Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм правового регулирования

Поиск

(См. схему 8 на стр. 577)

1. Понятие правового регулирования

Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование понимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-пра­вовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они при­нимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Ак­тивную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе рефе­рендума может принимать и принимает законы. Нормативно-право­вые акты в пределах своей компетенции издают органы местного са­моуправления. Каждая организация, учредителями которой выступа­ют граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

Правовое регулирование осуществляется с определенными и впол­не конкретными юридическими и социальными целями. Общие юриди­ческие цели правового регулирования сводятся к созданию в обще­стве стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, кото­рые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Согласно Конституции РФ общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражают­ся прежде всего в утверждении прав и свобод человека, гражданско­го мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государ­ственного единства, возрождении суверенной государственности


России, утверждении незыблемости ее демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики, в иных социальных сферах. При этом в тексте актов не­редко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях опреде­ления правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный за­кон «О животном мире» регулирует общественные отношения в це­лях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения ге­нетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

На стадии правотворчества приоритет принадлежит, безусловно, пра­восознанию, которое выполняет три задачи: 1) критически оценивает действующую систему норм права; 2) выявляет малоэффективные, несовершенные, устаревшие и иные дефектные нормы права; 3) обо­сновывает пути и способы дальнейшего совершенствования действу­ющих норм права и проектирует новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так и общественное правосознание нахо­дится в постоянном развитии, совершенствовании, обладает способ­ностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершен­ствования системы действующих норм права. Кроме того, как уже говорилось ранее, не все такие нормы соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический подход пра­восознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности. В результате негативно­го отношения граждан, иных лиц к действующему праву определя­ется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совер­шенствовании.

Критический подход правосознания не сводится только к нега­тивным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало — граждане, иные лица предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей


 




дальнейшего развития права как на уровне его общих принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой инфор­мации и особенно прессе, письмах граждан в компетентные государ­ственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно и каким об­разом нужно изменить в системе действующих норм права.

Решающую роль в правотворчестве играет правосознание долж­ностных лиц, компетентных принимать нормативно-правовые акты самостоятельно либо в составе государственного органа. Их право­творческие решения нередко подводят итог длительным обществен­ным дискуссиям о том, каким образом и что конкретно следует из­менять в системе действующих норм права и какими должны быть новые, более совершенные нормы права.

Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в но­вую стадию — стадию реализации этих норм в конкретных правоотно­шениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотвор­ческим органом при принятии соответствующего нормативно-пра­вового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворе­ния своих интересов и потребностей. Обязанные участники право­отношений добросовестно исполняют возложенные на них обязан­ности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе создаются порядки, которые пред­ставляются государству и его правотворческим органам желательны­ми и необходимыми.

На стадии реализации права во взаимоотношении «право — пра­восознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.

После того, как нормы права приняты правотворческим орга­ном, они приобретают всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими норма­ми и с учетом их положений избирать вариант юридически значи­мого поведения — правомерный или противоправный. Процесс оз­накомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием, равно как и другими действующими актами, расши­ряет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одно­временно происходит изменение и в системе ценностных право­вых ориентации.


Приобретение нового знания о праве сопровождается формиро­ванием у субъекта положительных либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Познающий субъект может одобрять вновь принятые нормативно-правовые акты, находить их справедливыми, гуманными, полезными, целесообразными либо относиться к ним нейтрально, полагая, что вновь принятые нормы его не интересуют и в практической деятельности ему не потребуются. Субъект может оценивать нормы и негативно, находить их несправедливыми, неде­мократичными, противоречащими его интересам и потребностям, правам и свободам, закрепленным Конституцией РФ.

Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершает­ся формированием волевых актов, т.е. принятием решений, как следу­ет поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправ­но. Избирая правомерный вариант поведения, участники конкрет­ных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правого регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.

В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две.

Первая стадия — возникновение прав и обязанностей в конкрет­ном правоотношении. На основе действующих норм права и при наличии соответствующих жизненных обстоятельств у конкретных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализи­руются в конкретных отношениях. Правоотношения представляют собой главное средство перевода норм права в плоскость прав и обя­занностей, принадлежащих конкретным лицам.

Вторая стадия — реализация прав и обязанностей участников кон­кретных правоотношений в реальной жизни. Эту стадию составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в со­ответствии с правами и обязанностями, индивидуализированными в конкретных правоотношениях. Воплощением общих норм в фак­тическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается про­цесс правового регулирования.

Однако не всегда и не все граждане, иные лица следуют требова­ниям норм права. Ни одно современное общество и государство не может ликвидировать правонарушения, т.е. ситуации, когда то или иное лицо, участник конкретного правоотношения действует противо­правно, сознательно нарушает нормы права. Тем самым возникает


 




конфликт между лицом, совершившим правонарушение, и государ­ством. Лицо не желает выполнять нормативно-правовые установле­ния государства и пытается удовлетворить свои интересы и потреб­ности способами, не разрешенными действующими нормами права. В обществе возникают и существуют отношения и порядки, которые государство признает нежелательными и опасными для себя, обще­ства и интересов граждан и иных лиц.

Понятно, что с противоправными поступками государство ми­риться не может и вынуждено применять к правонарушителям дей­ственные меры — санкции, предусмотренные нарушенной нормой права, а также принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.

Процесс применения юридической ответственности к правонаруши­телям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового регу­лирования. Борьбу с правонарушениями прежде всего ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юри­дической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

В частности, профсоюзы и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Экологические обще­ственные организации ведут активную борьбу с экологическими пре­ступлениями и правонарушениями. Важное значение в охране прав покупателей играют общества прав потребителей. Без участия граж­дан не могут действовать ни суд присяжных, ни суд в составе судьи и народных заседателей, правомочные рассматривать уголовные дела по наиболее сложным и тяжким преступлениям.

Таким образом, правовое регулирование — это деятельность госу­дарства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения го­сударственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.

2. Предмет правового регулирования

Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо дей­ствие. Соответственно, предмет правового регулирования составля­ют социальные явления, на которые воздействует право и опреде­ленным образом меняет их.


На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побужда­ющие его действовать правомерно.

Тем не менее поведение человека не является предметом право­вого регулирования, поскольку значительная часть действий чело­века остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих слу­чаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, спо­собности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанциру­ясь от общества и его членов.

Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторга­ется в сферу интересов другого лица, государства или общества. На­пример, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренцию другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосфер­ный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей природной среде. Владелец автомобиля использует его для поездок по транспортным магистралям с интенсивным движением.

В этих и других случаях происходит столкновение интересов раз­ных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Населе­ние заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе. Владелец ав­томобиля своим движением препятствует движению других транс­портных средств и пешеходов.

Основным средством согласования таких противоречивых инте­ресов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на на­чалах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правого регулирования выступает не любая взаимосвязь людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы дру­гих лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме обще­ственного отношения. И правом регулируется не деятельность,


 




а социальная связь между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь меж­ду лицами, возникающая в ходе их производственной, политичес­кой и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в на­стоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразде­лить на три большие сферы: экономическую, политическую и соци­альную.

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления ма­териальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право соб­ственности государства, граждан и их объединений на заводы и фаб­рики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и об­мена охватывают сложную и многообразную совокупность отноше­ний, в которые вступают граждане, государственные органы и госу­дарство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворе­ния своих потребностей в предметах и услугах. Это отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом това­ров. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а также осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресур­сами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

Политические отношения охватывают всю сложную и многооб­разную систему отношений, в которую вступают граждане, государ­ство, его органы в процессе управления делами общества и государ­ства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им властных полномо­чий; 2) отношения государства и его органов на международной аре­не; 3) отношения, в которые вступает государство и его органы с граж­данами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейших законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с обществен­ными объединениями и политическими партиями; 5) отношения


между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность вли­ять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобяза­тельных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те от­ношения, которые регулируются правом, но не входят в систему эко­номических и политических отношений. Это, в частности, обще­ственные связи, существующие между гражданами и образователь­ными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального об­разования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искус­ством. В совокупность этих отношений входят и личные неимуще­ственные отношения между гражданами, вытекающие из авторско­го и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономернос­тями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального ва­рианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отно­шений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового ре­гулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев или традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-пра­вовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правого регулирования.

3. Способы правового регулирования

Чтобы побудить граждан и иных лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежа­щее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает шесть таких способов: запреты, доз­воления, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.


 




Запрет понимается как возложенная на граждан и иных лиц обязан­ность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Для нор­мы, содержащей запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает действий, запрещенных нор­мой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в Уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.

Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частно­сти, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкаль­ного произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать другим лицам или обязать их реализовать пре­доставленное гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.

Дозволение как способ правового регулирования находит широ­кое применение в нормах, призванных побудить личность к твор­ческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков, уме­ний в предметно-практической или научной деятельности по созда­нию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно, без ка­кого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возмож­ность личности самостоятельно и своими действиями (без помощи других лиц) удовлетворить собственные интересы, а также интересы других лиц, общества и государства.

Правомочие представляет собой такой способ правового регулиро­вания, когда норма права наделяет гражданина или иное лицо возмож­ностью требовать определенного поведения от другого лица. Так, на­пример, покупатель правомочен требовать от продавца передачи купленной вещи. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Кредитор вправе тре­бовать от должника возврата долга по истечении установленного договором срока. Таким образом, основное отличие правомочия от


дозволения состоит в том, что гражданин, иное лицо не могут реа­лизовать предоставленного им права собственными силами, свои­ми действиями. Они неизбежно должны прибегнуть к помощи дру­гого лица.

Несовпадение в одном лице управомоченной и обязанной сто­рон объясняется прежде всего общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь образовательных и медицинских учреждений, магазинов, ате­лье, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремон­тных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в ко­торые вступает человек с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сво­дятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязан­ной стороны правоотношения.

Правомочие, как и дозволение, является мерой возможного по­ведения. Обладая каким-либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган, должно­стное лицо не могут обязать его реализовать соответствующее право. Так, каждый совершеннолетний гражданин имеет право вступить в брак, образовать семью. Общество и государство непосредственно заинтересованы в упрочении и развитии семейных отношений, вос­производстве и увеличении населения страны. Если гражданин не создает своей семьи, то такое его поведение может осуждаться обще­ственным мнением. Однако государство не будет принимать каких-либс принудительных мер к гражданину и предписывать ему под стра­хом уголовного или иного юридического наказания исполнить пре­доставленное право на вступление в брак.

Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, иным лицам совершить какие-либо действия в пользу другого, управо­моченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность слу­жить в армии, уплатить стоимость покупки, оказать предусмотрен­ную договором услугу и др.) либо воздержание от конкретных дей­ствий (не чинить препятствий собственнику пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом, не покушаться на права и свободы дру­гих лиц и др.).


 




Применение позитивного связывания как способа правового ре­гулирования обусловливается использованием в праве правомочий, которые без соответствующих действий другой обязанной стороны не могут воплощаться в реальной жизни, конкретных правоотноше­ниях. Поэтому количество закрепленных в праве позитивных обя­занностей неизменно соответствует числу правомочий. В противном случае могут создаваться ситуации, когда правомочие будет некому исполнять, и оно останется только на бумаге.

Позитивное обязывание — это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенное действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим обра­зом. Неисполнение позитивной обязанности является правонаруше­нием и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждают его надле­жащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в-виде штрафа, конфиска­ции, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убыт­ки и др. Так, все граждане РФ обязаны платить федеральные и мест­ные налоги. В случае несвоевременного исполнения этой обязанно­сти виновные лица привлекаются к административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, с них в принудительном порядке взыскиваются неуплаченные вовремя налоги.

Для того, чтобы побудить гражданина, иное лицо активно пользо­ваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо доброволь­но исполнять обязанности, государство в нормах права нередко уста­навливает материальные и моральные стимулы. Как способ правового регулирования стимулирование выражается в закреплении нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведе­ния выражаются следующим образом: в виде!) получения материаль­ных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные пра­воотношения; 2) дополнительных материальных вознаграждений, пре­мий, доплат, льгот; 3) моральных стимулов — почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.

Действенным способом правового регулирования являются сан­кции. С их помощью государство стремится побудить граждан и иных лиц надлежащим образом исполнять возложенные на них юридичес­кие обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нор­мах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый право-


нарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в слу­чае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.

Без заранее установленных санкций невозможно обосновать спра­ведливость и законность наказания при рассмотрении конкретных дел и применении ответственности за совершенное правонарушение. Только законодатель, формулируя нормы права, в состоянии правиль­но определить степень социальной опасности деяний, посягающих на эти нормы, и, соответственно, меру наказания за совершение та­ких деяний.

В процессе правотворчества государство использует способы пра­вового регулирования в самых различных сочетаниях и связях. При регулировании одних общественных отношений приоритет отдает­ся дозволениям и стимулам, тогда как в другой сфере общественных отношений решающее значение имеют запреты и санкции. При этом современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования: 1) признавать разрешенным все, что прямо не запрещено законом, 2) признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.

Первый принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права. Государство на­деляет граждан, их объединения широкими свободами в экономи­ческой, культурной и иных социальных сферах. Свободное предпри­нимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать го­сударство в той мере, в какой предоставленная свобода может нано­сить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведе­ние граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в каждом конкретном случае. Достаточно ис­черпывающим образом установить запреты, которых не должны на­рушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответ­ственно, правомерным.

Принцип правового регулирования, согласно которому запреще­но все, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с органи­зацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и долж­ностному лицу законом или иным актом устанавливается точный,


 




строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им раз­решается делать при осуществлении властных полномочий.

Иной принцип регулирования деятельности государственных ор­ганов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анар­хию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нужным. Между тем государство как единый целостный механизм может эффектив­но действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным поло­жением, иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не наруша­ли правомочий других органов.

Истории государства и права известны так называемые полицей­ские государства, где принцип, применяемый при регулировании отношений в сфере деятельности государственных органов, непра­вомерно распространялся на область частно-правовых отношений. В обществе устанавливался режим, согласно которому граждане, иные лица могли делать лишь то, что прямо установлено законом. Отсутствие специального разрешения на какие-либо действия тол­ковалось как их запрет. Однако такой принцип правового регулиро­вания является малоэффективным и недемократичным. Граждане необоснованно ограничиваются в их свободах, а государство посто­янно и необоснованно вмешивается в их личную жизнь. Граждане должны согласовывать свои действия с конкретными органами го­сударства, испрашивать у них разрешения по самому широкому кру­гу вопросов, что приводит в чиновничьему произволу, расцвету бю­рократизма и грубейшим нарушениям прав человека.

Следовательно, государство не может произвольно применять принципы и способы правового регулирования. Его активная сози­дательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.

4. Пределы правового регулирования

Российские правоведы признают, что правовое регулирование общественных отношений имеет свои границы. Выход за них пред­ставляет собой грубый произвол, вторжение государства в неподвла­стные ему сферы социального регулирования. Однако вопрос о том,


каковы границы правового регулирования и каким образом можно безошибочно отделять сферу правого регулирования от социально­го, остается пока что недостаточно исследованным и во многом дис­куссионным.

Пределы правового регулирования — это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему обществен­ных отношений. При этом можно говорить о границах в трех сферах: 1) системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании; 2) деятельности государства по формиро­ванию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений; 3) ис­пользовании государством способов правового регулирования.

Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно волящая личность, сообразно собственному со­знанию и с учетом имеющихся ценностных ориентации, моральных, иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подоб­ным образом личность действует: 1) при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литератур­ного, художественного, научного и других видов творчества; 2) в сфере личных семейных взаимоотношений; 3) в качестве члена обществен­ных либо религиозных объединений.

На долю государства приходится регулирование вопросов, свя­занных с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и орга­нов государства. Одновременно государство устанавливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу при­чинения вреда другим лицам, обществу и государству. Ибо личная свобода остается частным делом постольку, поскольку она не пося­гает на права и свободы других лиц. В зависимости от тяжести пося­гательства на права других лиц и иных обстоятельств злоупотребле­ние свободой может признаваться государством административным проступком либо преступлением.

Конституционная свобода совести и вероисповеданий, например, предоставляет каждому гражданину весьма широкий спектр его воз­можных действий. Гражданин может исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеж­дения и действовать в соответствии с ними. Государство не только не вмешивается в предоставленную гражданам свободу совести, но и ус­танавливает уголовную ответственность за незаконное воспрепят­ствование деятельности религиозных организаций или совершению


 




религиозных обрядов. В то же время государство принимает меры по охране прав и здоровья граждан от нарушений, которые могут допус­каться религиозными объединениями, злоупотребляющими своей сво­бодой. Действующим УК РФ признается преступлением создание ре­лигиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения своих юридических обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а также участие в деятельности такого объединения.

Право не только отражает общественные отношения, но и в опре­деленной мере творит их. Так, вне правового опосредствования не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятель­ность органов следствия и дознания, разного рода налоги. Благодаря праву государство получает возможность охранять и развивать отно­шения, которые в обществе могут находиться в стадии становления, но с которыми государство связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.

Творческая, созидательная роль права весьма ярко проявилась в Российской Федерации в 90-х годах, когда были проведены меры по восстановлению рыночной экономики и формированию правового государства. Конституция РФ, федеральные законы и иные норма­тивно-правовые акты утвердили и провели в жизнь новую по срав­нению с той, которая имела место в СССР и сохранялась временно в условиях Российской Федерации, систему экономических и поли­тических отношений. В частности, была проведена приватизация значительной части государственных предприятий. Система Сове­тов народных депутатов, соединявшая в одном лице исполнитель­ную и законодательную власть, была заменена системой государ­ственных органов, основанной на принципе разделения законода­тельной, исполнительной и судебной властей. Граждане получили ряд дополнительных прав и свобод, но лишились возможности удовлет­ворять значительную часть своих потребностей из общественных (го­сударственных) фондов потребления.

Таким образом, государство выступало и выступает мощным сред­ством реформирования и преобразования общественных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.014 с.)