Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные работники в общине.
С оциальные работники в общине могут выполнить различные роли. Они способствуют созданию групп активистов, их работе, помогают выявить проблемы и задачи и направляют их деятельность. Они консультируют, планируют работу и координируют ее, изыскивают источники субсидий. В зависимости от ситуации они выполняют руководящие функции или остаются на втором плане в роли советников. Их направляющее воздействие в общине может быть более очевидным, чем у социальных работников, действующих в иных условиях. Их основные интересы лежат в сфере достижения социальной справедливости, но наряду с этим они занимаются и межличностными отношениями. Философия деятельности общины предполагает, что ее члены могут и должны самоорганизовываться, чтобы выявить потребности общины, установить приоритеты и использовать имеющиеся ресурсы для выполнения соответствеющих программ. Роль социального работника заключается в том, чтобы, исходя из философии, способствовать решению социальных проблем — разработке программ и созданию необходимых институтов. Социальный работник в общине должен обладать способностями и навыками организатора, уметь работать как с группой, так и с отдельным клиентом. Это позволяет ему свободно себя чувствовать при контактах с организациями в общине, занимаясь нуждами и проблемами определенных групп жителей и отдельных лиц. Больше всего социальному работнику нужны такие качества, как сдержанноть и самодисциплина при выполнении своих ответственных обязанностей. При необходимости социальные работники в общине должны отходить от роли активистов, занимающихся общими вопросами развития, и принимать на себя другие функции — советников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Они могут быть и членами общины, возможно, даже ее лидерами. Профессиональные социальные работники, при всех их знаниях и навыках, недостаточно подготовлены к тому, чтобы сотрудничать с членами и представителями общин. Действуя в общине, социальный работник не обязательно должен принадлежать к ней, но ему необходимо делить ответственность за выявление проблемы, анализ ситуации и осуществление решений. Он должен уметь вжиться в общину на ее условиях. Но и община со своей стороны должна признавать компетенцию социального работника в профессиональных и межличностных вопросах, чтобы их отношения были полнокровными и равноправными. Вероятно, и школы социальной работы должны лучше готовить своих слушателей для различных видов деятельности в общине. Этого можно достичь путем непосредственных контактов школ, социальных работников и аналитиков с девиантными (отклоняющимися от нормального поведения) и обычными группами на низовом уровне, с организациями и агентствами общины.
В настоящее время кадровые вопросы в общинах разработаны, вероятно, еще меньше, чем в других сферах, где оказываются социальные услуги. Здесь мало хорошо оплачиваемых должностей с полностью занятым днем. Возможно, что именно поэтому сравнительно немного профессионально подготовленных социальных работников действуют на практическом уровне в общине, отдавая предпочтение сферам планирования и управления. Однако перспективы вселяют определенный оптимизм. Местные общинные организации в Соединенных Штатах переживают период расцвета, хотя многие из них еще слабы, не устоялись и не располагают достаточными ресурсами. Усиливающиеся диверсификация, специализация и поляризация американского общества требуют строить и перестраивать жизнь общины на новых, творческих основах. В последние годы заметны усилия правительственных и частных инстанций, являющихся источниками финансирования, по активизации деятельности общин на местах. Соответственно можно ожидать, что возрастет число вакансий для социальных работников, а школы социальной работы будут больше заинтересованы в подготовке соответствующих специалистов. Чтобы социальная работа не отставала от современных и будущих проблем общества, ее работники должны в дополнение к своим знаниям в области социальной терапии, политики и планирования получить навыки деятельности в общине.
Ирвинг А. Спергел.
См. также: Группы взаимной помощи; Социальное планирование и организация в местных общинах; Территориальная община: социальные действия; Территориальный аспект социальной работы.
• BiegelD. E.,NaparstekA. J. (Eds) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Policy and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Estes R. J. (1984). The Social Progress of Nations. N. Y.: PraegerPublishers. • Fisher R. (1984). Let the People Decide: Neighborhood Organizing in America. Boston: Twayne Publishers. • Hallman H. W. (1984). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Peterson P. E. (Ed.) (1985). The New Urban Reality.Wash.,D. C: TheBrookingsInstitution.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. См. Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социальные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. О микрорайонах нам напоминает все вокруг: целый ряд департаментов городского планирования, где работают специалисты-планировщики района; карты, созданные плановыми службами, с тем чтобы показать названия и границы микрорайонов; названия, с которыми многие горожане обычно связывают свой район. Подсчитано их количество в США: это свыше 10 тыс. микрорайон с организованными структурами, которые занимаются организацией общины, оказанием гуманитарных услуг, правовой защитой развитием общины (Дж. Каннингем и М. Котлер, 1983). Тем не менее общепринятного определения микрорайона не существует. Данная статья посвящена городскому микрорайону, который рассматривается здесь как арена для социальной работы. В ней совмещаются представления о микрорайоне (как определяются микрорайоны и как устанавливаются их границы и размер), о роли микрорайона в жизни его обитателей и общины и о роли социальных работников в обеспечении микрорайонов гуманитарными услугами и в планировании и развитии общины. В силу концептуальных трудностей и зачаточного состояния литературы по проблеме микрорайона, автор ограничился городским микрорайоном, понимая при этом, что понятие микрорайона должно также охватывать пригородные и сельские микрорайоны.
Что такое микрорайон?
Хотя городские плановые работники, социологи, социальные работники и социоипсихологи и используют термин "микрорайон" в своих анализах, среди ученых и специалистов нет согласия в том, как следует определить микрорайон. Единого понятия о микрорайоне нет и у проживающих там горожан. Отсутствие согласия объясняется двумя факторами. Во-первых, концепция микрорайона сложна и содержит в себе объективные и субъективные компоненты. Во-вторых, микрорайон сравнительно недавно стал предметом научного исследования, и значительное большинство публикаций по этой теме появилось только в последние десятилетия. С. Келлер (1968) заметил, что под микрорайоном "подразумевается то местность, отличающаяся определенными природными свойствами, то совокупность человеческихдействий и взаимных отношений, то — снова — территория, где могут, хотя и не обязательно, иметь место человеческие поступки и взаимоотношения". Это наблюдение сохраняет свою значимость и сегодня, хотя и не решает проблемы определения. Таким образом, в зависимости от характера своих интересов, исследователи, определяя микрорайон, делают акцент либо на природных характеристиках, либо на социальных связях. По мнению Келлера, это смешение в определении микрорайона объясняется отчасти отсутствием ясности в терминах "соседний" и «соседство» и неспособностью разграничить «…три существенных и при этом разных элемента в том числе: "сосед" как особая роль и отношение, "соседний" как более широкое понятие совокупности действий и отношений и «соседство (микрорайон)» как ограниченный район, где могут иметь место соседство и действия, затрагивающие соседей. Другие проблемы, на которые указывал Келлер, связаны с противоречивыми исследовательскими данными, полученными на основе неясных посылок, обусловленными качеством инструментария и быстрыми социальными изменениями, которые нарушают баланс между соседями, соседним и микрорайоном.
Последние определения, при всех их различиях, отражают физические и социальные элементы микрорайонов (Д. Моррис и К. Гесс, 1975; Р. Уоррен и Д. Уоррен, 1977; А. Даунс, 1981; X. Холлман, 1984). С объективной точки зрения микрорайон может рассматриваться как географическая территория, на которой имеет место социальное взаимодействие. Однако определения территории даются весьма различные. Например, С Келлер заметил: «Это может быть четко выделенная пространственная единица с определенными границами и давно установившимися традициями или же расплывчатая, имеющая смутные границы часть городка или большого города, — эти границы едва различимы и по-разному воспринимаются ее обитателями». Существуют также самые разные представления о социальном взаимодействии внутри микрорайона, которое зависит отчасти от таких переменных, как возраст, социальная группа, этническая принадлежность, доход, раса, стиль жизни и обычаи проживающих в микрорайоне людей. А. Даунс (1981) определяет микрорайоны как "географические единицы, в пределах которых существуют определенные взаимные отношения, хотя интенсивность этих отношений и их значение для жизни постоянных жителей чрезвычайно различны". Еще одна сложность состоит в том, что исследование социальных взаимосвязей может либо ограничиваться проживающими на территории микрорайона, либо быть расширено и включать также экстерриториальные связи. Например, Р. Уоррен и Д. Уоррен, (1977) определили микрорайон как «…социальную ориентацию населения, проживающего в непосредственной географической близости. Это включает в себя не только социальные связи в обозначенной группе населения, но также все связи данной группы с лицами, не являющимися прямыми соседями". Г. Саттлз (1972) также считает, что отношения микрорайона с внешними единицами важны для определения микрорайона. Он утверждает, что четко определившийся микрорайон может существовать даже в том случае, если его обитатели не связаны между собой тесными соседскими или эмоциональными отношениями. С точки зрения Саттлза, микрорайон существует как городская единица благодаря непрерывному взаимодействию его жителей с теми, кто живет за его пределами. Таким образом, внешний фактор может быть столь же важен для определения микрорайона, как и внутренний.
Существуют также определения микрорайона с субъективной точки зрения, которые подчеркивают психологическое самочувствие и самоотождествление жителей микрорайона. Д. Моррис и К. Гесс (1975) заметили, что, когда люди "...говорят "мой микрорайон", это обычно означает, что они нашли место для проживания, которое внушает им человеческое чувство причастности к людям, человеческое восприятие себя как части общности, какой бы маленькой последняя ни была, а не просто чувство своего наличия в обществе, пусть даже и большом". Некоторые ученые пришли к выводу, что понятие "микрорайон" отторгает определение. П. Бергер и Р. Ньюхауз (1977) категорически заявили, что микрорайон есть именно то, чем считают его проживающие там люди. Несмотря на отсутствие единого согласованного определения микрорайона (похоже, что такое определение вряд ли когда-либо появится), имеющиеся определения указывают на важные функции микрорайона, которые разъясняются в следующем разделе.
Границы микрорайона.
Не существует согласия также и в том, что составляет географические границы или чем определяется размер данного микрорайона. И С. Келлер (1968), и П. Манн (1970) привязывали географические границы к социальному взаимодействию между жителями микрорайона. Манн писал, что "человек имеет соседей и поэтому можно сказать, что.круг его знакомств и определяет его микрорайон. Это предполагает, что микрорайоны не имеют фиксированных границ — концепция, получившая поддержку в исследованиях Дж. Руса и Т. Бродена (1976), основанных на опросе 200 жителей, которые дали 50 разных вариантов границ своего микрорайона. Однако Р. Альбрандт и Дж. Каннингем (1979) показали, что жители Денвера и Питтсбурга совершенно четко определили границы своих микрорайонов. Следует отметить также, что хотя Рус и Броден практически не выявили согласованного мнения относительно границ микрорайона, они обнаружили, что 2/3 респондентов называют свои микрорайоны определенными именами, т. е. полагают, что проживают в определенных микрорайонах. По мнению Д. Морриса и К. Гесса (1975), границы определяются той местностью, которую живущие в ней люди легко обходят пешком, так что переход из одного конца в другой не требует особых усилий, а также тем обстоятельством, что микрорайон есть территория, знакомая каждому ее жителю. Д. Бигель и У. Шерман (1979) отмечали, что представление о размере микрорайона меняется в зависимости от возраста жителей; многие пожилые люди считают своим микрорайоном только один квартал, т. е. значительно меньшую территорию, чем более молодое население.
Р. Коулмэн (1978) утверждает, что географическую территорию микрорайона можно рассматривать как совокупность иерархических уровней. В этом смысле каждый микрорайон имеет свое социальное и символическое значение. Первый уровень — небольшая территории вокруг дома, второй уровень часто совпадает с общепринятым представлением о микрорайоне и предполагает социокультурную гомогенность, и, наконец, микрорайоном можно считать большую и неоднородную территорию с проживающими на ней людьми и их взаимоотношениями. Границы микрорайона зависят от географических характеристик территориальной общины и от ее социальных характеристик. Некоторые микрорайоны имеют четко выраженные природно-географические границы, определяемые железнодорожными линиями, большими улицами или автобанами, парками или реками и заливами, гористой и возвышенной местностью. Такие социальные характеристики, как различная этническая принадлежность, раса и общность по классовым признакам, также могут разделять область на отдельные микрорайоны.
Функции микрорайонов.
Были предприняты многочисленные попытки определить функции микрорайона. Представляется, что микрорайон осуществляет 4 основные функции: 1) социальную, 2) структурно-организационную, 3) экономическую, 4) политическую.
Социальные функции.
Микрорайоны осуществляют ряд важных социальный действий для своих жителей, таких, как noддержка дружеских и соседних связей, способность жить в обществе, межличностное взаимодействие и социализация, взаимопомощь и неформальная поддержка (А. Нэйпастек, Д. Бигель и Х. Спиро, 1982). Они дают своим жителям психологическое чувство общности, обеспечивают поддержку со стороны значимых людей микрорайона и помогают инвалидам почувствовать свою сопричастность к общим делам на уровне микрорайона. Они играют важную роль в организации общения, в создании широких личных связей между людьми, живущими поблизости (в одном микрорайоне), — первичных, а также более поверхностных вторичных связей. Kонечно, не все микрорайоны создают положительное социальное окружение для своих жителей; некоторые микрорайоны весьма безличны. Как первичные, так и вторичные связи имеют важное значение для жителей микрорайона. Например, исследование показало, что даже поверхностные связи с соседями могут играть большую роль в системе поддержки, которая имеет серьезное значение для выхода людей из кризиса (Г. Каплан, 1974). Роль соседей уникальна. Вы не выбирая соседей, вы выбираете лишь место жительства, которое вам по душе и по карману. Соседями же оказываются те люди, чьи дома находятся в непосредственной близости к вашему. В отличие от дружбы, отношения соседей обычно прерываются с переездом одного из них. Кроме того, не существует универсального понятия о хорошем соседе. Скорее роль соседей определяется главным образом на основании понятий о хорошем соседе, сложившихся в общественном мнении конкретной общины. В одном микрорайоне xopoшим соседом может считаться сердечный, отзывчивый и дружелюбный человек, в то время как в другом микрорайоне подобное поведение может быть расценено как неуместное вторжение в личную жизнь. Э. Литвак и И. Зелены (1969) опрсдгляют три основных типа взаимосвязей между соседями: 1) возможность быстрого и непосредственного участия, начиная с одолжения чашки сахара и кончая спасением соседа от огня или в других чрезвычайных ситуациях, 2) получение и улучшение качества услуг через участие в жизни микрорайона и 3) социализация (например, соседка может научить тому, что следует делать хорошей матери). Можно добавить четвертую функцию — хотя и не обязательную, но тем не менее значимую возможность обсудить с соседом личные проблемы или межличностные конфликты (см. также: Э. Литвак, 1979). Хотя степень укорененности межличностных связей в микрорайоне является предметом обсуждения, последние исследования прояснили, что для большинства людей межличностные связи выходят за рамки микрорайона, при всей важности связей с соседями для отдельных групп населения. Например, такие Р. Альбрандта (1984) показывает, что связи с соседями важны почти для половины респондентов - и что почти все респонденты уверены в возможности обратиться к соседу в случае опасности. Первичные связи были особенно сильны в микрорайонах, где проживают белые, католики, люди одинаковой этнической принадлежности и более бедные и пожилые. Респонденты чаще имели друзей и получали значительную эмоциональную и социальную поддержку в своем микрорайоне. Ясно, что микрорайон не может отвечать и социальным и межличностным потребностям всех своих жителей; однако в некоторых микрорайонах создаются целенаправленные системы интенсивной поддержки определенным группам населения. Базирующиеся на структуре микрорайона, социальные связи или системы поддержки являются важным источником помощи, о чем пойдет речь далее. Здесь следует заметить, что сеть социальных связей не всегда является чем-то положительным, что можно проиллюстрировать, например, фактами наркомании или молодежных банд. Даже позитивные социальные связи могут иметь негативные стороны—скажем, толерантность может перерастать в конформизм, необходимо отметить также, что люди в очень разной степени идентифицируют себя со своим микрорайоном и используют неформальные системы поддержки. Равным образом степень важности неформальных систем поддержки на базе микрорайона зависит от конкретного микрорайона.
Социальные связи. Неформальные системы поддержки — семья, друзья, соседи, коллеги по работе, естественные помощники и т.п.—всегда оказывали гораздо большую помощь нуждающимся людям, чем профессиональные работники социальных служб. Если бы неформальная система поддержки перестала действовать, то профессиональная система развалилась бы, поскольку не смогла бы справиться с дополнительной нагрузкой. В плюралистическом обществе люди ищут помощи, решают проблемы и удовлетворяют потребности по-разному. Неформальные системы поддержки имеются во всех общинах и в определенной мере служат каждому. Хотя они не укоренены исключительно в микрорайоне и в разных районах в разной степени являются источником помощи для жителей, неформальные системы поддержки все же играют важную роль и могут оказывать существенную помощь жителям микрорайона. Неформальные системы поддержки на базе микрорайона осуществляют ряд функций по оказанию помощи жителям микрорайона в кризисных ситуациях и в повседневной жизни. Они могут: ■ поддерживать в людях чувство благополучия и правильности поведения; ■ частично принимать на себя тяжесть жизни и тем самым способствовать снижению негативных последствий жизненных стрессов для физического и психического здоровья; ■ предупреждать появление серьезных проблем, приходя людям на помощь; ■ оказывать услуги многочисленным группам, в том числе этническим и расовым меньшинствам, а также тем, которые не желают или не способны получать профессиональную помощь, или же тем, на кого профессиональная помощь не рассчитана; ■ предлагать помощь в приемлемой с точки зрения культуры форме, не заставляя людей испытывать чувство стыда и не ущемляя их самолюбия; ■ оказывать помощь, не требуя от получающих ее людей, чтобы они сами признали свои трудности, слабость или болезни, и не называя их клиентами или пациентами, что обязательно подразумевается при оказании помощи профессиональными специалистами. Перечисление достоинств неформальной помощи не означает, что профессиональные службы менее важны или что неформальные системы могут удовлетворить все потребности жителей микрорайона. Совсем наоборот: обе системы жизнеспособны и, чтобы быть действительно эффективными, должны взаимодействовать одна с другой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.031 с.) |