Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами

Поиск

Социальная работа – особая область профессиональной деятельности, эффективность которой определяют не только знания и практический опыт специалиста, но и его ценностные ориентиры, морально-нравственные убеждения, принципы, нормы. Дружелюбное и искреннее отношения специалиста к клиенту само довольно часто способно оказать помощь и поддержку. Особой категорией клиентов социальных служб являются люди с серьезными нарушениями физического ресурса – инвалиды. Этот термин на настоящий день сохраняет свою юридическую значимость, однако при научном обосновании социальной работы, а также довольно часто в практическом обороте он заменяется категориями «люди с ограниченными возможностями» или «люди с особыми потребностями». Попытка уйти от употребления термина «инвалид» связана, во-первых, с его дискриминационным звучанием (лат. «invalidus» бессильный, слабый); во-вторых, с довольно значительным дискриминационным балластом, которым исторически отягощено это слово. Отношение к людям с ограниченными возможностями сегодня значительно изменилось, а обозначение этой группы все еще связывается с распространенными до середины ХХ века стереотипами.

Для характеристики современных этических норм взаимодействия с людьми с особыми потребностями важно определить каково было отношение общества к инвалидам в исторической ретроспективе. На каждом историческом этапе существовала определенная «призма», через которую здоровые члены общества смотрели на проблемы инвалидов. Именно эта «призма» определяла стратегию действий по отношению к этой группе людей на уровнях целого государства и отдельного человека. Условно назовем эту «призму» моделью инвалидности. Принято выделять три модели инвалидности: религиозную, медицинскую и социальную.

Исторически первой появилась религиозная модель инвалидности. Сегодня она не используется в социальной политике на государственном уровне, однако иногда все еще определяет обыденное восприятие инвалида окружающими людьми. В соответствии с этой моделью инвалидность рассматривается, с одной стороны, как «наказание за грехи», а с другой – как мученичество, обеспечивающее воздаяние в другой жизни. Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальную изоляцию и негативное самоотношение.

В медицинской модели инвалидности на первый план выходят патологические изменения в организме человека, которые прямо влекут за собой социальную неполноценность, неспособность быть полноправным членом общества. Социальная политика в отношении человека с ограниченными возможностями, построенная на основе медицинской модели, заключается в доминировании лечебных мер и компенсационных выплат, а также изоляции инвалида от общества путем создания специализированных школ, учреждений профессионального образования, а затем и рабочих мест. При этом стоит задача приспособления инвалида к обществу, но не изменения общества с учетом потребностей инвалидов.

Эта модель способствовала развитию в обществе представлений о низком социальном статусе людей с ограниченными возможностями и усиливала социальные стереотипы относительно их несамостоятельности и неуверенности. Инвалиды рассматриваются в ней как объект социальной политики, но не как ее субъект.

Альтернативой медицинской модели инвалидности стал социальный подход, который постепенно входил в научный и политический оборот с середины ХХ века. В центре социальной модели стоит факт утраты человеком способности к «нормальному» для конкретного общества социальному функционированию. Вопрос ограничения жизнедеятельности в рамках этой модели - это социальная проблема и основным путем ее решения является интеграция индивида в общество. Ограничение жизнедеятельности – это не атрибут индивида, а комплексное сочетание условий, многие из которых сформированы социальным окружением. Следовательно, управление ситуацией требует социальных решений и во многом предполагает коллективную ответственность общества за проведение изменений окружающей среды, необходимых для полноценного участия лиц с ограничениями жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни.

Во второй половине XX века появилось несколько международных документов, которые определили морально-нравственные ориентиры в отношении к людям с ограниченными возможностями. Эти документы закрепили социальную модель как основу построения стратегии взаимодействия общества и человека с особыми потребностями.

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (1982) подчеркивается необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинства людей с ограниченными возможностями, в ней указывается: «Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию. В результате этого миллионы детей и взрослых во всех частях мира зачастую вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к их сегрегации и унижению их достоинства»[3].

В этом документе прозвучали несколько тезисов, которые принципиальны для развития этики социальной работы с инвалидами:

‑ инвалидность – это не физический дефект, а неспособность осуществлять ту или иную деятельность по причине дефекта, а также социальных условий, в которых проживает человек;

‑ инвалиды – это неоднородная группа, разные заболевания и патологии создают различные социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями;

‑ создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества;

‑ важная задача государства состоит в ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни;

‑ приоритетны те меры социальной помощи, которые предполагают включение инвалидов в общие, а не специализированные социальные институты;

‑ инвалиды, имея равные права, равны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ограниченными возможностями должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества;

‑ в центре внимания должна находиться способность инвалидов, а не их неспособность[4].

Многие из этих положений развиваются и уточняются в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993). В них указано: «Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции» [5].

Правила определяют не только меры и действия, которые должны быть предприняты для улучшения положения инвалидов, но и ценности, нормы и отношения, которые лежат в основе этой активности. Так, например, первое правило связано с углублением понимания проблемы инвалидности. Оно требует, чтобы в обществе, посредством использования средств массовой информации, создавался положительный образ человека с ограниченными возможностями. В этом документе охарактеризованы все сферы жизнедеятельности, в которых в первую очередь должна быть обеспечена доступность среды для инвалида. К ним относятся: образование, занятость, семейная жизнь, культура, отдых и спорт, религия.

Идеи о недопущении дискриминации инвалидов и взаимных обязанностях и ответственности людей с ограниченными возможностями и общества друг перед другом составляют идеологическую основу «Конвенции о правах инвалидов» (2006)

Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. По сути дела, она включает все формы дискриминации.

Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются:

‑ уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

‑ недискриминация;

‑ полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

‑ уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

‑ равенство возможностей;

‑ доступность;

‑ равенство мужчин и женщин;

‑ уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Конвенция обязывает все ратифицировавшие ее страны предпринимать активные действия, направленные на формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями в широких общественных кругах, которых заключаются в:

‑ повышении просвещенности всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплении уважения прав и достоинства инвалидов, поощрении позитивных представлений об инвалидах и более глубокого понимания их обществом;

‑ ведении борьбы со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;

‑ пропаганде потенциала и вклада инвалидов в общественную жизнь, содействии признания навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда;

‑ воспитании восприимчивости к правам инвалидов, формировании у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов, продвижении воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам;

‑ побуждении всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью Конвенции[6].

Анализ подходов (моделей) к проблеме инвалидности, а также ряда международных документов, утверждающих и развивающих права людей с ограниченными возможностями показывает, что в современном мире нормы отношений к этой группе людей значительно видоизменяются и гуманизируются. Признано, что инвалидность - это неотъемлемая часть опыта всего человечества. Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в жизнь социума, не вытесняться из нее в специально созданные структуры и институты. Индивидуальные трудности, которые переживаются инвалидами, во многом обусловлены не их физическими дефектами, а барьерами на ментальном, эмоциональном и материально-бытовом уровне, которые ставит перед ними окружающее общество. Поэтому и дальнейшее развитие социальной работы с инвалидами должно предполагать информационно-пропагандистскую и воспитательную работу с широкими группами населения наравне с совершенствованием системы социального обслуживания и обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.009 с.)