Психология интолерантности. Возможные объяснения. Интолерантность и идентичность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология интолерантности. Возможные объяснения. Интолерантность и идентичность.



Личностная идентичность

- определяется персональной самокатегоризацией человека

- формируется из образов «Я», сложившихся в результате восприятия себя как уникальной индивидуальности

- регулирует межличностные отношения

 

Социальная идентичность

- определяется самокатегоризацией с учетом групповых параметров

- складывается в результате восприятия себя ив качестве члена тех или иных ингрупп, отличающихся от аутгрупп

- регулирует межгрупповое поведение

- формируется на основе групповой категоризации и межгрупповом сравнении

- складывается в результате восприятия себя в качестве члена ингрупп

 

Феномен ингруппового фаворитизма

Оценивая и сравнивая различия между «своей» и «чужой» группами, человек будет склонным производить сравнение в пользу «своей».

Даже самые незначительные признаки групп. принадлежности будут достаточными для развития предпочтения к «своей» и искриминации «чужих».

 

Стремление человека оценивать положительно «свою» группу

- поднимает статус свой и своей группы

- формирует позитивнойть соц. идентичности

- способствует формированию высокой самооценки

- компенсирует личные недостатки и неудачи человека, не позволяющие сформировать положительную оценку.

 

Степень значимости соц. идентичности зависит от:

культуры – индивидуалистические

- коллективные

типа личности – аллоцентрический (соц.)

- идеоцентрический (сам)

 

Идентификационная матрица

 

Основу и.м. составляют различные идентичности – общечеловеческая, половая, религиозная и т.д. Одна из них может стать доминирующей. В соответствии с доминирующей человек будет выбирать необходимую информацию, структурировать ее, создавать свою картину мира, принимать решения, совершать действия. При изменении внешних обстоятельств структура идентичности человека может меняться.

 

Социальная идентичность

-базовая потребность личности – всегда стремится принадлежать к группе

- категория, формируемая соц. процессами.

 

Идентичность и интолерантность.

Соц. идентичность по природе конфортационна. Интолерантность связана не с фактом самоидентификации человека с той или иной группой, а с формой и характером переживания групповой принадлежности. Интолерантность зависит как от степени значимости для человека его групповой принадлежности, так и от знака ее оценки.

 

 

Интолерантность и агрессия. Зигмунд Фрейд. Интолерантность как форма коллективного нарциссизма.

 

Основная функция – создание среды для вытеснения агрессивных импульсов. Дает возможность ингруппе направлять свою агрессию на «подходящие» аутгруппы.

Эта агрессия сильнее, чем больше огрничения, нормы, которые действуют в аутгруппе.

Субъекты интолерантности нуждаются в объекте ненависти. Интолерантность позволяет канализировать агрессию, являющуюся структурным элементом личности некоторых индивидов.

 

 

Теория фрустрации агрессии

Фрустрация, вызванная невозможностью или неспособностью личности удовлетворить свои потребности, связывается с возникновением психологического напряжения.

Агрессия – способ разрядки напряжения. Объект может быть не связан с источником возникновения напряжения.

Теория фрустрации – агрессия объясняет распространение интолерантности в период соц. катаклизмов, когда фрустрация становится обыденным явлением. В основе возникновения фрустрации лежит необходимость индивида объективно и рационально оценивать действительность.

Интолерантность связанна: со склонностью представлять соц. процессы, подчиняющиеся надындивидуальным законам, как результат действия конкретных людей/групп; с неспособностью взять на себя ответственность за свою судьбу; со стремлением перекладывать ответственность за неудачи на некий объект, которым является «чужая» группа.

 

Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»

 

Агрессия – доброкачественная (спонтанная);

- злокачественная (немотивированная).

 

«Злокачественная» составляет структурную характеристику личности, склонной к интолерантности. Склонность к ней связана с недостаточной псих. силой «сверх-Я» и избыточной псих. силой «Оно». Это деструктивная агрессия – садомазохизм, некрофилия.

 

 

Т. Адорно «Исследование авторитарной личности»

 

Основные черты авторитарной личности:

- конвенционализм – непоколебимая привязанность к конвенциональным ценностям среднего сословия.

- авторитарное раболепие – связанное с мазохистскими элементами садомазохистского комплекса – некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы, эмоциональная потребность в подчинении.

- авторитарная агрессия – связана с садистскими элементами садомазохистского комплекса – склонность к поиску людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть, наказать.

 

 

Интолерантность и индивидуальный когнитивный стиль.

 

Стереотип – упрощенный, схематизированный образ соц. объектов. Неотъемлемая составляющая когнитивной сферы психического. Способствует познанию мира, упрощает и систематизирует поступающую сложную информацию, ускоряет процесс познания. Рациональная форма познания, способная давать релевантную картину мира. В условиях ограниченных информационными и временными ресурсами могут давать ложную информацию.

 

Разница между стереотипом, предубеждением и предрассудком:

- в степени аффективности;

- в степени готовности воплощать их в конкретные действия.

 

Стереотипы менее эмоционально нагружены и связаны с готовностью сделать что-то с представителями «стереотипной группы».

Предубеждения более нагружены эмоциями и есть готовность к действию.

Формирование предрассудков связано с готовностью к изменению в поведении.

Эффект иллюзорной корреляции.

Состоит из переоценки количества контактов с представителями «чужих групп». Переоценки частности негативного поведения, демонстрируемого этими «чужими».

Восприятие «чужого».

Склонность воспринимать членов «чужой» группы как безликих, взаимозаменяемых, карикатурных. Преувеличение сходства и преуменьшение различий внутри группы, как своей, так и чужих. Абсолютизация отличий между своей и чужими группами. Групповые ярлыки сохраняют упорядоченный и упрощенный взгляд на мир и побуждают человека реагировать на других, исходя из их принадлежности к группе, а не индивидуальной характеристики.

 

Когнитивный консерватизм.

Селективное внимание к сообщениям, согласующимся с уже известными установками. Селективное невнимание к информации, способной разрушить сложившуюся установку. С когнитивным консерватизмом, с неспособностью усваивать информацию, несогласованную с устоявшимися стереотипами, предубеждениями и предрассудками связываются трудности в их преодолении.

 

 

Ошибки атрибуции.

Соц. каузальная атрибуция – склонность интерпретировать поведение других людей и результаты их деятельности на основе их принадлежности к группе.

«Предельная ошибка атрибуции» тенденция рассматривать:

- успехи, достижения, превосходство своей группы как результат особых дарований, умений, присущих всем ее представителям

- упехи, достижения, превосходство чужой группы как результат благоприятных сложившихся обстоятельств

- неудачи своей группы, как неблагоприятное стечение обстоятельств, влияние чужой группы

- неудачи чужих как результат отсутствия необходимых у них умений и дарований.

 

Негативные свойства/поступки своих и позитивные свойства/поступки чужих этнических групп приписываются внешним, ситуативным факторам.

Позитивные свойства/поступки объясняются внутренними диспозициями. Одобрение поведения объясняется этим членством, а не индивидуальными свойствами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.009 с.)