Стадии правового регулирования. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии правового регулирования.



Правовое регулирование - процесс постоянный, непрерывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного рода субъектов: гос-ые органы, общ-ые объединения, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (нарушаются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоупотребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения.

В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии (этапа): общенормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации.

1) Общенормативное регулирование, на этой стадии происходит формирование нормативного регулятора, т.е. норм права путем принятия нормативных актов (правовое регулирование носит общий характер).

2)Возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов, на этой стадии на основе норм права и юр-их фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам. Например, на основе конкретных юр-их фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т. д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину в соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения - обязанность выплачивать пенсию.

Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим). Это и будет третья, завершающая стадияреализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий.

Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут.

Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования.

Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом.

Исполнение вытекает из позитивной юр-ой обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).

Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права. При исполнении и соблюдении норм права, связанных с запретом (пассивная обязанность) и активной обязанностью, у адресатов норм права отсутствует свобода выбора, они должны поступать только в соответствии с запретом или обязанностью. В случае использования субъективного права (дозволения) у адресатов нормы есть определенная свобода выбора.

Во-первых, здесь существует альтернатива - использовать и не использовать свое субъективное право. Адресат нормы (субъект права) сам распоряжается своим субъективным правами. Он может и не воспользоваться им, например, отказаться участвовать в выборах, не требовать от должника долг, не подать искового заявления в суд и т. д.

Во-вторых, уполномоченный субъект может выбрать разные варианты осуществления своего права: потребовать от должника лишь часть долга, отсрочить уплату долга; подав исковое заявление в суд, может изменить его требования, увеличив или уменьшив сумму иска.

Все три указанные формы реализации называются непосредственными, в том смысле, что при этих формах субъекты права реализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права), не обращаясь за содействием в органы гос-ва, совершают соответствующие действия самостоятельно, без разрешения этих органов.

Однако в ряде случаев нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства гос-ых органов. И тогда мы имеем дело с такой формой реализации, как применение права.

Правоприменение — особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права.

Применение - это властное вмешательство в общ-ые отношения гос-ых органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юр-их вопросов, дел и вынесения властного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, решения, приговора суда и т. д.). Такое решение необходимо, когда права и обязанности не могут возникнуть, окончательно сформироваться без него, когда возникает спор о праве, когда совершено правонарушение. Применение, следовательно, возможно на второй стадии регулирования или на третьей, когда права и обязанности у конкретных субъектов возникли, но не реализуются в силу каких-то препятствий. Например, должник не платит долг, налогоплательщик - налог, органы дознания или следствия не возмещают ущерб, причиненный их незаконными действиями, и т. д.

В таких случаях, по заявлению соответствующей стороны, компетентный гос-ый орган (например, суд) выносит властное, обязательное для субъектов решение, которым под угрозой принуждения обязывает совершить определенные действия.

Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов.

Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства.

Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования.

Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование.

Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие факты).

Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению.

Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования).

Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.006 с.)