Гражданско-правовая охрана объектов авторского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданско-правовая охрана объектов авторского права



В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены).

Итак, под охраной прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и правомочий, с ними связанных. Согласно тексту Всемирной Женевской конвенции (применимого к РФ) объектом охраны авторского права являются права авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения (ст.1)

Но, прежде всего, надо определить, что такое принцип охраны авторского права. Это территориальный и национальный критерий авторского права. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (Может быть, обнародовано) или, если не опубликовано, но находится на территории государства, где и спрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964г. Стал применяться принцип гражданства (национальный). Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения. Два данных принципа отражены в российском законодательстве (п.3 ст.5 Закона об авторском праве). Применение двух принципов является верным, так как территориальный принцип отвечает, прежде всего, интересам издателей и книготорговцев, а национальный - интересам авторов.

Согласно п.1 ст.6 «Закона об авторском праве», авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Значит, произведение, согласно Закону, является объектом авторского права, хотя сам термин в «Законе об авторском праве» не раскрыт; правда, из содержания п.1 и 2 ст.6 можно сделать вывод о том, что произведение-это результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме. Профессор В. И. Серебровский под произведением понимает «совокупность получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». Соответственно объектом авторского права следует считать не просто работу автора и идеи, выраженные автором, а произведения как комплекс идей Ии образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности

Наше законодательство (как, впрочем, и международное) закрепляет два легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, во-первых, результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

В российском законодательстве признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчеством считается умственная, духовная деятельность человека, завершающаяся созданием объективно новых и творчески самостоятельных результатов науки и искусства. Важным, по- мнению большинства ученых, показателем творческого характера произведения является его новизна, которая рассматривается в данном случае как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения.

Произведения охраняются авторским правом независимо от них назначения, способа выражения и достоинств (п.2 ст. 6 «Закона об авторском праве»). Под назначением произведения понимается предполагаемый или фактический способ его использования. Достоинство-это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и др.

Стоит отметить, что в Бернской конвенции не сформулированы конкретные требования к творческому характеру деятельности, хотя в ст.1 Конвенции объявлена цель-«охрана прав авторов на их литературные и художественные произведения», и сами понятия «автор» и «произведение» подразумевают наличие результата творчества.

Следующим критерием охраноспособности является объективная форма произведения. Для того, чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме. В пункте 2 ст.6 «Закона об авторском праве» перечисляются возможные виды объективных форм: письменный (рукопись); устный (публичное произнесение речи); звуко-или видеозапись (магнитной, механической, цифровой и т.д.); изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.); объемно-пространственный (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.).

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, не имеет значения способ его выражения (например: поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен на монтажных карточках). Для авторского права такой способ выражения творческих произведений не играет никакой роли, он все равно будет охраняться авторским правом от действия плагиата.

В ст.2 (1) Бернской конвенции говорится: «Литературные, художественные произведения или какие-либо определенные категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме».

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Обнародование-это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. опубликование, публичный показ и другие способы.

Таким образом, в России, как и в иных странах, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание. Содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении, поэтому нет ничего удивительного в том, что п.4 ст.6 «Закона» гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, принципы, открытия, факты. Так, имидж персонажа, созданного актером как идея, авторским правом не охраняется; однако, образ (волк) персонажа мультфильма «Ну, погоди!» охраняется авторским правом, т.к. рисунок- форма образа. А.С. Пушкин не может считаться соавтором Н. В. Гоголя только потому, что дал ему идею для гениального произведения «Мёртвые души». Материально воплотил эту идею все-таки Н. В.Гоголь.

В нашем законодательстве предусмотрена охрана не только самого произведения, но и его частей (включая название), удовлетворяющих требованиям указанного закона, то есть, если оно является результатом творческой деятельности (оригинальным) и может использоваться самостоятельно. Под частью произведения понимаются любые отдельные части, выделенные из произведения, как механические (отрывок кинофильма, фрагмент картины), так и части, созданные с помощью творчества другого лица (глава книги). На основе указанной нормы охраняется и название произведения (разумеется, если оно является результатом творчества, оригинально и может использоваться самостоятельно). Например:

Используя в рекламном плакате строчки, написанные автором В. Чуевским, создатели плаката брали их в кавычки и указывали автора. Однако использование тех же слов в газетной статье (допустим, в качестве заголовка) никакими ссылками не сопровождается. Следовательно, используется свободно. Вместе с тем неоригинальные названия произведений авторским правом не охраняются (например: отборочный тур конкурса «Мисс Россия» или «Кавказский пленник», А. С. Пушкина).

В целом вопросы о том, что является произведением с точки зрения авторского права и каковы критерии, на основе которых судьи должны строить свои решения крайне сложно. Рассмотрим ещё пример.

Мещанский межмуниципальный суд Москвы, рассматривая дело по иску Е. Е. Сухова к издательству ЗАО «Компания АСТ- Пресс» о запрете использования названия «Я- вор в законе», счел нужным выяснить, не является ли выражение «вор в законе» устойчивым фразеологическим сочетанием. Суд исходил из убеждения, что подобное сочетание не может быть новым и оригинальным в качестве названия произведения. Своим решением от 20.04.2001г. суд отказал в защите названию «Я - вор в законе», не признав его оригинальным, и, следовательно, результатом творческой деятельности. Решение было оставлено в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 18.06.2001г.

В связи с тем, что в настоящий момент важной проблемой судебной практики по делам о нарушениях авторского права является определение объекта авторского права, следует для большей ясности привести еще один пример из информационного письма ВАС.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет книги под названием «Энциклопедия для детей и юношества».

Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей».

Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.

Согласно си.6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако, истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна.

Произведения, являющиеся объектами авторского права, перечислены в ст.7 Закона об авторском праве, перечень их не является ограниченным (об том говорит Закон), а перечень произведений, не являющихся объектами авторского права, строго ограничен (ст.8 Закона об авторском праве),

Не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, судебные решения и иные тексты законодательного, судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Например, авторское право не охраняет информацию о номерах телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.

Правда, в правоприменительной практике разрешения споров в сфере авторского права возникает много вопросов относительно определений круга произведений, не являющихся объектами авторского права. Так, например, законодательством четко не определен круг объектов, подпадающих под государственные символы и знаки, которые не являются объектами; также не решен вопрос о принадлежности прав, не определен порядок использования государственных символов и из сферы правовой охраны исключены официальные документы (законы, судебные решения).

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права, поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.

В силу прямого указания Закона не охраняются авторские права на произведения народного творчества (фольклор): частушки, поговорки, анекдоты. Эти произведения не охраняются в силу того, что их авторы неизвестны. Однако Бернская конвенция предусматривает охрану в отношении автора, который неизвестен, но его можно индивидуализировать. Наконец, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек.

Как возникает авторское право на произведение? Для чего используется знак охраны авторского права?

Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистраций произведения и иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п.1ст.9 Закона об авторских правах). Это положение корреспондируется со ст.5 (2) Бернской конвенции, которая устанавливает, что произведения литературы и искусства должны охраняться без каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

  • латинской буквы «С» в окружности;
  • имени (наименовании) обладателя исключительных авторских прав;
  • года первого опубликования произведения (п.1ст.9 Закона).

Буква «С» первоначально обозначала понятие слова «copyright»- авторское право. Данный знак охраны авторского права был впервые введен Всемирной конвенцией в 1952г. Размещение знака охраны согласно Всемирной конвенции об авторском праве (ст.III Конвенции) заменяет собой соблюдение формальностей, если таковые требуются по национальному законодательству определенной страны. Правовой охраной при применении данного знака в равной степени будут использоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, таки на произведения без такого знака. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением.

«Закон об авторском праве» (п. 2ст.9) указана презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.

Для возникновения и осуществления авторских прав нет необходимости соблюдать какие-либо формальности, в том числе и регистрировать объекты. Однако, из-за участившихся в последнее время в нашей стране случаев регистрации объектов авторского права, возникла необходимость в установлении системы официальной добровольной регистрации путем внесения в ст.9 «Закона об авторском праве» положения об определении уполномоченного органа, осуществляющего по желанию автора или иного обладателя авторских прав официальную регистрацию произведений и авторских договоров. К тому же такого рода регистрация распространена во многих зарубежных странах, У нас такая регистрация может проводиться в Российском авторском обществе (РАО).

В число давних членов входят такие именитые люди, как Александра Пахмутова, Юрий Антонов, Николай Добронравов и другие авторы. И все чаще авторам удается получить законно причитающиеся им деньги, что позволяет, в том числе, бороться с так называемыми «пиратами».

Абсолютно любое лицо может обратиться в РАО (или филиал РАО) с просьбой зарегистрировать свой объект интеллектуальной собственности. Регистрация эта платная. Размер оплаты, прежде всего, зависит от суммы, в которую заявитель оценивает регистрируемый объект.

РАО, а также иные организации, занимающиеся коллективным управлением правами авторов, в том числе и Роспатент, наделены правами выдачи специальных документов, подтверждающих факт регистрации произведений за конкретным лицом. Надо сказать, что любые документы регистрационного характера для авторских произведений не имеют правоустанавливающего характера и должны оцениваться судьями наряду с другими доказательствами, так как «авторское право на произведение возникает по факту его создания и не нуждается в соблюдении каких-либо формальностей» (ст.9 «Закона об авторском праве»). В результате у судей часто возникает вопрос о правовой природе этих документов.

Также регистрация может осуществляться Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Кроме всего этого, авторы, доказывая свое авторство на произведение, могут использовать любые доказательства (от черновиков и эскизов до показания свидетелей, видевших их творение). И, как уже было сказано, при отсутствии доказательств иного автором произведения признается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения.

Говоря об объектах авторского права, нельзя не задаться вопросом: возможно ли на основе одного объекта авторского права создание без согласия автора иного объекта авторского права?

Отвечая на данный вопрос, в первую очередь следует определить, что создано вторым автором- новое самостоятельное произведение, либо переделка ранее существовавшего.

Если существует литературное повествовательное произведение и на его основе другим автором создано драматургическое (пьеса) или поставлен фильм, в котором действуют те же герои, с той же фабулой, то для правомерного использования произведения необходимо получить согласие автора первоначального произведения. При этом автор повествовательного произведения не будет иметь авторских прав на созданное драматическое произведение. В случае, если автор повествовательного произведения не дал разрешения на его использование для создания пьесы, использование такого произведения будет незаконным.

Так, в газете «Книжное обозрение» говорилось о том, что у русского писателя Олега Шишкина «украли» часть материалов из литературного произведения, а именно: книг «Убить Распутина» и «Распутин. История преступления». По словам О. Шишкина, данное преступление совершил его соавтор, поставив на основе перечисленных произведений фильм. «Фильм этот,- как заявляет писатель,- один в один моя версия, только упрощенная».

Пример, безусловно, необычный и сложный. Права русского писателя действительно нарушены, но выносить какие-либо вердикты все же не следует, так как в данном случае необходимо исходить из положений об авторском договоре, заключенном между соавторами, и его условиях.

 

2.1. Проблемы определения объекта охраны

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.025 с.)