Раздел I общая часть международного уголовного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I общая часть международного уголовного права



Редакционная коллегия

Сентябрь 2003 г.


Содержание

Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.. - 5 -

Глава 1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА... - 5 -

§ 1. История развития международного уголовного права. - 5 -

§ 2. Понятие международного уголовного права. - 21 -

§ 3. Принципы международного уголовного права. - 27 -

Глава 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ..... - 32 -

§ 1. Источники международного уголовного права. - 32 -

§ 2. Действие норм международного уголовного права во времени. - 47 -

§ 3. Действие норм международного уголовного права в пространстве. - 51 -

§ 4. Институт выдачи в международном уголовном праве. - 77 -

Глава 3 ПРЕСТУПЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ... - 85 -

§ 1. Понятие преступления по международному уголовному праву. - 85 -

§ 2. Оконченное и неоконченное преступление и соучастие в международном уголовном праве. - 99 -

§ 3. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность по международному уголовному праву. - 103 -

Глава 4 НАКАЗАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ... - 107 -

§ 1. Наказание по международному уголовному праву и его виды.. - 107 -

§ 2. Назначение наказания по международному уголовному праву. - 115 -

§ 3. Освобождение от уголовной ответственности и наказания по международному уголовному праву. - 118 -

Раздел II ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.. - 128 -

Глава 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ... - 128 -

§ 1. Международные преступления. - 128 -

Преступления против человечества. - 131 -

Военные преступления. - 140 -

§2. Международный терроризм.. - 145 -

Глава 2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА... - 153 -

§ 1. Преступления против прав и свобод личности. - 154 -

§ 2. Экономические преступления. - 163 -

§ 3. Коррупционные преступления. - 170 -

§ 4. Преступления против общественной безопасности. - 179 -

А. Преступления против общественной безопасности.. - 179 -

Б. Транспортные и связанные с транспортом преступления. - 188 -

В. Экологические преступления и преступления, совершаемые на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. - 193 -

Г. Преступления против здоровья и общественной нравственности.. - 198 -

Д. Посягательства на культурное наследие народов. - 202 -

 


Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Глава 3 ПРЕСТУПЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Глава 4 НАКАЗАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Раздел II ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Международные преступления

К международным преступлениям Уставами международных Нюрнбергского и Токийского трибуналов отнесены:

· преступления против мира;

· военные преступления;

· преступления против человечности.

Римским Статутом Международного уголовного суда в числе этих преступлений названы:

а) геноцид;

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) агрессия.

Как видно, перечень преступлений в данных документах практически не отличается. В Статуте выделен специальный вид преступления против человечности — геноцид, а также преступления против мира обозначены термином «агрессия».

Указанные преступления посягают на отношения против мира и безопасности человечества. Общественными отношениями по обеспечению мира, мирного сосуществования, безопасности мирового сообщества являются общественные отношения добрососедства народов, государств, мирного урегулирования споров, уважения и соблюдения принципов суверенитета государства, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государства, соблюдения прав и свобод человека, выполнения общепризнанных правил, методов ведения военных действий, сохранения окружающей среды для нормального безопасного существования народов.

Системы международных преступлений к настоящему времени нет. Работу по кодификации преступлений против мира и безопасности человечества ведет Комиссия международного права. После второго чтения в 1996 г. данная Комиссия утвердила проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, который включает пять международных преступлений:

· агрессию;

· геноцид;

· преступления против человечности;

· военные преступления;

· преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала.

На основании норм международного права и с учетом национального законодательства государств можно предложить следующую систему международных преступлений:

1)преступления против мира (агрессия);

2)преступления против человечества (геноцид; преступления против человечности; апартеид; разработка, производство, накопление, приобретение, хранение, применение, сбыт оружия массового поражения);

3)военные преступления (нарушения законов или обычаев войны; наемничество);

4)международный терроризм (захват воздушного судна и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой; захват заложников; незаконные захват и использование ядерных материалов; незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; бомбовый терроризм; финансирование международного терроризма).

Уставом Нюрнбергского трибунала к преступлениям против мира отнесены: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий (ст. б).

Планирование означает расчет людских и технических ресурсов, планы расположения вооруженных сил, направления их продвижения, осуществления режима на оккупированной территории, хозяйственно-технического обеспечения вооруженных сил и др.

Подготовка агрессивной войны включает в себя наращивание вооружений, не связанных с интересами национальной обороны и зашиты мира. В подготовку могут входить производство, приобретение оружия массового поражения, увеличение численности дивизий, проведение соответствующих учений, подтягивание дивизий к границам другого государства, отдача приказов ракетным войскам нахождения в повышенной боевой готовности, создание запасов продовольствия, боевых арсеналов и др. Засылка разведчиков в иностранное государство для выяснения стратегических военных и иных объектов, создание специальных натренированных отрядов, спецслужб также составляют подготовку к агрессивной войне. Подготовка считается оконченным преступлением с начала осуществления подготовительных действий.

Развязывание агрессивной войны означает вооруженное нападение на другое государство, прямой акт агрессии. Агрессия может начаться без объявления войны. Так началась война Германии против СССР, Японии против США во Второй мировой войне, Ирака против Кувейта и др. Развязывание агрессивной войны считается оконченным преступлением с первого акта агрессии.

Ведение означает продолжение уже начавшейся агрессивной войны. С продолжением начавшихся военных действий связывается юридический момент окончания преступления. Реальный захват оккупированного государства, полное поражение агрессора, прекращение военных действий и др. образуют фактическое окончание преступления.

Понятие агрессии дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций (ст. 1).

Согласно указанной резолюции к актам агрессии относятся:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них (ст. 3).

Перечень указанных актов агрессии не является исчерпывающим. Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 резолюции).

Как отмечалось, преступление агрессии входит в юрисдикцию Международного уголовного суда.

В 2002-2003 годах США и ряд других государств пытались доказать, что Ирак, возглавляемый С. Хусейном, подготавливается к агрессии. Подготовка Ираком к агрессии означала не только реальное обладание Ираком оружием массового поражения, но и попытки создания такого оружия.

В соответствии с нормами международного права агрессивная война является преступлением против международного мира и должна влечь за собой международную ответственность государства, а также уголовную ответственность физических лиц.

Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не признаются законными.

Агрессия предусмотрена как международное преступление многими правовыми системами государств. В УК РФ в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» имеются ст. 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны» и ст. 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны».

Уголовный кодекс Австрии в §320 «Угроза нейтралитету» раскрывает одно из проявлений агрессии и устанавливает, что агрессии нет в случаях:

· когда Совет Безопасности ООН как орган коллективной безопасности констатирует наличие угрозы миру, нарушение мира или наличие агрессии и принимает решение предпринять военные действия на основании главы VII ООН для поддержания или восстановления мира и международной безопасности;

· когда предпринимаются меры по поддержанию мира, включая способствование демократии, правовому государству и защите прав человека в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; или

— осуществляется решение Совета Европейского Союза, за принятие которого голосовала Австрийская Республика, на основании раздела V Договора о Европейском союзе в редакции Амстердамского договора в объеме ст. 23f Федерального закона о Конституционном Суде в редакции 1929 г.

Военные преступления

Понятие и перечень военных преступлений были даны в Уставе Нюрнбергского трибунала. К ним отнесены нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления (ст. 6).

В дальнейшем четырьмя Женевскими Конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны — этот перечень преступлений был расширен.

Как уже отмечалось, Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. к военным были отнесены военные преступления, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала, в том числе и «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г.

Серьезными нарушениями согласно четвертой Женевской Конвенции о защите гражданского населения во время войны являются: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей Конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью (ст.147).

Третьей Женевской Конвенцией об обращении с военнопленными к серьезным нарушениям, кроме перечисленных выше, отнесено принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы (ст. 130).

Женевскими Конвенциями запрещаются такие действия, как:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями (ст. 3).

С военнопленными следует обращаться гуманно. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессий воспрещается (ст. 13 третьей Женевской Конвенции).

Во время военных операций США и их союзников в Ираке в марте 2003 г. ряд телекомпаний начали демонстрировать в своих странах видеосюжеты с пленными солдатами США и их союзников, а также пленными иракскими солдатами. Такая демонстрация являлась нарушением указанной Женевской Конвенции и поэтому сразу же был пресечена.

Каждый военнопленный при допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением этих сведений, другую равноценную информацию. К военнопленным для получения от них каких-либо сведений не могут применяться никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям. Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них (ст. 17 Конвенции).

Во время войны с афганским режимом в конце 2001 г. вооруженными силами США были взяты в плен тысячи афганских плен­ных. Пленные были помещены на американской военной базе Гуантанамо (Куба). Первоначально власти США не хотели рассматривать пленных талибов в качестве военнопленных, т.е. той категории лиц, на которую распространяются положения Женевских Конвенций о военнопленных и двух Дополнительных протоколов к ней. Однако под давлением мировой общественности Президент США Д. Буш в начале 2002 г. заявил, что на пленных талибов распространяется статус военнопленных.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским Конвенциям 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г., гражданский медицинский персонал пользуется уважением и защитой. В случае необходимости в районе, где гражданские медицинские службы нарушены по причине боевых действий, гражданскому медицинскому персоналу оказывается всяческая возможная помощь. Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может подвергаться наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции (ст. 16).

Запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца и другие эмблемы, знаки или сигналы. Также запрещается преднамеренно злоупотреблять во время вооруженного конфликта другими международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами, включая флаг перемирия и защитную эмблему культурных ценностей. Запрещается использовать отличительную эмблему Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой Организации (ст. 38).

Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе (ст. 40).

В настоящее время в международных практике и документах встречаются два вида вооруженного конфликта. Международный вооруженный конфликт означает военные действия между государствами, между государством и группой государств. К международным относится вооруженный конфликт, в котором народы ведут борьбу против метрополии за освобождение от колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистского режима в борьбе за свое право на самоопределение. Примерами международного вооруженного конфликта являются военные действия боснийских хорват и мусульман против Югославии 1991-1992 гг., военная операция США против Афганистана в конце 2001 г., военная операция США и их союзников против режима С. Хусейна весной 2003 г.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это внутренние конфликты. Они имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами или между самими такими группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Обе чеченские военные кампании являются вооруженными конфликтами немеждународного характера.

Дополнительный протокол II к Женевским Конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г., распространил положения Женевских Конвенций на вооруженные внутренние конфликты, не носящие международный характер. Данные положения не применяются к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку они не являются вооруженными конфликтами (с. 1).

В Статуте Международного уголовного суда к военным преступлениям отнесены:

а) серьезные нарушения Женевских Конвенций от 12 августа 1949 г. (в том числе умышленное убийство; пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью; незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью; умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство; незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы; взятие заложников);

б) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права (нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях; умышленные нападения на гражданские объекты; нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН; умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством и др.);

в) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских Конвенций 1949 г. (убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; взятие заложников; вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом);

г) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права (умышленное нанесение уда ров по гражданскому населению; нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы; набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп и др.) (ст. 8).

Военным преступлением является наемничество. Как явление оно существует с древнейших времен. Армии Римской империи, Александра Македонского, Чингисхана и др. включали в себя громадное число наемников. Наемничество является характерной чертой и современного мира, в котором не утихают вооруженные конфликты как внутреннего, так и международного характера (конфликты в Чечне, на Балканах, арабо-израильский, в Восточном Тиморе и др.). Общественная опасность преступления проявляется в том, что формируется специальная когорта людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным моти­вам. Это приводит не только к утрате этими лицами общепризнанных человеческих ценностей, но и провоцирует возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях соответствующей «подпитки».

Наемничество запрещено рядом международных документов. В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. подчеркивается, что «каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».

Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в ст. 47 Дополнительного протокола I, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским Конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

Наемник — это любое лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

В этом Дополнительном протоколе подчеркивается, что наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.

В Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. данное понятие наемника было расширено. К наемникам Конвенция отнесла не только лиц, непосредственно принимающих участие в вооруженных конфликтах, но и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности и целостности. Понятием «наемник» обозначается также любое лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

· свержение правительства или иной подрыв конституционно го порядка государства или

· подрыв территориальной целостности государства (ст. 1).

Международная Конвенция 1989 г. к международным преступлениям отнесла новые составы о наемничестве. Таковыми были объявлены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.

Вербовка наемника означает деятельность по привлечению граждан третьих государств для выучки и участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, специальных средств, методов и приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и т. п. в разнообразных климатических и погодных условиях обстановки вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов и перечислении денег, выделении денежных сумм на содержание наемников. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте или военных либо иных насильственных дейст­виях.

От наемников необходимо отличать добровольцев. К последним относятся лица, изъявившие желание выехать в страну, находящуюся в вооруженном конфликте, при условии их добровольного поступления на службу в ряды вооруженных сил этой страны (Гаагская Конвенция о правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.). На добровольцев, в отличие от наемников, распространяются международно-правовые положения о статусе комбатанта и военнопленного. Также следует отграничивать от наемников военных советников, непосредственно не принимающих участия в военных действиях, направленных на службу в армию иностранного государства по официальным соглашениям между государствами.

Ответственность за военные преступления закреплена УК Польши, в гл. XVI которого «Преступления против мира, человечности и военные преступления» предусмотрены в ст. 122-126 составы нарушений законов и обычаев войны. Однако ответственность за наемничество и вербовку наемников (ст. 141, 142) в УК Польши предусмотрена не в главе о преступлениях против мира и безопасности человечества, а в главе о преступлениях против обороноспособности Республики Польша.

В УК РФ в главе о преступлениях против мира и безопасности человечества предусмотрены два состава военных преступлений: применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356) и наемничество (ст. 359).

Подробный перечень военных преступлений установлен в УК Испании. В гл. III «О преступлениях против лиц и собственности, имеющих защиту в случае вооруженных конфликтов» Раздела XXIV «Преступления против международного сообщества» сформулированы составы нарушений законов и обычаев войны (ст. 609-614).

При этом в ст. 608 УК Испании отмечается, на основании каких международных договоров осуществляется уголовно-правовая охрана потерпевших от военных преступлений.

Международный терроризм

Со времен первого исследования международного терроризма, проведенного ООН в 1972 г.,[142] международное сообщество до настоящего времени не выработало единого понятия «международный терроризм». Рост террористических проявлений, а также увеличение числа их жертв (в 1968 г. прошлого столетия пострадал 241 человек, в 1980 г. — 1569, в 1987 г. — 2905, а жертвами только террористического нападения на Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. стали 2819 человек) свидетельствуют о серьезной угрозе безопасному существованию мирового сообщества.

Попытка дать понятие терроризма была предпринята в 1937 г. в Женевской Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него. В этой Конвенции терроризм определялся как преступные действия, которые направлены против какого-либо государства и цель и характер которых состоят в том, чтобы сеять страх среди отдельных лиц, групп лиц или населения. Данная Конвенция так и не вступила в силу. Заслуживает внимания, несмотря на такой исход, определение этой Конвенцией террористических действий не как политических, а как уголовных деяний. Определение терроризма как уголовного преступления позволяет провести различие между ним и обычной вооруженной борьбой (включая восстание и даже партизанские военные действия).

Вопрос о таком разграничении стоит в Великобритании с ее проблемами в Ольстере, в Израиле — относительно палестинского движения, в Колумбии — в связи с «марксистскими» повстанцами, в Российской Федерации — относительно чеченских вооруженных отрядов и др.

На вооруженную борьбу, движение за освобождение и самоопределение распространяются законы и обычаи четырех Женевских Конвенций о защите жертв войны 1949 г., Дополнительных протоколов: I, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, а также II, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Террористические акты, даже если они совершаются во время вооруженных конфликтов, не должны подпадать под действие международных норм, регулирующих вооруженные конфликты. Однако в международном сообществе данное принципиальное положение не получило пока всеобщего признания. Сентябрьские события 2001 г. в США еще раз показали, что террористические нападения могут быть никак не связаны ни с вооруженными конфликтами, ни, тем более, с военными действиями.

Международный терроризм по существу является одним из преступлений, посягающих на мир и безопасность человечества. Объектом воздействия международного терроризма являются общественные отношения по обеспечению международного мира, добрососедства государств, безопасности общества, прав человека, основных свобод и демократических основ общества.

В Декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. подчеркивается, что государства осуждают как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами, угрожают территориальной целостности и безопасности государств, могут угрожать международному миру и безопасности, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества. В Декларации отмечается, что преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание209.

К проявлениям международного терроризма в международном уголовном праве относятся:

· бомбовый терроризм;

· вооруженное нападение;

· поджог;

· похищение людей и захват заложников;

· захват воздушного, морского судна;

· взрывы и иные подобные действия.

В настоящее время преступления, составляющие международный терроризм, предусмотрены рядом международных конвенций и отнесены к деяниям с универсальной юрисдикцией. В некоторых конвенциях отмечается, что их положения не применяются к определенным случаям. Например, в Международной Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. предусмотрено, что данная Конвенция не применяется в случаях, когда преступление совершено в одном государстве, предполагаемый преступник и потерпевшие являются гражданами этого государства, предполагаемый преступник найден на территории этого государства и никакое другое государство не имеет оснований для осуществления своей юрисдикции (ст. 3). Аналогичное положение закреплено и в Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

К конвенциям, определяющим составы международного терроризма, относятся: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1988 г; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.; Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.; Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.; Европейская Конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. и др.

Согласно указанным Конвенциям к международному терроризму относятся:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.054 с.)