Поселение как среда социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поселение как среда социализации



Представленные выше характеристики сельских поселений, городов, поселка как специфических видов поселения, играющих немалую и довольно специфическую роль в социализации своих жителей, а особенно подрастающих поколений, позволяют выделить ряд общих для всех видов и типов поселения социализирую­щих свойств.

Поселение и стихийная социализация

Поселение любого типа представляет собой среду жизнедеятельности и социализации человека, для которой характерны следующие параметры:

- среда окружает человека со всех сто­рон, человек «погружен» в среду;

- среда многопланна: наряду с географическими, архитектур­но-планировочными, физическими особенностями она обладает социальными и психологическими смыслами и символическими знаками;

- среда дает слишком много информации — не только значи­мую, но и периферийную, которая одновременно избыточна, недостаточна и противоречива;

- среда воздействует на человека как единое целое, она имеет некие «нимб» и «ауру», трудно определимые, но имеющие важ­ные социальные, психологические и эстетические значения;

- среда воспринимается в тесной связи с жизнедеятельностью, информацию о среде человек получает из сочетания данных от всех своих органов.

Исходя из вышесказанного, американский ученый У. Иттель-сон выделяет у р о в н и реакции человека на среду, ко­торые формируются в процессе его социализации:

аффект, будучи результатом эмоционального воздействия сре­ды, определяет ее дальнейшее восприятие человеком;

ориентация в среде как накопление вариантов взаимодействия с ней и поисков выхода из проблемных ситуаций;

категоризация, т.е. образование понятий об окружающей среде;

системный образ среды, возникающий, когда причинные связи установлены и проверены, случайные или уникальные явления выявлены и либо отсеяны, либо «встроены» в представление о среде, а картина среды оформлена как сложная сеть взаимозави­симостей.

Таким образом, поселение любого вида в процессе социализа­ции человека выступает, как:

- материальная и социокультурная среда, предоставляющая раз­личные условия для его становления и развития;

- условия, обусловливающие возможность и меру социальной мобильности и свободы выбора в различных сферах жизнедеятель­ности;

- система ситуаций, определяющих направления и способы самоопределения и самореализации;

-система «интерпретированного мира», т.е. определенный тип сознания и предел самореализации, ибо "поселение — одна из границ личности" (Н.Н.Измоденова).

Поселение и относительно направляемая социализация

Реформы государственной структуры, происходящие в послед­ние годы в России, особое место отводят формированию муниципальных органов власти. Отказ от функцийцентрализованного планирования многих сфер общественно-политической и хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и муниципальных образований застав­ляет муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной поли­тики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти. В настоящее время в России насчитывается свыше 1700 муни­ципальных образований (городов, районов города, сельских рай­онов). Уровень муниципальной власти характеризуется двумя важ­ными особенностями: коротким промежутком времени от приня­тия решения до его реализации и непосредственной вовлеченно­стью управленцев в муниципальную жизнь. Эти особенности де­лают муниципальную власть наиболее эффективной с точки зре­ния возможностей решения конкретных проблем населения. Лю­бые демографические, социальные, экологические изменения в первую очередь проявляются на муниципальном уровне. (Так, со­кращение или увеличение рождаемости в том или ином муници­пальном образовании влияет на количество детских садов и школ, других учебно-воспитательных учреждений, находящихся на со­держании муниципалитета.)

То, как в том или ином поселении или муниципальном обра­зовании протекает относительно направляемая социализация, во многом определяется решением различных проблем на федераль­ном и региональном (в субъектах Федерации) уровнях (о чем шла речь в разделах о государстве и регионах). Тем не менее в значительной мере относительно направляемая социализация в поселении зависит от усилий муниципальных органов власти.

Позитивное влияние местных властей на относительно направ­ляемую социализацию становится более или менее реальным, если они последовательно и достаточно квалифицированно изучают реалии муниципального образования и на основе полученных ре­зультатов осуществляют адекватное целеполагание в своей дея­тельности. После чего квалифицированно и реалистично програм­мируют, планируют и организуют достижение поставленных це­лей, проводят анализ получаемых результатов и адекватную его данным коррекцию управленческой деятельности.

Изучение позитивных и негативных возможностей города, рай­она предполагает первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мониторинг):

-количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образовательных слоев населения; тенденций увеличения одних и уменьшения дру­гих, количественных и качественных характеристик миграции; трудовой занятости населения, возможностей и перспектив тру­доустройства, ценностных ориентации в сфере труда;

- жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентации в сфере быта; со­стояния здоровья и отношения к нему;

- досугового времяпрепровождения различных групп населе­ния; ценностных ориентации в сфере досуга; досуговых возмож­ностей города, района;

- состава и типологии семей; норм семейных взаимоотноше­ний; брачных и репродуктивных установок;

- наличия и характера функционирования местных средств мас­совой коммуникации; аудиторий местных, региональных и феде­ральных СМК, их предпочтения;

- возможностей получения образования различного вида и уров­ня, количество обучающихся в различных учебных заведениях;

- социально-психологического климата, культурных и быто­вых традиций;

-социально незащищенных, неблагополучных и перспективных контингентов (одаренных, социально ущемленных, социально ак­тивных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп);

- противоречий между различными группами населения (тер­риториальными, социально-профессиональными, этноконфессио-нальными, возрастными и др.).

Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного целеполагания в управлении жизнедеятельностью муниципального образования. Учитывая задачи федеральной и региональной политики, муниципальные органы власти опреде­ляют задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач: а) по использованию и интенсификации возможностей города, района; б) по компенсации недостающих возможностей; в) по минимизации, нивелированию и корректированию нега­тивных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изучения и мониторинга.

Для решения задач необходимо создание организационных усло­вий, которые бы обеспечили превращение наличного экономи­ческого и социально-культурного потенциала города, района в средства влияния муниципального образования на социализацию человека. Это требует интеграции возможностей и усилий органов государственной власти и управления, общественных и религиоз­ных организаций, учреждений органов образования, здравоохра­нения, правопорядка, социальной защиты и др., что позволит мобилизовать и сконцентрировать средства (материальные, фи­нансовые, духовные, личностные ресурсы), оптимизировать и развивать инфраструктуры и кадровый потенциал муниципаль­ного образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.007 с.)