Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационный подход к типологии государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу. Выделяют следующие этапы цивилизации: 1) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.); 2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); 3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, а формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую, восточно-европейскую, северо-американскую, латиноамериканскую и др. Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию. Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
Понятие и элементы формы государства.
Обычно под формой гос-ва понимают организацию гос-ой власти или организацию гос ва в целом. Вместе с тем форма гос-ва является достаточно сложной и по этому понятие форма гос-ва раскрывается через характеристику структурных элементов формы гос-ва. Вопрос о структурных элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-ой науке, нежели вторая точка зрения, а именно формы правления и формы гос-го устр-ва. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отеч. науке. Согласно 3ей точке зрения форма гос-ва состоит из 3х элементов, а именно – формы правления, формы гос-го устр-ва и политического (гос-го) режима – наиболее широко распространена в отеч-ой науке. Сущ-ет ещё одна точка зрения согласно которой форма гос-ва состоит из: формы правления, формы гос-го устройства, политиского режима, и политической динамики – не получила распространения в отеч. науке. Понятие и элементы формы государства. Форма государства - организация гос власти или организация государства в целом. Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы). Формы гос-ва зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному типу гос-ва соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Формы гос-ва во многом зависят и от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные рев-ии (Например в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-ва обычно являются унитарными.
Соотношение типа и формы государства.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Тип государства и права – это совокупность наиболее существенных черт и признаков, характеризующих определенное государство и его правовую систему. Общественно-экономическая формация. Рабовладельческое государство – монархия; тоталитарный Феодальное государство – республика; антидемократический Буржуазное государство – республика, монархия; демократический, авторитарный Социалистическое государство – республика; тоталитарный Тип цивилизации. Древневосточное Древнеафинское Древнеримское Средневековое Современное Форма государства: Форма правления (республика, монархия), Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), Форма политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический, антидемократический). По форме правления: Монархия – древневосточная (Вавилон, Индия, Древний Египет), римская централизованная, средневековая раннефеодальная (древнерусское государство), сословно-представительная (парламент в Англии), абсолютная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная конституционная (Великобритания, Япония). Республика – афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековая (Венеция, Новгород), современная парламентская (Австрия, Италия), президентская (США). Форма государства - организация гос власти или организацию государства в целом. Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.80 (0.009 с.) |