Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физической культурой

Поиск

Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физической культурой

 

Курсовая работа

по специальности 050720 (033100) «Физическая культура»

 

Оценка___________ Научный руководитель:

Канд.пед.наук., доцент

Микита Л.П.

 

Хабаровск 2013.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями

1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам

1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

Глава 2. Диагностика состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

2.1 Изучение основных методов исследования различных систем организма, применяемых при врачебно-педагогическом контроле в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

2.2 Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок)

2.3 Определение специальной тренированности по методу В.Л. Карпмана и З.Б. Белоцерковского

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы курсовой работы

Проблеме врачебно-педагогического контроля уделено достаточное количество внимания, но это ничуть не влияет на его актуальность. В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогический контроль, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.

Только поэтому данная тема имеет актуальность и в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении разрозненного материала по проблеме врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями.

Практическое значение работы заключается в предпринятой попытке выявить закономерности диагностики состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

Гипотеза заключается в том, что в процессе занятий физическими упражнениями применяются единые методы врачебно-педагогического контроля вне зависимости от уровня физической подготовки занимающихся.

 

Цель исследования

Изучить врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями.

 

 

Задачи исследования

Изучить общую характеристику врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физическими упражнениями;

Обозначить место и роль самоконтроля за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом;

Рассмотреть и обосновать методики диагностики состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Методы исследования

Библиографический розыск, сбор и систематизация литературных источников, анализ научно-методической литературы.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников и данных научно-методической литературы.

Новизна работы

Были изучены работы отечественных и зарубежных авторов, которые позволили обосновать актуальность темы исследования, определить цель и задачи, рассмотреть методики диагностики состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом и конкретизировать полученные результаты исследования. С помощью данных литературы изучены научные статьи, материалы международных научно-практических конференций, научно-методические, учебные пособия.

 

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

· оценку организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и тренированности;

· оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм занимающихся;

· проверку условий санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся;

· проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнение правил безопасности [5].

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки [17].

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи:

1. Изучение воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена и др.

2. Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

3. Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена и при занятиях оздоровительной физической культурой).

4. Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок.

Определение специальной тренированности

Заключение

Анализ литературы показывает, что вопрос врачебно-педагогического контроля за результатами занятий, физическими упражнениями школьников и спецмедгрупп, находится не на должном уровне. Нет критериев оценки физической подготовленности и функционального состояния, а также доступных в практической деятельности воспитателя тестов, позволяющих контролировать результаты работы со школьниками, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья в промежутках между основными врачебными обследованиями. Самая совершенная методика занятий физическими упражнениями может дать положительные результаты только при строгом, как педагогическом, так и врачебном контроле. Важно найти оптимальные нагрузки, определить обоснованную динамику их возрастания, эффективные методы врачебно-педагогического контроля, как при проведении самих занятий, так и по результатам итоговых наблюдений в цикле в течение года. Учет и регистрация показателей развития физических качеств позволяют сравнить данные врачебных исследований с результатами, полученными воспитателем или преподавателем физической культуры.

Если в условиях кабинета использовать специфические для каждого вида спорта тесты, то сведения об уровне специальной тренированности спортсмена будут более точными, чем при обычных пробах, но это не всегда возможно и сопряжено с большими техническими трудностями.

С этой целью определяют работоспособность и реакцию спортсмена при выполнении мышечных усилий, имеющих преимущественное значение для достижения высокого результата в избранном виде спорта (структура движения, интенсивность его выполнения, условия среды и др.). Можно использовать как типичные для данного этапа подготовки тренировочные занятия с большими нагрузками, так и специальные тесты с максимальными относительно стандартными специфическими нагрузками. Второй путь предпочтительнее, поскольку на разных занятиях объем, интенсивность, последовательность нагрузок, активность спортсмена, соотношение сил тренирующихся и другие, влияющие на результаты исследования факторы могут быть неодинаковы, что затрудняет сравнение данных, полученных при динамических наблюдениях [5,17].

 

 


Список использованной литературы.

1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с., ил.

2. Бочкарева, С.И. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 315 с.

3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с., ил.

4. Виленский, М.Я. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2001. - 446 с.

5. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М.: Советский спорт, 2004. -304 с: ил.

6. Дашинорбоев. В. Д. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / В.Д. Дашинорбоев.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. - 229 с.

7. Дибнер, Р.Д. Медицинские критерии тренированности ведущих спортсменов Р.Д. Дибнер. - Л.: ЛНИИФК, 1998. - 157 с.

8. Долматова, Т.Н. Врачебно-педагогические наблюдения. Методические указания / Т.Н. Долматова. - Малаховка, 1997. - 10 с.

9. Журавлева, А.И. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. Руководство для врачей / А.И. Журавлева, А.И., Н.Д. Граевская. - М.: Медицина, 1993. - 560 с.

10. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. -- М: Гардарики, 2007. - 366 с

11. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. - М.: «Физкультура и спорт»,1986г. - 239 с.

12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. - 423 с.

13. Кукушкин, Г.И. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1 / Г. И. Кукушкин.? М.: «Физкультура и спорт», 1961. 368 с.

14. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ю. Ф. Курамшина. -- М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

15. Летунов, С.П. Определение тренированности и перетренированности во врачебно-спортивной практике // Проблемы врачебного контроля. - М.: ФиС, 1966. - 208 с.

16. Ляшенко, Т.К. Физическая культура: Учебное пособие / Т. К. Ляшенко, Д.Н. Коваленко, О.Г. Черноусов, Г.Н. Кузнецова. -- Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2006. -- 257 с.

17. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей // Врачебно-педагогические наблюдения. - Ростов-на-Дону: БАРО пресс, 2002. - С. 46-47.

18. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. -- М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. -- 544 с., ил.

19. Попов, С.И. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж // Врачебно-педагогические наблюдения. - М.: Физкультура и спорт,1985. - С. 105-120.

20. Рейзин, В.М. Физическая культура в жизни студента / В.М. Рейзин, А.С. Ищенко. -- Минск: Высшая школа, 1986. - 321 с.

21. Форопонова, Е.В. Физическая культура: учебное пособие / Е.В. Форопонова, О.И. Пятунина, Г.П. Старыгина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. - 96 с.

22. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физической культурой

 

Курсовая работа

по специальности 050720 (033100) «Физическая культура»

 

Оценка___________ Научный руководитель:

Канд.пед.наук., доцент

Микита Л.П.

 

Хабаровск 2013.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями

1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам

1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

Глава 2. Диагностика состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

2.1 Изучение основных методов исследования различных систем организма, применяемых при врачебно-педагогическом контроле в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

2.2 Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок)

2.3 Определение специальной тренированности по методу В.Л. Карпмана и З.Б. Белоцерковского

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.011 с.)