Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнические группы: проблемы взаимоотношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о межгрупповых или расовых отношениях серьезно обострился в 1954 г., когда решением Верховного суда США было юридически признано существование сегрегации в школах. Это решение привело к множеству дискуссий о средствах достижения интеграции школьных коллективов, что внесло свой вклад в укрепление движения 60-х годов за гражданские права. Ненасильственные акции, такие, как бойкоты, сидячие забастовки, марши и демонстрации, использовались для предоставления равных прав в отношении работы, голосования, качества жилища и общественных приютов. Во многих общинах южных штатов эти формы протеста часто сталкивались с сопротивлением в виде прямых физических нападений, убийств и взрывов. Однако на Севере протесты черных нередко принимали форму широкомасштабных гражданских беспорядков с применением насилия, включая поджоги, грабежи, открытые партизанские действия. В 1968 г. Национальная консультативная комиссия по массовым волнениям, созданная президентом Л. Джонсоном для изучения причин бунта в гетто, предсказывала, что Соединенные Штаты разделятся на два общества: белое и черное. Некоторые тенденции развития, проявившиеся на протяжении 70-х и 80-х годов, подтвердили пророчество о расовой поляризации: 1) политика "ласкового пренебрежения", проводившаяся администрациями президентов Р. Никсона и Дж. Форда в условиях экономического спада и инфляции; 2) свертывание программ для бедных, проведенное администрацией президента Р. Рейгана; 3) переход многих белых на неоконсервативные позиции из-за острых разногласий внутри либеральных слоев общества. Таким образом, вопреки общенациональным обязательствам уменьшить расовое и экономическое неравенство расовые различия на протяжении первой половины 80-х годов, с учетом уровней безработицы, бедности и семейного дохода, только увеличились, если сравнивать с соответствующими показателями предыдущего десятилетия. Например, если в 1970 г. семейный доход чернокожих составлял 61% от семейного дохода белых, то в 1982 г. — 55%. В то же время безработица среди черных росла в 1,7—2,4 раза быстрее, чем среди белых.
Ключевые понятия. Межгрупповые отношения. Понятие "межгрупповые отношения" означает контакты различного типа между группами, обладающими разными физическими и культурными характеристиками. Для того чтобы объединить расовый и культурный аспекты межгрупповых отношений, используется более широкое понятие "групповые отношения меньшинств", включающее два типа меньшинств — расовые и этнические. Расовые меньшинства отличаются в первую очередь своими физическими признаками, главным образом цветом кожи. Это чернокожие, американские индейцы, американцы — уроженцы Азии. Этнические меньшинства различаются национальностью, языком и религией. Это ирландцы, поляки, евреи, а применительно к религии — католики. Несмотря на то что правительство США классифицирует большинство испаноязычных как белых, их целесообразно рассматривать в качестве расового меньшинства в графе "люди с иным цветом кожи", потому что многие из них считают себя "коричневыми" или "небелыми". Кроме того, они в значительной мере смешались с другими небелыми (например, мексиканские американцы — с американскими индейцами, кубинцы и пуэрториканцы — с африканцами). Но если главным является не цвет кожи, а язык, религия или национальность, то расовые меньшинства можно классифицировать как этнические. Вместе с тем понятие "групповые отношения меньшинств" обладает существенным недостатком — оно не учитывает основную группу, в результате чего создается ошибочное впечатление, что описывается главным образом взаимодействие между меньшинствами, тогда как фактически речь идет о взаимодействии и взаимоотношениях меньшинств и доминирующих групп. Преобладающую вследствие численности политического и экономического превосходства группу часто называют большинством, поскольку по всем указанным параметрам она превосходит меньшинства. Однако не учитывается, что по своему размеру группа может быть большинством (например, черные в Южной Африке), но все же составлять меньшинство из-за своей политической и экономической подчиненности. С 50-х годов термин "межгрупповые отношения" приобретал все большую популярность, поскольку сочетал в себе как расовые, так и культурные атрибуты меньшинства и большинства, а также взаимодействие между ними. Несмотря на то что содержание понятия "меньшинство" в последнее время расширилось и в него включают группы, подвергающиеся дискриминации из-за своего пола, возраста, физических недостатков или сексуальных предпочтений, здесь будут рассмотрены только слои общества, исторически ущемлявшиеся из-за цвета кожи, национальности, языка или религии, при этом следует учитывать, что по отношению к себе меньшинства испытывают разную степень предубежденности. Необходимо определить два ключевых компонента межгрупповых отношений — расизм и межгрупповой контакт.
Расизм.
Расизм — это учение, в основе которого лежит утверждение о врожденном превосходстве одних расовых или этнических групп над другими. Указанная форма этноцентризма рассматривает национальные, языковые, религиозные и расовые меньшинства как группы людей низшего сорта и предписывает подчиненность внутренне им присущим физическим или культурным характеристикам. Расизм проявляется главным образом как предубежденность и дискриминация. "Предубежденность" означает наличие негативных стереотипов представлений в отношении меньшинства, а "дискриминация" — негативное обращение с ними. Если первое — это враждебные установки, то второе — враждебные действия или формы поведения. Следует четко различать расистские установки(предубежденность) и расистские действия(дискримииацию). Возможны различные связи между предубежденностью и дискриминацией: 1) наличие обеих, 2) отсутствие обеих, 3) предубежденность без дискриминации и 4) дискриминация без предубежденности. Практически все внимание интерпретаторов межгрупповых отношений сосредоточено на первых двух связях. Вместе с тем достаточно широкое распространение имеют и другие. Предубежденность без дискриминации относится к ситуациям, когда предубежденный человек внешне не проявляет свою нетерпимость из-за общественного принуждения, такого, как угроза формальных санкций, предусмотренных Законом о гражданских правах или юридическими предписаниями. Возможен и страх перед неформальными санкциями в виде социального остракизма со стороны непредубежденных коллег, соседей или друзей. Сходным образом дискриминация без предубежденности проявляется, когда непредубежденный человек демонстрирунт дискриминационное поведение из-за опасения неформальных санкций, в том числе раздражения, физического насилия, уничтожения собственности со стороны предубежденных коллег, соседей или друзей, а также следуя законам, политическим приоритетам и другим практическим действиям, которые узаконивают или прощают нетерпимое поведение. Но вполне возможна и непреднамеренная дискриминация, когда она исходит из непредвзятых мотивов или установок. Например, законодательные меры конгресса, поэтапно повышающие возраст для получения полной пенсии с 65 до 68 лет, были нейтральными в расовом отношении. Тем не менее результат оказался непроизвольно дискриминационным в отношении меньшинств, средняя продолжительность жизни которых ниже, чем у белых. Особенно это касается чернокожих (всего 64 года). Таким образом, большинство из них просто не доживет до получения полной пенсии. Существует четыре формы расизма: 1) индивидуальная предубежденность, или установки нетерпимости, проявляемые индивидами в отношении меньшинства; 2) индивидуальная дискриминация, или нетерпимое обращение индивидов с меньшинствами; 3) институциональная предубежденность, или нормы, ценности и убеждения, существующие в культуре общества, которые считаются лучшими, чем нормы, ценности и культурные образцы расовых и этнических меньшинств (так называемый культурный расизм); 4) институциональная дискриминация, когда законы, другие правовые акты и неформальные практические действия государственных организаций или институтов власти общества способствуют негативному обращению с меньшинствами. Институциональная дискриминация может быть подразделена на два типа — прямую и косвенную в зависимости от мотивов и намерений. Прямая институциональная дискриминация характеризует пристрастность организаций или институтов преобладающей группы, проявляющуюся в дискриминации меньшинств. Косвенная институциональная дискриминация связана с двумя видами непреднамеренной пристрастности: а) побочным эффектом и б) прошлое в настоящем. Побочный эффект дискриминации относится к мерам, осуществляемым в данной институциональной сфере и негативно воздействующим на меньшинство, которые затем косвенно приводят к дискриминации в другой сфере. Например, прямая дискриминация в области среднего образования может привести к косвенной дискриминации в другой сфере (например, занятости), потому что меньшинства не имеют равного с другими доступа к определенной образовательной подготовке, необходимой для получения высокой квалификации. Дискриминация "прошлое в настоящем" относится к "нейтральным" практическим мерам в институциональной сфере, которые косвенно ведут к негативным последствиям для меньшинств из-за прошлой преднамеренной дискриминации в той же самой институциональной области. Например, это относится к принимавшимся в прошлом дискриминационным мерам, препятствовавшим попаданию меньшинств в определенные отрасли или не позволявшим им приобрести достаточный трудовой стаж для того, чтобы занять высокое положение.
Преобладающие контакты.
Контакты между меньшинством и доминирующей группой характеризуются: а) степенью доминирования и б) мерой интеграции. Доминирование, в свою очередь, включает в себя три возможные линии поведения в отношении меньшинств: Первая — угнетение, когда пытаются редуцировать межгрупповые враждебность и конфликтность, подавляя права и свободы меньшинств с помощью силы и запугивания. Примеры подавления — рабство в США, репрессивные диктатуры. Вторая — аккомодация, когда стремятся уменьшить межгрупповые враждебность и конфликтность с помощью "реактивных" стратегий, т. е. постепенных уступок, переговоров и других компромиссов. Примеры аккомодации — законы или указы, уничтожающие сегрегацию без обеспечения интеграции, принятые, но неприменяемые законы о гражданских правах, символический наем меньшинств на работу. Третья — сотрудничество, когда хотят снизить межгрупповые враждебность и конфликтность посредством активных стратегий, включающих позитивные инициативы, направленные на достижение меньшинствами равенства. Примеры сотрудничества — законодательные или добровольные усилия по достижению расового баланса в школах или соседских общинах, другие аналогичные действия.
Интеграционные контакты.
Интеграция означает близость меньшинства и доминирующей группы по трем измерениям: — институциональному, что означает относительную меру участия меньшинств в деятельности социальных, экономических и политических институтов общества; — культурному, что отражает меру усвоения меньшинством и доминирующей группой культурных образцов друг друга; — биологическому, что относится к интенсивности физического общения между меньшинством и доминирующей группой. Возможны три линии поведения доминирующей группы по отношению к меньшинствам, затрагивающие институциональную, культурную и биологическую интеграцию: сепаратизм включает высокую степень институционального недопущения, культурного превосходства и биологического разделения (сепарации). Примеры сепаратизма—школьная сегрегация de jure, cerpcnmm по месту жительства de facto и профессионая сегрегация; плюрализм предполагает умеренную степень институциональной включенности и культурного сосуществования, одновременно поддерживая высокую степень биологического разделения между меньшинством и доминирующей группой. Примеры плюрализма — десегрегированные системы обучения в школе, уважительное отношение к культурному наследствуменьшинств; ассимиляция означает высокую степень институциональной включенности, культурную и биологическую интеграцию меньшинства и доминирующей группы. Примеры ассимиляции — однонаправленная культурная интеграция, когда меньшинство вольно или невольно усваивают культурные нормы доминирующих групп, и взаимная интеграция, когда меньшинство и доминирующая группа приходят к усвоению некоторых культурных образцов друг друга.
Современные тенденции.
Основные модели межгрупповых отношений и тенденции их развития в современных условиях укладываются в четыре категории изменений: 1) в области межгрупповых установок; 2) в сфере межгрупповой конфликтности; 3) в межгрупповой аккомодации и 4) в межгрупповой интеграции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.009 с.) |