толерантность может перерастать в конформизм, необходимо отметить также, что люди в очень разной степени идентифицируют себя со своим микрорайоном и используют неформальные системы поддержки. Равным образом степень важности неформальных систем поддержки на базе микрорайона зависит от конкретного микрорайона.

 

Социальные связи. Неформальные системы поддержки — семья, друзья, соседи, коллеги по работе, естественные помощники и т.п.—всегда оказывали гораздо большую помощь нуждающимся людям, чем профессиональные работники социальных служб. Если бы неформальная система поддержки перестала действовать, то профессиональная система развалилась бы, поскольку не смогла бы справиться с дополнительной нагрузкой.

В плюралистическом обществе люди ищут помощи, решают проблемы и удовлет­воряют потребности по-разному. Нефор­мальные системы поддержки имеются во всех общинах и в определенной мере служат каж­дому. Хотя они не укоренены исключительно в микрорайоне и в разных районах в разной степени являются источником помощи для жителей, неформальные системы поддержки все же играют важную роль и могут оказывать существенную помощь жителям микрорайона.

Неформальные системы поддержки на базе микрорайона осуществляют ряд функ­ций по оказанию помощи жителям микро­района в кризисных ситуациях и в повседнев­ной жизни. Они могут:

■ поддерживать в людях чувство благопо­лучия и правильности поведения;

■ частично принимать на себя тяжесть жиз­ни и тем самым способствовать снижению негативных последствий жизненных стрессов для физического и психического здоровья;

■ предупреждать появление серьезных проблем, приходя людям на помощь;

■ оказывать услуги многочисленным груп­пам, в том числе этническим и расовым мень­шинствам, а также тем, которые не желают или не способны получать профессиональ­ную помощь, или же тем, на кого профессио­нальная помощь не рассчитана;

■ предлагать помощь в приемлемой с точки зрения культуры форме, не заставляя людей испытывать чувство стыда и не ущемляя их самолюбия;

■ оказывать помощь, не требуя от получаю­щих ее людей, чтобы они сами признали свои трудности, слабость или болезни, и не назы­вая их клиентами или пациентами, что обя­зательно подразумевается при оказании помощи профессиональными специалиста­ми.

Перечисление достоинств неформальной помощи не означает, что профессиональные службы менее важны или что неформальные системы могут удовлетворить все потребно­сти жителей микрорайона. Совсем наоборот: обе системы жизнеспособны и, чтобы быть действительно эффективными, должны вза­имодействовать одна с другой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.031 с.)