Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Посягательства на культурное наследие народов

Поиск

Борьбе с уничтожением или повреждением культурных ценностей народов посвящены многие международные конвенции. В 1954 г. в рамках ООН была подписана Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта вместе с Протоколом к ней, в которой даны определения культурных ценностей. Культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных выше, такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых вышеуказанных культурных ценностей;

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных вышеуказанных ценностей, так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей» (ст. 1).

В Конвенции предусматриваются обязанности государств еще в мирное время обеспечить защиту в виде охраны и уважения культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта.

Государства должны запрещать, предупреждать и при необходимости пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Государства также запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другого государства (ст. 4).

Конвенцией регламентированы правила поведения оккупирующей страны по поддержанию усилий компетентных национальных властей оккупированной территории, направленных на обеспечение охраны и сохранения ее культурных ценностей.

В Конвенции дается понятие культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, и отмечается обязанность государств обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под такой защитой, воздерживаясь, с момента включения этих ценностей в Международный реестр, от любого враждебного акта, направленного против них, а также воздерживаясь от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях, кроме случаев, предусмотренных Конвенцией (ст. 8-9).

Умышленное разрушение перечисленных в этой Конвенции культурных ценностей, в том числе находящихся под специальной защитой, не вызываемое военной необходимостью, признается военным преступлением согласно подп. b IX п. 2 ст. 8 Римского Статута Международного уголовного суда.

В Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, рассматриваемые каждым государством как значимые для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки. К ним отнесены:

а) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

б) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

в) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;

г) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

д) старинные предметы более чем 100-летней давности, такие, как надписи, чеканные монеты и печати;

е) этнологические материалы;

ж) художественные ценности: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки); оригинальные произведения скульптурного искусства и любых материалов; оригинальные гравюры, эстампы и литографии; оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

з) редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

и) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;

к) архивы, включая фоно, фото- и киноархивы;

л) мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты (ст. 1).

В Конвенции к культурным ценностям, составляющим культурное наследие каждого государства, относятся:

а) культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории этого государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства;

б) культурные ценности, обнаруженные на национальной территории;

в) культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

г) культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

д) культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности (ст. 4).

Государства обязаны пресекать, предупреждать незаконные ввоз, вывоз и передачу права собственности на культурные ценности, под которыми понимаются действия, совершенные в нарушение правил, принятых государствами в соответствии с данной Конвенцией (ст. 2-3). В этих целях в Конвенции предусматриваются обязанности государства:

создать одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия, в обязанности которых должно входить принятие различных необходимых мер по выявлению, пресечению, предупреждению незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на важные культурные ценности;

учредить соответствующее свидетельство, которым государство-экспортер удостоверяет о даче разрешения на вывоз одной или нескольких культурных ценностей;

запретить вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено вышеупомянутое свидетельство;

24)довести такой запрет до сведения общественности и, в частности, лиц, которые могут вывозить или ввозить культурные ценности;

25)принимать в соответствии с национальным законодательством все необходимые меры по предотвращению приобретения музеями и другими учреждениями, расположенными на их территориях, культурных ценностей, происходящих из другого государства участника Конвенции, которые были незаконно вывезены после вступления в силу данной Конвенции. Всякий раз, когда это воз можно, информировать государство, откуда происходит эта культурная ценность и которое является участником данной Конвенции, о предложении вернуть подобную культурную ценность;

26)запретить ввоз культурных ценностей, похищенных из музея, или религиозного, или светского исторического памятника или подобного учреждения другого государства — участника данной Конвенции после ее вступления в силу при условии, что такая ценность числится в описи предметов, принадлежащих данному учреждению;

27)по требованию государства-участника принимать меры для обнаружения и возвращения любой подобной культурной ценности, ввезенной после вступления данной Конвенции в силу в обоих заинтересованных государствах, при условии, что государство, обращающееся с просьбой, выплачивает справедливую компенсацию добросовестному покупателю или лицу, которое имеет действительное право на эту ценность;

28)привлекать к уголовной или административной ответственности всех лиц, нарушивших запрет вывоза со своей территории культурных ценностей без разрешающих свидетельств, а также запрет ввоза похищенных культурных ценностей (ст. 5-8).

В Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. понятие «культурное наследие» включает:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

· достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии (ст.1).

Под «природным наследием» в Конвенции понимаются:

· природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

· геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

· природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты (ст. 2).

Конвенцией предусматриваются обязанности государств обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на его территории (ст. 4)308.

В нарушение названных Конвенций об охране культурного наследия народов весной 2001 г. афганские моджахеды разрушили исполинские статуи Будды, являющиеся бесценными для всего человечества, несмотря на обращения многих государств, международных организаций не предпринимать такие вандалистские действия.

В 1986 г. по инициативе ЮНЕСКО было принято Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, в котором рассмотрены меры международного сотрудничества по пресечению, выявлению и наказанию виновных, а также возврате культурных ценностей.

На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) был принят Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей. В этом договоре даны понятие и перечень движимых культурных ценностей, аналогичные тем, что имеются в Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. Типовым договором государства обязываются применять уголовные санкции:

31)к лицам и учреждениям, ответственным за незаконный ввоз или вывоз движимых культурных ценностей;

32)к лицам и учреждениям, сознательно приобретающим похищенные или незаконным образом ввезенные движимые культурные ценности или осуществляющим операции в связи с ними;

33)к лицам и учреждениям, вступающим в международный преступный сговор для приобретения, вывоза или ввоза движимых культурных ценностей незаконным путем (ст. 3).

В Европе принят ряд документов, направленных на охрану и пресечение преступных и иных действий в отношении культурных ценностей. В числе их можно назвать Европейскую культурную конвенцию 1954 г.; Европейскую Конвенцию о правонарушениях, связанных с культурной собственностью 1985 г.; Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы 1969 и 1985 г.; Европейскую Конвенцию о защите археологического наследия в редакции 1992 г.

В Европейской Конвенции о правонарушениях, связанных с культурной собственностью, 1985 г., дан перечень охраняемых культурных ценностей, аналогичный предусмотренному в международных — Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и Типовом договоре ООН о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей 1990 г.

В Приложении III к Конвенции о правонарушениях, связанных с культурной собственностью, 1985 г. перечислено около тридцати возможных составов преступлений в отношении культурной собственности. В основном они касаются хищений (кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа, разбоя); незаконных приобретений культурных ценностей, заведомо полученных преступным путем; уничтожения или повреждения культурной собственности; незаконных вывоза или ввоза культурных ценностей; нарушения предписаний, связанных с осуществлением археологических раскопок.

В Конвенции закреплена территориальная, персональная уголовная юрисдикция государства, а также предусмотрен реальный принцип действия закона в пространстве в случаях деяния;

совершенного за пределами территории государства, если культурная собственность, против которой направлено это преступное деяние, принадлежит государству или одному из его граждан;

совершенного за пределами его территории, если оно направлено против культурной собственности, первоначально найденной на его территории.

При этом оговаривается, что государство неправомочно возбуждать преследование в связи с преступлением, связанным с культурной собственностью, совершенным за пределами его территории, если подозреваемый не находится на его территории (ст. 13).

Вопросам невозвращения культурных ценностей посвящена Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 г.

В Конвенции перечень культурных ценностей, приведенных в Приложении к ней, соответствует перечню культурных ценностей, данному в Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.

В Конвенции предусмотрены меры:

- по реституции похищенных культурных ценностей;

- по возвращению культурных ценностей, перемещенных с территории государства в нарушение его права, регламентирующего вывоз культурных ценностей с целью защиты его культурного достояния («незаконно вывезенных культурных ценностей»).

К похищенной относится и культурная ценность, происходящая из неразрешенных раскопок или законно происходящая из раскопок, но незаконно изъятая, если это соответствует праву государства, где эти раскопки имели место (ст. 3). Незаконно вывезенной считается культурная ценность, временно вывезенная с территории государства, особенно в целях выставки, исследования или реставрации, в силу разрешения, выданного в соответствии с его правом, регламентирующим вывоз культурных ценностей по защите его культурного достояния, и которая не была возвращена в соответствии с условиями этого разрешения (ст. 5).

В Конвенции не рассмотрены вопросы признания невозвращения культурных ценностей преступлением, однако положения этой Конвенции могут быть использованы государствами для установления в своем законодательстве соответствующих уголовных санкций.

Так, например ст. 190 УК РФ установлена уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме названной статьи ответственность за преступления, связанные с нарушением установленных международно-правовых правил по обращению с культурными ценностями, в УК РФ предусмотрена в ряде других статей:

ст. 188 — за контрабанду культурных ценностей;

ст. 158-164 — за хищение в форме кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа, разбойного нападения; хищение предметов, имеющих особую ценность; вымогательство;

ст. 167, 168 — за уничтожение и повреждение чужого имущества;

ст. 213, 214 — за уничтожение или повреждение чужого имущества при хулиганстве или вандализме;

ст. 243 — за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность;

ст. 356 — за применение запрещенных средств и методов ведения войны в форме разграбления национального имущества на оккупированной территории.

Уголовное законодательство других государств также устанавливает ответственность за действия в отношении культурных ценностей, запрещенные международно-правовыми нормами.

Статьей 79 Уголовного закона Латвийской Республики уничтожение культурного и национального наследия признается преступлением против человечества, мира, наряду с военными преступлениями, геноцидом, т.е. международным. Преступными являются контрабанда ценностями (включая, культурные) (ст. 190 УК, а также хранение и реализация незаконно ввезенных товаров и других ценностей в Латвийскую Республику (ст. 191 УК) и др.

Статьями 321-324 УК Испании закреплена ответственность за преступления, касающиеся исторического наследия:

за разрушение зданий, имеющих особую защиту в силу их исторической, художественной, культурной или выдающейся ценности;

за заведомо незаконную дачу должностным лицом или государственным служащим положительного заключения на проекты сноса или ухудшения зданий, имеющих особую защиту;

за умышленное или неосторожное причинение ущерба архиву, реестру, музею, библиотеке, учебному заведению, научному кабинету (лаборатории), аналогичному институту или имуществу, имеющему историческую, художественную, научную, культурную или мемориальную ценность, а равно и археологическим раскопкам.


[1] См.: Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1896. Т. 2. С. 391.

[2] См.: Грабарь. В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917 гг.). М., 1958. С. 460.

[3] См.: Коркунов Н. М. Опыт конструкции международного уголовного права // Журнал уголовного и гражданского права. СПб., 1889. № 1.

[4] Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 2. С. 379.

[5] См.: Доклад Комиссии международного права, сорок первая сессия, 2 мая — 21 июля 1989 г. Дополнение № 10 ГА/44/10), гл. III.

[6] США в нем не участвуют и заключают двусторонние соглашения, позволяющие американцам быть вне юрисдикции Суда.

[7] См.: Каюмова А. Р. Международное уголовное право. Казань, 1998. С. 5.

[8] См.: Фисенко И. В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Минск, 2000. С. 205.

[9] См.: Шаргородский. М. Д. Некоторые вопросы международного уголовного права. //Сов. гос. и право. 1947. №3.

[10] См.: Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М.: Спарк, 1999. С. 7.

[11] См.: Панов В. П. Международное уголовное право. М.: Инфра-М. 1997. С. 16.

[12] См.: Карпец И. И. Преступления международного характера. М.,1979. С. 26-27

[13] См.: Галенская Л. Н. О понятии международного уголовного права // Советский ежеюдник международного права. 1969. М.: Наука, 1970.

[14] Правда, данный криминолог, называя международное уголовное право комплексной отраслью права, считает, что в перспективе она может сформироваться в самостоятельную отрасль. См.: Номоконов В. А. Международное уголовное право. Владивосток: ДВГУ, 2001. С. 16.

[15] См.: Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983. С. 209.

[16] См.: Фисенко И. В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. С. 205.

[17] Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. С. 9.

[18] См.: Там же. С. 9.

[19] См.: Кибальник А. Принципы международного уголовного права // Уголовное право. 2002. № 3. С. 23.

[20] Имеется в виду суд государства.

[21] См СЗ РФ 1996 № 16 Ст. 1769.

[22] Тот факт, что лицо уже понесло наказание за границей, российский суд мог принять во внимание и, соответственно, смягчить назначаемое наказание или полностью освободить его от отбывания наказания.

[23] Российская Федерация ратифицировала эту конвенцию 28 мая 2001 г. См.: Российская газета. 2001. 31 мая.

[24] Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков. М., 2000. С. 83.

[25] На 1999 г. из членов ООН не являлись участниками Женевских Конвенций о защите жертв войны только 3 государства: Эритрея, Маршалл и Науру.

[26] См.: Международное уголовное право. М.: Наука, 1995. С. 25-27.

[27] В дальнейшем — Международный трибунал по Югославии.

[28] См.: Никифоров А. Югославский трибунал рассматривает дело Воислава Шешеля // Индекс/Досье на цензуру.

[29] См.: Панов В. П. Международное уголовное право. С. 26.

[30] См.: ЛукашукИ. И. Нормы международного права. М., 1997. С. 27.

[31] См.: Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государства. М., 1983. С. 24.

[32] См.: Фисенко И. В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. С. 10.

[33] См.: Кузнецова Н. Ф. Транснациональная преступность: понятие и вопросы имплементации // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. Краснодар, 2000. С. 7.

[34] См.: Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. С. 18-19.

[35] См.: Панов В. П. Международное уголовное право. С. 6.

[36] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: СПАРК, 1997. С. 531. П. 5.

[37] См.: Коняхин В. П. Международный договор как источник российского уголовного права // Уголовное право в XXI веке. М., 2002. С. 158-159.

[38] См.: Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. С. 197.

[39] Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н. Т. Блатова, Г М. Мелков. С. 356.

[40] Там же. С. 354-355.

[41] Панов В. П. Международное уголовное право. С. 257-258.

[42] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С. В. Бородин, С. В. Замятина; Под ред. В. М. Лебедева. М., 1998. С. 72-74.

[43] См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 60-89.

[44] Черниченко С. В. Концепция юрисдикции Международного уголовного суда // Международный уголовный суд. Фонд «Гласность». М., 2000. С. 19.

[45] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IV. 2-е изд. М., 1936. С. 74-80.

[46] Ответственность предусматривалась в меньшем относительно международного права объеме, поскольку в соответствии со ст. 205 УК РСФСР наступала только за неосторожное преступление.

[47] См.: Справочно-информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[48] Там же.

[49] Международный уголовный суд. Фонд «Гласность». М., 2000. С. 51.

[50] В последнем случае возникает конкуренция территориального и персонального принципов, решение которой рассматривается далее.

[51] См.: Дипломатический вестник. 2002. № 3. С. 51-56.

[52] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[53] Действующее международное право. М., 1997. Т. 2. С. 69.

[54] См.: Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. С. 751.

[55] Там же. С. 764.

[56] См.: Международный уголовный суд. С. 52.

[57] См.: Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3-168.

[58] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М... 1970. С. 94-101.

[59] См.: Международные воздушные сообщения Союза ССР. Сборник документов. Т. 3. С. 143.

[60] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С. В. Бородин, С. В. Замятина; Под ред. В. М. Лебедева. С. 701-703.

[61] См.: Панов В. П. Международное уголовное право: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 1997. С. 292.

[62] См.: Броунпи Я. Международное право (в 2-х кн.). Кн. 1. М., Прогресс. 1977. С. 385-390, см.также: Действующее международное право. Т. 3. С. 625-630.

[63] Броунли Я. Международное право (в 2-х кн.). Кн 1. С. 385-390.

[64] Действующее международное право. Т. 3. С. 627.

[65] См.: Международные воздушные сообщения Союза ССР. Сборник документов. М., 1970. Т. 3. С. 144.

[66] Новый УК Эстонии принят 06.06.2001 г. и вступил в силу 01.09.2002 г.

[67] Действующее международное право. Т. 1. С. 518.

[68] Там же. Т. 3. С. 528-562.

[69] См.: Там же. Т. 1. С. 615-619.

[70] См.: Там же. С. 620-632.

[71] См.: Там же. Т. 3. С. 18-23.

[72] См.: Там же. Т. 1. С. 582-615.

[73] См.: Там же. Т. З. С. 51-60.

[74] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[75] См.: Действующее международное право. Т. 1. С. 562-582.

[76] См.: СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4369.

[77] См.: Дипломатический вестник. 1997. № 11. С. 45-48.

[78] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[79] См.: Новые законы и нормативные акты. Библиотечка «Российской газеты». 1998. №6 11.0.98-101.

[80] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 7. С. 13.

[81] См.: СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

[82] См.: Там же. Ст. 2349.

[83] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[84] См.: СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1769.

[85] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[86] См.: Волженкин Б. В. Действие уголовного закона в пространстве и проблемы борьбы с организованной преступностью // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. Краснодар, 2000. С. 39.

[87] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[88] См.: Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 240.

[89] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 9. С. 4-5.

[90] Лукашук И., Наумов А. Международное уголовное право. М., 1999. С. 45.

[91] См., например: Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М. 1999. С. 13.

[92] В том числе российских организаций, субъектов внешнеэкономической деятельности и др.

[93] См.: Броунли Я. Международное право (в 2-х кн.). Кн. 1. С. 433-434.

[94] Действующее международное право. Т. 2. С. 84-90.

[95] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[96] Конвенция определяет организованную преступную группу как структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду (ст. 2).

[97] См.: Действующее международное право. Т. 3. С. 60-89.

[98] См.: СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

[99] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[100] См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

[101] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[102] Соглашение носит ограниченный характер в сравнении с договором.

[103] См.: Кузнецова Н. Ф. Транснациональная преступность: понятие и вопросы импле-ментации // Современные проблемы с транснациональной преступностью. Краснодар, 2000. С. 6; Фисенко И. В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. С. 9-10.

[104] Решетов Ю. Создать широкое общественное движение за обеспечение неотвратимости ответственности за преступления // Международный уголовный суд. М., 2000. С. 21.

[105] См.: Верещетин В. С. Международный уголовный суд: новые перспективы?// Мос ковский журнал международного права. 1993. № 2. С. 6.

[106] См.: Ежегодник Комиссии международного права. Т.II (Ч. 2). 1983. С. 17.

[107] См.: Действующее международное право. Т. 3. С. 682-684.

[108] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[109] См.: Там же.

[110] См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

[111] Иной позиции придерживается В. П. Панов. Он считает, что в случае, когда норма международного права не трансформирована в национальное право, правоприменитель вправе ссылаться на нормы международного права напрямую (см.: Панов В. П. Международное уголовное право. С. 6).

[112] «Преследование» означает умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к какой-либо группе или общности — п. 2 ст. 7 Статута Международного уголовного суда.

[113] Первым в отечественной доктрине международного уголовного права эту идею выдвинул А. В. Наумов. См.: Наумов А. В. Влияние норм и принципов международного права на сближение уголовного права различных систем // Уголовное право в XXI веке. М. 2002. С. 19-21.

[114] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 23. Ст. 341.

[115] См.: Действующее международное право. Т. 3. С. 700-720.

[116] См.: Комиссаров В. С. К вопросу о понятии транснациональных преступлений// Современные проблемы с транснациональной преступностью. С. 11-16; Номоконов В. А. Международное уголовное право. Владивосток, 2001. С. 4-7.

[117] См.: Международный уголовный суд. С. 56.

[118] Эти и другие примеры свидетельствуют о непримиримой борьбе с коррупцией на самом высоком уровне во многих странах. К сожалению, такого нельзя сказать о России, многих бывших республиках СССР. Пока остается «неприкасаемая каста элиты», несмотря на известные всем факты ее коррумпированности.

[119] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4. С. 7.

[120] Действующее международное право. Т. 3. С. 65-66.

[121] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IV. 2-е изд. М., 1936. С. 74-80.

[122] См.: Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3-168.

[123] См.: Действующее международное право. Т. 2.1997. С. 68-71.

[124] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VII. М., 1933. С. 42.

[125] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 282.

[126] Конвенцией предлагается каждому государству-участнику при признании деяния проявлением коррупции рассмотреть возможность изменения своего законодательства с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемой коррупции такие деяния, когда в них участвует какое-либо иностранное публичное должностное лицо или международный гражданский служащий.

[127] См.: Действующее международное право. Т. 3. С. 765.

[128] См.: Там же.

[129] См.: Международный уголовный суд. С. 57.

[130] См.: СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

[131] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

[132] Телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды наказания следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки.

В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи. Кандалами и цепями вообще нельзя пользоваться как средством усмирения. Другие средства усмирения допустимы при определенных условиях в ограниченных случаях.

[133] См.: Международная защита прав и свобод человека. М. Юридическая литература. 1990. С. 290-311.

[134] См.: СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

[135] [135] См.: Действующее международное право. Т. 2. С. 130-132.

 

[137] См.: Действующее международное право. Т. 2. С. 43-45.

[138] См.: Международный уголовный суд. С.77.

[139] См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

[140] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280-290.

[141] См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

[142] Секретариатом было подготовлено исследование «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин этих форм терроризма и актов насилия, проистекающих из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен».

[143] Думается, что отнесение рабства к международным преступлениям мало обоснованно.

[144] «Серьезное» означает преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгий вид наказания.

[145] Конвенция вступила в силу 01.07.1982 г. Российская Федерация подписала Конвенцию в 1999 г., однако пока еще не ратифицировала ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.173 (0.015 с.)