Юридическая природа соглашений, как способ создания норм международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая природа соглашений, как способ создания норм международного права



Юридическая природа соглашений, как способ создания норм международного права

Юридическая обязательная сила - необходимое качество международного права, кот регулирует международные отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юридическую обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Проблема обязательной силы международного права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т.д.Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы международного права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции, так или иначе, отрицают юр силу международного права.

Характер и сущность современного общего международного права, его соотношение с другими правовыми системами

Международное право, хоть и самостоятельная правовая система, но не может существовать отдельно от других отраслей. Связь международного права с внутригосударственным правом обусловлена тем, что субъектом выступает – государство. Оно является субъектом как внутренней, так и международной политики. С одной стороны внутреннее законодательство должно приниматься с учетом международных договоров, а с другой – не противоречить конституции. Международные договоры обладают высшей силой. Так в случае противоречия любого внутреннего закона международному договору в действие вступает международный. Важным является взаимодействие международного права и отдельных его подотраслей с соответствующими отраслями внутригосударственного права. Выделяют следующие принципы такого взаимодействия:

1. равенство правовых систем;

2. единство целеполагания;

3. согласованное действие внутригосударственного и международного права;

4. соблюдение предписаний международного и внутригосударственного права.

Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения международного характера.

Международное публичное - совокупность юр. принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.

Различия: предмет – МПП – отношения между гос-ми по различным международным вопросам; МЧП – имущественные отношения между хоз. Субъектами, хотя и находящимися в различных гос-вах или международная коммерческая деятельность.

1. Субъект –МПП – суверенное государство; МЧП – юр. и физ. лица.

2. МПП – императивный метод; МЧП –диспозитивный.

3. МПП – самостоятельная правовая система; МЧП –нет.

Но развитие МПП и МЧП взаимосвязано и взаимообусловлено.

Понятие субъекта международного права

1) Государства - основные субъекты МП и основные участники МО.

Государство – это политическая организация власти.

Признаки:

1. наличие территории;

2. государственный аппарат;

3. суверенитет;

4. правовая система.

Государство выступает в качестве субъекта МП не всегда, а лишь тогда, когда принимает участие в международных отношениях. Все государства обладают = статусом независимо от географического положения, экономических и иных факторов. Главное – что суверенно!

Суверенитет – независимость при осуществлении внутренней и внешней политики. Не суверенные – территории под опекой (система опеки ООН). Суверенитет дает – ненарушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государства, свободу заключения международных договоров.

Суверенитет может быть ограничен в связи со вступлением гос-ва в международную организацию, если уставом этой организации предусмотрено, что государство передает органам этой организации часть своих функций. Среди государств, как субъектов МП выделяют постоянно нейтральные государства. Они не участвуют в воинах (Швейцария и Австрия).

2) Народы (нации) – самостоятельные субъекты международного права. Народ (нация) – представляет собой определенную национальную общность, объединенную культурными, этническими, религиозными факторами и обшей исторической судьбой и не имеющую собственного национального государства.

Самостоятельный статус народов (наций) в качестве субъектов МП вытекает из принципа самоопределения народов (наций) МП. Этот принцип нашел отражение в документах ООН, ему посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., утвержденная резолюций 1514, Ген.Ассамблеи ООН. Она устанавливает: все народы имеют право на самоопределение, они свободно устанавливают свой политический статус, осуществляют экономическое, социальное и культурное развитие. Любые военные или репрессивные меры против зависимости народов должны быть прекращены. Правосубъектность народов (наций) по сравнению с государствами существенно ограничена. Установление правового статуса народов направлено в первую очередь против колониализма.

 

 

Система международного права и иерархия норм в международном праве.

Система МП - это расположение М-П норм и их крупных групп внутри отрасли. Нормы внутри отрасли располагаются в определенной системе и связи друг с другом. Крупные группы образуют институты, а институты – подотрасли, а они – отрасль.

Система МП включает:

1. принципы МП;

2. М-П статус территорий,

3. М ответственность;

4. М правотворчество;

5. право М договоров;

6. право М организаций;

7. право внешних сношений (подотрасли – дипломатическое и консульское право),

8. право вооруженных конфликтов,

9. право М безопасности,

10. М морское право.

 

 

Проблема правосубъектности наций. Международных неправительственных организаций

Правосубъектность – это способность выступать в качестве субъекта права, складывающаяся из правоспособности (способность иметь П и О), дееспособности.

Дееспособность – это способность своими действиями приобретать права и обязанности. Правоспособность – это способность иметь права.

Народы (нации) – как субъекты МП рассматриваются в контексте права на самоопределение и развитие народа (нации). К народам (нациям), обладающим этим правом, относятся и народы (нации), не имеющие национальных государств, а также находящиеся в колониальной зависимости. (всего осталось 15: Гибралтар, Зап. Сахара, ряд осторово в Атлантическом и Тихом океанах).

Юр. Основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверинитет, который неприкосновенен и неотчуждаем.

Как субъекты МП нации могут закл. Соглашения с государствами, М организациями, подписывать МД.

Псевдогосударственные образования (неправительственные организации)- полными государственными полномочиями не обладают, но имеют определенную степень самостоятельности в решении международных вопросов, а также собственные представительства в зарубежных государствах.

Государственно-подобные образования имеют территорию, суверинитет, органы власти, могут заключать МД (напр., Ватикан).

 

М обычай, как источник МП

М обычай – это один из старейших источником МП. В отличие от МД М обычаи являются неписанным источником МП. Обычай характеризуется систематическим повторением соответствующего поведения со стороны государства.

Обычай – это существующее продолжительное время правило, поведение, систематически проявляющееся в действиях обязанных в соответствие с ним лиц (в первую очередь – государств); это правило поведения, сложившееся в практике взаимоотношений субъектов МП.

Обычаи в М практике складываются по поводу нуждающихся в урегулировании отношений, при этом государства-участники осознают, что в результате повторяющихся действий создается юридически значимая практика, имеющая нормативное содержание. Н обычая обязательны для исполнения в том случае, если они не противоречат действующим МД и общим принципам МП. Запрещается применение обычаев, противоречащих принципам, изложенным в уставе ООН или нарушающих МД. Обычаи тесно связаны с МД. Нередко, переставая действовать в качестве договорных, нормы продолжают действовать в качестве обычных. Обычные нормы регулируют вопросы, не нашедшие решения в ряде МД.

 

 

М договор, как источник МП

МД служат основным источником МП. Связанные с ними нормы образуют целую подотрасль МП- право МД. Право МД регулируется Венской конвенцией о праве МД 1969 г. на внутригосударственном уровне России – ФЗ от 15.07.1995 «О МД России».

В соответствие с Венской конвенцией договор – М соглашение, заключенное м/д государствами в письменной форме и регулируемое МП, независимо от того, содержится ли такое соглашение в документах. МД может состояться в результате не только принятия единого согласованного текста, но и обмена документами, свидетельствующими о намерении. Для того чтобы действие конкретного МД распространилось на конкретное гос-во, необходимо пройти определенные международным правом процедуры:

- договор должен быть подписан; Полномочия на подписание у – представителя Мин.ин дел РФ или иного лица. Президент в предоставлении спец полномочий на подписание договора не нуждается.

- договор должен быть ратифицирован, т.е. окончательно принят законодательными органами государства.

Все договоры в МП делятся на подлежащие (содержащие нормы противоречащие внутренним нормам, предметом которых выступают права и свободы человека, договоры по вопросам территории, участия в М организациях. Договоры по вопросам безопасности) и неподлежащие ратификации (остальные). При заключении МД государство может сделать оговорку. Оговорка - одностороннее заявление посредством которого гос-во желает заменить или исключить юр. действие определенных положений договора в их применении к данному государству. Участие в уже вступившем в силу МД можно принять путем присоединения. Многие МД открыты для присоединения. Действие принятых в РФ МД может быть прекращено или приостановлено по рекомендации органов власти в соответствие с МП, в том же порядке, в котором эти договоры были приняты.

Понятие М-П ответственности

Международная ответственность является необходимой составляющей МО и представляет собой вид юридической ответственности. Способность нести М ответственность означает деликтоспособность. Ответственность в МП носит характер юридической ответственности, т.к. осуществляется в строгом соответствие с правовыми нормами. М ответственность обеспечивает реализацию МД и МП. Отличие М ответственности от ответственности внутри государства связано с отсутствием разделения на деликтную и договорную ответственность.

М ответственность - следствие реализации санкций М-П норм и связана с наступлением нежелательных последствий для субъектов МП. Ответственность может быть следствием несоблюдения МД, двусторонних и многосторонних, либо вытекать из нарушения М обычаев, норм и принципов МП. Основания М ответственности – М преступления и правонарушения (выражающиеся как действие или бездействие). Форма М ответственности зависит от степени противоправности деяния и применяется в зависимости от характера такого деяния.

Так ответственность выражается в 2 формах:

1. политической,

2. материальной.

Политическая – наложение на государство каких-либо дополнительных обязанностей и ограничений в следствии ненадлежащего поведения (например: отторжение части территории государства, содержать вооруженные силы…)

Материальная - наложение определенных материальных санкций (реституций, репараций). Государство, несущее ответственность за М противоправный акт обязано осуществить реституцию (восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния). Так же обязано компенсировать причиненный ущерб. Государство обязано дать сатисфакцию за ущерб, если этот ущерб не был возмещен реституцией или компенсацией.

 

Процесс заключения МД

Венские конвенции 1969 и 1986 годов не определяют, что следует понимать под 'заключением договора. Исходя из международной практики, можно сделать вывод, что заключение означает все действия государства, начиная от переговоров и кончая вступлением договоров в силу.

Процесс заключения международных договоров может быть подразделен на стадий. К ним относятся:

1. составление и принятие текста договора,

2. установление аутентичности текстов договора и

3. выражение согласия на обязательность договора.

Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Такие действия облегчают процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Договоры заключают, как правило, специально уполномоченные на то лица, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. При этом полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 года главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договора. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях и на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако они могут совершать действия лишь в целях принятия текста договора.

Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним законодательством, которым определяется, какие государственные органы обладают таким правом.

Международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявления полномочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).

Органы внешних сношений

Все органы внешних сношений любого государства подразделяются на две большие группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством авто­номно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства, кото­рая определяет объем их полномочий. Создание вторых, специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, од­нако само их появление зависит в определенной степени от существования соот­ветствующих международных договоров, на основании которых данное государ­ство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо спе­циальной области. Иногда такие органы называю еще “конвенционными”, что не представляется оправданным.

К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся высший законодательный орган (парламент), глава государства, прави­тельство, глава правительства, ведомство иностранных дел). Эти органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деятельности.

Зарубежные:

1. Постоянные (дипломатические представительства: посольства (1 класс) и миссии (2 класс); консульские учреждения, торговые представительства, постоянные представительства Г при М организациях).

2. Временные (спец.миссии, делегации).

 

Юридическая природа соглашений, как способ создания норм международного права

Юридическая обязательная сила - необходимое качество международного права, кот регулирует международные отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юридическую обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Проблема обязательной силы международного права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т.д.Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы международного права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции, так или иначе, отрицают юр силу международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.04 с.)