Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная работа – особая область профессиональной деятельности, эффективность которой определяют не только знания и практический опыт специалиста, но и его ценностные ориентиры, морально-нравственные убеждения, принципы, нормы. Дружелюбное и искреннее отношения специалиста к клиенту само довольно часто способно оказать помощь и поддержку. Особой категорией клиентов социальных служб являются люди с серьезными нарушениями физического ресурса – инвалиды. Этот термин на настоящий день сохраняет свою юридическую значимость, однако при научном обосновании социальной работы, а также довольно часто в практическом обороте он заменяется категориями «люди с ограниченными возможностями» или «люди с особыми потребностями». Попытка уйти от употребления термина «инвалид» связана, во-первых, с его дискриминационным звучанием (лат. «invalidus» бессильный, слабый); во-вторых, с довольно значительным дискриминационным балластом, которым исторически отягощено это слово. Отношение к людям с ограниченными возможностями сегодня значительно изменилось, а обозначение этой группы все еще связывается с распространенными до середины ХХ века стереотипами. Для характеристики современных этических норм взаимодействия с людьми с особыми потребностями важно определить каково было отношение общества к инвалидам в исторической ретроспективе. На каждом историческом этапе существовала определенная «призма», через которую здоровые члены общества смотрели на проблемы инвалидов. Именно эта «призма» определяла стратегию действий по отношению к этой группе людей на уровнях целого государства и отдельного человека. Условно назовем эту «призму» моделью инвалидности. Принято выделять три модели инвалидности: религиозную, медицинскую и социальную. Исторически первой появилась религиозная модель инвалидности. Сегодня она не используется в социальной политике на государственном уровне, однако иногда все еще определяет обыденное восприятие инвалида окружающими людьми. В соответствии с этой моделью инвалидность рассматривается, с одной стороны, как «наказание за грехи», а с другой – как мученичество, обеспечивающее воздаяние в другой жизни. Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальную изоляцию и негативное самоотношение.
В медицинской модели инвалидности на первый план выходят патологические изменения в организме человека, которые прямо влекут за собой социальную неполноценность, неспособность быть полноправным членом общества. Социальная политика в отношении человека с ограниченными возможностями, построенная на основе медицинской модели, заключается в доминировании лечебных мер и компенсационных выплат, а также изоляции инвалида от общества путем создания специализированных школ, учреждений профессионального образования, а затем и рабочих мест. При этом стоит задача приспособления инвалида к обществу, но не изменения общества с учетом потребностей инвалидов. Эта модель способствовала развитию в обществе представлений о низком социальном статусе людей с ограниченными возможностями и усиливала социальные стереотипы относительно их несамостоятельности и неуверенности. Инвалиды рассматриваются в ней как объект социальной политики, но не как ее субъект. Альтернативой медицинской модели инвалидности стал социальный подход, который постепенно входил в научный и политический оборот с середины ХХ века. В центре социальной модели стоит факт утраты человеком способности к «нормальному» для конкретного общества социальному функционированию. Вопрос ограничения жизнедеятельности в рамках этой модели - это социальная проблема и основным путем ее решения является интеграция индивида в общество. Ограничение жизнедеятельности – это не атрибут индивида, а комплексное сочетание условий, многие из которых сформированы социальным окружением. Следовательно, управление ситуацией требует социальных решений и во многом предполагает коллективную ответственность общества за проведение изменений окружающей среды, необходимых для полноценного участия лиц с ограничениями жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Во второй половине XX века появилось несколько международных документов, которые определили морально-нравственные ориентиры в отношении к людям с ограниченными возможностями. Эти документы закрепили социальную модель как основу построения стратегии взаимодействия общества и человека с особыми потребностями.
Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (1982) подчеркивается необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинства людей с ограниченными возможностями, в ней указывается: «Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию. В результате этого миллионы детей и взрослых во всех частях мира зачастую вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к их сегрегации и унижению их достоинства»[3]. В этом документе прозвучали несколько тезисов, которые принципиальны для развития этики социальной работы с инвалидами: ‑ инвалидность – это не физический дефект, а неспособность осуществлять ту или иную деятельность по причине дефекта, а также социальных условий, в которых проживает человек; ‑ инвалиды – это неоднородная группа, разные заболевания и патологии создают различные социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями; ‑ создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества; ‑ важная задача государства состоит в ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни; ‑ приоритетны те меры социальной помощи, которые предполагают включение инвалидов в общие, а не специализированные социальные институты; ‑ инвалиды, имея равные права, равны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ограниченными возможностями должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества; ‑ в центре внимания должна находиться способность инвалидов, а не их неспособность[4]. Многие из этих положений развиваются и уточняются в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993). В них указано: «Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции» [5]. Правила определяют не только меры и действия, которые должны быть предприняты для улучшения положения инвалидов, но и ценности, нормы и отношения, которые лежат в основе этой активности. Так, например, первое правило связано с углублением понимания проблемы инвалидности. Оно требует, чтобы в обществе, посредством использования средств массовой информации, создавался положительный образ человека с ограниченными возможностями. В этом документе охарактеризованы все сферы жизнедеятельности, в которых в первую очередь должна быть обеспечена доступность среды для инвалида. К ним относятся: образование, занятость, семейная жизнь, культура, отдых и спорт, религия. Идеи о недопущении дискриминации инвалидов и взаимных обязанностях и ответственности людей с ограниченными возможностями и общества друг перед другом составляют идеологическую основу «Конвенции о правах инвалидов» (2006)
Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. По сути дела, она включает все формы дискриминации. Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются: ‑ уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; ‑ недискриминация; ‑ полное и эффективное вовлечение и включение в общество; ‑ уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; ‑ равенство возможностей; ‑ доступность; ‑ равенство мужчин и женщин; ‑ уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Конвенция обязывает все ратифицировавшие ее страны предпринимать активные действия, направленные на формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями в широких общественных кругах, которых заключаются в: ‑ повышении просвещенности всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплении уважения прав и достоинства инвалидов, поощрении позитивных представлений об инвалидах и более глубокого понимания их обществом; ‑ ведении борьбы со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни; ‑ пропаганде потенциала и вклада инвалидов в общественную жизнь, содействии признания навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда; ‑ воспитании восприимчивости к правам инвалидов, формировании у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов, продвижении воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам; ‑ побуждении всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью Конвенции[6]. Анализ подходов (моделей) к проблеме инвалидности, а также ряда международных документов, утверждающих и развивающих права людей с ограниченными возможностями показывает, что в современном мире нормы отношений к этой группе людей значительно видоизменяются и гуманизируются. Признано, что инвалидность - это неотъемлемая часть опыта всего человечества. Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в жизнь социума, не вытесняться из нее в специально созданные структуры и институты. Индивидуальные трудности, которые переживаются инвалидами, во многом обусловлены не их физическими дефектами, а барьерами на ментальном, эмоциональном и материально-бытовом уровне, которые ставит перед ними окружающее общество. Поэтому и дальнейшее развитие социальной работы с инвалидами должно предполагать информационно-пропагандистскую и воспитательную работу с широкими группами населения наравне с совершенствованием системы социального обслуживания и обеспечения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.008 с.) |