Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расовая дискриминация и неравенство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Расовая дискриминация и неравенство неизменно приковывают к себе внимание, поскольку они отражают фундаментальное противоречие между реальностью и эгалитарным идеалом, составляющим сердцевину американской демократической системы. Эти проблемы повсеместны и в той или иной степени задевают все основные расовые меньшинства и важнейшие аспекты общественной жизни. Попытки искоренить расовую дискриминацию и неравенство столкнулись с глубоко укоренившимися расистскими взглядами, со сложившимися групповыми и институциональными интересами, направленными на сохранение статус-кво. Длительная кампания, направленная против этих явлений, принесла значительные успехи, и условия, в которых ныне находятся чернокожие американцы и другие меньшинства, в некоторых отношениях значительно более благоприятны, чем несколько десятилетий назад. Однако многое еще предстоит сделать. Расовая дискриминация лучше всего может быть понята с точки зрения социальной стратификации. Все общества делятся на страты в том смысле, что индивиды находятся на разных ступенях иерархически организованной социальной лестницы и в разной мере участвуют в распределении вознаграждений и привилегий. А различаются общества по принципу стратификации и социальным процессам, на которые она опирается. Там, где существует расовая дискриминация, шансы индивида на более или менее выгодное и влиятельное общественное положение в значительной мере зависят от функции расовой группы, к которой он принадлежит. Поэтому расовая дискриминация может быть определена как дифференцированный подход членов доминирующей расы, функцией которой является отрицание или ограничение свободы выбора для представителей подчиненной расы. Господствующая в Соединенных Штатах расовая группа — белое большинство — приобрела и удерживает непропорционально большие преимущества, налагая жестокие ограничения на социальную мобильность расовых меньшинств. Как современная социальная проблема расовая дискриминация проявляет себя в качестве самовоспроизводящегося процесса, протекающего на индивидуальном, организационном и структурном уровнях. На уровне индивида она проявляется в основанных на предрассудках установках и поведении. Примером может служить поведение кадровиков, которые изначально считают выходцев из меньшинств неподходящими для занятия ответственных постов и принимают их, как правилo, на низшие должности, независимо от опыта и квалификации. Точно так же стереотипы мышления преподавателей могут побудить их направить внимание и усилия студентов из меньшинств на темы и вопросы, которые не позволят им полностью реализовать свои возможности и подготовиться для перспективной и престижной работы. Какими бы ни были их мотивы, эти люди в своем поведении основываются на стереотипных предрассудках и одновременно усугубляют их, лишают жертвы своих предрассудков возможностей, предоставляемых другим, и тем самым увековечивают дискриминацию. На организационном уровне расовая дискриминация включает в себя введение установок и правил, которые благоприятствуют белым и ущемляют меньшинства. Возможно, самым вопиющим примером такой дискриминации является "закон стажа" — "последним принят, первым уволен", — в соответствии с которым сотрудники, недавно принятые на работу, являются наиболее вероятными кандидатами на увольнение при реорганизации. Условие стажа крайне затрудняет для представителей меньшинств возможность утвердиться в тех должностях и статусе, на которые их исторически никогда не допускали. Другой пример дискриминации на организационном уровне — политика «красной черты», проводимая некоторыми банками и ссудными учреждениями, которые отказываются выдавать кредит и ссуды жителям определенных микрорайонов. Дискриминация на уровне организаций, как и на уровне индивидов, вовсе не обязательно резко бросается в глаза или является преднамеренной. Наконец, понятие структурной дискриминации означает, что дискриминация в одной области предопределяет трудности в другой. Проявляясь в сфере образования, она лишает надежды на получение хорошей работы. Дискриминация при приеме на работу не дает возможности заработать деньги на покупку приличного дома. А дискриминация в жилищном вопросе вынуждает тех, кто стал ее жертвой, жить в районах, где школы не могут дать полноценного образования. Наиболее важным в дискриминации является то, что в современной Америке она усугубляет издавна существующее расовое неравноправие.
Исторический аспект. Все основные расовые меньшинства в США стали объектом подавления. В любом случае главной целью было обеспечить, сохранить или расширить доминирование белого населения англосаксонского происхождения. В этом смысле особенно показателен опыт чернокожих американцев. Их порабощение довело расовое неравенство до крайности, отрицая за ними всякое право на выбор, инициативу и ответственность. Жесткие ограничения и дегуманизация, характеризовавшие систему рабовладения в Америке, оправдывались расистской идеологией, определявшей чернокожих как биологически низшие существа. Хотя в период восстановления, последовавший за Гражданской войной, чернокожим были предоставлены значительные политические и экономические возможности, они вскоре были сведены на нет вновь возродившимися и широко распространившимися притеснениями. В результате в положении чернокожих произошли лишь номинальные изменения. Белое превосходство и поддерживающие его структуры сохранялись фактически еще почти целое столетие. Исторический опыт других расовых меньшинств был менее жестоким и не столь всеобъемлющим, однако это тоже был опыт подчинения. Так, американские индейцы были подавлены военным превосходством и политической софистикой белых. По мере того как белые продвигались на Запад, индейцев истребляли и сгоняли с земель, на которые они имели моральное и историческое право. Создав для них резервации на бесплодных землях, правительство в дальнейшем милостиво предоставило их собственной судьбе. Американские мексиканцы тоже лишились своих территорий. Большая часть коренного мексиканского населения американского Запада и Юго-Запада изгонялась со своих земель и либо превращалась в пеонов, либо была вынуждена эмигрировать в Мексику. Как отмечают М. Стейнфилд (1970), М. Мейер и Ф. Ривьера (1972),мексиканцы испытывали на себе то же презрение, которым были окружены индейцы. Хотя китайцы и японцы являются добровольными иммигрантами в США, их стремление улучшить свое положение сдерживалось дискриминационными мерами, направленными на то, чтобы сузить их возможности и дать преимущества белым. Среди этих мер следует отметить Исключительный закон 1882 г., в соответствии с которым китайцы стали первой расовой группой, для которой был ограничен доступ в США. Он продолжал действовать до 1943 г., когда была введена скромная иммиграционная квота. Закон об иммиграции (закон Джонсона) 1924 г. ввел аналогичные ограничения против японцев. Он закрыл доступ в страну лицам, не имеющим права на получение гражданства, к которым относились японцы. Целью настоящей статьи не является детальное перечисление проблем, с которыми сталкиваются эти группы в Соединенных Штатах. Уместно отметить здесь, однако, что на протяжении большей части национальной истории расовая дискриминация являлась составным элементом официальной политики. Последовательная дискриминация осуществлялась, предписывалась или санкционировалась законными органами власти на всех уровнях государственной структуры. Сказанное лучше всего иллюстрирует изощренная сегрегация, которую утвердил и сделал прецедентом Верховный суд США своим решением по делу "Плесси против Фергюсона" в 1896 г., где была употреблена формула "раздельны, но равны". История правовой дискриминации представляет собой картину коренной противоположности между этническими белыми и расовыми меньшинствами, страдающими от пропитанного предрассудками обращения со стороны большинства общества. Причины дискриминации. Существует целый ряд теорий и гипотез, объясняющих расовые предрассудки и дискриминацию. Наиболее распространенные объяснения расизма можно разделить на три широкие категории — психологические, нормативно-культурные и социоструктурные. Психологические теории объясняют дискриминацию через индивидуальные свойства и склонности человека. Одна из самых признанных концепций предполагает, что дискриминация представляет собой форму агрессивности, порожденной неудовлетворенными потребностями. Люди не всегда способны направить свою агрессивность против реального источника, постигшего их разочарования — из-за того ли, что неясно себе его представляют, из-за его ли отдаленности или неравенства сил, и они начинают искать объект, который мог бы его заменить. По этой гипотезе, расовые меньшинства становятся "козлом отпущения", поскольку они слабы и беззащитны. С этой точки зрения притеснения чернокожих на Юге в значительной мере следует расценивать как агрессивную реакцию белых на экономические проблемы, которым, в силу исторически сложившихся условий, подвержен этот регион. Чернокожие были самыми осязаемыми и доступными мишенями, которыми можно было подменить подлинные причины этих условий. Пожалуй, самое интересное психологическое объяснение дает концепция " авторитарности " (Адорно и др., 1950). В ее основе лежит идея, что дискриминационное поведение вызывается определенным набором личных качеств, среди которых — реакция индивида на власть и отношение к ней. Предрасположенными к расистским взглядам и действиям считаются люди, проявляющие такие черты, как иррациональный конформизм, жестокость, этноцентризм и т. д. Этот общий тезис дал толчок к исследованиям роли личных качеств индивида в связи с дискриминацией. Одним из результатов дискуссий и исследований стало усиленное внимание к конкретным условиям, способным стимулировать или сдерживать проявление индивидуальных наклонностей. Нормативно-культурные теории. Сторонники этого подхода полагают, что люди проявляют расовые предрассудки и соответствующим образом ведут себя, потому что их побуждает к этому сам характер социализации. Общество учит их дискриминации, вознаграждает за нее и требует ее проявлять, чтобы соответствовать господствующим культурным нормам. Как и во многих других сферах общественной жизни, трудно сопротивляться нажиму, побуждающему подчиниться дискриминационным нормам. Т. Петтигрю (1961) высказывает весьма поучительные соображения относительно расовых отношений на Юге: "Выступать в пользу превосходства белых в условиях Юга — значит идти по линии наименьшего сопротивления. Если ваши родители и сверстники пропитаны расовыми предрассудками, если в окружающем вас мирке расовая дискриминация рассматривается как образ жизни, если отход от нее может привести к остракизму, тогда антинегритянские настроения являются не столько самовыражением, сколько социально оправданным поведением". Нормативный подход предполагает, что вероятность дискриминации снижается там, где ослабляются поддерживающие ее нормы. Введение соответствующего законодательства и решительные действия расовых меньшинств привели к определенному ослаблению дискриминации во всех районах США и сделали ее проявления менее откровенными. Социоструктурные теории. Здесь исходной является идея о том, что доминирующая расовая группа осуществляет дискриминацию, чтобы сохранить или упрочить свои экономические и политические позиции. Рабство в Америке было в конечном счете эксплуатацией, доведенной до высшей точки, и навязанные впоследствии многим чернокожим издольщина и арендаторство могут быть объяснены именно так. Примером конкуренции может служить отношение к японскому меньшинству, которое не испытывало на себе жестоких дискриминационных мер, пока в общественном мнении не возникла идея, что японцы посягают на права белых в сфере занятости. Делая упор на определенные преимущества, традиционные для той или иной группы населения, социоструктурный подход может быть полезным для объяснения устойчивости расового неравенства США.
Показатели неравенства. Кумулятивный эффект расовой дискриминации можно проследить, используя в качестве показателей положение меньшинств в наиболее важных отраслях образования, занятости и доходов. Хотя современные представления о неравенстве различаются в зависимости от групп населения и институтов общества, имеющиеся данные позволяют заключить, что американской нации еще предстоит долгий путь, пока она достигнет равенства в распределении возможностей и благ, которыми владеет общество. Образование. Получение соответствующего образования является главной возможностью социальной мобильности для всех американцев. Данные за 1980 г. демонстрируют существенный расовый дисбаланс в этой области. По средней продолжительности обучения в школе превосходство белых американцев над индейцами, чернокожими, пуэрториканцами и мексиканцами составляло от 0,3 до 2,9 года. Для полной средней школы и колледжа эти различия еще более разительны. Среди белых граждан в возрасте 25 лет и старше 70% закончили полную среднюю школу в сравнении с 37,6% лиц мексиканского происхождения, 40% пуэрториканцев, 51% чернокожих и 56% индейцев. Более 17% белых, по крайней мере, четыре года учились в колледже, что далеко превосходит показатели по всем упомянутым меньшинствам. Среди занимавших второе место чернокожих американцев таких оказалось 1.4%. Американские китайцы и японцы составляют примечательное исключение из общего правила. По всем трем показателям они обогнали белых. Цифры поражают — более 36% китайцев и около 26% японцев не менее четырех лет обучались в колледже. Относительный успех американцев азиатского происхождения привлек значительное внимание. Он находит отражение и в статусе этой группы населения. С другой стороны, распространенное мнение, что американцы азиатского происхождения создали модель социально-экономического успеха, является предметом дискуссий. Занятость и род занятий. Уровень и характер участия меньшинств на рынке рабочей силы более или менее совпадают с образовательными показателями различных групп. Среди белых в 1980 г. менее 8% не имели работы, для мексиканцев эта цифра составляла 11,7%, пуэрториканцев и чернокожих — 11,8%, индейцев — 13%. У китайцев и японцев здесь дело обстояло сравнительно благополучно — соответственно 3,6 и 3%. Заслуживает упоминания и проблема неполной занятости. Люди могут считаться не полностью занятыми, если они не имеют постоянной работы, вынужденно работают неполный день, используются на вспомогательных участках с минимальными перспективами продвижения, постоянно получают неадекватную плату за свой труд, заняты работой, не соответствующей их образованию, или получают плату, не соответствующую их квалификации. Во всех этих случаях меньшинства представлены непропорционально их численности. Что касается рода занятий, то меньшинства слабо представлены в наиболее перспективных и престижных категориях профессий. Почти 17 % белых рабочих в 1980 г. были заняты на должностях, требующих профессионального или технического образования, в сравнении с 7% всех испаноязычных американцев, 8% чернокожих и 11% индейцев. Аналогичным образом у представителей этих групп населения меньше шансов занять административно-управленческие посты. Среди белых эта категория работающих составляла 13%. На низшей ступени оказались чернокожие — 4,3 %. Американцы азиатского происхождения чаще, чем белые, были представлены на должностях, требующих профессионального и технического образования, но уступали представительству белых в административно-управленческом эшелоне. Зато среди чернорабочих и в сфере обслуживания все указанные меньшинства представлены непропорционально широко — соответствующее процентное отношение для чернокожих и лиц латиноамериканского происхождения было более чем в 2 раза выше по сравнению с белыми. Доходы. В 1980г.средний доход американской семьи равнялся 21 014 долл. Это на 49% выше, чем у пуэрториканцев, на 40% — чем у чернокожих, на 35% больше, чем у индейцев, и на 30% — чем у мексиканцев. Заметим также, что угроза бедности для белых не столь велика, как для других групп. Среди них лишь менее 7%жили ниже уровня бедности по сравнению с 35% пуэрториканцев и 26% негритянских семей. Эти сопоставления основаны на суммированных данных; здесь не принимаются в расчет факторы, влияющие на уровень дохода. Некоторые исследования показывают, что если скорректировать по всем расовым группам такие показатели, как образовательный уровень, вид работы, продолжительности рабочего дня и возраст, то неравенство уменьшится, но не исчезнет вовсе. В одном случае после уточнения некоторых составлявших в 1975 г. отношение дохода чернокожего мужчины к доходу белого изменилось с 65 до 85% и мексиканца — с 65 до 82%. Доход представляет собой финансовые ресурсы, получаемые в течение определенного времени лицом или семьей преимущественно в виде заработка. Но размеры дохода не характеризуют сумму ресурсов, находящихся в распоряжении данного лица. Состояние же, собственность есть остаток (деньги или имущество), имеющийся у индивида после платы за все, что необходимо для повседневной жизни. Состояние накапливается в течение всей жизни, менее изменчиво, чем доход, и может быть использовано в случае необходимости, размеры состояния можно считать более стабильным индикатором экономического положения. Одно недавнее исследование показало, что состояние белой семьи в среднем в 2,8 раза превышает состояние негритянской семьи. В расчете на одного человека белые в 3,2 раза богаче. Эти цифры гораздо выше, чем соотношение доходов. Автор исследования (У. О'Харе, 1983) пришел к заключению, что, "полагаясь при сравнении экономического положения на соотношение доходов, можно получить неполную и даже неверную картину об экономическом разрыве между белыми и черными, так что этот разрыв будет казаться меньше, чем он есть на самом деле".
Принимаемые меры. Шаги правительства, направленные на борьбу с дискриминацией и утверждение равенства рас, включали в себя: 1) защиту основных гражданских прав лиц, принадлежащих к меньшинствам; 2) активные усилия по предоставлению меньшинствам возможностей для социальной мобильности; 3) сокращение социально-экономического неравенства в обществе в целом. На практике эти три направления неотделимы одно от другого, но они отразили различные акценты и цели в формировании официальной политики. Гражданские права. Главная политическая цель в этой области заключается в том, чтобы обеспечить равное отношение ко всем индивидам независимо от расы. Таким образом, речь идет о прямом наступлении на наиболее откровенные проявления дискриминации, ограничения и злоупотребления по отношению к чернокожим и другим меньшинствам. Отправным пунктом здесь стало решение Верховного суда США в 1954 г. по делу "Браун против Совета по образованию города Топика, штат Канзас". Объявив раздельное обучение неконституционным, суд аннулировал долго существовавшую доктрину "раздельны, но равны" и положил начало широкому движению за искоренение дискриминации во всех слоях общества. Вслед за этим всеобъемлющий Закон о гражданских правах 1964 г. и Закон о правах избирателей 1965 г. утвердили примат равных прав и обязанность правительства обеспечить их соблюдение. Эти и другие антидискриминационные меры оказали глубокое воздействие на характер отношений между меньшинствами и белыми американцами. В принципе, по крайней мере, сейчас, существует более или менее единый класс граждан. Некоторые изменения в положении чернокожих американцев У. Тэйлор (1984) суммировал следующим образом: "Чернокожие граждане, располагающие средствами, могут чувствовать себя уверенно в повседневной общественной жизни, в ресторанах, отелях, театрах, на общественных пляжах и теннисных кортах. Независимо от социально-экономического статуса, они в целом вправе ожидать корректного и беспристрастного отношения на избирательных участках, в судах, в автобусах, во всех общественных учреждениях". С другой стороны, становится все более очевидно, что утверждение основных гражданских прав — необходимое, но недостаточное условие социального и экономического благополучия меньшинств. Предстоит еще преодолеть то неравенство стартовых условий, которое создано долгими годами притеснений и лишений. Поощрение мобильности. Достичь значительного улучшения в положении меньшинств можно лишь в том случае, если пойти дальше устранения очевидных дискриминационных ограничений и активно поощрять мобильность меньшинств. При этом необходимо учитывать кумулятивный эффект прежней дискриминации и порожденных ею самовоспроизводящихся ныне дискриминационных процессов. Как отмечает Комиссия по гражданским правам, когда действуют эти процессы, недостаточна борьба с дискриминацией, путем призывов к "цветовой слепоте". Этим путем можно предотвратить лишь отдельные проявления предрассудков. Президент Джон Кеннеди первым провозгласил принцип поддержки меньшинств в 1961 г., распорядившись, чтобы, заключая контракты с федеральным правительством, подрядчики принимали меры по значительному расширению рабочих мест для представителей меньшинств. Затем администрации Л. Джонсона и Р. Никсона потребовали, чтобы подрядчики определили конкретные этапы и сроки выполнения этого требования. Работодателям было предписано сопоставить существующее положение в найме представителей меньшинств с положением на рынке рабочей силы и в случае необходимости разработать специальные планы, чтобы выправить дисбаланс. В заключительной стадии Верховный суд дал разделу VII Закона о гражданских правах 1964 г. толкование, которое запрещает при найме на работу любые, даже непреднамеренные меры, ущемляющие интересы меньшинств. Суд также сослался на раздел VII, высказавшись в пользу добровольных соглашений между предпринимателями и профсоюзами, в которые включалась бы ссылка на расовую проблему в интересах устранения дискриминационных мер прошлого и их последствий (Дело рабочих-металлистов Америки против Вебера, 1979 г.). В одном из самых знаменитых дел ("Регенты Калифорнийского университета против Bakke") суд указал, что расовая принадлежность не может играть роли при приеме в учебные заведения. Эти и другие социальные действия исполнительной, законодательной и судебной властей создали мощную опору политике позитивных действий (поддержки меньшинств), которая помогла расширить круг возможностей для представителей меньшинств. Важно заметить, однако, что сама по себе эта политика не является достаточной для удовлетворения потребности тех, кто наиболее обездолен в экономическом отношении. Стратегия борьбы против бедности. Меры, направленные против бедности, призваны, скорее уменьшить, неравенство среди населения в целом, чем конкретно помочь меньшинствам. Тем не менее, стратегия действий в этой сфере заслуживает быть упомянутой в нашем контексте, поскольку меньшинства обычно непропорционально широко представлены среди экономически ущемленных групп и, соответственно, должны получать более значительную помощь, чем белые. Программы "Великого общества", разработанные администрацией Л. Джонсона, являются первыми примерами борьбы с бедностью, поскольку все они были задуманы как средство смягчить или устранить неравенство возможностей, столь часто сопутствующее экономическим лишениям. Современные споры. Вряд ли можно сомневаться в том, что Соединенные Штаты безоговорочно привержены цели, ликвидировать расовую дискриминацию. Принципы равных возможностей и поддержки меньшинств нашли прочное признание как среди тех, кто вырабатывает политику, так и среди общественности. Но с самого зарождения политики поддержки существуют серьезные разногласия относительно того, следует ли выходить за пределы равных возможностей при оказании помощи историческим жертвам дискриминационного обращения. Сторонники положительного ответа на этот вопрос утверждают, что устойчивые последствия прежней дискриминации, о которых свидетельствует сохраняющееся расовое неравенство, требуют применения средств, нацеленных непосредственно на прогресс расовых меньшинств. В противном случае равные возможности будут существовать только в принципе, а не в реальности и не будут работать на пользу этих долго угнетавшихся групп населения. Критики же этого взгляда считают, что ни с моральной, ни с конституционной точек зрения нельзя согласиться с любой политикой, предоставляющей льготы какой-то группе, исходя из ее расовой принадлежности. По их мнению, это означало бы возвращение к тем временам, когда основные гражданские права небыли равным достоянием всех. Эти дискуссии особенно обостряются, когда дело касается конкретных норм, сроков и квот при приеме на работу. Антидискриминационные меры трудно применить, не затронув возможностей, которыми на сегодняшний день располагают белые. Эти противоречивые интересы создают своеобразную новую "американскую дилемму", оказавшуюся более сложной, чем казалось сначала. За редкими исключениями, политика поддержки меньшинств, включая присущий ей количественный подход, пока выдерживает атаки сторонников более пассивной политики. При администрации Р. Рейгана Министерство юстиции активно отстаивало консервативную точку зрения, утверждая, что количественные квоты приносят пользу тем, кто не является жертвой дискриминации, и наносят ущерб ни в чем не повинным белым. Министерство не слишком преуспело в продвижении этой идеи. Но ему удалось стимулировать сопротивление позитивным действиям и ослабить их эффективность. Очевидно, что вопрос об ограничении равенства возможностей непременно будет главным в публичных дебатах по вопросам расовой дискриминации в предстоящие годы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.015 с.) |