Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толерантность в межэтнических отношенияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Историческая практика взаимоотношений этносов и их культур показала, что возможно два типа отношений: толерантный и интолерантный. Существуют разные интерпретации понятия «межэтническая толерантность». Чаще всего под этим подразумевают индифферентность к этническим различиям, позицию самоограничения и намеренного невмешательства, да и просто терпение. Кроме того, имеет место понимание толерантности как стремления к взаимодействию на принципах равноправия и согласия. Всё это, разумеется, свидетельствует о неустоявшейся терминологии, тем более что термин «толерантность», как и само понятие, заимствованы из западной (главным образом англоязычной) литературы без должного этимологического анализа своего содержания. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет здесь созерцательный оттенок, пассивную направленность. Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, понятие толерантности определено как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. Толерантность не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. В основе толерантности лежит склонность людей к взаимной помощи, благодаря которой стало возможным выживание и прогрессивное развитие человечества. Толерантность как общественная ценность порождена существующими различиями в человеческих сообществах и проблемой уважительного отношения к этим различиям. Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон». (Терпимость рассматривается как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.) Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно- процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Противоположным типом взаимоотношений этносов и их культур является интолерантный тип отношений основывается на неприятии и нетерпимости культурных особенностей других народов. В этом типе основополагающим является убеждение, что собственное культурное окружение, своя система взглядов, свой образ жизни выше и лучше других. Соответственно нетерпимость и неприятие чужой культуры порождают стремление к ее подавлению, принижению или уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов и убеждений. Перечень практических проявлений и форм интолерантности довольно разнообразен: от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток, геноцида и умышленного уничтожения представителей другой культуры. Из широкого диапазона проявлений интолерантности наибольшее распространение в прошлом и настоящем получили «этноцентризм», «ксенофобия», «национализм», «культурный геноцид». В современном российском обществе наибольшее распространение получила такая форма интолерантности как ксенофобия, означающая неприязненное отношение к чужим этническим группам и их культурам. В зависимости от объекта этнической неприязни в России в настоящее время исследователи выделяют различные варианты ксенофобии: антисемитизм (неприязнь к евреям), кавказофобия (неприязнь к народам Кавказа), синофобия (неприязнь к китайцам), цыганофобия, азиатофобия и др. Так что же влияет на уровень толерантности/интолерантности в отношениях между индивидами? Во-первых, усиление конфликтности в полиэтнической среде, затронувшее постсоветские государства впрямую обусловлено болезненными процессами политической и экономической трансформации, распадом традиционной системы ценностей. Во-вторых, как это ни парадоксально, сама этничность. В истоке любой этнофобии лежит та же социально-психологическая структура различения между "нами" и "не-нами", что и в основе этнической самоидентификации. Но если во втором случае это различение носит лишь "констатирующий" характер ("мы" - такие, а "они" - другие), то в первом - оценочный ("они" хуже "нас", "мы" - жертва "их" происков и т. п.) В-третьих, возможен и такой вариант, когда негативное отношение к другим этническим группам концептуализируется на уровне государственной политики и лишь затем по каналам средств массовой информации привносится в массовое сознание (именно такая последовательность "от концепции - к формированию фобии" типична для национализма в ряде постсоветских государств, где теоретически "обосновывается" этническая "неполноценность" того или иного национального меньшинства). Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и, конечно, тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках. Но на этом основании считать этнонациональное самосознание опасным, стремиться не напоминать о нем было бы ошибкой, только усиливающей сложность межэтнических отношений. Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (эгоцентризм, этноэгоизм и т.п.) отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны далеко не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни. Он в значительной степени определяется и ситуацией - стечением всех этих обстоятельств. Таким образом, можно сделать вывод что, толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.
Список литературы:
1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. – СПб.: Питер, 2004. – 313 с. 2. Арутюнян Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 271 с. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М., 1983. 4. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: учеб. пособие для студентов университетов и педагогических вузов/ Г.С. Денисова, М.Р. Радовель. – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.- 280 с. 5. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие / отв. ред. В.А. Тишков. — М., 1997. — С. 61-72. 6. Лебедева Н.М. Социально-психологический аспект межэтнических отношений // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. / отв. ред. Л.М. Дробижева. — М., 1994. — С. 91-103. 7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320с. 8. Семенов Ю.А. Общество, страны, народы// Этногр. обозр. -1996.- № 2.- С.153-167. 9. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие / отв. ред. В.А. Тишков. — М., 1997. — С. 21-30. 10. Чичановский А.А. Толерантность в условиях постсоветского информационного пространства // Толерантность и согласие/ Отв. ред. В.А. Тишков. — М., 1997. — С. 248-260.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.008 с.) |