ТОП 10:

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА



АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Уч. год

Подготовила доц. Мещанова М.В.

ЗАНЯТИЕ 26

Вопросы для теоретической подготовки:

 

1. Понятие и источники авторского права.

2. Объекты авторского права, их виды. Круг произведений, охраняемых законом.

3. Субъекты авторского права. Соавторство.

4. Личные неимущественные и имущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства.

5. Срок действия авторского права.

6. Авторский договор. Классификация авторских договоров.

7. Содержание авторского договора. Ответственность сторон за нарушение условий авторского договора.

8. Понятие, объекты и субъекты смежных прав. Сфера действия смежных прав.

9. Срок действия смежных прав.

10. Защита авторских и смежных прав.

 

Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 N 2875-XII
    (ред. от 17.11.2004)
    "Конституция Республики Беларусь"

 

  1. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З
    (ред. от 03.07.2011)
    "Гражданский кодекс Республики Беларусь"

 

  1. "КОНВЕНЦИЯ, УЧРЕЖДАЮЩАЯ ВСЕМИРНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
    (Заключена в г.Стокгольме 14.07.1967)
  2. ВСЕМИРНАЯ КОНВЕНЦИЯ Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
    "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ"
    (вместе с "ДЕКЛАРАЦИЕЙ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К СТАТЬЕ XVII",
    "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОТОКОЛОМ 1 К ВСЕМИРНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ, КАСАЮЩИЙСЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЯЩЕЙ КОНВЕНЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И БЕЖЕНЦЕВ",
    "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОТОКОЛОМ 2 К ВСЕМИРНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ, КАСАЮЩИЙСЯ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАННОЙ КОНВЕНЦИИ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ, ИЗДАВАЕМЫМ РАЗЛИЧНЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ",
    "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОТОКОЛОМ 3 К ВСЕМИРНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО УС...
  3. "БЕРНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ"
    (Заключена в г.Берне 09.09.1886)
    (с изм. от 28.09.1979)
  4. ДОГОВОР Всемирной организации интеллектуальной собственности
    "ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ"
    (Подписан в г.Женеве 20.12.1996)
  5. ДОГОВОР Всемирной организации интеллектуальной собственности
    "ПО ИСПОЛНЕНИЯМ И ФОНОГРАММАМ"
    (Подписан в г.Женеве 20.12.1996)
  6. "СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ"
    (Заключено в г.Москве 24.09.1993)
  7. "СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
    (Заключено в г.Москве 06.03.1998)

 

  1. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
    "ОБ ОХРАНЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ И ВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
    (Заключена в г.Риме 26.10.1961)
  2. КОНВЕНЦИЯ Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
    "ОБ ОХРАНЕ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ ОТ НЕЗАКОННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ИХ ФОНОГРАММ"
    (Заключена в г.Женеве 29.10.1971)

12. Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З
"Об авторском праве и смежных правах"

 

13. Закон Республики Беларусь от 21.10.1996 N 708-XIII
(ред. от 04.05.2010)
"О научной деятельности"

 

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 N 641
"Об утверждении Положения о Национальном центре интеллектуальной собственности"

 

15. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 01.11.1996 N 697
(ред. от 25.11.2004)
"О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства"

 

16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.1997 N 452
(ред. от 03.03.2008)
"Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства"

 

17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2000 N 1818
(ред. от 15.07.2002)
"Аб мiнiмальных стаўках аўтарскага ўзнагароджання за выкананне заказаў на стварэнне твораў лiтаратуры i мастацтва для публiчнага выканання або за права першага публiчнага выканання неабнародаваных твораў"

 

18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2001 N 616
(ред. от 21.06.2010)
"О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии"

 

19. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2002 N 1319
"О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства"

 

 

ЗАДАЧИ: Практикум, с. 345 №№ 1, 2, 4, 8, 9, 10.

1. Липкин, автор повести “Через две зимы”, опубликовал созданную им повесть в журнале “Слово”. Через некоторое время он узнал, что в местном театре с успехом идет пьеса автора Семашко под таким же названием. Ознакомившись с содержанием пьесы, Липкин пришел к выводу, что пьеса написана по его повести. Он обратился к Семашко и театру с предложением восстановить его права и выплатить вознаграждение за использование повести.

На предложение Липкина были выдвинуты следующие возражения. Во-первых, согласие автора на использование опубликованного произведения для создания нового не требуется. Во-вторых, поскольку договор с Липкиным заключен не был, он не имеет права на вознаграждение за переработку его произведения.

Решите спор.

производное произведение - перевод или иная переработка произведения, являющиеся результатом творческого труда, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация, резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка;

Статья 10. Авторское право на производные произведения

Авторам производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод или иную переработку произведения при условии соблюдения прав автора произведения, подвергшегося переработке.

2. Авторское право авторов производных произведений не препятствует другим лицам осуществлять свои переводы или иные переработки того же произведения при условии соблюдения прав автора произведения, подвергающегося переработке.

По условию задачи, права автора произведения, подвергшегося переработке, не соблюдены!!!

Не соблюдены, т.к. на основании ст.16 Закона автору принадлежит исключительное право на его произведение. А это означает, он не только может использовать сове произведение как хочет. Любым способом, но и может разрещать или запрещать другим лицам использовать его произведение. В нашем конкретном случае, Семашко использовал произведение Липкина ( из. Ч.2 ст.16 переработка – способ использования один из J)

А часть третья данной статьи, ко всему прочему, говорит о том, что автор имеет право на вознаграждение за каждый способ использования его произведения, в том числе и переработки.

Также Семашко говорит, чтосогласие автора на использование опубликованного произведения для создания нового не требуется. – что за ерунда!!! Семашко должен соблюдать права Липкина!

Смотреть ст.56!

 

Как должен решить дело суд?

Смотря, что они предусмотрели в договоре! (ч.1 ст.46)может и не потребоваться согласие, как я понимаю..

Что касается того, что у книги появился 2 автор, то тут нарушены личные неимущественные права. в частности, право признаваться автором своего произведения.

Также.елси не указано в догворе о праве использовать произведение заказчиком. То тогда будут нарушены еще и исключительные права.

Нарушение, идем в суд, смотри статьи. Что мы можем сделать.далее

Статья 6. Объекты авторского права

5. Объектами авторского права являются:

литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

Статья 46. Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав

Автор (исполнитель) может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение (исполнение) и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, право использовать это произведение (исполнение).

Договор должен определять характер подлежащего созданию произведения (исполнения), а также цели либо способы его использования.

2. Произведение (исполнение), создание которого предусмотрено договором, должно быть передано заказчику в срок, предусмотренный договором.

Если автор (исполнитель) не представит заказчику созданное произведение (исполнение) в срок, предусмотренный договором, он обязан возместить причиненный заказчику реальный ущерб, если не докажет, что нарушение срока произошло не по его вине.

Материальный объект, в котором воплощено произведение (исполнение), передается заказчику в собственность, если иное не предусмотрено договором.

3. Договор должен содержать условие о размере вознаграждения за создание произведения (исполнения) или о порядке его определения, а также условие о порядке его выплаты.

Договор может предусматривать обязательство заказчика выплатить автору (исполнителю) аванс в счет предусмотренного договором вознаграждения за создание произведения (исполнения).

Договор может содержать условие о размере вознаграждения за использование произведения (исполнения) или о порядке его определения либо о безвозмездном использовании произведения (исполнения).

4. Условия договора, ограничивающие автора (исполнителя) в создании в будущем произведения (исполнения) определенного рода либо в определенной области, признаются недействительными.

5. Договор, обязывающий автора (исполнителя) предоставлять заказчику исключительные права на любые произведения (исполнения), которые он создаст в будущем, ничтожен.

6. Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав заключается в письменной форме.

Что изменится в отношениях между Д. и ЗАО “Хрусталь”, если Д. будет переведен на должность художника-конструктора, в обязанности которого входит создание и разработка новых изделий декоративно-прикладного искусства, и в этот период создаст новый образец?

Шлифование — операция обработки материала, разновидность абразивной обработки, которая, в свою очередь, является разновидностью резания.

Шлифование используется для обработки и сглаживания поверхности твёрдых и хрупких материалов.

 

На мой взгляд, тут как в первом, так и во втором случае будет служебное произведение. Но могу и ошибаться!!!( служебное произведение - произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;)

Но с другой стороны, он все это сделал не по заданию нанимателя, и в круг его обязанностей по договору не входило!!! Но опять же надо знать и видеть. Как происходит эта шлифофка…я лично не совсем понимаю механизм данного процесса!!!

Клево все в патентном праве об этом говорится, там все четко…если за счет средств и опыта нанимателя – то служебное. А в авторском праве такого нет!

Статья 9. Соавторство

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между ними.

Доходы от совместного использования произведения распределяются между всеми соавторами поровну, если иное не предусмотрено договором между ними.

Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения.

3. Не признаются соавторами лица, способствовавшие созданию произведения путем оказания помощи технического, административного или финансового характера.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

10.ООО “Авс”, владеющее правом собственности на шесть экземпляров программ для ЭВМ, авторское право на которые принадлежат фирме “Мicrosoft” заключило и исполнило договор с управлением школ города М. на совершение 950 установок названных программ на жесткие диски компьютеров в школах города М.

В исковом заявлении фирмы к ООО “Аверс” о защите авторских прав на программы для ЭВМ указано, что на те шесть программ, которые были установлены ООО в школах города М., фирме “Мicrosoft” принадлежат исключительные права.

Истец просил суд обязать ООО прекратить действия по распространению программ и взыскать с ответчика компенсацию.

Решением районного суда города М. в иске фирмы “Мicrosoft” было отказано на том основании, что собственник программ и прав на их установку может свободно передать эти программы без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. В своем решении суд исходил из принципа исчерпания прав.

Автору или иному правообладателю в отношении компьютерной программы принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать установку компьютерной программы на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ней (использование заложенных в компьютерную программу функциональных возможностей), а также иные действия согласно статье 16 настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 настоящего Закона.

Лицу, правомерно владеющему экземпляром компьютерной программы, принадлежит право ее использования по прямому назначению, включая установку на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ней (использование заложенных в компьютерную программу функциональных возможностей), на условиях, установленных автором или иным правообладателем.

Отчуждение правомерно приобретенного экземпляра компьютерной программы влечет прекращение права ее использования, если иное не предусмотрено автором или иным правообладателем в договоре.

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Уч. год







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.012 с.)