Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнические группы: проблемы взаимоотношений

Поиск

 

 

Вопрос о межгрупповых или расовых от­ношениях серьезно обострился в 1954 г., ког­да решением Верховного суда США было юридически признано существование сегре­гации в школах. Это решение привело к мно­жеству дискуссий о средствах достижения интеграции школьных коллективов, что внесло свой вклад в укрепление движения 60-х годов за гражданские права. Ненасильствен­ные акции, такие, как бойкоты, сидячие за­бастовки, марши и демонстрации, использовались для предоставления равных прав в отношении работы, голосования, качества жилища и общественных приютов. Во многих общинах южных штатов эти формы протеста часто сталкивались с сопротивлением в виде прямых физических нападений, убийств и взрывов. Однако на Севере протесты черных нередко принимали форму широкомасштабных гражданских беспорядков с применени­ем насилия, включая поджоги, грабежи, от­крытые партизанские действия.

В 1968 г. Национальная консультативная комиссия по массовым волнениям, созданная президентом Л. Джонсоном для изучения причин бунта в гетто, предсказывала, что Соединенные Штаты разделятся на два обще­ства: белое и черное. Некоторые тенденции развития, проявившиеся на протяжении 70-х и 80-х годов, подтвердили пророчество о расовой поляризации: 1) политика "ласково­го пренебрежения", проводившаяся админи­страциями президентов Р. Никсона и Дж. Форда в условиях экономического спада и инфляции; 2) свертывание программ для бедных, проведенное администрацией прези­дента Р. Рейгана; 3) переход многих белых на неоконсервативные позиции из-за острых разногласий внутри либеральных слоев об­щества. Таким образом, вопреки общенацио­нальным обязательствам уменьшить расовое и экономическое неравенство расовые разли­чия на протяжении первой половины 80-х годов, с учетом уровней безработицы, бедно­сти и семейного дохода, только увеличились, если сравнивать с соответствующими показа­телями предыдущего десятилетия. Напри­мер, если в 1970 г. семейный доход черноко­жих составлял 61% от семейного дохода белых, то в 1982 г. — 55%. В то же время безработица среди черных росла в 1,7—2,4 раза быстрее, чем среди белых.

 

Ключевые понятия.

Межгрупповые отношения.

Поня­тие "межгрупповые отношения" означает контакты различного типа между группами, обладающими разными физическими и куль­турными характеристиками. Для того чтобы объединить расовый и культурный аспекты межгрупповых отношений, используется бо­лее широкое понятие "групповые отношения меньшинств", включающее два типа мень­шинств — расовые и этнические. Расовые меньшинства отличаются в первую очередь своими физическими признаками, главным образом цветом кожи. Это чернокожие, американские индейцы, американцы — уроженцы Азии. Этнические меньшинства различаются национальностью, языком и религией. Это ирландцы, поляки, евреи, а применительно к религии — католики. Несмотря на то что правительство США классифицирует большинство испаноязычных как белых, их целесообразно рассматривать в качестве расового меньшинства в графе "люди с иным цветом кожи", потому что многие из них считают себя "коричневыми" или "небелыми". Кроме того, они в значительной мере смешались с другими небелыми (например, мексиканские американцы — с американскими индейцами, кубинцы и пуэрториканцы — с африканцами). Но если главным является не цвет кожи, а язык, религия или национальность, то расовые меньшинства можно классифицировать как этнические.

Вместе с тем понятие "групповые отношения меньшинств" обладает существенным недостатком — оно не учитывает основную группу, в результате чего создается ошибочное впечатление, что описывается главным образом взаимодействие между меньшинствами, тогда как фактически речь идет о взаимодействии и взаимоотношениях меньшинств и доминирующих групп. Преобладающую вследствие численности политического и экономического превосходства группу часто называют большинством, поскольку по всем указанным параметрам она превосходит меньшинства. Однако не учитывается, что по своему размеру группа может быть большинством (например, черные в Южной Африке), но все же составлять меньшинство из-за своей политической и экономической подчиненности.

С 50-х годов термин "межгрупповые отношения" приобретал все большую популярность, поскольку сочетал в себе как расовые, так и культурные атрибуты меньшинства и большинства, а также взаимодействие между ними. Несмотря на то что содержание понятия "меньшинство" в последнее время расширилось и в него включают группы, подвергающиеся дискриминации из-за своего пола, возраста, физических недостатков или сексуальных предпочтений, здесь будут рассмотрены только слои общества, исторически ущемлявшиеся из-за цвета кожи, националь­ности, языка или религии, при этом следует учитывать, что по отношению к себе мень­шинства испытывают разную степень предубежденности. Необходимо определить два ключевых компонента межгрупповых отношений — расизм и межгрупповой контакт.

 

Расизм.

 

Расизм — это учение, в основе которого лежит утверждение о врожденном превосходстве одних расовых или этнических групп над другими. Указанная форма этноцентризма рассматривает национальные, языковые, религиозные и расовые меньшинства как группы людей низшего сорта и предписывает подчиненность внутренне им присущим физическим или культурным характеристикам.

Расизм проявляется главным образом как предубежденность и дискриминация. "Предубежденность" означает наличие негативных стереотипов представлений в отношении меньшинства, а "дискриминация" — негативное обращение с ними. Если первое — это враждебные установки, то второе — враждебные действия или формы поведения. Следует четко различать расистские установки(предубежденность) и расистские действия(дискримииацию). Возможны различ­ные связи между предубежденностью и дискриминацией: 1) наличие обеих, 2) отсутствие обеих, 3) предубежденность без дискриминации и 4) дискриминация без предубежденности. Практически все внимание интерпретаторов межгрупповых отношений сосредоточено на первых двух связях. Вместе с тем достаточно широкое распространение имеют и другие.

Предубежденность без дискриминации относится к ситуациям, когда предубежденный человек внешне не проявляет свою нетерпимость из-за общественного принуждения, такого, как угроза формальных санкций, предусмотренных Законом о гражданских правах или юридическими предписаниями. Возможен и страх перед неформальными санкциями в виде социального остракизма со стороны непредубежденных коллег, соседей или друзей. Сходным образом дискриминация без предубежденности проявляется, когда непредубежденный человек демонстрирунт дискриминационное поведение из-за опасения неформальных санкций, в том числе раздражения, физического насилия, уничтожения собственности со стороны предубежденных коллег, соседей или друзей, а также следуя законам, политическим приоритетам и другим практическим действиям, которые узаконивают или прощают нетерпимое поведение. Но вполне возможна и непреднамеренная дискриминация, когда она исходит из непредвзятых мотивов или установок. Например, законодательные меры конгресса, поэтапно повышающие возраст для получения полной пенсии с 65 до 68 лет, были нейт­ральными в расовом отношении. Тем не ме­нее результат оказался непроизвольно диск­риминационным в отношении меньшинств, средняя продолжительность жизни которых ниже, чем у белых. Особенно это касается чернокожих (всего 64 года). Таким образом, большинство из них просто не доживет до получения полной пенсии.

Существует четыре формы расизма: 1) индивидуальная предубежденность, или установки нетерпимости, проявляемые инди­видами в отношении меньшинства; 2) инди­видуальная дискриминация, или нетерпимое обращение индивидов с меньшинствами; 3) институциональная предубежденность, или нормы, ценности и убеждения, сущест­вующие в культуре общества, которые счита­ются лучшими, чем нормы, ценности и куль­турные образцы расовых и этнических меньшинств (так называемый культурный расизм); 4) институциональная дискрими­нация, когда законы, другие правовые акты и неформальные практические действия госу­дарственных организаций или институтов власти общества способствуют негативному обращению с меньшинствами.

Институциональная дискриминация может быть подразделена на два типа — пря­мую и косвенную в зависимости от мотивов и намерений. Прямая институциональная дискриминация характеризует пристраст­ность организаций или институтов преобла­дающей группы, проявляющуюся в дискри­минации меньшинств. Косвенная институциональная дискриминация связана с двумя видами непреднамеренной пристра­стности: а) побочным эффектом и б) прошлое в настоящем. Побочный эффект дискрими­нации относится к мерам, осуществляемым в данной институциональной сфере и негатив­но воздействующим на меньшинство, кото­рые затем косвенно приводят к дискримина­ции в другой сфере. Например, прямая дискриминация в области среднего образова­ния может привести к косвенной дискрими­нации в другой сфере (например, занятости), потому что меньшинства не имеют равного с другими доступа к определенной образова­тельной подготовке, необходимой для полу­чения высокой квалификации.

Дискриминация "прошлое в настоящем" относится к "нейтральным" практическим мерам в институциональной сфере, которые косвенно ведут к негативным последствиям для меньшинств из-за прошлой преднамерен­ной дискриминации в той же самой институ­циональной области. Например, это относится к принимавшимся в прошлом дискримина­ционным мерам, препятствовавшим попада­нию меньшинств в определенные отрасли или не позволявшим им приобрести достаточный трудовой стаж для того, чтобы занять высокое положение.

 

Преобладающие контакты.

 

Кон­такты между меньшинством и доминирую­щей группой характеризуются: а) степенью доминирования и б) мерой интеграции. До­минирование, в свою очередь, включает в се­бя три возможные линии поведения в отноше­нии меньшинств:

Первая — угнетение, когда пытаются ре­дуцировать межгрупповые враждебность и конфликтность, подавляя права и свободы меньшинств с помощью силы и запугивания. Примеры подавления — рабство в США, ре­прессивные диктатуры.

Вторая — аккомодация, когда стремятся уменьшить межгрупповые враждебность и конфликтность с помощью "реактивных" стратегий, т. е. постепенных уступок, перего­воров и других компромиссов. Примеры аккомодации — законы или указы, уничто­жающие сегрегацию без обеспечения интег­рации, принятые, но неприменяемые законы о гражданских правах, символический наем меньшинств на работу.

Третья — сотрудничество, когда хотят снизить межгрупповые враждебность и кон­фликтность посредством активных страте­гий, включающих позитивные инициативы, направленные на достижение меньшинства­ми равенства. Примеры сотрудничества — законодательные или добровольные усилия по достижению расового баланса в школах или соседских общинах, другие аналогичные действия.

 

Интеграционные контакты.

 

Ин­теграция означает близость меньшинства и доминирующей группы по трем измерениям:

институциональному, что означает относительную меру участия меньшинств в деятельности социальных, экономических и политических институтов общества;

культурному, что отражает меру усво­ения меньшинством и доминирующей груп­пой культурных образцов друг друга;

биологическому, что относится к ин­тенсивности физического общения между меньшинством и доминирующей группой.

Возможны три линии поведения домини­рующей группы по отношению к меньшинст­вам, затрагивающие институциональную, культурную и биологическую интеграцию: сепаратизм включает высокую степень инс­титуционального недопущения, культурного превосходства и биологического разделения (сепарации). Примеры сепаратизма—школьная сегрегация de jure, cerpcnmm по месту жительства de facto и профессионая сегрегация; плюрализм предполагает умеренную степень институциональной включенности и культурного сосуществования, одновременно поддерживая высокую степень биологического разделения между меньшинством и доминирующей группой. Примеры плюрализма — десегрегированные системы обучения в школе, уважительное отношение к культурному наследствуменьшинств; ассимиляция означает высокую степень институциональной включенности, культурную и биологическую интеграцию меньшинства и доминирующей группы. Примеры ассимиляции — однонаправленная культурная интеграция, когда меньшинство вольно или невольно усваивают культурные нормы доминирующих групп, и взаимная интеграция, когда меньшинство и доминирующая группа приходят к усвоению некоторых культурных образцов друг друга.

 

Современные тенденции.

 

Основные модели межгрупповых отношений и тенденции их развития в современных условиях укладываются в четыре категории изменений: 1) в области межгрупповых установок; 2) в сфере межгрупповой конфликтности; 3) в межгрупповой аккомодации и 4) в межгрупповой интеграции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.009 с.)