Межгрупповая приспособляемость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгрупповая приспособляемость.



 

Согласно опросам общественного мнения, за последние 40 лет в США резкоснизилась предубежденность в отношении расовых меньшинств. Численность допускающих соседство в одном квартале чернокожих, имеющих равный с ними экономический статус, увеличилась с 35 до 84%, а белых, считающих, что чернокожие хуже них, стало меньше в 2 раза (соответственно 31 и 15%). Несмотря на то что это указывает на возрастание расовой терпимости, многие аналитики предостерегают от того, чтобы считать названные тенденции проявлением значительного уменьшения расизма. Фактически, сторонники "современного", или "символического", расизма утверждают, в Америке по-прежнему чувство антипатии в отношении чернокожих преобладает. Современный расизм с трудом поддается измерению, поскольку часто скрывается или не осознается. Более того, уменьшение предубежденности не означает резкого сокращения дискриминационных проявлений. Поскольку белые полагают, что черные добились значительного прогресса в достижении равенства, они воспринимают расовую дискриминацию как очень небольшую. А по­скольку черные считают, что в этом направ­лении сделано немного, они говорят о высо­кой степени дискриминации. Так, по мнению 74% черных, они подвергаются дискримина­ции при устройстве на работу, где заняты "бе­лые воротнички", но только 28% белых со­гласны с этим. На дискриминацию при получении приличного жилья указывают 58% черных, но только 23% белых думают так же. По этому поводу упоминают о диск­риминации 45% испаноязычных американ­цев, но только 29% белых согласны с этим.

 

 

Межгрупповые конфликты.

 

Расо­вые столкновения в южных штатах происхо­дят на почве неприятия таких явлений, как школьная десегрегация, равенство обще­ственных возможностей, право голосования, тогда как межгрупповая враждебность в дру­гих областях страны сосредоточены вокруг таких вопросов, как жестокость полиции, ди­скриминация при устройстве на работу, от­крытое жилищное строительство, иммигра­ция и антисемитизм. На Юге движение за гражданские права сделало своим приорите­том отмену "законов Джима Кроу" 1890-х го­дов, которые требовали расового разделения почти во всех сферах жизни. Основными средствами, применявшимися для борьбы за отмену этого закона, были ненасильственные действия: судебный процесс, переговоры, бойкоты, сидячие забастовки, пикетирова­ние, митинги и марши. Активное сопротивле­ние, которым встретили белые граждане и официальные лица Юга декрет Верховного суда от 1954 г. о десегрегации школ, привело к малой эффективности расовой интеграции. Однако общенациональные демонстрации и протесты в защиту гражданских прав, прово­дившиеся во второй половине 60-х годов, ока­зали мощную поддержку усилиям законода­тельной и исполнительной власти. В результате доля темнокожих учащихся, посе­щающих школы вместе с белыми, за период с 1964 по 1968 г. возросла с 1 до 39%.

На Севере расовые столкновения с при­менением насилия происходили между поли­цией и расовыми меньшинствами. На протя­жении 60-х годов несколько организаций борьбы за гражданские права, особенно Кон­гресс равенства рас, использовали ненасиль­ственные способы борьбы против дискрими­нации при получении работы. В то же время демонстрации протеста белых граждан на Се­вере были направлены главным образом про­тив общих школьных автобусов и различных видов открытого жилищного строительства. Например, белые в Ньюарке (штат Нью-Джерси) и Форест-Хиллз (штат Нью-Йорк) резко выступали против попыток разместить дома малообеспеченных из этнических меньшинств в своих общинах. А белые из пригоро­да Чикаго, заселенного только белыми, орга­низовали демонстрации против маршей за гражданские права, проводившихся в их об­щине.

Испаноязычное население все чаще ста­новилось объектом этнической враждебности из-за резкого роста своей численности, обус­ловленного высокими уровнями рождаемо­сти и иммиграции, как легальной, так и неле­гальной. Волна этих настроений была особенно сильна в течение 70-х годов, когда испаноязычных обвиняли в том, что они отби­рают работу у "настоящих" американцев. Та­ким образом, помимо постоянного раздраже­ния со стороны представителей Службы иммиграции и натурализации многие испаноязычные испытывали на себе различные формы враждебности и дискриминации со стороны соседей, на работе, в школе, в обще­ственных местах.

Другим фактором, способствовавшим обострению межгрупповой конфликтности, было возрождение антисемитизма. Количе­ство антисемитских проявлений (т. е. случа­ев словесного и физического насилия над ев­реями, их домами, бизнесом, организациями и синагогами) возросло с 49 в 1978 г. до 829 в 1982 г. Две трети этих инцидентов произошли на северо-востоке и в Калифорнии. Отча­сти рост религиозного фанатизма может быть связан с распространением деятельности Ку-Клукс-Клана и неонацистских организаций. Во время экономических спадов они восполь­зовались страхом перед нищетой и социаль­ными потрясениями экономически слабо за­щищенных американцев, назвав расовые и религиозные меньшинства виновниками всех бед.

 

Снижение межгрупповых конф­ликтов.

 

Большая часть усилий, направлен­ных на снижение межгрупповой, конфликт­ности, была аккомодативной, принявшей форму уступок или компромиссов путем: 1) учреждения комиссий по изучению вопро­са; 2) принятия законов при небольшой их практической реализации; 3) расширения программ образования и профессиональной подготовки; 4) расширения программ под­держания доходов; 5) символической уступ­чивости.

Учреждение авторитетных комиссий по изучению вопроса было типичной реакцией на большинство расовых беспорядков в США. Так, президент Л. Джонсон создал Комиссию Кернера для изучения беспорядков в гетто в 60-е годы. А вслед за убийствами Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди в 1968 г. он учредил Комиссию Эйзенхауэра для изуче­ния политического насилия и убийств. Влия­ние таких исследовательских групп пробле­матично, поскольку в ряде случаев их рекомендации президентом игнорировались или отвергались. По существу, их главная функция — попытаться убедить обществен­ность и пострадавшее меньшинство, что принимаются определенные меры, чтобы предотвратить возобновление беспорядков и насилия.

Другой формой уменьшения конфликт­ности стало принятие законов о борьбе с расо­вой и этнической дискриминацией и обеспе­чение минимальных ресурсов для подкрепления предусмотренных законода­тельством мер. На протяжении 70-х годов Ко­миссия США по гражданским правам тща­тельно изучала деятельность федеральных агентств, связанных с выполнением законов о гражданских правах. Она сделала вывод, что в деле обеспечения федеральных гражданских прав наблюдаются бездействие, равно­душие и отсутствие координации. Например, многие агентства недостаточно финансирова­лись и часто не обладали тем статусом и авто­ритетом, которые необходимы для выполне­ния своих обязанностей.

Одним из путей снижения межгруппо­вых враждебности и конфликтности является расширение программ образования и профес­сиональной подготовки для меньшинств. Не­редко такие программы призваны опроверг­нуть обвинения в том, что меньшинства лишаются различных возможностей в обла­сти работы или общественного положения из-за своей расы или этнической принадлежно­сти, и показать, что это происходит из-за недостаточного уровня образования и профессионализма. Поэтому одной из главных особенностей программы "Война с бедно­стью" было расширение образовательных и профессиональных программ. Многие про­граммы, ориентированные, на поступление в колледж, обеспечивали возможность полу­чить базовое образование и сыграли свою роль в повышении вертикальной мобильно­сти меньшинств, находившихся в невыгодном положении.

Расширение программ по поддержанию определенного уровня дохода было еще одним направлением, предназначенным для умень­шения межгрупповой враждебности и конфликтности. Некоторые аналитики утвержда­ют, что причиной резкого увеличения числа желающих получить пособия в 60—70-х го­дах была попытка ослабить движение за гражданские права. Согласно их точке зре­ния, американское общество не готово к тому, чтобы предоставить расовым меньшинствам жизненно необходимые возможности про­фессиональной занятости, поэтому програм­мы общественной помощи, включая продо­вольственные талоны и медицинские услуги, расширяются, чтобы удержать меньшинства в состоянии бедности. Стремление ослабить расовые волнения и межрасовую конфликтность, с одной стороны, мощное движение за выплату пособий — с другой, а также инфляция внесли свой вклад в увеличение числа получающих пособие.

Наконец, широко распространенной ре­акцией на межгрупповую враждебность является символическая уступчивость. Она за­ключалась в найме на работу, создании возможностей продвижения для немногих представителей меньшинств. Это еще называют "очковтирательством", поскольку немногие представители меньшинств могут занять видное положение, но именно они демонстрируют тесные общинные связи, например, перед телекамерами.

Реакция на требования меньшинств о расовом равенстве до 80-х годов была пре­имущественно пассивно—приспособленческой, пока федеральное правительство не приняло ряд энергичных мер для достижений расовой интеграции. Были не только введены в действие законы, направленные против не­равенства в таких сферах, как занятость, право голоса, общественные услуги, жилищные условия и образование, но для претворения их в жизнь было обеспечено мощное подкрепление со стороны законодательной, судебной и исполнительной властей. Однако успеху мешала оппозиция со стороны администрации в отношении некоторых направлений десегрегации (например, президент Р. Никсон был против общих школьных автобусов).

В какой степени антидискриминационные меры правительства способствовали межгрупповой интеграции расовых меньшинств в американское общество? Увеличилось ли количество позитивных социальных контактов между белыми и представителями меньшинств? Для изучения степени интегра­ции расовых меньшинств сосредоточимся на двух ее аспектах:

культурном и институциональном.

Уровень культурной интеграции расо­вых меньшинств в сегодняшней Америке лучшe всего описывается понятием "культурный плюрализм", что означает умеренную сте­пень культурной интеграции, сосуществую­щей с различиями в обычаях, языке и стиле жизни. Черные в Америке в условиях рабства утратили многие африканские традиции и усвоили больше культурных особенностей бе­лых американцев, чем другие небелые мень­шинства. Тем не менее в религии, музыке, искусстве, приготовлении пищи и семейной жизни у черных американцев сохранились и африканские обычаи. Более того, необходи­мо помнить, что культурная интеграция — это улица с двусторонним движением. Белые мериканцы тоже усвоили многие культур­ные особенности меньшинств, особенно в та­ких сферах, как музыка, искусство, приготовление пищи и речь.

Живя в резервациях в условиях тотальной расовой изоляции, американские индей­цы сохранили большую часть своего культур­ною наследия. Но покинувшие резервации — а таких в настоящее время большинство — активно усваивали культуру белых американцев. Испаноязычным и уро­женцам Азии, добровольным иммигрантам в Соединенные Штаты, присущ ряд собствен­ных культурных особенностей. Первое поко­ление иммигрантов в большей мере, чем последующие, сохраняет первозданные куль­турные традиции. Однако из-за продолжаю­щейся дискриминации и второе и третье поколения испаноязычных американцев и выходцев из Азии продолжают сохранять свои традиционные особенности.

 

Межгрупповая интеграция.

 

Сте­пень институциональной интеграции расовых меньшинств лучше всего описывается понятием "институциональный плюарлизм" — это сосуществование параллельных институтов, многие из которых создаются в ответ на узаконенную сегрегацию. В то же время некоторые из структур прекратили свое существование и были интегрированы — прежде всего бизнес, колледжи и больницы для чер­ных. Причем, например, слияние многих школ и колледжей для белых и черных при­вело к тому, что сотни чернокожих учителей и преподавателей потеряли работу.

Согласно анализу тенденций в области школьной интеграции в центральных городских районах ста самых крупных в США му­ниципальных округов, значительный ее рост происходит на Юге, тогда как на Севере сохроняется прежний уровень или наблюдается снижение. Например, если на Юге доля совместно обучающихся черных и белых американцев за период с 1967 по 1978 г. Возросла с 11 до 37 %, то на Севере сократилась с 37 до 36%. Главной причиной продолжающейся в центральных городских школах Севера расо­вой изоляции было движение белых, живу­щих в пригородах.

Анализ поселенческой сегрегации 25 главных городов с наибольшим количеством черного населения показал следующее. Со­седская сегрегация с 1970 по 1980 г. резко снизилась в пяти городах (Хьюстон, Даллас, Окленд, Джексонвилл и Ричмонд), осталась практически неизменной также в пяти горо­дах (Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон, Сент-Луис и Ньюарк) и выросла в двух городах (Филадельфия и Кливленд). Тем не менее на основе опроса белых и черных американцев делается предположение о некотором увели­чении поселенческой интеграции на протя­жении 70-х годов. Возрастает доля черных, имеющих белых коллег на работе. В течение 70-х годов отмечалось резкое увеличение ко­личества черных менеджеров и мастеров, в подчинении которых находились белые. При этом свыше 90 % белых сообщали о приятных контактах с черными сослуживцами, соседя­ми и друзьями, свыше 80% черных говорили о наличии приятных контактов с белыми в этих сферах. Несомненно, тесные социаль­ные контакты внесли вклад в рост количества межрасовых браков. За период с 1970 по 1980 г. количество черно-белых супружеских пар возросло с 65 тыс. до 166 тыс., большая часть состояла из черных мужей и белых жен. Однако, несмотря на рост количества межра­совых браков, они составляют менее 5% всех браков, заключенных черными.

Что думают ученые об источниках и спо­собах разрешения межгрупповых конфлик­тов? До 60-х годов большинство работ, где рассматривались расовые отношения, были по психологии, внимание в них было сосредо­точено главным образом на предубежденно­сти, характерной для индивидов и групп. Од­нако поздние исследования стали носить более социологический характер, все боль­шее место в них уделялось дискриминацион­ным действиям групп и институтов.

Популярными социально-психологиче­скими теориями, объясняющими причины расовой враждебности, являются теории фрустрации — агрессии, замещения и про­екции. Согласно фрустрационной теории, расовая предубежденность — результат не­возможности представителей доминирую­щей группы удовлетворить важные личност­ные потребности из-за виновности в этом (конечно, по их мнению) расовых мень­шинств. Замещение, или поиск козла отпущения, происходит, когда члены доминиру­ющей группы переносят враждебность с ис­тинного источника на меньшинства (напри­мер, объясняя безработицу наличием "незаконных" иностранцев). Проекция озна­чает перенос враждебности с какой-либо ин-группы ("своей") на аут-группу ("чужую"). Поскольку это взаимовлияющие процессы, то и представители меньшинств замещают или проецируют свои фрустрации на членов доминирующей группы. Но у этих теорий множество недостатков: им не удается объяс­нить, почему одни меньшинства выделяются, а другие нет или почему в разном социальном контексте фрустрация часто не приводит к агрессии.

Сторонники теорий социальной группы обычно приписывают межгрупповую враж­дебность представителям определенных со­циально-экономических групп. И хотя в большинстве исследований обнаружено, что уровень образования обратно коррелирует с расовой предубежденностью, в некоторых работах, посвященных изучению религиоз­ного фанатизма, показано, что антисемитизм растет с повышением уровня образования. Культурно-групповые теоретики сосредото­чивают свое внимание на конфликте, возник­шем из-за того, что люди принадлежат к раз­личным этническим, религиозным или региональным группам. Интересно отметить, что вопреки распространенному мнению, будто "этнические белые" ирландцы, итальянцы и поляки — по преимуществу ка­толики — проявляют большую предубежден­ность, чем белые протестанты, эмпирически­ми исследованиями обнаружена обратная закономерность.

Ситуационно-групповые теоретики уделяют внимание тому, в какой мере варьи­руются сущность и степень межгрупповой враждебности в различных группах (напри­мер, дома, с соседями, в общественном месте, в частном клубе или на работе). В этих иссле­дованиях обнаружено, что дискриминация, осуществляемая предубежденными людьми, широко варьируется в разных групповых си­туациях.

Институциональные теоретики дока­зывают,что главные детерминанты межгруп­повой враждебности — общие социальные факторы, такие, как урбанизация, индустри­ализация, автоматизация, иммиграция, спа­ды производства, инфляция, средства массо­вой информации и сексуальная революция. Однако с помощью таких подходов не удается объяснить широкие вариации межгрупповой враждебности у разных индивидов, подвергающихся воздействию одних и тех же общественных сил.

Большинство ученых сегодня понимают, что межгрупповые предубежденность и дискриминация не могут быть объяснены только на одном уровне — индивидуальном, групповом или институциональном.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.014 с.)