Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общерегуляторные составляющие педагогического процесса и психолого-педагогические проблемыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность (синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов), подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Педагогический процесс представляют как систему из пяти взаимосвязанных элементов: 1) цель обучения (Ц) (т. е. для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений заключается в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: Педагогическая цель – это предвидение педагогом и студентом результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса. Совпадение целей педагога и учащегося – важнейшее условие успеха педагогического процесса. Принципы педагогического процесса предназначены для определения основных направлений достижения цели. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников. Содержание педагогического процесса – это часть опыта поколений (система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры), которая в виде информации передается обучаемым для достижения поставленной цели. Оно тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями обучаемых. Ядром организационно-управленческого комплекса педагогического процесса являются методы, средства и формы педагогической коммуникации. Методы выступают как упорядоченный способ организации взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. В единстве с методами используются средства обучения и воспитания как материализованные предметные способы работы с содержанием. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность. Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и учащийся, образующие целостную динамическую систему. Управление педагогическим процессом. На практике взаимодействие основных структурных компонентов педагогического процесса наполняется личностным содержанием, действует через сознание, волю, эмоции, индивидуальности педагогов и обучаемых. Однако для того, чтобы педагогический процесс «заработал», необходим такой компонент, как управление. Применительно к педагогическому процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на отдельного студента и коллектив студентов для достижения заданных результатов обучения. При управлении педагогическим процессом, как и любым другим, осознанной необходимостью выступает свобода (но не подавление). Выделяют следующие отличительные черты управления педагогическим процессом в вузе: 1) сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции; 2) наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (студент); 3) динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое; 4) надежность, т. е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса; 5) устойчивость – способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать режим функционирования (несмотря на различные внешние и внутренние возмущения). Процесс управления одновременно и циклический, и непрерывный, что создается синхронным и последовательным выполнением многих циклов управления. Схематично картина непрерывного управленческого процесса выглядит так: цель? действие? результат? новая цель. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении следующих требований: 1) формулирования целей обучения; 2) установления исходного уровня управляемого процесса; 3) разработки программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения; 4) получения по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); 5) переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки и внесения корректирующих воздействий. Управление педагогическим процессом предусматривает также определение в нем места каждого участника, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения задач. Процесс управления состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов (логических звеньев), включающих взаимосвязанные компоненты. На подготовительном этапе решаются следующие задачи: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей обучаемых и диагностика условий); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; прогнозирование достижений; проектирование и планирование развития процесса по достижении цели. Этап осуществления педагогического процесса (реализация проекта) включает в себя постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и обучаемых; использование намеченных методов, средств и форм педагогической коммуникации; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности обучаемых, контроль за ходом выполнения процесса. На заключительном этапе осуществляются анализ достигнутых результатов и подведение итогов. Педагогическая диагностика позволяет устанавливать с помощью специальных методик состояние «здоровья» (т. е. эффективность) педагоги ческого процесса как в целом, так и отдельных его частей. Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, позволяющей педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом его этапе организуется педагогическое взаимодействие, является педагогическая задача (педагогическая ситуация обучения и воспитания, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления). Задачи разного класса, типа и уровня сложности имеют общее свойство: они являются задачами социального управления. Педагогический процесс представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых выступают учебно-познавательные задачи, а содержанием – совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения. Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Решение противоречия между достигнутым и непознанным вызывает интерес, рождает стремление к активной деятельности и является движущей силой педагогического процесса. При этом всегда необходимо учитывать, что своеобразие и сложность обучения как системы управления состоит прежде всего в том, что управляемый объект, т. е. процесс учения, усвоения, осуществляется всегда конкретной личностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.149 (0.008 с.) |