Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толерантность к психологическому стрессу
Проблема толерантности в психологии Толерантность (от лат. tolerantio - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, В деятельности человека явление толерантности зачастую связано с ослаблением влияния неблагоприятных факторов вследствие привыкания к ним. Для этого необходимо, чтобы сила воздействия была достаточной для формирования ответной приспособительной реакции, но не чрезмерной, приводящей к быстрому и серьезному повреждению организма. При оценке развития привыкания надо учитывать возможность повышенной устойчивости организма к одним факторам после воздействия других. При определенных нагрузках толерантность оказывает благоприятное влияние на человека [2]. Так, механическая толерантность, т. е. способность противостоять таким механическим воздействиям, как сила, давление, ускорение, является одним из важнейших аспектов предупреждения травматизма. В то же время отмечается, что чрезмерные отклонения от допустимых условий деятельности зачастую сопровождаются воздействием негативных факторов на человека и принуждают его к толерантности. Это отрицательно влияет на качество деятельности, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям. Явление толерантности имеет большое положительное значение в групповой деятельности (терпимость людей по отношению друг к другу), при психологической подготовке к деятельности (повторное воздействие неожиданного фактора не воспринимается таковым вследствие привыкания, наличия готовности действовать при его появлении). При определенных условиях толерантность может снижать фактор риска. Это проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности переносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей. Однако все это справедливо лишь до определенного предела, при его превышении явление толерантности может иметь отрицательный (разрушительный) характер. Совершенствование толерантности к стрессу определяется характером предстоящей деятельности и должно входить в структуру психологической подготовки специалистов. Так, в психологии спорта рекомендуется с этой целью вводить в тренировочный процесс воздействия стрессового характера, соответствующие сложным условиям соревнований [13]. Такими воздействиями могут быть:
· сбивающие факторы: решение двигательных задач на фоне неожиданных световых или звуковых эффектов, музыкального сопровождения, отвлекающих вопросов и т.п.; · затруднение работы ведущих анализаторов; · лимит и дефицит пространства и времени; · ограничения или искажение информации; · утомление: совершенствование техники и тактики действий на фоне преодолеваемого компенсируемого и явного утомления. В психологическом плане явление толерантности сводится к повышению эмоциональной устойчивости. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости
К сожалению, механизмы эмоциональной устойчивости (ЭУ) и методы ее повышения психологическими средствами изучены еще недостаточно, хотя именно от этапа зависит психическое состояние человека и результату! его деятельности. Нет также и единого подхода к пониманию ЭУ. Здесь существуют, по крайней мере, четыре возможных подхода [45]: 1. Для первого из них характерно сведение ЭУ к проявлениям воли. Обоснованием этого является признание, что человек может изменять свое эмоциональное состояние волевым усилием, средствами аутогенной тренировки. Поэтому сторонники такого подхода (например, Е. А. Малерян) трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять своими эмоциями в ходе деятельности. Естественно, что такой подход к проблеме ЭУ существенно ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления. 2. В рамках второго подхода ЭУ считается интегральными свойством психики или свойством личности, благодаря которому человек способен осуществлять необходимую
3. Третий подход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств. Эмоциональная устойчивость при таком подходе возможна на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, а также подвижностью и лабильностью нервной системы. ЭУ при таком подходе рассматривается как свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет рационального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии. При этом подчеркивается роль эмоционального возбуждения в экстремальных условиях, которое характеризуется состоянием активизации различных функций организма, повышением психологической готовности к неожиданным действиям. Все это возможно за счет использования ресурсов личности. 4. В основе четвертого подхода лежит положение о том, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что волевой, познавательный процесс, и тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. В соответствии с этим данный подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости. Приведем несколько примеров в подтверждение этого [45]. Так, К. Изард (США) показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, сами они не являются необходимой частью эмоций. А. Е. Олыпанникова считает, что для эмоциональной устойчивости характерно отчетливое доминирование положительных эмоций. Их преобладание свидетельствует об умении человека преодолевать отрицательные переживания, неизбежно появляющиеся в сложных условиях деятельности, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости. Таким образом, при первом подходе основные психологические факторы ЭУ выносят за ее пределы и считают следствием проявления волевых качеств, при втором - ЭУ считают следствием интеграции разных психических процессов и явлений, при третьем - имеют в виду резервы психической энергии, при четвертом - на первый план выступают качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации. Обобщая и объединяя рассмотренные подходы, можно заключить, что ЭУ уменьшает отрицательное последствие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует появлению готовности к Действию в напряженной ситуации. ЭУ - один из важнейших факторов надежности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Опыт изучения поведения людей в аварийных ситуациях показывает, что ЭУ носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные и приобретенные защитные механизмы. Поэтому ЭУ в контексте практической деятельности можно рассматривать как психологическую характеристику надежности человека, как функцию его интеллекта и психического образа решаемой задачи.
Эмоциональная устойчивость как качество личности является единством следующих компонентов: · мотивационного, определяющего силу мотивов ЭУ (один и тот же человек может проявить разную ее степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность; изменяя мотивацию, можно увеличить или уменьшить ЭУ); · эмоционального, накопленного в процессе преодоления отрицательного влияния экстремальных ситуаций; · волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; · интеллектуального, проявляющегося в оценке и определении требований ситуации, прогнозе ее возможного изменения, принятии решений о способах действий. Благодаря ЭУ как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности ее побудительных, регуляторных и исполнительных функций, которые позволяют сохранить, а в ряде случаев даже увеличить эффективность деятельности. В число показателей ЭУ входят: правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка и принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнение функциональных обязанностей; поведенческие реакции (точность и своевременность движений, характеристики речи, тремор конечностей и т.д.); изменения во внешнем виде (выражение лица, взгляд, мимика и др.). Познанию природы и закономерностей ЭУ способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов и смыслового содержания [45].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.012 с.) |