Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы осуществления права наций на самоопредлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимо отметить, что формы самоопределения могут быть различными. Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) выделяет следующие формы самоопределения наций: - создание суверенного и независимого государства; - свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; - установление любого другого политического статуса, определенного народом. Еще одной формой самоопределения наций является автономия. На рубеже веков и столетий данный способ самоопределений наций стал лидировать и использоваться в мировой практике гораздо чаще, чем создание суверенных государств или присоединение к другим независимым странам, по причине его миротворческой направленности. Более подробно автономия и создание суверенного национального государства как формы самоопределения наций будут рассмотрены в следующих разделах. В заключение отметим, что насильственные присоединения, захват одним государством территории другого или другие виды аннексии в большинстве случаев не представляют способ реализации права наций на самоопределение, т.к. они нарушат нормы права и осуществляются за счет представителей других этнических групп.
3.3.Автономия как форма самоопределения наций Автономия в широком смысле – это предоставление какой-либо части государства той или иной формы самостоятельности, права самостоятельно управлять и решать касающиеся ее государственные вопросы. Автономия есть, как правило, закрепленный конституционным образом способ распределения властных полномочий между центром и регионами, базирующийся на конкретных исторических, религиозных, этнических, культурных и бытовых особенностях региона. Автономии позволяют защищать этническую целостность, создавать больше гарантий и условий для защиты и развития наций, проживающих на территории государства, предотвращать межэтнические конфликты, создавать благоприятные условия для сохранения национально-культурных ценностей. Важной особенностью современных автономий является их гибкость, способность решать национальные вопросы применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной этнической группы. Возникновение автономий связано с неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Автономии представлены не только в федеративных, но и в унитарных государствах (Франции, Финляндии, Болгарии и др.). Данному обстоятельству способствует их направленность на сохранение национальных ценностей, удовлетворение культурных и социально-коммуникационных потребностей, решение различных проблем этнических групп. Различают 2 основные разновидности автономий: 1. Национально-культурные (персональные, экстерриториальные). 2. Национально-территориальные. Впервые идея национально-культурной автономии была выдвинута К. Реннером и О. Бауэром, которые предложили для характеристики союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве национальной общности судьбы, использовать термин национально-культурной автономии. В представлениях исследователей нация отрывалась от занимаемой территории, политических вопросов, связанных с национальным управлением, ее деятельность сводилась лишь к кругу проблем, оторванных от политики (например, культуры, школы и языка). Подобное понимание национально-культурной автономии сохранено и в современной политологии (правоведении). Под экстерриториальной автономией понимается форма самоопределения наций «распыленных» в пространстве, на основе их добровольной самоорганизации, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Таким образом, национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав административных единиц государства, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. 2. Национально-территориальные автономии – есть самоуправляющиеся территориальные единицы, обладающие в рамках конституции самостоятельностью и образующиеся в месте компактного расселения представителей этнических групп. В подобных автономиях закрепляется привилегированное положение представителей коренной национальности в органах власти и привилегированное положение национального языка (например, через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т.п.). Это важнейший принцип национально-территориальной автономии, поскольку он создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры и образования на языке коренной национальности. Особенность национально-территориальных автономий состоит и в том, что решения органов региональной власти или населения этих единиц, принятые в пределах компетенции, установленной конституцией или соответствующими законами, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная. Объем территориальной автономии может быть различным. В этой связи обычно выделяют две ее формы: государственную (политическую, законодательную) и местную (административную). Государственная форма территориальной автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства – парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т.п. Политическая автономия - это своего рода «несуверенное государство», правовой статус и компетенция которого регулируется конституцией государства. В такой форме автономии местный парламент обладает правом на издание местных законов по вопросам, относящимся к юрисдикции автономии. Эти законы не могут противоречить общегосударственным, а представитель центральной власти (президент, губернатор, комиссар, министр) имеет право вето для отмены нарушающих этот принцип местных законов. Примером таких автономий являются Республика Башкортостан (Россия), Северная Ирландия (Великобритания), Корсика (Франция), Аландские острова (Финляндия), Азорские острова (Португалия), Гренландия и Фарерские острова (Дания), юг Судана, о-ва Минданао и Кордильера на Филиппинах. В отличие от государственной административная автономия не предполагает образование местных парламентов. В национально-автономных областях в данном случае образуются такие же органы, как и в обычных административно-территориальных единицах. Но они наделяются более широкими полномочиями (главным образом в области правового регулирования статуса самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов власти в зависимости от специфики местных условий) вопросах регионального экономического развития, природоохраны, культуры. Примером подобных автономий являютсяХанты-Мансийский, Ямало-ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область (Россия). В целом на территории Российской Федерации представлены национально-территориальные автономии более 40 национальностей. Они существуют в виде 21 республики, представляющей 35 титульных национальностей, 4 автономных округов и 1 автономной области. Завершая рассмотрение данного вопроса, отметим, что эффективность функционирования института автономии во многом зависит от социально-политических и экономических условий, созданных политико-властными структурами. В условиях авторитарных и тем более тоталитарных режимов автономия представляет фиктивно существующую юридическую форму реализации права наций на самоопределение, даже если она провозглашена конституционно. К сожалению, и в странах с либеральными и демократическими режимами деятельность автономии может быть сведена на нет, посредством финансового давления и ограничений со стороны центра.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.009 с.) |