Основа ценностей социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основа ценностей социальной работы.



 

Целью социальной работы всегда было улучшение благополучия людей, имеющих проблемы, связанные с бедностью, психоло­гическим состоянием, здоровьем, занято­стью, обеспеченностью жильем, со старо­стью, детством, голодом, содержанием жилья и т. д. Со временем непрерывно усиливалась необходимость заботиться не только конкрет­но о клиентах, но и о способах, с помощью которых общество в целом реагирует на их нужды. Таким образом, в социальной работе предметом постоянного внимания всегда бы­ло индивидуальное благополучие и обеспечи­вающие его факторы. Оценка социальными работниками сложного взаимодействия меж­ду отдельными личностями и их окружением основывалась на постоянном наборе ценно­стей, которые обеспечивают достоинство, основные потребности человека и равные возможности. Концепция индивидуального до­стоинства подразумевает, что человек имеет право на уважение и достойное существова­ние и что социальные работники не должны дискриминировать отдельных людей на осно­ве расовых, этнических, родовых, половых характеристик или социально-экономиче­ского статуса. Социальные работники также исходят из того, что все люди имеют опреде­ленные основные потребности — питание, жилище, забота о здоровье, психологическом состоянии — и должны иметь равные воз­можности удовлетворять их.

В начале XX в. акцент делался на спосо­бах, которыми клиенты решали свои собст­венные проблемы. Социальные работники того времени, не без влияния благотворитель­ных организаций, часто рассматривали про­блемы клиентов скорее как доказательство недостатков характера, а не упущений обще­ства. Поэтому социальные работники в каче­стве ценностей рассматривали моральные ка­чества клиента. Важной частью их миссии было побудить клиентов научиться вести себя нравственно, честно, вести праведную жизнь.

Постепенно социальные работники стали лучше осознавать, как окружающие факторы формируют отдельные личности и ограничи­вают их возможности. Прогрессивная Эра, движение за создание поселений и "Великая депрессия" 30-х годов, например, заставили социальных работников обратить внимание на социальные и экономические проблемы, существенно повлиявшие на страдания, кото­рые выпали на долю людей в те годы.

Интерес к изучению обстоятельств, влия­ющих на индивидуальные проблемы, до некоторой степени уменьшился в течение относительно спокойных лет сразу же после второй мировой войны, когда многие профессиональные работники были вовлечены в развитие психиатрической социальной помощи. Однако широко распространенное беспокойство относительно крупномасштабных социальных изменений вновь возникло в бур­ные 60-е годы. Таким образом, практики часто сосредоточивали внимание на глубине и качестве ценностей клиентов, но постепенно оно смещалось к анализу более широких ценностей общества и к нуждам тех, кто беден, болен или отягощен другими обстоятельствами. С начала 70-х годов и до последнего вре­мени повышается заинтересованность в исследовании ценностей самих социальных работников и этических аспектов их практи­ческой деятельности. Этот интерес к этическим взглядам самих практических работников не уникальное явление в социальной работе. Рост интереса к профессиональныи ценностям и этике обусловлен несколькими причинами. Технический прогресс дал профессионалам этический выбор, который про­сто не был известен предыдущим поколениям практических работников. Развитие здраво­охранения, ядерной энергетики и компьютерной технологии, например, сопровождалось чрезвычайным усложнением факторов, относящихся к ценностям и этике. Кроме того, современные профессиональные работники столкнулись с необходимостью распределения все более ограниченных ресурсов таких, как нефть, продовольствие, вода, земля, деньги, услуги здравоохранения, социальное обеспечение, — и это внесло свои изменения в их ценностные ориентации и этику профессиональной жизни. Так, широко обсуждавшиеся в обществе скандалы, которые происходили почти в каждой профессии, были связаны с плохим управлением и обманом с целью нанесения ущерба клиентам или их эксплуатацией.

Однако, кроме того, рост интереса к профессиональным ценностям и этике также в большой степени отражает развитие и ста­новление самой профессии. На ранней ста­дии профессиональные работники стремились заниматься техническими аспектами своей работы. Если в той или иной области деятельности невозможно выполнять технические задачи достаточно квалифицированно (например, хирургия, диагностика, раскрытие преступлений, проектирование мостов), работники этой области не имени права называться профессионалами. Большинство профессий требуют уделять больше внимания факторам, относящимся к ценностям и этике, на которых прочно основывает­ся их репутация. Этим можно объяснить, по­чему в таких современных, или "молодых", профессиях (не юриспруденции и медицине) недавно наблюдался всплеск внимания к эти­ческим проблемам.

 

Этический кодекс.

 

Наиболее известная декларация о ценно­стях и этике, под которой подписываются все современные социальные работники, это Этический кодекс, принятый Ассамблеей де­легатов НАСР в 1979 г., самый последний ко­декс из нескольких, принятых профессио­нальными работниками за многие годы. Хотя ряд других организаций, занимающихся со­циальной работой, сформулировали свои проекты кодексов (например, Ассоциация за организацию семейной социальной работы, несколько глав — Ассоциация социальных работников Америки), общего кодекса не су­ществовало до 1947 г., когда последняя груп­па — наибольшая организация социальных работников этого периода — приняла фор­мальный кодекс. В 1960 г., пять лет спустя после образования ассоциации, НАСР приняла свой первый Этический кодекс.

Кодекс 1960 г. включает программные заявления относительно, например, обязанно­сти каждого социального работника ставить профессиональную ответственность выше личных интересов; уважать тайну клиента; предоставлять соответствующие услуги в слу­чаях общественных бедствий; предоставлять знания, мастерство и обеспечивать поддерж­ку программам благополучия человека. Эти заявления от первого лица входят в преамбу­лу, которая устанавливает обязательства со­циальных работников поддерживать гуман­ные идеалы, улучшать службу социального обеспечения, развивать теоретические иссле­дования и повышать свою квалификацию. В 1967 г. к декларации было добавлено обязательство исключить дискриминацию.

Однако вскоре после принятия Кодекса 1960 г. члены НАСР начали выражать озабо­ченность по поводу его теоретического уров­ня, широты охвата проблем, полезности для решения этических конфликтов и использования практическими работниками и агента­ми при рассмотрении этических проблем. В результате в 1977 г. Ассамблея НАСР создала комитет для пересмотра Кодекса профессио­нальной этики и усиления его соответствия практической деятельности.

Кодекс 1979 г. состоит из шести частей. Изложению принципов организации предшествует преамбула, определяющая общие цели Кодекса и долговременные ценности со­циальной работы, на которых он основывает­ся, и включающая декларацию о том, что принципы Кодекса устанавливают те нормы, которыми следует руководствоваться при внедрении этических концепций среди соци­альных работников.

Принципы, содержащиеся в Кодексе, яв­ляются как предписывающими, так и запре­щающими. Принципиальные положения со­держатся в шести основных частях, определяя ответственность и обязательства социальных работников.

В первой части Кодекса, которая касается общего поведения и образа действий практи­ческих социальных работников, рассматри­ваются отношения между личным поведени­ем работника и его профессиональными обязанностями; участие в мошенничестве, ос­корблении, обмане; профессиональное обу­чение и компетенция; дискриминация; профессиональная честность; участие в исследовательской деятельности. Вторая часть — "Этическая ответственность социальных работников перед клиентами" — наи­более детализирована. В ней фиксируются проблемы приоритета интересов клиентов, использования клиентов для получения част­ной выгоды или для частных консультаций, дискриминации, противоречий интересов, сексуальных отношений с клиентами, рас­крытия информации о клиентах третьим ли­цам, окончания предоставления услуг, права клиентов на самоопределение, опекунства, установления вознаграждения, разделения вознаграждения.

Та часть Кодекса, которая относится к от­ветственности социальных работников перед коллегами, ставит проблемы, возникающие при контактах с другими профессиональны­ми работниками, если этого требуют интере­сы клиента. В этой части принципиально поставлены проблемы сотрудничества, веж­ливости во взаимоотношениях с коллегами; использования коллег для получения личной выгоды; разрешения конфликтов с коллега­ми; наблюдения и оценки коллег, служащих и студентов; использования клиентов коллег; временного предоставления услуг клиентам коллег.

Остальные три части Кодекса, относящи­еся к взаимоотношениям социальных работ­ников с работодателями, профессии социаль­ной работы и обществу в широком смысле, несколько менее детализированы.

Часть, озаглавленная "Этическая ответ­ственность социальных работников перед работодателями и организациями, предостав­ляющими работу", касается необходимости твердо выполнять свои обязанности перед со­ответствующим агентством социальной рабо­ты, т. е. действовать в соответствии с приня­тыми в нем процедурами; в интересах совершенствования его политики, повыше­ния эффективности его деятельности; не спо­собствовать использованию агентства для проведения собственных полевых исследова­ний под угрозой наказания, предусмотренно­го за нарушение правил, установленных для персонала НАСР; не препятствовать профес­сиональной деятельности социального работ­ника, проводимой в интересах его клиента; не преследовать его в связи с такой деятельно­стью; не допускать дискриминационной политики и практики в вопросах приема на работу; рационально использовать ресурсы агентства.

Пятая часть — "Этическая ответствен­ность социальных работников перед своей профессией" — касается вопросов, связан­ных с сохранением ценностей и предназначе­ния профессии, с использованием и развити­ем знаний социальной работы. В частности, в этой части Кодекса устанавливаются грани­цы ответственности работника, чтобы защи­тить и утвердить достоинство и честь своей профессии; дать ответ на неэтичное поведе­ние коллег, включая незаконную или неквалифицированную практику социальной ра­боты; избегать дезориентирующей рекламы; содействовать развитию профессии и связан­ной с ней политики; основывать практиче­ские действия на точных знаниях; исследо­вать неожиданно появляющиеся данные; вносить вклад в базу профессиональных зна­ний.

Последняя часть Кодекса оговаривает обязательства социальных работников спо­собствовать благополучию общества. В нее включены обязательства социальных работ­ников предотвратить и исключить дискрими­нацию любых лиц и групп; гарантировать всем людям доступ к необходимым ресурсам, услугам и возможностям (с особым внимани­ем к группам или лицам, находящимся в не­выгодном положении или притесняемым); содействовать культурному многообразию в Соединенных Штатах; предоставлять услуги при чрезвычайных обстоятельствах обще­ственного масштаба; защищать изменения в политике и законодательстве с целью улуч­шения социальных условий и содействия со­циальной справедливости; способствовать квалифицированному участию общественности в формировании социальной политики и учреждений.

Широкий ряд принципов, включенных в Этический кодекс НАСР, показывает, что Кодекс имеет несколько целей. С одной стороны, более абстрактные, идеалистические принципы, относящиеся к социальной справедливости и общественному благополучию, указывают социальным работникам, к чему следует стремиться. Другие принципы устанавливают перспективные специфические правила, с помощью которых практические работники, как ожидается, будут исполнять свои задачи, причем нарушения этих правил дают основания для подачи формальной жалобы. Кроме того, Кодекс вооружает социальных работников такими этическими принципами, которые помогают решать этические дилеммы, встречающиеся на практике. К этой проблеме в последние годы привлечено серьезное внимание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.68 (0.075 с.)