Педагогика в ряду других наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика в ряду других наук



Педагогика

1. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории общей и профессиональной педагогики. Место профессиональной педагогики в системе наук о человеке.

Педагогика ­­­– это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В.А.Сластёнина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика».

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.

Понятие образование рассматривают и другие науки: философия, социо­логия, психология, экономика и т.д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический про­цесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах и семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер — «педагогический процесс формирования требуемых профессиональ­ных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержа­тельные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования».

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека а протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. По краткой формулировке известного публициста и педагога С.И. Гессена, «педагогика — наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом».

основными задачами педагогики являются:

• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

• разработка теоретико-методологических основ образования:

• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами:

• определение содержания образования в конкретных условиях;

• разработка образовательных стандартов;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

• изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи.

· Разработка теоретико-методологических основ профессионального образо­вания и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

· Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образо­вания.

· Изучение истории развития профессионального образования и педагогиче­ской мысли.

· Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессио­нального образования в нашей стране и за рубежом.

· Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и раз­вития личности.

· Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионально­го образования.

· Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессио­нального образования.

· Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

 

Основные категории педагогики:

· Педагогическая система;

· Педагогический процесс;

· Педагогическое взаимодействие;

· Образование;

· Воспитание;

· Самовоспитание;

· Обучение;

· Педагогическая технология;

· Педагогическая задача;

· Педагогическая ситуация;

· Развитие;

· Формирование;

· Становление личности;

· Педагогические законы;

· Закономерности;

· Принципы;

· Правила;

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой — определяют предмет педагогики.

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают, что «под педагогической сис­темой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функциони­рующих в целостном педагогическом процессе».

Категория(греч. — «суждение») — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходи­мые для создания организованного и целенаправленного педагогического влия­ния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогичес­кая система.

Педагогический процесс рассматривают как систему, которая «представляет собой специ­ально организованное взаимодействие педаго­гов и воспитанников (педагогическое взаимо­действие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с це­лью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии»1. Педагоги­ческий процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он являет­ся главной структурной единицей образования и контролирует систему педаго­гического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогиче­ское взаимодействие. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длитель­ный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древ­ности это слово относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т. д.). Потом термин «образование» стал обо­значать преимущественно процесс и результат педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека.

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориен­тированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны». В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и раз­вития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Воспитание — одна из фундаментальных категорий педагогики. Соотноше­ние понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискус­сий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие — определяют их как противоположные стороны педагогического про­цесса. Мы придерживаемся той точки зрения, что образование как целенаправ­ленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально зна­чимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с со­циализацией. В узком смысле «воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса». Деятельность педагогов при этом назы­вается воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основ­ные виды воспитания — умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.

Понятие «воспитание» тесно связано с самовоспитанием, под которым пони­мается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обя­зательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, само­внушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение — это «специфический способ образования, направленный на разви­тие личности посредством организации усвоения обучающимися научных зна­ний и способов деятельности».

Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламенти­рованности педагогического процесса нормативными предписаниями как содер­жательного, так и организационно-технического плана (государственный стан­дарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способ­ностей.

Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспиты­вающим, а воспитание — обучающим.

Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, выполняющего три основные функции: образовательную (формирова­ние мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определен­ных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психиче­ских процессов, свойств и качеств личности).

Одна из педагогических категорий — педагогическая технология — фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования.

Педагогическая технология — это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процес­се с целью решения педагогических задач.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

1) целевой (стратегические и тактические цели и задачи);

2) содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентации, опыта творческой деятельности);

3) деятельностный (способы и приемы освоения содержания);

4) результативный (достигнутые результаты);

5) ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогиче­ского процесса).

Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обу­чения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педаго­гов и воспитанников с определенной целью».

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

• преобразование содержания образования в учебный материал;

• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

В педагогическом процессе могут возникать и искусственно создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация — это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или спе­циально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;

2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопро­вождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом реша­ющую роль в нем играет собственная активность человека.

Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования лично­сти и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возраст­ных периодов). Созревание — это естественный процесс преобразования анатоми­ческих структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созре­вание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.

Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организо­ванного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, форми­руясь, и формируется, развиваясь.

Становление личности — это приобретение человеком в процессе развития но­вых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о ста­новлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессио­нализма, мастерства и т. д.

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонен­там также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что педагогический закон — это «педагогическая катего­рия для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устой­чиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая меха­низмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педаго­гической системы».

Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономер­ности обучения, закономерности процесса воспитания и т. д.).

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность — на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.

Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического прин­ципа: «Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), слу­жит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности»*.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики — это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стра­тегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила от­ражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

Основные категории профессиональной педагогики

Профессиональная ориентация- Система социально-экономических, психолого-педагоги­ческих, медико-валеологических, правовых мероприятий, направленных на оказание человеку помощи в осознан­ном и самостоятельном выборе профессии. Компонентами профориентации являются: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор (подбор), профадаптация, профвоспитание.

Профессиональное самоопределение- Процесс и результат выбора профессии и развития чело­века как субъекта будущей профессиональной деятельно­сти. Включает в себя следующие этапы: интерес к пробле­ме выбора профессии (мечта о той или иной профессии); профессиональную направленность (предварительный выбор профессии); профессиональное самосознание (осознанное профнамерение); профессиональное призва­ние (осознанное профстремление).

Профессиональное образование- Процесс и результат профессионального развития лично­сти посредством научно организованного профессиональ­ного обучения и воспитания.

Уровни: начальное, среднее, высшее, послевузовское про­фессиональное образование.

Профессиональное обучение- Процесс и результат овладения обучающимися професси­ональными знаниями, умениями и навыками. Осуществляется в начальных, средних, высших профессио­нальных учебных заведениях и учреждениях дополнитель­ного профессионального образования.

Профессиональное воспитание - Процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности.

Различают общие и специальные профессиональные ка­чества.

Профессиональное развитие - Развитие личности как субъекта профессиональной дея­тельности.

Этапы: профессиональное самоопределение, профессио­нальная обученность и умелость, профессиональная ком­петентность, профессиональное мастерство, профессио­нальное творчество.

Профессиональное становление - Результат профессионального развития: разряд, катего­рия, класс, должность, степень, звание и др.

Профессиональная культура - Достигнутый уровень осуществления профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональные зна­ния, умения, навыки, личные качества, профессиональную этику и эстетику.

Учреждения профессионального образования - Государственное, муниципальное или частное учебное заведение, реализующее образовательную программу образования определенного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).

Различают типы и виды учреждений профессионального образования. Например, вузы бывают следующих видов: институты, академии, университеты.

Фундаментальные

Разработка концепций и моделей развития педагогических систем.

Прикладные

Изучение отдельных сторон педагогического процесса, выявление закономерностей педагогической практики.

Разработки

Обоснование конкретных научно-методических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений.

Алгоритм исследования:

Эмпирический этап: получение функционального представления об объекте и выдвижение гипотезы исследования (сбор эмпирических материалов)

Гипотетический этап: разрешение противоречия между фактическими

представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь

его сущность (обработка и анализ эмпирических материалов)

Теоретический этап: преодоление противоречия между функциональными

и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем (выдвижение теоретических положений и теорий)

Прогностический этап: разрешение противоречия между полученными

представлениями об объекте исследования как целостном образовании

и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях

(разработка научно-методических рекомендаций)

Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной про­граммы, включающей в себя два раздела:

1) обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, опреде­ление объекта, предмета, целей и задач исследования, формулировка основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования;

2) разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведе­ния констатирующего и формирующего экспериментов.

Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью.

Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического.

Формы контроля

Управление педагогическим процессом предполагает осуществление функции контроля, т. е. системы выявления эффективности функционирования этого процесса. Различают следующие виды контроля:

• предварительный — выявление начального уровня сформированности зна­ний и умений;

• текущий — осуществляющийся в процессе повседневной учебной работы;

• тематический — проводимый по завершении изучения темы;

• рубежный — проверка знании и умении по разделам курсов;

• итоговый — проводимый в конце изучения дисциплины или всего курса обу­чения в учебном заведении.

Формы контроля, используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными.

Контрольная работа — форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Эта форма контроля особенно характерна для заочного обучения.

Коллоквиум — устное индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимися по заданным вопросам; форма текущего, тематического или рубеж­ного контроля. По результатам коллоквиума может решаться вопрос о допуске обучающихся к экзамену.

Зачет — форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в по­рядке собеседования. Зачет выставляется в ведомость, зачетную книжку обуча­ющихся и в приложение к диплому.

Экзамен — форма итогового контроля знаний по результатам изучения раз­дела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому.

Тестирование — форма текущего тематического и итогового контроля знании с помощью тестов, представляющих собой систему задании в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минималь­ную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста — согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании.

Рейтинговая система оценки знаний — это контроль качества усвоения учебно­го материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную де­ятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнение творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам.

Машинный контроль — это контроль знаний с помощью машин (ЭВМ, ПЭВМ и других контролирующих устройств). Преимущество машинного контроля в том, что машины беспристрастны. Вместе с тем машинный контроль не позволяет выявить типичные ошибки и затруднения обучающихся.

Аттестация — форма текущего и итогового контроля обучающихся. Напри­мер, проводятся аттестационные недели, в ходе которых в ведомостях выставляются результаты: «аттестован» или «не аттестован». При этом учитывается теку­щая успеваемость обучающихся и посещение занятии. Кроме того, в конце курса обучения проводится государственная аттестация специально созданными Госу­дарственными аттестационными комиссиями (ГАК). Выпускники сдают госу­дарственный экзамен и защищают аттестационные работы (дипломные проекты, дипломные работы). Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию, выдают диплом государственного образца.

 

9. Характеристика классно-урочной системы обучения: ее признаки и история развития. Урок как основная форма классно-урочной системы обучения.

Классно-урочная система и ее альтернативы. Эту систему обучения разработал в XVII в. чешский ученый Я.А. Коменский. Он разделил учащихся на группы, однородные по возрасту, а учебный процесс - на временные отрезки - уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета.

Я.А. Коменский утвердил в качестве принципов обучения: природосообразность, сознательность, систематичность и прочность.

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых. Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения - классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относит­ся ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особен­ностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.

Организационные формы обучения- это способ организации взаимо­действия учителя и учащихся по усвоению содержания образования в со­ответствии с целями, содержанием образования и методами обучения.

Организационные формы обучения в своем развитии прошли путь от индивидуальных форм обучения до коллективных. И на каждом этапе раз­вития общества в зависимости от его потребностей менялись и организа­ционные формы обучения. В XVII веке фронтальную форму обучения, особенно в народных школах, впервые обосновал и описал Я.А.Коменский. До этого времени обучение велось индивидуально, или в группах.

В это же время сложилась и классно-урочная система обучения (дети делились на классы по возрасту и обученности), вводится постепенно по­нятия: учебный год, четверть, каникулы, система образования и т.д.

Несколько позже, в конце XVIII - начале XIX века была предложена идея в виде белл-ланкастеровской системы в Англии. Однако, из-за низкой эффективности обучения эта система не получила широкого распростра­нения.

В начале XX века в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые примененная в г.Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Дальтон-план отрицал урок как форму организации обучения и ведущую роль, в обучении учителя, заменял тра­диционные классы предметными мастерскими.

Дальтон-план в виде бригадно-лабораторного метода это немного иная система обучения. Отличие этого метода от дальтон-плана состоит в том, что индивидуальная работа учащихся сочетается с коллективной ра­ботой класса или части класса. Бригадно-лабораторный метод сопровож­дается организацией постоянных и обязательных бригад, приводит к сни­жению роли учителя и игнорированию во многих случаях индивидуальной учебной работы каждого учащегося.

Формы организации учебной деятельности детей и организационные формы обучения взаимосвязаны между собой, так как любая организаци­онная форма включает в себя сочетание форм организаций, этим и опреде­ляется вариативность урока.

Урок- единица организации учебного процесса, которая проводится в рамках отведенного времени с «твердым» составом учащихся по расписа­нию, где осуществляется обучение, воспитание, развитие учащихся.

В разное время было разное отношение к уроку, но всегда ставилась задача найти более эффективную форму обучения.

Особенности урока как организационной формы обучения обусловле­ны характером цели его и местом в целостной системе учебного процесса, если цель урока состоит в усвоении нового, целостного содержания, то структура урока будет повторять в основном структуру целостного обуче­ния. Если цель урока состоит в частичном усвоении учебного материала, то структура частично отразит целостный процесс обучения.

Нужно отметить, что ни один урок не может решать всех задач обуче­ния. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Поэтому важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, темы программы, каковы его дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Он должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логической развернутостью деятельности учителя и учащихся. Это обес­печивает управление познавательной деятельностью учащихся. Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит в осуществление этих тре­бований, в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методиче­ский почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуаль­ных черт.

Виды урока:

традиционный урок;

• современный урок;

• урок программированного обучения;

• проблемный урок формирования знаний;

• урок-лекция;

• учебная конференция;

• учебная экскурсия;

• урок-семинар и др.

В дидактике существуют различные подходы к классификации уро­ков. В зависимости от того, какие признаки считались основополагающи­ми, предлагаются разные варианты типологии уроков.

Типы и структура урока: На уроке учитель может решать следующие дидактические задачи:

-1) изучение нового учебного материала;

-2) закрепление знаний, умений, навыков;

-3) применение знаний, умений, навыков в стандартных и не стан­дартных ситуациях;

-4) обобщение систематизации полученных знаний, умений, навы­ков.

-5) проверка полученных знаний, умений, навыков. Тип урока определяется по основной дидактической задаче решаемой на уроке, значит существует 6 типов урока. Урок изучения нового материала.

Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Урок применения знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля и оценки знаний. 6. Урок комбинированный, где решаются несколько дидактических за­дач равных по времени и объему.

Структура урока всегда определяется исходя из типа урока. Тип урока определяет только основной этап на уроке, остальные эта­пы определяются логикой процесса усвоения знаний.

Структура урока зависит от его целей, содержания изученного мате­риала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся. Большое влияние на структуру урока оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Следовательно, структура разнообразных уроксш не может быть однотипной.

Признано целесообразным выделить в структуре урока две части: от­носительно постоянную, характеризующую общие для данного типа уро­ков элементы, и изменяемую, раскрывающую методику решения дидакти­ческих задач на каждом из основных этапов урока Рассмотрим структуру урока: Урок: Изучение нового материала

1 этап:

организация начала урока:

а) организационный момент ^приветствие, наличие учащихся в клас-се);

б) психологический настрой учащихся на урок (мотивационный этап урока)..

2 этап:

проверка выполнения домашнего задания (установление правильно­сти и осознанности в выполнении домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция).

3 этап:

подготовка учащихся к усвоению нового материала, (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельно­сти, актуализация опорных знаний и умений).

4 этап:

усвоение (изучение нового материала).

(обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание зна­ний и умении связи и отношений).

5 этап:

первичная проверка понимания.

(установление правильности и осознанности к усвоению нового учеб­ного материала, выявление пробелов, не верных представлений и их кор­рекция).

6 этап:

закрепление знаний и умений.

(усвоение новых знаний и умений на уровне применения в знакомой и в измененной ситуации)

7 этап:

обобщение и систематизация знаний..

(формирование целостной системы знаний по теме, разделу, курсу).

8 этап:

контроль и проверка знаний. (выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями)

9 этап:

подведение итогов занятия.

А) во-первых, оценивание изученного мате



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.27.155 (0.17 с.)