Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология интолерантности. Возможные объяснения. Интолерантность и идентичность.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Личностная идентичность - определяется персональной самокатегоризацией человека - формируется из образов «Я», сложившихся в результате восприятия себя как уникальной индивидуальности - регулирует межличностные отношения
Социальная идентичность - определяется самокатегоризацией с учетом групповых параметров - складывается в результате восприятия себя ив качестве члена тех или иных ингрупп, отличающихся от аутгрупп - регулирует межгрупповое поведение - формируется на основе групповой категоризации и межгрупповом сравнении - складывается в результате восприятия себя в качестве члена ингрупп
Феномен ингруппового фаворитизма Оценивая и сравнивая различия между «своей» и «чужой» группами, человек будет склонным производить сравнение в пользу «своей». Даже самые незначительные признаки групп. принадлежности будут достаточными для развития предпочтения к «своей» и искриминации «чужих».
Стремление человека оценивать положительно «свою» группу - поднимает статус свой и своей группы - формирует позитивнойть соц. идентичности - способствует формированию высокой самооценки - компенсирует личные недостатки и неудачи человека, не позволяющие сформировать положительную оценку.
Степень значимости соц. идентичности зависит от: культуры – индивидуалистические - коллективные типа личности – аллоцентрический (соц.) - идеоцентрический (сам)
Идентификационная матрица
Основу и.м. составляют различные идентичности – общечеловеческая, половая, религиозная и т.д. Одна из них может стать доминирующей. В соответствии с доминирующей человек будет выбирать необходимую информацию, структурировать ее, создавать свою картину мира, принимать решения, совершать действия. При изменении внешних обстоятельств структура идентичности человека может меняться.
Социальная идентичность -базовая потребность личности – всегда стремится принадлежать к группе - категория, формируемая соц. процессами.
Идентичность и интолерантность. Соц. идентичность по природе конфортационна. Интолерантность связана не с фактом самоидентификации человека с той или иной группой, а с формой и характером переживания групповой принадлежности. Интолерантность зависит как от степени значимости для человека его групповой принадлежности, так и от знака ее оценки.
Интолерантность и агрессия. Зигмунд Фрейд. Интолерантность как форма коллективного нарциссизма.
Основная функция – создание среды для вытеснения агрессивных импульсов. Дает возможность ингруппе направлять свою агрессию на «подходящие» аутгруппы. Эта агрессия сильнее, чем больше огрничения, нормы, которые действуют в аутгруппе. Субъекты интолерантности нуждаются в объекте ненависти. Интолерантность позволяет канализировать агрессию, являющуюся структурным элементом личности некоторых индивидов.
Теория фрустрации агрессии Фрустрация, вызванная невозможностью или неспособностью личности удовлетворить свои потребности, связывается с возникновением психологического напряжения. Агрессия – способ разрядки напряжения. Объект может быть не связан с источником возникновения напряжения. Теория фрустрации – агрессия объясняет распространение интолерантности в период соц. катаклизмов, когда фрустрация становится обыденным явлением. В основе возникновения фрустрации лежит необходимость индивида объективно и рационально оценивать действительность. Интолерантность связанна: со склонностью представлять соц. процессы, подчиняющиеся надындивидуальным законам, как результат действия конкретных людей/групп; с неспособностью взять на себя ответственность за свою судьбу; со стремлением перекладывать ответственность за неудачи на некий объект, которым является «чужая» группа.
Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»
Агрессия – доброкачественная (спонтанная); - злокачественная (немотивированная).
«Злокачественная» составляет структурную характеристику личности, склонной к интолерантности. Склонность к ней связана с недостаточной псих. силой «сверх-Я» и избыточной псих. силой «Оно». Это деструктивная агрессия – садомазохизм, некрофилия.
Т. Адорно «Исследование авторитарной личности»
Основные черты авторитарной личности: - конвенционализм – непоколебимая привязанность к конвенциональным ценностям среднего сословия. - авторитарное раболепие – связанное с мазохистскими элементами садомазохистского комплекса – некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы, эмоциональная потребность в подчинении. - авторитарная агрессия – связана с садистскими элементами садомазохистского комплекса – склонность к поиску людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть, наказать.
Интолерантность и индивидуальный когнитивный стиль.
Стереотип – упрощенный, схематизированный образ соц. объектов. Неотъемлемая составляющая когнитивной сферы психического. Способствует познанию мира, упрощает и систематизирует поступающую сложную информацию, ускоряет процесс познания. Рациональная форма познания, способная давать релевантную картину мира. В условиях ограниченных информационными и временными ресурсами могут давать ложную информацию.
Разница между стереотипом, предубеждением и предрассудком: - в степени аффективности; - в степени готовности воплощать их в конкретные действия.
Стереотипы менее эмоционально нагружены и связаны с готовностью сделать что-то с представителями «стереотипной группы». Предубеждения более нагружены эмоциями и есть готовность к действию. Формирование предрассудков связано с готовностью к изменению в поведении. Эффект иллюзорной корреляции. Состоит из переоценки количества контактов с представителями «чужих групп». Переоценки частности негативного поведения, демонстрируемого этими «чужими». Восприятие «чужого». Склонность воспринимать членов «чужой» группы как безликих, взаимозаменяемых, карикатурных. Преувеличение сходства и преуменьшение различий внутри группы, как своей, так и чужих. Абсолютизация отличий между своей и чужими группами. Групповые ярлыки сохраняют упорядоченный и упрощенный взгляд на мир и побуждают человека реагировать на других, исходя из их принадлежности к группе, а не индивидуальной характеристики.
Когнитивный консерватизм. Селективное внимание к сообщениям, согласующимся с уже известными установками. Селективное невнимание к информации, способной разрушить сложившуюся установку. С когнитивным консерватизмом, с неспособностью усваивать информацию, несогласованную с устоявшимися стереотипами, предубеждениями и предрассудками связываются трудности в их преодолении.
Ошибки атрибуции. Соц. каузальная атрибуция – склонность интерпретировать поведение других людей и результаты их деятельности на основе их принадлежности к группе. «Предельная ошибка атрибуции» тенденция рассматривать: - успехи, достижения, превосходство своей группы как результат особых дарований, умений, присущих всем ее представителям - упехи, достижения, превосходство чужой группы как результат благоприятных сложившихся обстоятельств - неудачи своей группы, как неблагоприятное стечение обстоятельств, влияние чужой группы - неудачи чужих как результат отсутствия необходимых у них умений и дарований.
Негативные свойства/поступки своих и позитивные свойства/поступки чужих этнических групп приписываются внешним, ситуативным факторам. Позитивные свойства/поступки объясняются внутренними диспозициями. Одобрение поведения объясняется этим членством, а не индивидуальными свойствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.194 (0.008 с.) |