Предмет и структура теории государства и права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и структура теории государства и права.



Основные черты ТГП.

1) ТГП – это гуманитарная (общественная) наука. Все науки делятся на естественные, технические и общественные.

2)Г и П – общественные явления, являются определенными элементами общ-ва, они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этому наука изучающая Г и П является гуманитарной, общ-ой наукой.

3) ТГП – политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, что она изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым, юридическим явлением.

4) ТГП – это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явления тем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг с другом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.

5) ТГП – это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не единственная наука изучающая Г и П. Но в отличии от других наук в том числе и юридических ТГП изучает самые общие вопросы Г и П, она изучает наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования Г и П.

6) ТГП – это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладных сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих глубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П.

7) ТГП – это методологическая наука. К методологическим наукам относятся науки формирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относятся прежде всего Философия (учение о мудрости) однако кроме Философии подобную т.е. методологическая роль выполняют и некоторые др. науки. В сис-ме юрид-их наук такой наукой является ТГП.

 

Предмет и структура теории государства и права.

 

Предмет науки ТГП – это то, что изучает наука, круг тех явлений исследованием которых занимается наука. Каждая наука имеет свой предмет, соответственно ТГП тоже имеет свой предмет.

В самом общем виде можно сказать что предметом науки ТГП являются Г и П. Но Г и П изучаются не только ТГП, но и др. науками, как юридическими так и не юридическими. В этой связи Г и П точнее называть не предметом ТГП, а объектом исследования различных наук и в первую очередь юридических. Каждая наука в этом объекте т.е. в Г и П-ве имеет свой предмет.

Предмет науки ТГП составляет прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и П. Кроме того ТГП изучает также наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования др. государственно-правовых явлений. Например: гос-ую власть, гос. управление, правосознание, правовые отношений, законность, правопорядок и тд. ТГП изучает также связи Г и П с другими соц-ми явлениями: с экономикой, политикой, моралью, культурой, религией.

Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Структура ТГП состоит из 2-х основных направлений: государствоведения и правоведения.

В государствоведении выделяют три направления: 1. юридическое государствоведение – понятия, определения, терминология относящиеся к государству. 2. политологическое государствоведение – гос власть, ее место, как власть разделяется на ветви, гос полит режимы. 3. сравнительное государствоведение, целью которого является сопоставить государственные системы различных стран.

Правоведение – выделяют 4 направления: 1. юридическая догматика – понятие связи с правом, 2. философия права, механизм осуществления права, 3. социология права – механизм осуществления права, 4. сравнительное правоведение.

Методология теории государства и права

Методология науки это учение о методе науки под которым подразумевается совокупность подходов, принципов и приемов используемых наукой при изучении своего предмета. Если предмет науки отвечает на вопрос что изучает наука, то метод науки говорит о том как наука иследует свой предмет.

Т.о. это совокупность подходов, принципов и приемов на которых основывается ТГП и которые она использует при исследовании своего предмета.

Методология ТГП состоит следовательно из 3х элементов.

Во 1ых философских подходов, во 2ых принципов познания, в 3их из приемов (методов) исследования.

1) Философские подходы составляют методологическую основу науки ТГП, они говорят о том на каких философских мировоззренческих идеологических позициях основывается ТГП. Поскольку согласно ст. 13 конституции в РФ признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос-ой или обязательной, то методологическая основа совр-ой отечественной ТГП характеризуется плюрализмом т.е. многообразием философских подходов.

2) Принципы познания это те сходные отправные начала от которых отталкивается ТГП при исследовании.

К основным принципам познания входящих в методологию современной отечественной ТГП относятся во 1ых принцип плюрализма, во 2ых объективности, в 3их принцип всесторонности, в 4ых принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности фил-их подходов которые могут использоваться при исследовании гос-но правовых явлений, кроме того позволяет учитывать различные взгляды на гос-но правовые явления как мыслителей прошлого так и настоящего. Принцип объективности требует рассматривать гос-но правовые явления какими они были или есть в действительности. Принцип всесторонности требует изучать гос-но правовые явления с различных сторон, позиций, в их взаимосвязи с др. явлениями общественной жизни. Принцип историзма требует изучать государственно правовые явления с учетом их исторического развития, а также в конкретных исторических условиях.

3) Приемы или методы исследования как элемент методологии ТГП это конкретные методы которые используются в ТГП.

Эти методы подразделяются на 3 группы: общие (общенаучные), специальные и частные методы. Общие методы выр-ся философскими науками к ним относятся методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования, системный, функциональный и тд. Специальные методы которые вырабатываются различными спец. науками. К ним относятся например математические методы, кибернитичесике, социальные и др. Частные методы – которые вырабатываются юр-ми науками и прежде всего ТГП. К ним относятся метод сравнительного государствоведения, сравнительного правоведения, формально юр-ий метод и др.

 

Гос-во это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная орг-ия, обладающая публичной властью, со спец-ым аппаратом управления и принуждения и осущ-ет руководство общ-ом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то соц-ой группы.

Сущность гос-ва. В понимание сущности гос-ва существуют два основных подхода классовый и надклассовый.

Классовый подход в понимании сущности гос-ва выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, гос-во есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Гос-во в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами.

Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства.

В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность.

В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения гос-во носило классовый характер в прошлом. Совр-ое гос-во классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов.

Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности гос-ва, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими.

Тип цивилизации.

Древневосточное

Древнеафинское

Древнеримское

Средневековое

Современное

Форма государства:

Форма правления (республика, монархия),

Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация),

Форма политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический, антидемократический).

По форме правления: Монархия – древневосточная (Вавилон, Индия, Древний Египет), римская централизованная, средневековая раннефеодальная (древнерусское государство), сословно-представительная (парламент в Англии), абсолютная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная конституционная (Великобритания, Япония). Республика – афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековая (Венеция, Новгород), современная парламентская (Австрия, Италия), президентская (США).

Форма государства - организация гос власти или организацию государства в целом.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

 

Содержание принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов».

 

Единство и разделение являются важнейшими принципами организации гос-ой власти, это те определяющие начала, на которых основывается сис-ма гос власти.

Гос власть характеризуется прежде всего единством. Единство гос власти выражается в её целостности т.е. власть в гос-ве представляет собой нечто единое целое. В гос-ве не может сущ-ть две, три и более различных гос-ых властей. Гос-ая власть в общ-ве, в гос-ве одна хотя осуществляется она довольно часто не одним, а многими государственными органами. В древних и средневековых гос-ах единство гос власти связывалось обычно с властью Монарха – личность которого нередко обожествлялась. В гос-ах нового и новейшего времени единство гос-ой власти чаще всего связывается с тем, что источником и носителем гос-ой власти признается Народ – который осущ-ет свою власть либо непосредственно, либо через выборные органы. Принцип единства гос власти на практике нередко гипертрофируется – это имеет место тогда, когда вся полнота гос власти сосредотачивается в руках одного лица или органа. При такой организации гос власти как правило происходит узурпация гос власти и устанавливается либо диктаторский либо тиранический режим.

Другим важнейшим принципом гос власти является разделение гос власти (разделение властей). Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англ. Джон Локк – первый предложил разделить гос власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил франц. Мыслитель Монтескье. Монтескье предложил разделить единую гос-ую власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих гос-ах: в США и Франции.

Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая гос власть подразделяется как правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы гос-ва, которые взаимодействуют на основе сис-мы сдержек и противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение относительно самостоятельных ветвей гос власти, гос-ая власть по прежнему сохраняет своё единство поскольку деятельность всех ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляться в тесном взаимодействии.

Право и мораль.

Моральэто представления людей о добре и зле, о долге, чести и достоинстве, а справедливом и несправедливом, и соответствующие этим представлениям нормы.

Мораль складывается из: 1. Из представлений людей о добре и зле и тд. 2. Из норм которые соответствуют этим представлениям.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль – это:

1) правила поведения,

2) обладают общим характером,

3) это регулятор общ-ых отношений,

4) это продукты сознательной волевой деятельности людей.

Различия права и морали выражается в следующем:

1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличии от норм морали.

2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом. Нормы морали обеспечиваются гос-ом только в отдельных случаях.

3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения.

4) Нормы права – это формально определенные правила поведения.

5) Можно назвать и такое различие по времени возникновения исторически мораль возникла задолго до возникновения гос-ва и права.

Права и мораль тесно взаимодействуют между собой:

1) Право в процессе регулирования общ-ых отношений опирается на нормы морали и учитывает их в этой связи право приобретает всегда нравственное содержание.

2) Мораль получает определенную поддержку со стороны права, мораль способна активно изменятся в сознании людей.

3) Некоторые нормы морали обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия.

 

Право и обычай.

Обычай - это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий.

Обычаи рождаются постепенно и передаются по поколениям. Традиции рождаются в следствие почитания. Иногда обычаи и традиции отождествляются, хотя между ними есть различия. 1. Обычай- это конкретные правила поведения. Традиция- это несколько абстрактное правило поведения, выступающая как определённая линия поведения. 2. Обычай формируется постепенно, традиции в результате почина.

Единство право и обычая заключается в том что это:

1) это правила поведения (это общие правила поведения),

2) это регуляторы общественных отношений.

Различие:

1) право общеобязательно, а обычай не общеобязателен

2) право это единая система, а обычай носит локальный хар-тер.

3) право это формально-определённые правила поведения, а обычаи носят устный хар-р, и содержится в пословицах и т.п.

4) право обеспечивается гос-ым принуждением, а обычаи не обеспечиваются гос-ым принуждением.

Взаимодействие: право и обычаи регулируют правила поведения вместе они как бы соприкасаются, право часто учитывает действия обычаев иногда обычаи возносят в ранге правовых обычаев и обычай становится правом, иногда право выступает против обычаев.

 

Право и корпоративные нормы.

Корпоративные нормыэто правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами.

Единство права и корпоративных норм выражается в наличии у них определенных общих черт:

1) это правила поведения, право

2) обладают общим характером,

3) это регулятор общ-ых отношений,

4) это продукты сознательной волевой деятельности людей.

Право и корпоративные нормы обладают формальной определенностью.

Различия:

1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличие от корпоративных норм.

2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом, а корпоративные нормы только в отдельных случаях.

3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения.

Взаимодействие:

1) Корпоративные нормы получают жизнь со стороны права, корпоративные нормы способны активно изменятся в сознании людей.

2) Некоторые корпоративные нормы обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

 

Публичное и частное право.

 

Юридические нормы можно подразделить на две большие группы на частное и публичное право.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.

Если частное правоэто область свободы и частной инициативы, то публичное- это сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования(если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования(если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

координация - согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятии, действий, составных частей чего-либо и т.д.) Например: прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов.

субординация – это система подчинения ниже стоящих органов и должностных лиц вышестоящим, исполнение правил служебной дисциплины.

4) имущественный статус участников отношений(в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

 

По содержанию права.

Внутригосударственное право – право суверенно над отдельными лицами, подчиненными его власти.

Международное право – право между суверенными государствами, а не над ними.

 

Правовая система России.

 

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, земельное, финансовое, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и субъектов федерации - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, - а также органов местного самоуправления.

Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993г., конституциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных проступков и порядок применения административной ответственности к виновным лицам.

Нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в КоАП, иных федеральных законах, а также в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов государственной власти РФ, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета и т.д.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются отношения в сфере государственного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону.

Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за рубежом. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента РФ, постановлениях Правительства России и в других источниках.

Земельное право - это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных участков, особенности использования земель сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными актами, указами Президента РФ, нормативными решениями Правительства России, а также законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования, авторства, изобретательства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль - право социального обеспечения, которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Основным актом трудового права является Трудовой Кодекс РФ, законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Основным актом природоохранительного права является Закон РФ "Об охране окружающей среды".

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления, установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный Кодекс РФ.

Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный кодекс.

Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником гражданского процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс.

В системе права Российской Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право, которым регулируются отношения между государствами, и международное частное право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за границей.

Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах, уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

 

Применение.

Первые три формы нередко называют непосредственными формами реализации права. Для этих форм реализации права характерно то, что адресаты правовых норм (субъекты права) реализуют предписания правовых норм самостоятельно, своими действиями, т.е. непосредственно. Применение права в отличие от первых трех рассматривается как опосредованная форма реализации права.

Соблюдение права: в этой форме реализуется запрещающие нормы. Для реализации запрещающих норм необходимо и достаточно воздержаться от совершения действий запрещающихся правом, т.е. эта форма реализации связана с пассивным поведением.

Исполнение: в этой форме реализуется обязывающие нормы. Для обязательных норм необходимо, что бы субъектами были выполнены предписания правовых норм, т.е. исполнения юр-их обязанностей. Эта форма реализации связана с активным поведением.

Использование: это форма реализации права связана с реализацией управомачивающих норм, т.е. субъективных прав, которые в этих нормах закреплены. Требует активного поведения. Отличается от исполнения права тем, что при исполнении субъект обязан, что-либо делать, а при использовании нет.

Применение права рассматривается в научной литературе в качестве особой формы реализации права. Это связано с тем, что при применении права предписания правовых норм реализуются не самими адресатами правовых норм, а компетентными органами. В отношении этих адресатов, т.е. правоприменителей, органы реализуют правовые нормы не в отношении себя, а в отношении др.

 

Как определенный документ.

В юр-ой науке под АПП обычно понимают определенные акты, которые выносятся в процессе правоприменительной деятельности. Поэтому АПП может определятся следующим образом.

Классификация юр-их фактов.

1) С учетом волевого содержания или связи фактов с индивидуальной волей отсюда юр-ие факты подразделяются на: события и действия.

События – это факты, наступление которых прямо не связано с волей человека. События делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные – это такие факты, наступление которых вообще не зависит от воли человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста, естественная смерть).

Относительные – это факты, наступление которых связано с волей человека. Начинается факт обычно по воле человека, а заканчивается помимо воли (рождение ребенка, смерть человека в результате самоубийства).

Действия – это юр-ие факты, которые всецело зависят от воли людей. Действия подразделяются на: правомерные и неправомерные.

Правомерные – это действия связанные с выполнением требований правовых норм.

Подразделяются на:

1) Юр-ие акты – это правомерные действия, имеющие своей целью вызвать определенный правовой результат (сделки, договоры, АПП и т.п.)

2) Юр-ие поступки – это правомерные действия, которые вызывают правовой результат уже в силу своего существования, т.е. целенаправленность таких действий никакого значения не имеет (художник рисует картину и становится автором в любом случае).

Неправомерные – это действия, нарушающие нормы права, носящие противоправный характер. К ним относятся: правонарушения, объективно противоправные деяния (нет либо субъекта, либо субъективной стороны), злоупотребление правом.

2) С учетом правовых последствий юр-ие факты делят на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие вызывают возникновение правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей (подача заявление о приеме на работу).

Правоизменяющие - изменяют юр-ое содержание правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей.

Правопрекращающие – прекращают правоотношения (смерть человека).

Нередко один и тот же факт может быть, в одних случаях правообразующим в др. правопрекращающим.

3) С учетом элементарного состава (сложности) юр-ие факты делятся на: простые и сложные.

Простые – одноэлементные факты (договор займа).

Сложные – многоэлементные элементы (правонарушение).

4) С учетом продолжительности существованияюр-ие факты делятся на: факты однократного действия и на факты состояния.

Факты однократного действия сущ-ют непродолжительное время (договор займа).

Факты состояния сущ-ют неопределенно длительное время (состояние в родстве, в браке).

5) С учетом формы выражения юр-ие факты делятся на: положительные (реально сущ-ий факт) и отрицательные (отсутствие факта тоже факт).

Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим (юр-им составом).

Фактический состав – это такая совокупность юр-их фактов, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Классификация фактических составов:

1) С учетом правовых последствий подразделяются на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

2) С учетом порядка накопления юр-их фактов в состав, юр-ие составы делят на: простые, сложные и смешанные.

Простые – факты накапливаются в любой последовательности в любом порядке.

Сложные – факты накапливаются в строго определенной последовательности.

Смешанные – факты накапливаются вначале в любой, затем в строго определенной последовательности.

Фактические составы необходимо отличать от сложных юр-их фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юр-их факто<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.016 с.)