Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толерантность в рамках либеральной теории

Поиск

Толерантность в рамках либеральной теории

Вольтер «Трактат о веротерпимости»

Локк «Письмо о веротерпимости»

Миль «О свободе»

Роулс «Теория справедливости», «Политический либерализм»

 

Либеральная теория

Естественный человек – абстрактный человек является ядром любой эмпирической личности.

Естественные права – права, которыми человек обладает по самой своей природе.

Свобода – естественное состояние человека, а все соц. установления, ее ограничивающие – искусственны.

Общественный договор – взаимное соглашение относительно новой формы соц. устройства, к которому приходят свободные самоопределяющиеся индивидуумы, в равной степени ограничивая (сознательно и добровольно) свои права.

 

 

Постмодернизм. Предпосылки возникновения.

 

Очевидные провалы модернистского проекта: экологическая катастрофа, бюрократизация, неспособность социальных государств решить все социальные проблемы.

 

Очевидные успехи модернистского проекта: доступность образования, уравнивание жизненных шансов, повышение уровня жизни, которые вызвали к жизни новую соц-культурную реальность, требующую осмысления.

 

 

Постмодернизм.

Отказ от классической рациональности:

- представление о познании мира как о его ментальной копии, которая может быть, а может и не быть верной.

- вера в силу науки и разума, в объективность знания и познающего субъекта.

- вера в возможность познания соц. явлений в соответствии с принципами познания явлений физических.

- представления о том, что принципы естественно научного познания могут быть распространены на все сферы человеческой жизни, включая мораль и право.

- понимание мира социальных явлений как неотделимого от его интерпретации.

- признание того, что действиями людей управляет не некая объективная реальность, а представления о ней.

- представления о множественности интерпретаций соц. реальности, ни одна из которых не является «правильной»

- отказ от идеи познаваемости и управляемости мира

- отказ от любых универсалистских концепций и теорий

- внимание к уникальности, специфичности, разнообразию.

 

Границы толерантности и способы их определения.

 

Достижимость толерантности:

· Критерий эффективности

· Критерий внешнего по отношению к толерантности блага

· Критерий собственных свойств толерантности как добродетели (индивидуальна и постоянно смещается)

 

Смещение границ толерантности:

· За счет признания явления и включения его в сферу нормативного

· За счет включения явления в сферу частной жизни

· За счет индифферентности и скептицизма, присущих современному обществу

 

 

Достижение толерантности:

· Возможна не как ценность или добродетель, но как практика (Б.Уильямс)

· Как временный баланс сил между несоизмеримыми ценностями (Д.Грей)

· Как «персонализирующий взгляд» (Д.Хейд)

· Добродетель, свойственная людям, осознающим собственное несовершенство (Дж.Грей)

 

 

Толерантность как установка.

Установки – устойчивые оценочные реакции на какой-либо объект, которые проявляются в форме мыслей, чувств, готовности к действию.

Компоненты:

- когнитивный;

- аффективный (подумали и почувствовали);

- конативный (подумали, почувствовали и сделали)

 

Сферы проявления толерантности:

-межпоколенческая

-межэтническая

-межкультурная

-гендерная

-политическая

-соц.-экономическая

-межконфессиональная

-профессиональная

-межличностная

 

Толерантность как категория межгрупповых отношений

 

Сциентизм.

От лат. «наука». Абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества. Характерно восприятие естественных наук в качестве образца научного знания. Общество – объективная реальность, существующая от нашей воли и сознания независимо.

 

 

Гуманистическая перспектива в социологии.

Общество – не система застывших институтов, не обладает тем, что можно было бы назвать объективной структурой. Человек и общество – являют собой процесс…

 

Теория социального конструирования реальности (Л.Бергер, Т. Лукман)

 

Социальные явления, институты, установления являются продуктами человеческой деятельности, а не ее внешними обстоятельствами. Такие явления понимаются не как некие изначальные данности, а как результаты конструироваиня, производимого людьми в ходе их действий.

Конструирование соц. реальности – ее производство в ходе соц. практики. Субъективные значения подвергаются объективации и институализации, закрепляются, превращаются в объективные соц. структуры. Социальные структуры становятся частью используемых индивидуумами систем значений и ограничивают свободу их действий.

 

Механизмы институализации:

  • Хабитуализация – опривычивание, образ действия, вошедший в привычку
  • Седиментация – процесс осаждения, перехода в социальный опыт
  • Традиция – процесс наследования поколениями соц. опыта
  • Ренфикация – овеществление соц. реальности, сопровождается превращением созданного человеком мира в «мир вещей»

 

Сконструированный соц. порядок нуждается в постоянном воспроизводстве и легитимации. Высший уровень – символические системы теоретических традиций (универсумы). Угрозой для символического универсума является «чужой».

Против «чужого», существующего за пределами социума, чаще используется механизм иннигиляции – концептуальная ликвидация всего, что находится вне символического универсума. Внутри социума против чужого применяется терапия.

 

Социальные группы как способ организации социального пространства

Пьер Бурдье

  • Все критерии, по которым люди объединяются и разделяются в группы – расовые, национальные, классовые, - это способы понятийной организации, упорядочивание соц. пространства.
  • Признаков, по которым люди отличаются друг от друга, множество.
  • Не все признаки являются соц. значимыми, не все становятся основанием для классификации людей по группам, организации их в некий соц. порядок
  • Могут стать соц. значимыми любые признаки.

 

 

Этничность.

- принадлежность к биологической группе (особенности фенотипа)

- историческое происхождение (особенности семейной биографии)

- культурная принадлежность (особенности языковые или стилевые)

 

Примордиальный подход к пониманию феномена «этничность»

- изначально присущее человеку свойство

- черта, восходящая к его биологическому происхождению.

 

 

Культурно-исторический подход у пониманию феномена «этничность»

- устойчивые образования, формирование которых обусловлено общим ходом соц.-экономичекого и культурно-исторического развития

-сообщества, объединенные рядом признаков, среди которых: происхождение, история, язык, культура, экономическая жизнь, территория, психический склад.

 

Инструменталистский подход к пониманию феномена «этничность»

Этнические группы – общности, существующие для реализации конкретных экономических и политических целей.

Этнические группы – структурно обусловленные феномены, а не культурно.

Понятие «этническая группа» описывает место данной группы в экономической и политической стратификации общества.

Этническая идентичность индивида определяет его место в общественной организации труда и политической структуре.

Этничность есть инструмент политической стратегии.

 

Конструктивистский подход к пониманию феномена «этничность»

Этнич. группы являются соц. конструктором, т.е. произведены людьми в ходе соц. деятельности под влиянием различных соц.-исторических обстоятельств.

Этнические группы реальны благодаря институализации представлений, в ходе которой субъективные значения, придаваемые индивидуумом своему миру, превращаются в объективные социальные структуры. Соц. структуры, в свою очередь, становятся частью используемых индивидуумами систем значений и тем самым ограничивают свободу своих действий.

 

Этнические группы.

- способ структурирования соц. пространства

- существуют и как теоретические конструкторы, и как часть соц. практики

- реальны благодаря воспроизводству веры в их реальность; институтам, воспроизводящим эту веру.

 

Реальность этничности – это реальность отличий

Экономические и культурные различия между группами концептуализируются, осмысливаются соц. теорией в этнических терминах.

Осмысленные таким образом, они выступают как объективные разграничители соц. пространства.

Различия – языковые, культурные, поведенческие, конфессиональные, исторические, биологические и др. – между этими группами, как и сходство внутри этих групп, может быть предметом конструирования и деконструирования.

 

Идентификационная матрица

 

Основу и.м. составляют различные идентичности – общечеловеческая, половая, религиозная и т.д. Одна из них может стать доминирующей. В соответствии с доминирующей человек будет выбирать необходимую информацию, структурировать ее, создавать свою картину мира, принимать решения, совершать действия. При изменении внешних обстоятельств структура идентичности человека может меняться.

 

Социальная идентичность

-базовая потребность личности – всегда стремится принадлежать к группе

- категория, формируемая соц. процессами.

 

Идентичность и интолерантность.

Соц. идентичность по природе конфортационна. Интолерантность связана не с фактом самоидентификации человека с той или иной группой, а с формой и характером переживания групповой принадлежности. Интолерантность зависит как от степени значимости для человека его групповой принадлежности, так и от знака ее оценки.

 

 

Толерантность в рамках либеральной теории

Вольтер «Трактат о веротерпимости»

Локк «Письмо о веротерпимости»

Миль «О свободе»

Роулс «Теория справедливости», «Политический либерализм»

 

Либеральная теория

Естественный человек – абстрактный человек является ядром любой эмпирической личности.

Естественные права – права, которыми человек обладает по самой своей природе.

Свобода – естественное состояние человека, а все соц. установления, ее ограничивающие – искусственны.

Общественный договор – взаимное соглашение относительно новой формы соц. устройства, к которому приходят свободные самоопределяющиеся индивидуумы, в равной степени ограничивая (сознательно и добровольно) свои права.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.221 (0.006 с.)