Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итоги участия граждан в 60—70-х годах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот вопрос широко дебатировался. Одной из причин разногласий был недостаток систематических сравнительных исследований. Другая причина — различия в интерпретации целей участия. Разногласия касались того, в какой мере программы поощряли гражданское участие — начиная с неконкретных пожеланий, содержавшихся в ведомственном документе, и кончая конкретными требованиями, выделением средств, необходимых, чтобы поощрять участие групп, и регулярным контролем со стороны федеральных служащих над тем, правильно ли осуществляется гражданское участие. Даже в рамках одной программы различные федеральные и местные чиновники по-разному интерпретируют одни и те же правила. В начале 70-х годов, например, группы гражданского участия в районах, находившихся в ведении Филадельфийского регионального управления Министерства жилищного строительства и городского развития, получали безвозмездную помощь в пределах 1 млн долл. для различных организуемых ими мероприятий. В эти мероприятия включались как проведение социальных действий, так и реализация проектов возрождения городов. А в Атланте и Далласе ни одна из групп, находившихся под административной юрисдикцией региональных ведомств, не осуществляла контроля над текущим финансированием. Эффективность гражданского участия зависит также от способностей руководителя, навыков организаторской работы, здравого смысла людей, входящих в группы, и от местной политико-административной среды. Какие выводы можно сделать из столь пестрой картины в масштабах страны? Немногочисленные проведенные исследования показывают, что участие граждан было не слишком эффективным в том смысле, что оно не вело к коренным изменениям в программах или к реформированию ведомств, оказывающих услуги, однако в некоторых случаях имели место важные изменения. Так, обследование, проведенное Институтом Брукингса в 62 городах, показало, что участие граждан сыграло решающую роль в 42% случаев и определенную роль еще в 29% случаев. Часто вознаграждением за участие отдельного лица или жителей данной местности могут быть побочные эффекты — установление новых знакомств в округе, особенно с лицами, отличающимися по расовым и этническим признакам или по имущественному положению, получение информации о наличных ресурсах в этой местности или городе, упрочение чувства принадлежности к местному обществу. Такие результаты могли бы быть особенно ценными на начальном этапе участия граждан, сразу же после подъема движения за гражданские права, когда лишь немногие американцы имели опыт совместного проживания людей разных рас и расовая дискриминация при аренде жилья лишь совсем недавно стала незаконной. Потенциальная полезность участия граждан в социальных программах для улучшения отношений между постоянными жителями отмечена в исследованиях. А. Хантер (1974) обнаружил, что в 75 районах Чикаго жители, принадлежавшие к местной организации, были более прочих склонны положительно оценивать свое окружение и выражать ему чувства симпатии. Изучая Северную Калифорнию, К. Фишер (1982) констатировал, что люди, перечисляя своих личных знакомых, упоминали своих коллег по местной организации столь же часто, как и соседей и товарищей по работе. Более того, первых в числе друзей называли чаще, чем соседей, сотрудников по работе и даже родственников. Другим побочным результатом гражданского участия было обучение женщин и меньшинств. В 60—70-х годах участие граждан и в особенности привлечение женщин и представителей меньшинств к выполнению непосредственно касающихся их программ давало им нечасто встречающуюся возможность развить в себе задатки руководителя и приобрести административный опыт. Так, в 1975 г. большинство чернокожих членов конгресса являлись в прошлом руководителями мероприятий в рамках гражданского участия. Многие представители меньшинств и многие женщины, занимающие сегодня средние и высшие посты в правительственной системе, впервые получили возможность проявить способности к лидерству в 60-х годах в ходе гражданского участия.
Гражданское участие в 80-х годах.
В этот период ряд специфических программ, которым в высокой степени были присущи традиции гражданского участия, которые требовали такого участия или поощряли его, были либо отброшены, либо слиты с другими программами по принципу единого субсидирования. Эта судьба постигла Программу социальных действий в территориальных общинах, Закон о всеобщей занятости, в рамках которых осуществлялась подготовка работников для многих социальных программ, находившихся под контролем общественности. То же произошло и с Двадцатым перечнем, включавшим ряд программ социальных услуг. Программы реконструкции городов и моделей развития городов были слиты в единый Пакет субсидий на развитие общины. Требования этой последней программы были ниже, чем в предшествующих ей, внимание и контроль со стороны Министерства жилищного строительства и городского развития неуклонно снижались. В других программах также не ставилось больших задач в смысле гражданского участия и не было цели привлечь к работе тех, для кого эти программы непосредственно предназначались, или их ближайших соседей. Мать, начинавшая с организации кружка игр для двухлетних малышей и за несколько лет развившая его до уровня центра охраны детства с двумя отделениями, может реально участвовать в выработке решений на городском уровне по вопросам детства, но не может принимать решения о доставке горячей пищи на дом или по поводу автобусов, приспособленных для кресел-колясок. К тому же новый тип гражданского участия имеет тенденцию к большему географическому охвату и большей формальной структурированности. Этот тип скорее предусматривает ежегодные слушания в масштабах страны по бюджетному финансированию, чем ежемесячные встречи матерей с руководителями местных центров охраны детства. Родители с невысоким уровнем дохода обычно с пользой для себя посещают такие встречи, но у них нет ни времени, ни опыта для участия в слушаниях по государственному бюджету. Наконец, были резко сокращены фонды для всех программ. В некоторых случаях группы пришли к выводу, что эти ассигнования просто не стоят ни времени, ни сил, которые приходится затрачивать на их выбивание. Было изучено гражданское участие в четырех программах: профессионального обучения, социальных услуг, специализации и общинного развития. Выяснилось, что в большинстве случаев это участие не было эффективным, ограничивалось лишь соответствующими ведомствами или ими же отобранными лицами со средним уровнем дохода. Исключения имели место там, где существовали хорошо организованные специализированные группы поддержки, в частности по охране детства или в связи с Пакетом субсидий на развитие общины, содержавшим наиболее жесткие правила в смысле гражданского участия. В этом отношении указанная программа опиралась также на традиции, унаследованные от предыдущих программ жилищного и городского строительства и движения по организационному оформлению местных общин.
Современные тенденции.
Как же обстоит дело сейчас? Ушла ли в небытие активность 60—70-х годов, возвратив граждан в эпоху обществ трезвости? Лишь частично. Многие группы, возникшие или получившие поддержку в ходе федеральных усилий по развитию гражданского участия, давно уже переключились на другие сферы деятельности. Ряд местных групп, ранее занимавшихся вопросами гражданского участия, обратились к программам социальных услуг, а затем — к жилищному строительству и экономическому развитию. До того, как федеральные фонды были урезаны, обследованием было выявлено более 500 низовых организаций, занимавшихся энергетикой, экономическим развитием и жилищным строительством (Н. Майер и Дж. Блэйк, 1981). Некоторым из них удалось выжить благодаря помощи из местных источников и средств штатов, а также различных фондов и частных пожертвований в дополнение к доходам от собственной экономической деятельности. В ряде случаев сохранялась правительственная поддержка через Пакет субсидий на развитие общины и другие программы. Управление экономического развития Министерства торговли, например, основало в масштабе страны несколько организаций, связанных с группами на местах, с целью обеспечить профессиональную подготовку местных кадров и техническую помощь местным усилиям в сфере экономического развития. Альтернативная форма гражданского участия предусматривает его институциализацию в качестве нормального элемента в процессе городского планирования. Примерно в 44 городах есть общинные советы, официально признанные в качестве участников повседневного процесса планирования. Эти советы охватывают весь город и занимаются широким кругом вопросов. В некоторых городах к таким советам обращаются только за тем, чтобы выяснить их мнение о некоторых программах. В других же городах поощряется гражданское участие на низовом уровне, хотя оно и не институировано (У. Ройэ и А. Гэйтс, 1981). Отдельным направлением гражданского участия является установление партнерства между группами граждан и частной промышленностью. Среди тех, кто добился наибольших успехов, можно назвать Службу жилищного строительства при Общинной реинвестиционной корпорации, занимающуюся ремонтом жилищ. Там, где осуществляются эти программы, местные жители составляют большинство в советах директоров, куда входят также представители городских властей и банковских учреждений. Штат сотрудников помогает жителям в ремонте жилищ, содействует получению ими займов и помощи со стороны города в виде жилищной инспекции, юридической поддержки и коммунальных услуг (X. Холлмэн, 1984).
Новые проблемы.
Одной из самых интересных новых концепций участия жителей местных общин является идея совместных усилий. Смысл ее заключается в том, что предоставляемые жителям услуги осуществляются на основе взаимодействия самих жителей и властей. Например, когда возникает проблема уборки мусора, ее можно разрешить, увеличивая правительственные расходы на очистку улиц, проводя уборку силами общин или побудив жителей более ответственно обращаться с отходами (Р. Рич, 1980; П. Вайармэн, 1984). Оказание услуг в рамках общины (в противовес участию в давлении на тех, кто должен был бы оказывать эти услуги) тесно связано с современной концепцией сообществ. Существует убедительные свидетельства, что разнообразные и прочные личные связи имеют важное значение в оказании эмоциональной и других видов поддержки отдельным лицам и целым семьям, а также для упрочения внутриобщинных отношений. В ряде проектов успешно использовались естественно существующие связи в интересах программ психического здоровья и помощи престарелым и матерям-одиночкам. Резкое снижение требований, предъявляемых в части гражданского участия, может привести к тому, что снизится и готовность оказывать социальные услуги тем, кто в них нуждается. Хотя некоторые города и штаты выработали взамен собственные требования, так дело обстоит не везде. Более того, законодательные собрания штатов, по-видимому, более отзывчивы к запросам большинства своих избирателей, чем к нуждам привязанных к своим домам престарелых людей или родителей-одиночек (если только эти группы населения не умеют заявить о себе и не организованы, что требует знаний, времени и денег). Тенденция к опоре на частный сектор для возмещения сокращенных и отмененных дотаций из федеральных фондов и программ может внести новые идеи и творческую струю в сферу социальных услуг. Однако пока частный сектор не встал на один уровень с федеральными фондами. К тому же участие частного сектора не является безвозмездным: его косвенно финансируют налогоплательщики, поскольку такого рода дотации рассматриваются как дающие право на налоговую скидку. Заинтересованность частного сектора в оказании социальных услуг зачастую может быть связана, по крайней мере, с косвенными выгодами для фирм, например с точки зрения рекламы. Высказываются опасения, что в некоторых случаях контроль частного сектора над новыми структурами гражданского участия в сфере занятости и профессионального обучения привел к коллизии интересов частного предпринимателя и тех людей, для которых были предназначены эти программы. Действительно, частный сектор редко дотирует те неоднозначные мероприятия, которые угрожали бы существующим структурам власти или отходили бы от устоявшихся методов решения социальных проблем. Тем не менее в динамичной, изменяющейся стране такие усилия — подобно движению за гражданские права и женскому движению — являются важнейшим вкладом в мирные общественные изменения. Новый акцент на использование добровольцев и личных связей в оказании социальных услуг отвечает многим традиционным ценностям социальных работников, включая прочность семейных отношений. Это не может, однако, заменить ответственности правительства за свою политику и финансирование программ. В большинстве случаев, например, медицинская помощь престарелым оказывается их дочерьми или невестками. Эта нагрузка становится все более ощутимой по мере того, как все больше женщин устраиваются на работу, а старшее поколение стареет и нуждается в постоянных и сложных видах помощи. Некоторые из тех, кто имеет на попечении престарелых, видят в работе единственный источник существования, другие уже сами пенсионного возраста и нездоровы. Хотя существуют сильные настроения в пользу того, чтобы в оказании социальных услуг опираться на соседские, семейные и личные отношения, делать это без всестороннего обдумывания и надлежащего финансирования было бы нереалистичным и в конце концов привело бы к перегрузке и разрушению добровольческих систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.008 с.) |