Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малый город и стихийная социализацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Влияние малого города на социализацию,определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, отличается от влияний деревни и более крупных городов. И.З.Заринский называет образ жизни малого города «полугородской» культурой и определяет специфику его влияния на жителей противоречивым пониманием пространства и времени. Он считает, что в условиях «полугородской» культуры появляется особое маргинальное сознание, в котором сосуществуют атрибуты сознания горожанина и сельского жителя. В этом сознании время тяготеет к цикличности, поскольку распорядок жизни существенно зависит от циклов работ, например на приусадебном участке. Но при этом оно остается линейным и дискретным, так как связано со сложно структурированной жизнью промышленного предприятия. Пространство «полугородской» культуры центрично, как в деревне, но в то же время оно и «соотносительно», так как включено в систему взаимодействия с общественными пространствами улиц, площадей и многоэтажных домов. Личность, с одной стороны, индивидуализирована, ибо поставлена перед необходимостью проявления осознанных усилий (городской образ жизни), с другой — деиндивидуализиро-вана, поскольку подчинена специфическим для деревни формам социального контроля. На основании этого И.З.Заринский делает вывод о том, что ценностная структура «полугородской» культуры являет собой арену борьбы взаимоисключающих ценностей. В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства — квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре при условии, что они уже проучились в школе до одиннадцатого класса. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными, что по-своему сказывается в процессе социализации их жителей. Так, можно констатировать, что в отличие от более крупных в малых городах большую роль в жизни их жителей играет влияние авторитетов как макроуровня (власти, ТУ и т.п.), так и микроуровня (уважаемых жителей). Для детей, подростков, юношей и девушек сохраняется значение авторитета родителей и значимость родственных отношений. Так, по данным И.В.Кулешовой, 51 % учащихся г. Конаково Тверской области считают одной из основных ценностей общение с родителями. А 56 % подростков и старшеклассников г. Дан-кова Липецкой области положительно относятся к пребыванию в гостях у родственников и знакомых семьи и к совместному с ними проведению досуга (М. В. Никитский). У подрастающих поколений малых городов фиксируются две стратегии определения индивидуального будущего (С. В. Горохов): первый тип — «оседлый», т.е. выбор востребованных в городе профессий, стремление рано выйти замуж; второй — «эмигрантский», т.е. стремление уехать в более крупные города на учебу или даже без определенных планов. В общем виде социализация в малом городе имеет следующие отличия от социализации в сельских поселениях и более крупных городах. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: - образовательного и профессионального выбора; -разнообразия занятий в свободное время; - потребления духовных ценностей; - социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский). По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. Поселок Поселок как вид поселения Поселок — абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей а) эмансипированных от сельского образа жизни, б) не уко-рененных в городском образе жизни, в) лишенних опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города. Поселок в предложенном выше понимании специфичен именно для нашей страны (а также для ряда бывших республик СССР). Историческими предшественниками современных поселков были слободы — фабричные села, пригородные селения ремесленников, стрельцов, отставных солдат и т.п. Многие из них со временем превратились в промышленные малые и даже средние города (например, Павлов-на-Оке), а часть вошла в состав больших городов, сохранив на долгое время некоторую обособленность. Разрастание городов, поглощавших близлежащие сельские поселения, привело к возникновению в средних и более крупных городах микрорайонов с явно выраженными остаточными признаками сельского образа жизни (индивидуальная застройка, приусадебные участки). Мигранты из села и так называемые «лимитчики», обычно компактно селившиеся в 30 —40-е гг. XX в. в домах барачного типа, а позднее в общежитиях и многоэтажных домах новых микрорайонов, фактически создавали внутригородские поселки, культурно-бытовая среда которых имела много черт сельского образа жизни (оборудование жилищ, гигиенические традиции, интенсивные соседские связи и т.д.). В 30 —80-е гг. XX в. индустриализация, урбанизация, катастрофы (Чернобыльская авария, последствия войны, межнациональные конфликты), строительство водохранилищ привели к массовой миграции населения. В процессе ее возникали поселки различного типа. Нередко поселки возникали на месте крупных новостроек. Братск, например, зарождался как совокупность поселков гидростроителей, строителей алюминиевого завода, лесопромышленного комплекса и др. В каждом — своя котельная, свое ведомственное снабжение и т.д. Таким образом, можно констатировать наличие поселков, довольно существенно различающихся между собой, но объединенных коренным сходством — эмансипированностью их жителей от сельского образа жизни и их неукорененностью в городском образе жизни. В общем виде можно назвать следующие типы поселков: рабочие — при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях; переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также с территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик СССР, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий; пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе; поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками). Несмотря на типологические различия поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни, социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека. (Особняком стоят курортные поселки, о которых речи не идет.) Поселок и социализация Специальные исследования поселкакак среды социализации обнаружить трудно. В различных репрезентативных исследованиях (например, ВЦИОМ) не выделяются данные, полученные в поселках. Видимо, они «топятся» в данных либо о малых городах, либо о селах. Для характеристики поселка как среды социализации его жителей довольно большой материал дают литературные произведения, журналистские работы, а также непосредственные наблюдения. Так, именно писатели дали картины жизни поселков различного типа — заводских, переселенческих, пригородных, описания специфического поселкового быта, показали типы поселковых жителей (В.Астафьев, Э.Лимонов, В.Маканин, В.Распутин, А. Рыбаков). Поселок как поселение и не сельское, и не городское, а некое промежуточное, срединное, создает специфические условия для социализации своих жителей. Социализация поселкового жителя происходит во взаимодействии с системой отношений, норм, ценностей, обычаев, традиций, которые и не сельские, и не городские, и даже не сплав традиционных сельских и урбанистических. Все их (нормы, отношения и пр.) даже вряд ли можно считать переходными от сельских к городским. Скорее всего, в поселке человек оказывается в рамках особого, совершенно иного срединного образа жизни. В поселке нет анонимности жизнедеятельности человека. Жизнь семьи, жизнь каждого открыта для окружающих. Низкий культурный уровень основной части жителей определяет и содержательную сторону их общения, — как правило, бедного информацией, событийного, примитивно-досугового. Нормы поведения различных половозрастных групп жителей достаточно единообразны. В поселке жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставлять себя им практически невозможно, поэтому люди здесь малорефлексивны, малосклонны к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для них — раствориться в «стае», найти свою «заводь». На основе анализа произведений В.Маканина литературовед Л.Аннинский дал картину уральского поселка: «Маканин не дает "картин", но два-три его штриха на уровне эмблемы или знака достаточны для того, чтобы почувствовать строй оттиснутой здесь души. За стеной стрекочет швейная машинка сплошным, сквозным, успокаивающим жужжанием: все идет нормально. Таким же сплошным, сквозным, проходящим сквозь стены лейтмотивом несется ругань. И тоже успокаивает: ругань, ссора, даже драки — вовсе не знак неприязни или вражды — это знак жизнедеятельности, стабильности, знак равновесия, знак законности этой жизни. Теснота, скученность, многолюдье. Общий быт, жизнь на виду, беззастенчивая открытость. Это тоже форма саморегуляции: знак честности и чистоты, знак душевной преданности всех всем. Жизнь барака — смесь солидарности и воинственности, стремления выбраться из этой кучи куда-то в иную жизнь (в иное многолюдье) и цепкой круговой взаимосвязи, поруки. Цепкость и беспочвенность вместе: существование держится в безвоздушном пространстве, теснотой держится "прижатостью" к ситуации. Теснота спасительна, безындивидуальность надежна. "Ауры" душ смяты — идет кучная гонка, жизнь валом, скопом, "всем народом". Вырабатывается невиданная способность к адаптации, умение, не удивившись, удержаться и прижиться в любой ситуации. Жизнь, в которой от тебя не зависит ничего, но выпасть (и перепасть) тебе может что угодно, надо только понимать закон ситуации, принимать его, использовать. В.Маканин — "Колумб барака" — он чует глубинный психологический принцип этого пристанища. Он создает уникальный пейзаж: три заводских жилдома, между которыми — под деревом — стол для общих чаепитий; население трех домов, словно бы наскоро выстроенных на пустыре, сходится на эти трапезы, как на смотр и на исповедь. В домах — вроде бы полужизнь; полная жизнь — под открытым небом, за общим столом на дворе. Впрочем, двора нет — есть полупустырь. Это не традиционный деревенский дом "о пяти стенах" и не традиционный дом горожанина — крепость-комната. Это — междомье, образ жилья промежуточного, временного, призрачного... и вместе с тем фатально непреложного и реального для огромного количества людей». А вот описание другого поселка — переселенцев из зоны затопления в повести В.Распутина «Пожар». Поселки — различных типов, но атмосфера в них весьма схожая: «Неуютный и неопрятный, и не городского, и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании, — когда же последует команда двигаться дальше, и потому — не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелето-вать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с живым становищем разрослось и другое, в которое откочевывали навеки, а это — все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься... И голо, вызывающе открыто, слепо и стыло стоял поселок: редко в каком палисаднике теплили душу и глаз березка или рябинка. Те же люди, которые в своих старых деревнях, откуда они съехались, и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и палисадники не выставляли...». В поселке солидарность жителей имеет весьма относительный характер, заканчиваясь там, где возникает вопрос индивидуального благополучия. В этой ситуации житель поселка не считает нужным «озираться» на мнение окружающих. Аморальность и антисоциальное поведение в поселках типичны. Их осуждение на вербальном уровне обычно не подкрепляется неформальными негативными санкциями, они не отвергаются социальной практикой жителей. Так, типична в различных модификациях ситуация, о которой рассказывает Андрей Уланов в опубликованном в «МК» очерке о Мичуринске, где есть свой пригородный поселок, называемый ласково Кочетовкой. Эта железнодорожная станция славится на весь регион устоявшимися воровскими династиями. В тюрьму здесь «ходят», как в армию, только куда более охотно. Общепринятый тост за здоровье ребенка: «Вот вырастет, отсидит свое, поумнеет...». С наступлением сумерек пол-Кочетовки выходит надело с санками и колясками. Место промысла у всех одно — стоянка товарных вагонов. Железная обшивка контейнеров не спасает. Недавно местной милицией обнаружено кочетовское ноу-хау — огромная открывалка, с виду напоминающая консервный нож. Режет любые контейнеры, как «жестянку». В этих «выходах» на равных принимают участие и взрослые, и молодежь, и подростки. В то же время в поселках подростки и молодежь сбиваются в собственные «стаи», противостоящие и взрослым в своем поселке, и сверстникам округи. Именно ребята из поселков болезненно утрированно следуют модным веяниям, почерпнутым либо из кино- и телесмотрения, либо из поездок в центр города или в соседние города. Два полюса притяжения — город и село, — определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту по ведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни («не высовывайся!»), усредненность человеческих характеров. В результате поселковая социализация продуцирует своеобразный срединный тип человека — и не селянина, и не горожанина. Л.Аннинский выделяет ряд характеристик человека срединного типа: «Это человек обстановки. Это заводная ежесекундная активность в сочетании с глубинным непробиваемым фатализмом... В поселке обкатывается, вырабатывается подобранный, находчивый, хладнокровный, крепкий человек. Никакого прекраснодушия... Человек тертый, мятый, опытный... В нем живет непрерывная уязвленность. Болезненная обидчивость этого маленького человека, его бешеное самолюбие, его взрывная неуравновешенность...» Поселок как вид поселения предоставляет своим жителям большие возможности, чем село, для социальной мобильности. Если это поселок в городе или рядом с ним — благодаря территориальному фактору. Если поселок иного типа — благодаря неукорененности его жителей на земле. Но использование этих возможностей, с одной стороны, затруднено социально-психологической атмосферой поселка, а с другой стороны, связано с индивидуальными особенностями конкретного человека — жителя поселка. Человек слабый так и остается «человеком барака» — усредненным, беспочвенным, живущим как бы в невесомости, безропотно отдающимся потоку барачно-поселкового существования. Человек сильный может вывернуться из потока, преодолеть его, как Мюнхгаузен вытащить сам себя из болота и «стать заурядным, средним, среднестатистическим инженером,...занимающим какое-то там "надцатое место в команде" начальника, отрабатывающий это место, набирающий и теряющий очки на невесомой шкале престижа». Сказанное не означает, что поселок всегда таков, каким он описан (речь идет о тенденции, конкретные ситуации могут быть существенно иными), а поселковый образ жизни — фатален для судьбы его жителей. Человек ведь не только объект и жертва, но и субъект социализации. Поэтому в поселках вырастали и вырастают эффективно социализированные и даже неординарные личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.01 с.) |