Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика в ряду других наук↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика 1. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории общей и профессиональной педагогики. Место профессиональной педагогики в системе наук о человеке. Педагогика – это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В.А.Сластёнина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика». Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования. Понятие образование рассматривают и другие науки: философия, социология, психология, экономика и т.д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности. Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах и семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер — «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования». Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека а протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. По краткой формулировке известного публициста и педагога С.И. Гессена, «педагогика — наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом». основными задачами педагогики являются: • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем; • разработка теоретико-методологических основ образования: • выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами: • определение содержания образования в конкретных условиях; • разработка образовательных стандартов; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; • изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций; • внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику; • изучение истории развития образования и педагогической мысли. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи. · Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике. · Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования. · Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли. · Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом. · Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности. · Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования. · Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования. · Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Основные категории педагогики: · Педагогическая система; · Педагогический процесс; · Педагогическое взаимодействие; · Образование; · Воспитание; · Самовоспитание; · Обучение; · Педагогическая технология; · Педагогическая задача; · Педагогическая ситуация; · Развитие; · Формирование; · Становление личности; · Педагогические законы; · Закономерности; · Принципы; · Правила; Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой — определяют предмет педагогики. Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе». Категория(греч. — «суждение») — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система. Педагогический процесс рассматривают как систему, которая «представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии»1. Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древности это слово относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т. д.). Потом термин «образование» стал обозначать преимущественно процесс и результат педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека. В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны». В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению. Воспитание — одна из фундаментальных категорий педагогики. Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие — определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. Мы придерживаемся той точки зрения, что образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле «воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса». Деятельность педагогов при этом называется воспитательной работой. Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основные виды воспитания — умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое. Понятие «воспитание» тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др. Обучение — это «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности». Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание — обучающим. Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, выполняющего три основные функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств и качеств личности). Одна из педагогических категорий — педагогическая технология — фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования. Педагогическая технология — это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач. Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты: 1) целевой (стратегические и тактические цели и задачи); 2) содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентации, опыта творческой деятельности); 3) деятельностный (способы и приемы освоения содержания); 4) результативный (достигнутые результаты); 5) ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса). Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью». Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка: • структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания; • преобразование содержания образования в учебный материал; • анализ межпредметных и внутрипредметных связей; • выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса; • анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др. В педагогическом процессе могут возникать и искусственно создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация — это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений. Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом решающую роль в нем играет собственная активность человека. Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание — это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д. Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь. Становление личности — это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д. Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность. Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон. В.И. Андреев считает, что педагогический закон — это «педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы». Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон». Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономерности обучения, закономерности процесса воспитания и т. д.). Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность — на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы. На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач. Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории. В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности»*. Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики — это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил. Основные категории профессиональной педагогики Профессиональная ориентация- Система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-валеологических, правовых мероприятий, направленных на оказание человеку помощи в осознанном и самостоятельном выборе профессии. Компонентами профориентации являются: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор (подбор), профадаптация, профвоспитание. Профессиональное самоопределение- Процесс и результат выбора профессии и развития человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Включает в себя следующие этапы: интерес к проблеме выбора профессии (мечта о той или иной профессии); профессиональную направленность (предварительный выбор профессии); профессиональное самосознание (осознанное профнамерение); профессиональное призвание (осознанное профстремление). Профессиональное образование- Процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания. Уровни: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование. Профессиональное обучение- Процесс и результат овладения обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками. Осуществляется в начальных, средних, высших профессиональных учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования. Профессиональное воспитание - Процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности. Различают общие и специальные профессиональные качества. Профессиональное развитие - Развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Этапы: профессиональное самоопределение, профессиональная обученность и умелость, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество. Профессиональное становление - Результат профессионального развития: разряд, категория, класс, должность, степень, звание и др. Профессиональная культура - Достигнутый уровень осуществления профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки, личные качества, профессиональную этику и эстетику. Учреждения профессионального образования - Государственное, муниципальное или частное учебное заведение, реализующее образовательную программу образования определенного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования). Различают типы и виды учреждений профессионального образования. Например, вузы бывают следующих видов: институты, академии, университеты. Фундаментальные Разработка концепций и моделей развития педагогических систем. Прикладные Изучение отдельных сторон педагогического процесса, выявление закономерностей педагогической практики. Разработки Обоснование конкретных научно-методических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений. Алгоритм исследования: Эмпирический этап: получение функционального представления об объекте и выдвижение гипотезы исследования (сбор эмпирических материалов) Гипотетический этап: разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность (обработка и анализ эмпирических материалов) Теоретический этап: преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем (выдвижение теоретических положений и теорий) Прогностический этап: разрешение противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях (разработка научно-методических рекомендаций) Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной программы, включающей в себя два раздела: 1) обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, формулировка основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования; 2) разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью. Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического. Формы контроля Управление педагогическим процессом предполагает осуществление функции контроля, т. е. системы выявления эффективности функционирования этого процесса. Различают следующие виды контроля: • предварительный — выявление начального уровня сформированности знаний и умений; • текущий — осуществляющийся в процессе повседневной учебной работы; • тематический — проводимый по завершении изучения темы; • рубежный — проверка знании и умении по разделам курсов; • итоговый — проводимый в конце изучения дисциплины или всего курса обучения в учебном заведении. Формы контроля, используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными. Контрольная работа — форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Эта форма контроля особенно характерна для заочного обучения. Коллоквиум — устное индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимися по заданным вопросам; форма текущего, тематического или рубежного контроля. По результатам коллоквиума может решаться вопрос о допуске обучающихся к экзамену. Зачет — форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования. Зачет выставляется в ведомость, зачетную книжку обучающихся и в приложение к диплому. Экзамен — форма итогового контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому. Тестирование — форма текущего тематического и итогового контроля знании с помощью тестов, представляющих собой систему задании в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста — согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании. Рейтинговая система оценки знаний — это контроль качества усвоения учебного материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнение творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам. Машинный контроль — это контроль знаний с помощью машин (ЭВМ, ПЭВМ и других контролирующих устройств). Преимущество машинного контроля в том, что машины беспристрастны. Вместе с тем машинный контроль не позволяет выявить типичные ошибки и затруднения обучающихся. Аттестация — форма текущего и итогового контроля обучающихся. Например, проводятся аттестационные недели, в ходе которых в ведомостях выставляются результаты: «аттестован» или «не аттестован». При этом учитывается текущая успеваемость обучающихся и посещение занятии. Кроме того, в конце курса обучения проводится государственная аттестация специально созданными Государственными аттестационными комиссиями (ГАК). Выпускники сдают государственный экзамен и защищают аттестационные работы (дипломные проекты, дипломные работы). Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию, выдают диплом государственного образца.
9. Характеристика классно-урочной системы обучения: ее признаки и история развития. Урок как основная форма классно-урочной системы обучения. Классно-урочная система и ее альтернативы. Эту систему обучения разработал в XVII в. чешский ученый Я.А. Коменский. Он разделил учащихся на группы, однородные по возрасту, а учебный процесс - на временные отрезки - уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Я.А. Коменский утвердил в качестве принципов обучения: природосообразность, сознательность, систематичность и прочность. Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых. Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения - классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца. Организационные формы обучения- это способ организации взаимодействия учителя и учащихся по усвоению содержания образования в соответствии с целями, содержанием образования и методами обучения. Организационные формы обучения в своем развитии прошли путь от индивидуальных форм обучения до коллективных. И на каждом этапе развития общества в зависимости от его потребностей менялись и организационные формы обучения. В XVII веке фронтальную форму обучения, особенно в народных школах, впервые обосновал и описал Я.А.Коменский. До этого времени обучение велось индивидуально, или в группах. В это же время сложилась и классно-урочная система обучения (дети делились на классы по возрасту и обученности), вводится постепенно понятия: учебный год, четверть, каникулы, система образования и т.д. Несколько позже, в конце XVIII - начале XIX века была предложена идея в виде белл-ланкастеровской системы в Англии. Однако, из-за низкой эффективности обучения эта система не получила широкого распространения. В начале XX века в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые примененная в г.Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Дальтон-план отрицал урок как форму организации обучения и ведущую роль, в обучении учителя, заменял традиционные классы предметными мастерскими. Дальтон-план в виде бригадно-лабораторного метода это немного иная система обучения. Отличие этого метода от дальтон-плана состоит в том, что индивидуальная работа учащихся сочетается с коллективной работой класса или части класса. Бригадно-лабораторный метод сопровождается организацией постоянных и обязательных бригад, приводит к снижению роли учителя и игнорированию во многих случаях индивидуальной учебной работы каждого учащегося. Формы организации учебной деятельности детей и организационные формы обучения взаимосвязаны между собой, так как любая организационная форма включает в себя сочетание форм организаций, этим и определяется вариативность урока. Урок- единица организации учебного процесса, которая проводится в рамках отведенного времени с «твердым» составом учащихся по расписанию, где осуществляется обучение, воспитание, развитие учащихся. В разное время было разное отношение к уроку, но всегда ставилась задача найти более эффективную форму обучения. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены характером цели его и местом в целостной системе учебного процесса, если цель урока состоит в усвоении нового, целостного содержания, то структура урока будет повторять в основном структуру целостного обучения. Если цель урока состоит в частичном усвоении учебного материала, то структура частично отразит целостный процесс обучения. Нужно отметить, что ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Поэтому важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, темы программы, каковы его дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Он должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логической развернутостью деятельности учителя и учащихся. Это обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся. Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит в осуществление этих требований, в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт. Виды урока: • традиционный урок; • современный урок; • урок программированного обучения; • проблемный урок формирования знаний; • урок-лекция; • учебная конференция; • учебная экскурсия; • урок-семинар и др. В дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки считались основополагающими, предлагаются разные варианты типологии уроков. Типы и структура урока: На уроке учитель может решать следующие дидактические задачи: -1) изучение нового учебного материала; -2) закрепление знаний, умений, навыков; -3) применение знаний, умений, навыков в стандартных и не стандартных ситуациях; -4) обобщение систематизации полученных знаний, умений, навыков. -5) проверка полученных знаний, умений, навыков. Тип урока определяется по основной дидактической задаче решаемой на уроке, значит существует 6 типов урока. Урок изучения нового материала. Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Урок применения знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля и оценки знаний. 6. Урок комбинированный, где решаются несколько дидактических задач равных по времени и объему. Структура урока всегда определяется исходя из типа урока. Тип урока определяет только основной этап на уроке, остальные этапы определяются логикой процесса усвоения знаний. Структура урока зависит от его целей, содержания изученного материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся. Большое влияние на структуру урока оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Следовательно, структура разнообразных уроксш не может быть однотипной. Признано целесообразным выделить в структуре урока две части: относительно постоянную, характеризующую общие для данного типа уроков элементы, и изменяемую, раскрывающую методику решения дидактических задач на каждом из основных этапов урока Рассмотрим структуру урока: Урок: Изучение нового материала 1 этап: организация начала урока: а) организационный момент ^приветствие, наличие учащихся в клас-се); б) психологический настрой учащихся на урок (мотивационный этап урока).. 2 этап: проверка выполнения домашнего задания (установление правильности и осознанности в выполнении домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция). 3 этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала, (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений). 4 этап: усвоение (изучение нового материала). (обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание знаний и умении связи и отношений). 5 этап: первичная проверка понимания. (установление правильности и осознанности к усвоению нового учебного материала, выявление пробелов, не верных представлений и их коррекция). 6 этап: закрепление знаний и умений. (усвоение новых знаний и умений на уровне применения в знакомой и в измененной ситуации) 7 этап: обобщение и систематизация знаний.. (формирование целостной системы знаний по теме, разделу, курсу). 8 этап: контроль и проверка знаний. (выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями) 9 этап: подведение итогов занятия. А) во-первых, оценивание изученного мате
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.026 с.) |