Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы педагогического исследования

Поиск

Методы педагогического исследования — это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Раз­нообразные методы исследования можно разбить на четыре группы.

1. Методы изучения педагогического опыта, или методы эмпирического познания

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-ли­бо педагогического явления. Различают включенное и не­включенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное наблюдение.

Беседа — метод устного опроса по заранее намеченному плану.

Интервьюирование — разновидность беседы по заранее намеченным вопросам.

Анкетирование — метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты.

Изучение продуктов деятельности обучающихся: изделий, проектов, графических и других работ. Изучение документации: личных дел, медицинских карт, протоколов и т. д.

Эксперимент — специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода. Различают констати­рующий и формирующий (преобразующий) эксперименты.

2. Методы теоретического исследования

Теоретический анализ — выделение и рассмотрение отдель­ных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогиче­ских явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы — логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Изучение литературы: трудов ученых, диссертаций, учеб­ников и т. д,

Моделирование — построение моделей педагогических явлений и процессов.

3. математические методы

Регистрация — подсчет количества тех или иных фактов. | Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности. | Шкалирование — введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.

Квалиметрия — перевод качественных показателей в коли­чественные.

4. Статистические методы

Определение средних величин полученных показателей: определение медианы — показателя середины ряда; под­счет степени рассеивания величин — дисперсии, т. е. сред­него квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др.

Апробация и оформление результатов исследования

Апробация слово латинского происхождения, дословно означает «одобре­ние, утверждение, установление качеств». В современном понимании апроба­ция — это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов исследования.

Официальная апробация может проходить в форме докладов, обсуждений, дискуссий, устного или письменного рецензирования работы, В роли судей, критиков и оппонентов выступают компетентные ученые и практики, научные и пе­дагогические коллективы и аудитории. Неофициальная апробация может прохо­дить в форме бесед и споров со специалистами и коллегами.

Результаты исследования должны быть оформлены соответствующим обра­зом. Основными видами изложения результатов исследования являются:

научный отчет (сообщение) — изложение письменно оформленного отчета о существе и результатах исследования;

статья — систематизированное письменное изложение научных результатов;

рецензия — критическое рассмотрение результатов исследования;

монография, книга, брошюра — подробное изложение хода, результатов исследования, выводов, рекомендаций, библиографического списка;

методические рекомендации по практическому использованию результатов исследования;

диссертация — подготовленная для публичной защиты научная работа на соискание академической степени магистра или ученой степени кандидата либо доктора наук.

По результатам исследования пишутся также учебники и учебные пособия.

 

3. Система общего и профессионального образования в России. Основные тенденции развития современной системы профессионального образования.

Начальное профессиональное образование на производстве осуществляется по тем профессиям и специальностям, потребность в которых не удовлетворяется за счет выпускников профессиональных училищ, либо по которым подготовка рабочих вообще не проводится. Срок такой подготовки, как правило, не превышает 6 месяцев.

Ученичества бывает индивидуальным или бригадным (групповым). Обучение на производстве осуществляется под руководством инструктора или наставника. После окончания обучения ученики сдают квалификационные испытания и выполняют профессиональные пробы.

Существует также курсовая форма подго­товки кадров, которая осуществляется в учеб­но-курсовых комбинатах и центрах. Эта фор­ма целесообразна в тех случаях, когда нужны более глубокие специальные знания, но прове­дение теоретических занятии непосредствен­но на производстве невозможно. Курсовая подготовка может осуществляться, например, по таким профессиям, как водитель автомобиля или троллейбуса, машинист крана, опера­тор газовой котельной, наладчик оборудования и др. Курсовая форма обуче­ния используется также для переподготовки кадров в соответствии со сложившимся рынком труда. Окончившим курсы выдаются соответствующие свиде­тельства.

Основной формой начальной профессиональной подготовки и переподготов­ки рабочих кадров являются профессиональные училища (ПУ). Срок обучения в них на базе основной школы — 3 года, на базе полного среднего образования — 1 год. Дидактическая система обучения в ПУ включает в себя три компонента: общеобразовательную, общепрофессиональную (профильную) и специальную подготовку. Проводятся теоретические и практические занятия, производствен­ное обучение и производственная практика. Обучение в ПУ, как правило, ведется по 3-5 профессиям. Выпускникам выдается диплом о присвоении профессии и аттестат о среднем образовании (обучающимся на базе 9 классов).

Инновационным типом начальной профессиональной подготовки кадров повышенного уровня является профессиональный лицей. Профессиональный ли­цей — государственное образовательное учреждение начального и среднего про­фессионального образования, основная форма планомерной подготовки специа­листов с повышенным уровнем квалификации. Лицеи имеют четко выраженную специализацию. Они могут иметь узкоспециальную и многопрофильную напра­вленность. В зависимости от профиля профессиональной подготовки лицеи имеет соответствующее название: политехнический, экономический, строитель­ный, железнодорожный, коммерческий, агротехнический, художественно-рестав­рационный и т. д.

Профессиональный лицей имеет до трех ступеней образования. На первых двух осуществляется профессиональная подготовка с элементами политехниче­ского и специального образования. Сроки обучения: на базе основной школы — 3 года, на базе полной средней школы — 1 год. На третьей ступени осуществля­ется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального об­разования со сроком обучения 1-2 года.

В условиях рынка труда лицеи имеет право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для предприятии различных форм собственности на коммерческой основе.

Важнейшим звеном в системе непрерывного профессионального образования являются средние специальные учебные заведения (ССУЗ), которые готовят спе­циалистов средней квалификации для различных отраслей экономики. В насто­ящее время этот уровень образования имеют 22 % населения России, в экономике и социальной сфере занято около 20 млн. выпускников ССУЗов.

Специалистов средней квалификации готовят техникумы (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические, коопера­тивные и др.), училища (педагогические, медицинские, музыкальные, культуры и искусства, мореходные, речные, военные и др.), специальные школы (спортив­ные, милиции и др.). Сто тридцать вузов страны имеют отделения (факультеты) среднего профессионального образования.

Инновационным средним специальным учебным заведением является про­фессиональный колледж, который осуществляет среднее профессиональное обра­зование, а также переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты средне­го профессионального образования по специальностям базового и повышенного уровня.

Сроки обучения в ССУЗах на базе основного общего образования — 3-5 лёт, на базе полного среднего образования — 2-3 года. Повышенный уровень образо­вания предполагает увеличение срока обучения по сравнению с базовым на один год. Обучающиеся в ССУЗах называются студентами. Выпускники получают диплом специалиста средней квалификации и аттестат о среднем образовании (обучающиеся на базе 9 классов). Специалистов с высшим образованием го­товят высшие учебные заведения. В соответст­вии с Законом РФ «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» (1996) в Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведении: институт, университет, академия. Институт осуществляет подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности (инженер­ной, педагогической, юридической, экономической и др.). Академия кроме этой задачи осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Университеты реализуют образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки, и выполняет функциональные и прикладные исследования по столь же широкому спектру наук (математика, химия, педаго­гика, медицина, юриспруденция, психология и т. д.).

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профес­сионального образования:

• бакалавр (срок обучения не менее 4 лет, выдается диплом бакалавра);

• дипломированный специалист (срок обучения не менее 5 лёт, выдается ди­плом специалиста с высшим профессиональным образованием);

• магистр (срок обучения не менее 6 лёт, выдается диплом магистра).
Лицам, не завершившим обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедшим промежуточ­ную аттестацию не менее чем за два года обучения, выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании.

Формы обучения в вузе — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстер­нат. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессио­нального образования.

Система послевузовского профессионального образовании включает:

• аспирантуру (подготовка кандидатов наук, срок обучения 3 года);

• докторантуру (подготовка докторов наук, срок обучения 3 года);

• ординатуру и интернатуру при медицинских высших учебных заведениях;

• академии, институты, факультеты повышения квалификации при вузах.
Система профессионального образования направлена на формирование ресурс­ного, интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства.

 

4. Педагогический процесс как составляющая профессионального образования. Определение и структура, характеристика основных компонентов. Закономерности и принципы педагогического процесса.

В научной литературе педагогический процесс определяется как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на ре­шение развивающих и образовательных задач». Из этого следует, что педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогическо­го процесса. Кроме того, имеются еще два компонента педагогического процесса: содержание образования (опыт, базовая культура) и педагогические средства — материальные (наглядные, технические, электронные), художественные и др.

Если образовательный процесс специально организован и управляется специалистами (педагогами), то его принято называть педагогическим процессом.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы.

Под педагогической системой будем понимать «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов необходимых для создания организованного, целенаправленного … педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П.Беспалько).

Структура – это расположение элементов в системе.

Система – совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Рассматривая педагогический процесс как систему, мы видим, наличие в нем множества подсистем, внедренных друг в друга и объединенных между собой.

Системообразующим фактором педагогического процесса является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и все­цело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический харак­тер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с опре­деленной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Динамической системе «педагог — воспитанник» присущи такие компо­ненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.

Метод педагогической деятельности — это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Организационная форма педагогической деятельности — это специальная кон­струкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержа­нием, а также методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

Педагогический процесс имеет свой результат, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели.

Единицей, «клеточкой», педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками. | Педагогическая задача — это конкретная педагогическая ситуация, соотнесен­ная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат заключаются в изменении самого действующего субъекта, овладева­ющего определенными способами действия.

Педагогические задачи различаются по классам (дидактические, воспитатель­ные), типам (оперативные, тактические, стратегические) и уровням сложности (простые, сложные). Однако все они имеют общее свойство — являются зада­чами социально-педагогического управления. Задачи решаются, как правило, по единой принципиальной схеме, предполагающей четыре взаимосвязанных этапа (схема 9).

Универсальной характеристикой педагогического процесса является педа­гогическое взаимодействие, имеющее две стороны, два взаимосвязанных ком­понента — педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Педагогические воздействия могут быть прямыми и косвенными, управляе­мыми и неуправляемыми; ответные реакции воспитанников — активными или пассивными, воспринятыми или проигнорированными, эмоциональными или безразличными и т. п.

Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий:

• педагогические (отношения педагогов и воспитанников);

• взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);

• предметные (отношения воспитанников с предметами материальной куль­туры);

• личные (отношение к самому себе).

Воспитательные взаимодействия могут возникать как при непосредственном участии педагога, так и без него, когда воспитанники в повседневной жизни сами вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу.

Деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуе­мых, их сотрудничество, организацию и управление процес­сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.

Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

«Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отра­жают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целост­ности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления».

Условия построения целостного педагогического процесса:

преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспи­танниками;

• осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспи­танников по алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учеб­ных действий, коррекция, анализ эффективности;

• осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятель­ности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразование своей личности, как в учебное, так и во внеурочное время;

• комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитатель­ных задач;

• направленность целостной деятельности педагогов на организацию содер­жательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнеде­ятельности обучающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.191.11 (0.011 с.)