Толерантность к психологическому стрессу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толерантность к психологическому стрессу



Проблема толерантности в психологии

Толерантность (от лат. tolerantio - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагопри­ятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, В деятельности человека явление толерантности зачастую связано с ослаблением влияния неблагоприятных факторов вследствие привыкания к ним. Для этого необходимо, чтобы сила воздействия была достаточной для формирования ответной приспособитель­ной реакции, но не чрезмерной, приводящей к быстрому и серьезному повреждению организма. При оценке разви­тия привыкания надо учитывать возможность повышен­ной устойчивости организма к одним факторам после воз­действия других. При определенных нагрузках толерант­ность оказывает благоприятное влияние на человека [2].

Так, механическая толерантность, т. е. способность про­тивостоять таким механическим воздействиям, как сила, давление, ускорение, является одним из важнейших аспектов предупреждения травматизма. В то же время отмечается, что чрезмерные отклонения от допустимых условий деятельности зачастую сопровождаются воздейс­твием негативных факторов на человека и принуждают его к толерантности. Это отрицательно влияет на качес­тво деятельности, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям.

Явление толерантности имеет большое положительное значение в групповой деятельности (терпимость людей по отношению друг к другу), при психологической подготовке к деятельности (повторное воздействие неожи­данного фактора не воспринимается таковым вследствие привыкания, наличия готовности действовать при его появлении). При определенных условиях толерантность может снижать фактор риска. Это проявляется в повы­шении порога эмоционального реагирования на угрожа­ющую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности переносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей. Однако все это справедливо лишь до определенного предела, при его превышении явление толерантности может иметь отри­цательный (разрушительный) характер.

Совершенствование толерантности к стрессу определяется характером предстоящей деятельности и должно входить в структуру психологической подготовки специалистов. Так, в психологии спорта рекомендуется с этой целью вводить в тренировочный процесс воздействия стрессо­вого характера, соответствующие сложным условиям соревнований [13]. Такими воздействиями могут быть:

· сбивающие факторы: решение двигательных задач на фоне неожиданных световых или звуковых эффектов, музы­кального сопровождения, отвлекающих вопросов и т.п.;

· затруднение работы ведущих анализаторов;

· лимит и дефицит пространства и времени;

· ограничения или искажение информации;

· утомление: совершенствование техники и тактики дейс­твий на фоне преодолеваемого компенсируемого и явного утомления.

В психологическом плане явление толерантности сводится к повышению эмоциональной устойчивости.

Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

 

К сожалению, механизмы эмоциональной устойчивости (ЭУ) и методы ее повышения психологическими средствами изучены еще недостаточно, хотя именно от этапа зависит психическое состояние человека и результату! его деятельности. Нет также и единого подхода к пониманию ЭУ. Здесь существуют, по крайней мере, четыре возможных подхода [45]:

1. Для первого из них характерно сведение ЭУ к проявлениям воли. Обоснованием этого является признание, что человек может изменять свое эмоциональное состо­яние волевым усилием, средствами аутогенной трени­ровки. Поэтому сторонники такого подхода (например, Е. А. Малерян) трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять своими эмоциями в ходе деятельности. Естественно, что такой подход к проблеме ЭУ существенно ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

2. В рамках второго подхода ЭУ считается интегральными свойством психики или свойством личности, благодаря которому человек способен осуществлять необходимую
деятельность в сложных условиях. Так, П. И. Зильберман считает, что под ЭУ следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимо­действием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельнос­ти человека, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной психогенной обстановке. При таком подходе, однако, весьма трудно определить роль и место эмоционального компонента среди остальных [44].

3. Третий подход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств. Эмоциональная устойчивость при таком подходе возможна на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, а также подвижностью и лабильностью нервной системы. ЭУ при таком подходе рассматривается как свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет рационального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии. При этом подчеркивается роль эмоционального возбуждения в экстремальных условиях, которое характеризуется состоянием активизации различных функций организма, повышением психоло­гической готовности к неожиданным действиям. Все это возможно за счет использования ресурсов личности.

4. В основе четвертого подхода лежит положение о том, что каждый психический процесс (познавательный, эмоци­ональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Примени­тельно к эмоциональному процессу это означает, что волевой, познавательный процесс, и тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, спо­собности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно вхо­дят в его состав. В соответствии с этим данный подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости. Приведем несколько примеров в подтверждение этого [45].

Так, К. Изард (США) показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, сами они не яв­ляются необходимой частью эмоций. А. Е. Олыпанникова считает, что для эмоциональной устойчивости характер­но отчетливое доминирование положительных эмоций. Их преобладание свидетельствует об умении человека преодолевать отрицательные переживания, неизбежно появляющиеся в сложных условиях деятельности, и яв­ляется одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости.

Таким образом,

при первом подходе основные психоло­гические факторы ЭУ выносят за ее пределы и считают следствием проявления волевых качеств,

при втором - ЭУ считают следствием интеграции разных психических процессов и явлений,

при третьем - имеют в виду резервы психической энергии,

при четвертом - на первый план выступают качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.

Обобщая и объединяя рассмотренные подходы, можно заключить, что ЭУ уменьшает отрицательное последствие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует появлению готовности к Действию в напряженной ситуации. ЭУ - один из важней­ших факторов надежности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Опыт изучения поведения людей в аварийных ситуациях показывает, что ЭУ носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные и приобретенные защитные механизмы. Поэтому ЭУ в контексте практической деятельности можно рассматри­вать как психологическую характеристику надежности человека, как функцию его интеллекта и психического образа решаемой задачи.

Эмоциональная устойчивость как качество личности яв­ляется единством следующих компонентов:

· мотивационного, определяющего силу мотивов ЭУ (один и тот же человек может проявить разную ее степень в зави­симости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность; изменяя мотивацию, можно увеличить или уменьшить ЭУ);

· эмоционального, накопленного в процессе преодоления отрицательного влияния экстремальных ситуаций;

· волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

· интеллектуального, проявляющегося в оценке и опреде­лении требований ситуации, прогнозе ее возможного из­менения, принятии решений о способах действий.

Благодаря ЭУ как качеству личности в экстремальных ус­ловиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности ее побудительных, регуляторных и исполни­тельных функций, которые позволяют сохранить, а в ряде случаев даже увеличить эффективность деятельности.

В число показателей ЭУ входят: правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка и принятие решений; пос­ледовательность и безошибочность действий по достиже­нию цели, выполнение функциональных обязанностей; поведенческие реакции (точность и своевременность дви­жений, характеристики речи, тремор конечностей и т.д.); изменения во внешнем виде (выражение лица, взгляд, мимика и др.). Познанию природы и закономерностей ЭУ способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов и смыслового содержания [45].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.012 с.)