Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем — при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников. Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Закономерности не дают рекомендаций к решению конкретных вопросов, они являются теоретической основой практических действий, выполняют регулирующую роль отношений между субъектами деятельности. Закономерности реализуются через принципы обучения. Принципы вытекают из законов и закономерностей, установленных наукой. Принцип – 1)основное правило, основание, руководящая идея, требование к действиям; 2) теоретическая категория, тесно связанная с законами, объективно-субъективная категория. (потому что, когда формулируются Принципы, в них обнаруживаются и объективные и субъективные оценки). Принципы исторически изменчивы (как и цели, и СОр). Они возникли из практики в результате ее обобщения. С развитием педагогики выявлялись новые закономерности, соответственно им формулировались и новые принципы (принцип гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированный Пц.) В основу классификации общепедагогических принципов положим факторы, определяющие эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс и связь педагогического процесса со средой. Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологически го и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип гуманизации состоит в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными. Данный принцип направлен на развитие у учащихся высоких нравственных качеств, уважения к личности и опирается на его положительные стороны и качества. Принцип целостности (технологичности) подразумевает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов; единство обучения и воспитания; единство преподавания и учения; единство обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания; единство теории и практики; системности и последовательности организации педагогического процесса; компьютеризации и информатизации; принцип оптимизации и др. Принцип демократизации проявляется в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализация этого принципа происходит в условиях открытого социального контроля со стороны общественности и родителей, высокого информационного обеспечения, взаимного уважения педагогов и учащихся. В то же время предоставление больших свобод требует и более высокой ответственности В совершаемые действия. Принцип кулыпуросообразности предполагает максимальное использование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения, семьи, общества (в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности. Принцип единства индивидуального и коллективного позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства Принципы профессионального образования Принцип развития самостоятельности (на основе принципа активности) Принцип мотивации к профессиональной деятельности (развитие потребностей и мотивов личности, ориентированных на профессиональную деятельность) Принцип профессиональной направленности (установление связи теории с практикой, с профессиональной деятельностью). Принцип связи теоретического обучения с производительным трудом Принцип профессиональной мобильности (развитие потребности повышать свое образование и квалификацию) Принцип целостности педагогического процесса (все действия педагога подчиняются реализации целей профессионального образования). Принцип социального партнерства (сотрудничество образовательного учреждения с внешними и внутренними структурами, оптимизирующими педагогический процесс). Принцип экономической целесообразности (подготовка по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.). 5. Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования. Содержание образования — это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализации этой цели служит содержание обучения. Содержание образования формируется на основе государственного стандарта, который представляет комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов. Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решении проблем содержания обучения и воспитания, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России. Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех регламентирующих составляющих: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и 3) требования к уровню подготовки выпускников. Посредством стандарта профессионального образования обеспечивается стабильность требуемого уровня профессионального и общего образования. Государственный стандарт профессионального образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса и для аттестации учебных заведений. Он должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию. В профессиограмму педагога входят и такие качества, как педагогический артистизм — способность воплощать мысли и переживания в образах, поведении, слове, привлекая всё богатстве личных ассоциаций. Изучение деятельности артистически одаренных педагогов показало, что им, как правиле, свойственно самоуважение (достаточно высокая самооценка), склонность осознавать себя носителями позитивных социальных характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень деловой настроенности. Очень важна для педагога, и особенно для мастера производственного обучения, способность не теряться в экстремальных ситуациях. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть самые неожиданные ситуации. К педагогически важным качествам относятся: целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях. Педагог должен обладать личным обаянием, т. е. соединять в себе качества духовности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетичным. В его костюме, прическе и украшениях должно присутствовать чувстве меры. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Естественное состояние преподавателя — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Педагогу свойственно осознание личной ответственности за судьбу подрастающего поколения. При этом преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого своего ученика. Чувства юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе. Веселый преподаватель обучает лучше угрюмого, всегда имеющиеся в его арсенале шутки, прибаутки, пословицы, удачный афоризм, дружеское подтрунивание или просто веселая улыбка создают в группе дружественный, благожелательный эмоциональный фон. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, нескольку всегда является наглядным примером для учащихся. Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. В государственном образовательном стандарте по специальности содержание обучении дается в виде наименования учебных дисциплин и состава дидактических единиц (основных разделов учебных дисциплин). На той или иной ступени подготовки оно должно учитывать уровень образования, полученный обучающимися на предыдущих ступенях (преемственность в содержании обучения), и повышать уровень образованности. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что органы государственной власти определяют лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. В стандарте профессионального образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и вузовский. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство профессионально-педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка, литературы, искусства, истории и т. п. Они относятся к компетенции регионов и учреждении. Компонент учебного заведения устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой ступени; требования к минимально необходимой профессиональной и общеобразовательной подготовке; максимально допустимый объем учебной нагрузки учащихся и студентов по годам обучения. Стандарт того или иного уровня профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но также определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Один уровень образования отличается от другого и характеризуется структурой, объемом и содержанием обучения. Соотношение теоретической и практической подготовки характеризуется тем, что для начального профессионального образования в среднем 70-80 % времени отводится на практическое обучение. В среднем специальном учебном заведении доля теоретической подготовки, как правиле, несколько больше по объему или равна практической; в вузах теоретическая подготовка преобладает над практической. Следующий показатель уровня образования — соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках теоретического обучения. Учебный материал начального профессионального образования обеспечивает понимание учащимися сущности и закономерностей производственного процесса. В системе среднего образования студенты получают некоторые общенаучные знания (как правило, это основы наук, имеющих прикладное значение и интегрирующих со специальными дисциплинами). В системе высшего образования общенаучные дисциплины занимают значительное место. В вузах общенаучная подготовка включает в себя философские, социально-экономические, культурологические и психолого-педагогические знания. Тип организации учебного процесса предусматривает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение обучающихся в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, ее объем и содержание. В основе формирования содержания, как образования, так и обучения по конкретной специальности лежит анализ профессиональной деятельности. Структура и содержание профессионального образования: В общем виде содержание профессионального образования включает как профессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные несколькими разными блоками. Ниже приводится характеристика блоков профессиональной педагогики. Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Отраслевой блок включает материал, содержащий: а) общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли; б) место профессии в системе разделения труда, сложившейся в отрасли (на производстве); в) краткое знакомстве с ведущими трудовыми функциями других профессии отрасли; г) сведения об охране труда на производстве, экологии производства и пр. Профессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, служащий интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне. Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Министерства труда РФ. Общеспециалъный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда. Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников. Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров. Когда на второй ступени ставится задача — довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образовании, что позволяет выпускникам наряду с дипломом профессионального училища получить диплом техника (или младшего инженера). Бизнес-блоки общеобразовательной подготовки востребованы в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела. Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.
6. Сущность педагогических методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов. Классификации методов обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.012 с.) |