Глава 2. Диагностика состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Диагностика состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом



2.1 Изучение основных методов исследования различных систем организма, применяемых при врачебно-педагогическом контроле в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления. Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма в данном виде мышечной деятельности.

Необходимо изучать условия, в которых проводятся занятия, так как неблагоприятная обстановка может быть причиной отрицательного воздействия на состояние здоровья, в частности причиной спортивного травматизма. Врач должен выявить недостатки, связанные с условиями, а также с организацией и методикой проведения занятия (например, неправильная смена снарядов и упражнений, неправильная страховка или ее отсутствие, недостаточная разминка), и вместе с инструктором принять меры для устранения.

Исследования непосредственно на занятиях физической культурой помогают уточнить изменения функционального состояния организма занимающегося.

Необходимо применять медицинские, педагогические и психологические средства, которые способствуют лучшему протеканию восстановительных процессов. В правильном выборе этих средств помогает целенаправленное проведение врачебно-педагогических наблюдений. Эффективность этих наблюдений, надежность получаемой информации во многом зависят от правильности выбора формы их организации.

Выбор методов врачебно-педагогических наблюдений, наиболее удобных и информативных зависит от того, какие при этом ставятся задачи и с помощью какой формы организации врачебно-педагогических наблюдений они решаются.

При врачебно-педагогическом контроле могут быть использованы любые методы исследования. Но существует ряд методов исследования различных систем организма, которые наиболее часто применяются при врачебно-педагогическом контроле в силу своей простоты, доступности и достаточной информативности.

Эти методы могут быть предоставлены в 2 группах:

1-я простейшие методы, не требующие сложной аппаратуры и специальных медицинских знаний;

2-я инструментальные методы, требующие сложной аппаратуры и специальных медицинских знаний.

Наиболее подробно рассмотрим первую группу методов, так как эти методы в полном объеме может использовать инструктор ЛФК.

Анамнез и визуальные наблюдения за внешними признаками утомления дают представление о состоянии организма в целом, о степени напряжения, с которым пациент выполняет физические упражнения, помогают определить степень его утомления. Для этого перед занятием расспрашивают пациента о самочувствии, о наличии ощущения усталости, желания заниматься. Во время занятий также выясняют самочувствие пациента, его субъективную оценку, достаточности интервалов отдыха, трудности выполнения отдельных упражнений.

Отсутствие жалоб во время и после занятий не всегда служит свидетельством хорошей переносимости нагрузок, так как некоторые явления (перенапряжения сердца и других органов) не проявляются в самочувствии, а могут быть обнаружены только специальными методами исследования. Если же у пациента во время и после занятия бывают какие-либо жалобы, это всегда означает несоответствие нагрузки уровню его подготовленности или нарушение в состоянии здоровья.

Визуальные наблюдения во время занятий позволяют по внешним признакам судить о степени утомления. При этом обращают внимание на окраску кожи, потливость, характер дыхания, координацию движений, внимание. Нормальная окраска кожи лица или ее небольшое покраснение, незначительная потливость, учащенное дыхание, отсутствие нарушения координации движения и нормальная, бодрая походка говорят об отсутствии или небольшой степени утомления.

Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением кожи лица, большой потливостью, глубоким и учащенным дыханием, нарушением координации движений при выполнении упражнений, неуверенный шаг, покачивание при ходьбе. Большая степень утомления, граничащая с переутомлением, проявляется в резком покраснении или побледнении или даже синюшности кожи, очень большой потливости, резко учащенном поверхностном, иногда беспорядочном дыхании с отдельными глубокими вдохами, значительном нарушении координации движений (нарушение техники, покачивание, иногда падение). В зависимости от степени утомления может в той или иной мере ухудшаться внимание занимающихся.

Большое значение для оценки влияния физических нагрузок имеет наблюдение за выражением лица, которое считают отражением внутреннего физического состояния человека.

Определение удельного веса тела. Данный метод дает возможность узнать состав или плотность тела. Для этого сравнивают обычный вес тела с весом тела в воде, который определяется с помощью специальных весов. При измерении веса тела исследуемый делает полный выдох и с головой погружается в воду. Удельный вес тела рассчитывается по специальным формулам.

Сравнивая удельный вес тела с обычным его весом, определяют процент жировой и мышечной, то есть активной ткани. Вес тела в течение года может не изменяться, активная же его масса, то есть мышечная ткань, может при этом увеличиваться иногда на 10-12 кг. Изменение удельного веса тела еще не нашло широкого практического применения и используется в основном в научно- исследовательских целях.

Современное техническое оснащение позволяет с помощью специального прибора определять состав тела: количество воды, мышечной и жировой массы (например, «OMRON», Япония).

Определение частоты пульса проводится перед занятием, после разминки, отдельных упражнений, интервалов отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Поскольку при значительном учащении пульса (до 170-180 уд./мин) определить его на лучевой артерии нелегко, лучше считать пульс на сонной артерии или определять частоту сердечных сокращений по верхушечному толчку сердца.

Исследование изменений частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятий, то есть рациональность его построения и интенсивность нагрузки. Сопоставляя характер нагрузки с изменением частоты пульса и быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния занимающихся.

Измерение артериального давления позволяет выявить сдвиги, которые хорошо отражают приспособляемость организма к физическим нагрузкам на занятии. В зависимости от задач занятий артериальное давление может измеряться после каждого упражнения и интервалов отдыха или после отдельных серий упражнений и в восстановительном периоде после них, или только после отдельных частей занятия. Большое значение для оценки приспособляемости к нагрузкам имеет сопоставление сдвигов частоты пульса и максимального артериального давления. При хорошей приспособляемости эти сдвиги должны быть пропорциональными, то есть при значительном учащении пульса максимальное давление также должно значительно повышаться и наоборот.

Одним из признаков ухудшения приспособляемости считается уменьшение сдвигов максимального давления при сохранении или увеличении сдвигов частоты пульса. Таким образом, в случаях, когда уровень подготовленности учащегося соответствует выполняемой нагрузке, сердечно- сосудистая система реагирует учащением частоты сердечных сокращений, повышением максимального и увеличением пульсового давления. Резкое учащение пульса, снижение максимального давления при неизменном или увеличенном минимальном, в результате чего снижается пульсовое давление, характеризует крайнюю степень утомления сердца и, значит, плохую адаптацию к нагрузке.

Характер изменения адаптации к одной и той же нагрузке при исследованиях, проведенных на разных этапах занятия, позволяет судить как об улучшении функционального состояния организма, так и о его ухудшении. На основании этого оценивается правильность построения учебно-тренировочного процесса и в необходимых случаях вносятся соответствующие коррективы.

Ортостатическая проба (ортопроба) - эффективный метод оценки степени восстановления после занятий физической культурой. Поэтому данную пробу лучше проводить по утрам, подсчитывая пульс в положении лежа еще до подъема с постели, а затем стоя. Если нужна характеристика всего тренировочного дня, то ортостатическая проба проводится утром и вечером.

Учащение пульса на 12-16 ударов в минуту и повышение артериального давления на 5-10 мм рт.ст. считаются нормальными и благоприятными. Учащение пульса на 20 и более ударов в минуту и значительное колебание артериального давления, особенно если оно сопровождается снижением пульсового давления, считается неблагоприятным, так как свидетельствует о расстройстве нервной регуляции сосудистой системы или о недостаточной физической тренированности.

Исследования показателей функции внешнего дыхания при врачебно-педагогических наблюдениях имеет относительно меньшее значение по сравнению с исследованием показателей сердечно-сосудистой системы, так как функциональные резервы дыхания очень велики и почти никогда не пользуются полностью. Тем не менее наблюдение за некоторыми показателями в определенных случаях помогает оценить степень воздействия нагрузки и длительности восстановления после нее.

Определение частоты дыхания - наиболее простой и распространенный метод исследования.

Оно проводится визуально или пальпаторно (путем прикладывания руки к нижней части грудной клетки). Частота дыхания исследуется в покое, до занятия физической культурой, а затем, как и пульс, в течение всего урока. После физических нагрузок частота дыхания достигает 20-40-60 в минуту в зависимости от характера и интенсивности нагрузки.

Сравнение сдвигов в частоте дыхания и длительности его восстановления с характером нагрузок позволяет оценить воздействие нагрузки, функциональное состояние ребенка, достаточность интервала отдыха.

Исследование измерений жизненной емкости легких проводится в процессе занятия физической культурой, до и после него. Жизненная емкость легких после легких занятий может не изменяться, повышаться или немного понижаться. Очень большие тренировочные нагрузки могут вызвать снижение жизненной емкости легких на 300-500 мл.

Степень уменьшения жизненной емкости легких после отдельных упражнений на занятиях и быстрота их восстановления в период отдыха характеризуют воздействие нагрузки и функциональное состояние учащихся. Например, уменьшение жизненной емкости легких после выполнения комбинаций вольных упражнений гимнастов, ранее не влияющей существенно на эту величину, является неблагоприятной реакцией на нагрузку.

Методы исследования нервной и нервно-мышечной систем занимают во время врачебно-педагогических наблюдений значительное место, так как физические нагрузки предъявляют высокие требования к этим системам. Известно, что нерациональная тренировка нередко ведет к травмам и заболеваниям нервно-мышечного аппарата у учащихся. В связи с этим при врачебно-педагогических наблюдениях необходимо широко применять методы исследования, позволяющие оценить воздействие нагрузок на эти системы.

К простейшим из них относятся: исследования быстроты движений конечностей, силы и статической выносливости мышц, точности воспроизведения движений по амплитуде и силе при выключенном зрении. На занятиях такие исследования рекомендуется проводить после отдельных частей урока, после наиболее трудных серий упражнений и в конце интервалов отдыха. Однако чаще они применяются при тех формах организации врачебно-педагогических наблюдений, при которых оценивается степень восстановления после занятий. Для этого изучаются изменения различных показателей функционального состояния нервно-мышечной системы до и после занятий.

Испытание с дополнительной физической нагрузкой получило широкое распространение при врачебно-педагогических наблюдениях благодаря простоте, доступности и надежности информации о воздействии нагрузки на функциональное состояние учащегося. Особенно выгодно применять его при тех формах врачебно-педагогических наблюдений, при которых учащийся исследуется до и после занятия, на следующий день после него. Сравнение реакции на одну и ту же нагрузку до и после занятий физической культурой позволяет выявить степень изменения работоспособности занимающихся в связи с выполненной нагрузкой.

В качестве дополнительной физической нагрузки может быть использована любая дозируемая функциональная проба. При этой форме врачебно-педагогических наблюдений дополнительная физическая нагрузка выполняется испытуемым непосредственно перед занятием и через 10-20 минут после него. Реакция на дополнительную нагрузку оценивается как минимум по данным сдвигов и восстановления пульса и артериального давления. Если ставится задача оценить функциональное состояние занимающихся, то испытание с дополнительной физической нагрузкой проводится до и после занятия с предельными или околопредельными нагрузками.

Врачебно-педагогические наблюдения имеют особую ценность в том случае, если одновременно используются методы, позволяющие определить изменения функционального состояния не одной, а нескольких систем организма (поскольку длительность восстановления в различных системах организма после физических нагрузок неодинакова), изменения в межсистемных связях (степень и характер их изменения являются надежными критериями к оценке воздействия нагрузки, длительности восстановления). Комплексная методика врачебно-педагогических наблюдений дает возможность более достоверно оценивать изменения в функциональном состоянии занимающихся под влиянием тренировки, а, следовательно и более точно управлять учебно-тренировочным процессом.

Функциональные пробы дыхательной системы: проба Штанге: после обычного вдоха исследуемый задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Длительность задержки дыхания зависит от возраста и колеблется у здоровых детей от 16 до 55 секунд; проба Генчи: исследуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки 12-13 секунд. Затем предлагается дозированная ходьба (44 метра в течение 30 секунд) и вновь - задержка на выдохе. У здоровых детей время задержки дыхания уменьшается не более, чем на 50%. Перечисленные показатели дают возможность оценить вегетативный статус ребенка не только в покое, но и при различных нагрузках с целью уточнения вопросов о вегетативной реактивности и вегетативном обеспечении деятельности [17].

В последнее время большое значение придается биохимическим и электрофизическим исследованиям.

Подбор методов в значительной степени определяется задачей исследования, контингентом, спецификой вида спорта и характером выполняемой работы. В технически сложных видах спорта на первый план выдвигается изучение функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов. Для скоростно-силовых видов спорта важно исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата. В зависимости от характера выполняемой на данном занятии работы преимущественное значение приобретает исследование определенных видов метаболизма, обязательно исследование восстановительных процессов.

До и после занятия надо оценить одни и те же показатели. Во время занятия комплекс методов сокращается, с тем, чтобы не нарушать нормальный ход тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические методы исследования [10].

Методы исследования, применяемые непосредственно после тренировки (соревнования), должны быть использованы и в восстановительном периоде. Помимо изучения реакции организма на нагрузку, при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы - обследование спортсмена при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, пробы с повторными нагрузками, с дополнительной нагрузкой и др. [20]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.023 с.)