Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Межэтнические отношения и процессы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1. Понятие, факторы и виды межэтнических отношений……………………..20 2.2. Этнические процессы: понятие и типы………………………………………26 2.3. Толерантность в межэтнических отношениях……………………………….28 Список литературы…………………………………………………………………31
Глава 3. Этнос, власть и государство. 3.1. Государство как политико-социальный институт. Модели государственного устройства многонациональных государств………………..32 3.2. Право наций на самоопределение……………………………………………35 3.3. Автономия как форма самоопределения наций……………………………..37 3.4. Национальный сепаратизм. Борьба за осуществление права наций на самоопределение………………………………………………………..39 Список литературы………………………………………………………………..42
Глава 1. Теоретические основы национальной политики Содержание, цели и задачи, субъект и объект, Виды национальной политики
В современном социуме особую актуальность приобретает национальная политика. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Национальную политику можно рассматривать как систему мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов и этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития, достижение их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Российская Федерация - многонациональное государство. Здесь проживает, кроме русских, около 200 народов и этнических групп, в том числе, около 7 млн татар, почти 2 млн чувашей, 1,5 млн башкир, около 1 млн немцев, более 4 млн украинцев и многие другие нации. Вместе с тем представители таких наций, как орочи, алеуты, саами, кеты насчитывают всего по несколько сот человек. Формулу – «единство многообразия» - отражает Конституция Российской Федерации, начинающаяся словами: "Мы - многонациональный народ России". И в этом не просто констатация очевидного факта, но и одна из главных практических задач государственной национальной политики, вытекающих, прежде всего, из необходимости учета культурно-исторической самобытности каждого народа, его «самочувствия» в прошлом и настоящем, когда обозначились демократические механизмы согласования этноинтересов. Высшая цель государственной национальной политики - обеспечить народам оптимальные условия для полноценного развития, как на уровне общности, так и на уровне каждого человека, что позволяло бы гармонизировать межнациональные отношения, предупреждать возникновение трений и конфликтов между нациями-этносами, находить достойный выход из кризисных ситуаций. Во всем мире принято понимать национальную политику с двух позиций. Во-первых, внешняя национальная политика – политика осуществления интересов всей нации на международной арене. Во-вторых, внутренняянациональная политика – это политика государства в отношении наций, национальных меньшинств, малочисленных народов. Для понимания сущности национальной политики важно определиться с ее составляющими. Во-первых, это тот, кто реально участвует в национальной политике и на кого она направлена, то есть ее объект. Во-вторых, кто является субъектами и какую функциональную нагрузку они несут, а также их цели и осуществляемые мероприятия. Еще необходимо понимать реальное положение объектов национальной политики и знать их самые важные социальные проблемы. Объектом национальной политики (на кого направлена национальная политика) являются нации, этносы, этнические общности, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы. Субъект национальной политики несет функцию разработки и реализации национальной политики, это прежде всего органы государственной власти, средства массовой информации, партии и общественные организации. Причем нация, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы могут являться объектом изучения еще ряда наук, национальная политика же изучает их лишь под определенным углом зрения. Таким образом, предметом изучения национальной политики являются: 1) межнациональные отношения в государственно-организованном обществе; 2) принципы управления национальными процессами и отношениями; 3) правовые механизмы регулирования межнациональных отношений; 4) межнациональные конфликты; 5) национальная культура, самобытность. Типологию национальной политики можно рассмотреть по различным основаниям. Во-первых, в зависимости от объектов или людей, на которых осуществляется воздействие: национальная политика в отношении русских, татар, башкир, украинцев и т.д. Во-вторых, по сферам человеческой деятельности: - национальная политика в области культуры; - национальная политика в сфере образования; - национальная политика в сфере науки; - национальная политика в сфере здравоохранения; - национальная политика в сфере труда; - национальная политика в сфере услуг и т.п. В-третьих, в зависимости от типа самой национальной политики и базовой идеи, которая в ней заложена и, в связи с этим можно говорить о либеральной национальной политике и консервативной, ориентированной на традиции и не признающей никакие новшества. Национальная политика опирается на достижения и исследования гуманитарных наук. Существование и появление национальной политики стало возможным благодаря тому, что в конце ХХ века появился целый комплекс научных дисциплин, занимающихся исследованием проблем отдельных этносов и народов. Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Этнополитология занимается выявлением потенциальных конфликтов, причин межнациональной напряженности, прогнозированием развития ситуации в сфере этнос и власть. Этносоциология – наука, изучающая социальные аспекты развития и жизнедеятельности этнических групп, типы и формы их взаимодействия. Цель данной науки - раскрыть этническое многообразие социальных процессов, изучить социальную структуру этносов, наций и народа в целом, социально значимые явления в культуре и языке. Этнопсихология – наука, анализирующая этнические особенности психики людей, этнические стереотипы поведения, особенности национального характера. Этнодемография – наука, изучающую особенности воспроизводства этносов (рождаемость, смертность, брачность, положение женщины в семье и обществе).
1.2. Этнос: понятие, виды, характеристики В широком смысле слова общность представляет собой совокупность людей, объединенную устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно в процессе их культурного развития, этнические общности (этносы) возникают исторически, независимо от воли и сознания людей, их образующих. Формы таких общностей различны — от первобытного человеческого стада до современной нации. Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. К функциям этнической общности можно отнести: — ориентировать человека в окружающем мире, обеспечивая его необходимой информацией; — задавать общие жизненные ценности; — обеспечивать физическую и социальную защиту всем членам общности. Этническая общность устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, в ней человек обладает устойчивым этническим статусом и его невозможно исключить из этноса, благодаря этим качествам этнические общности являются одними из самых надежных форм социокультурной жизни людей. Этимология понятия «этнос» (ethnos) свидетельствует о том, что этот термин зародился в древнегреческом языке, где последовательно имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и др. Значительный вклад в научную интерпретацию понятия «этнос» внес в 20-е гг. XX столетия русский этнограф С. М. Широкогоров, который первым сформулировал научное его определение, он рассматривал этнос как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп». В советской науке вплоть до середины 1960-х гг. понятие «этнос» практически не использовалось. Лишь в середине 1960-х гг. произошло широкое обращение к этнической проблематике. Инициатором обсуждения этнической проблематики выступил С.А.Токарев, попытавшийся сформулировать некоторые важные проблемы теории этноса. Он пришел к следующему выводу: «этническая общность есть такая общность людей, которая основывается на одном или нескольких из следующих видах социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии (если последняя имеется)». К концу 1970-х гг. в отечественной этнологии сложились два конкурирующих между собой понимания этого термина. Одно из них предложил академик Ю.В. Бромлей, который понимал этнос как социокультурное явление и определял его как «исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)». На данный момент в науке еще не сложилось общепринятого понимания сущности этноса, но большинство авторов, в частности В.А. Тураев, характеризуют этнос «как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства». Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как биологический феномен и как форму адаптации группы людей к окружающей среде, кормящему ландшафту. Социальное в таком понимании этноса – это культура, которую он создает. Иногда этнос рассматривают как тип общности, основанный на информационных связях; как общность, объединяемая интересами и многие другие. Характеристики этноса. В качестве отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о малой родине, мифы об общих предках, национальный характер, фольклорное искусство и т.д. Значение и роль признаков не являются раз и навсегда данными, в восприятии членов этноса они меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, стадии консолидации этноса, особенностей этнического окружения. Каждый из них по своему необходим и важен, но при этом ни один из них не является определяющим, доминирующим по отношению ко всем остальным. Лишь только в сочетании и взаимосвязи эти признаки позволяют выделять различные этносы. Так, в настоящее время никем уже не отрицается значение географической среды в формировании этноса, воздействующей на многие стороны жизни людей. Практически во всех определениях этноса одним из главных факторов считается общность языка. Значимость данного фактора очевидна, но общность языка не всегда означает принадлежность к одному этносу. Так, немцы и большинство швейцарцев (65%), австрийцы и люксембуржцы говорят на немецком языке, но принадлежат к разным этносам. С другой стороны, внутри одного этноса могут функционировать несколько языков: у мордвы — мокша и эрзя, у грузин — мингрельский и сванский. Наличие различных языков не препятствует самоидентификации этих этносов. Одним из важнейших признаков этноса принято считать общность территории. Изучение этнической географии показывает, что люди могут проживать в разных регионах, но принадлежать к одному этносу. Здесь перед нами предстает еще один важный фактор — этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. Наличие этнического сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса — этнонима (от греч. этнос — народ и лат. nomina— название, имя). Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом. Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим, то есть существование этноса предполагает наследование. Но наследование наследованию рознь. Существует два качественно разных вида наследования. Одно из них наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации. Другое - наследование социальное, передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором — о приемственности. Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос — особая порода людей. Когда перед человеком, который никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин и т.п., то у него естественно напрашивается ответ: потому что мои родители принадлежали к данному этносу, потому что мои родители — русские, а не татары, не англичане и т.п. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение. Когда же предки человека принадлежат не к одному, а к разным этносам, то нередко и он сам и иные, знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей. Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять: 1) из этнического ядра — компактно живущей на определенной территории основной части этноса; 2) этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части; 3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности. Этнос может быть весь подразделен на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, хевсуров и т.д. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу. Производным (родовым) по отношению к понятию «этнос» выступает понятие «этничность», которое перешло в русский язык из английского языка («ethnicity»). Этничность можно рассматривать как особое чувство человека, выражающееся в переживании индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе или общности, формирующееся на основании осознания культурного и генеалогического единства этой группы. Она является результатом сложного взаимодействия личности и этнической общности, которое характеризуется тремя основными моментами. Во-первых, этничность является в определенной мере навязанной, поскольку человек не выбирает этническую группу, в которой он рождается, а также то этнокультурное окружение, в котором оказывается с момента своего рождения. Во-вторых, в силу своей значимости этничность требует от человека полной тождественности со своей этнической группой и является результатом выбора и волевых усилий по поддержанию им своей идентичности. В-третьих, содержание этничности определяется положением этнической группы в обществе и человек оказывается вынужденным принять те признаки и факторы, которым наделяется его этническая группа в соответствии с ее социальным статусом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.197.92 (0.014 с.) |