Проектирование в структуре педагогической деятельности. Особенности педагогического проектирования. Актуальность педагогического проектирования в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование в структуре педагогической деятельности. Особенности педагогического проектирования. Актуальность педагогического проектирования в современных условиях.



Пед проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности, учащихся и педагогов.

Термин проектирования пришел в педагогику из технического знания. Развитие пед знания, рост числа методов, средств, форм обучения и воспитания, выявление все большего числа влияющих на пед отношения факторов, делает пед деятельность избыточно сложной поэтому педагогу все труднее овладеть этими знаниями и умениями и еще труднее этим пользоваться.

С помощью пед проектирования выстраиваются пед процессы, пед ситуации и системы. Любые пед процессы создаются для ускорения и упорядочения развития учащихся и педагогов. Проектировать их - значит создавать развивающие процессы, убирать мешающие или негативные факторы, создавать им противодействия.

Пед проектирование если профессионально всегда связано со стремлением педагога организовывать такую среду обучения вне учебной деятельности, в которой они раскрыли бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха. В тоже время пед проектирование призвано приблизить пед процесс к реальным условиям будущей проф деятельности учащихся. Это позволяет адаптировать их к производству и проф труду. В процессе и по средствам проектирования создается технология, обеспечивающая развитие участников Пед процесса.

Рассмотрев пед проектирование и его составляющие, обращая внимание на то, что педагог о каждом из них должен получить знания, способ выбора(цели, форм, методов и т.д.), критерий соединения друг с другом, т.к. ему каждый день приходится ставить цели обучения и воспитания, руководствуясь принципами формировать содержание своей деятельности и деятельность учащегося, выбирать соответствующие методы, средства и формы его передачи учащимся. Такой самый простой и общий алгоритм пед деятельности по содержанию пед процесса и это лишь первая ступень в создании сложной технологии обучения и воспитания. Следующая и наиболее ответственная ступень состоит в том, чтобы свести все компоненты свести в единую целостную и не противоречивую систему, а для этого необходимо овладеть теорией пед проектирования.

Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.

Как в области техники, технологично спроектированный педагогический процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, т. е. достаточно подробно разработан.

Объекты и процедуры проектирования

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как педагогов, так и учащихся. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы.

Практика показывает, что связь в учебно-воспитательном процессе между теорией и практикой осуществляется через педагогическое проектирование го следующей цепочке: ПТ — ППР — ПП, где ПТ — это педагогическая теория, ППР — педагогическое проектирование, ПП — педагогическая практика. При этом следует отметить, что пе­дагогическая теория в процессе проектирования может выполнять двоякую роль. Она может быть использована как своеобразная модель новой технологии, но может быть только источником ее формирования (использоваться как идея). Кроме того, следует иметь в виду, что, разрабатывая и осуществляя реальный педагогический процесс, преподаватель привносит в него свой индивидуальный подход, решая образовательно-воспитательные проблемы для конкретного коллектива учащихся. Сейчас можно предложить, по крайней мере, три подхода к педагогическому проектированию.

Один из них — подход проф. Безруковой B.C., при котором выделяется три этапа проектирования:

1. Моделирование

2. Проектирование

3. Конструирование

Пед моделирование (создание модели) – это разработка целей пед систем, процессов и ситуации и основных путей их достижения.

Пед проектирование –(создание проектов) – это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровней практического использования.

Пед конструирование (детализация созданного проекта) – приближающего его для использования в конкретных условиях реальными участниками пед отношений.

Перечисленные выше объекты педагогического проектирования тесно связаны между собой, т. к. педагогические процессы осуществляются в рамках определенных педагогических систем, а педагогические ситуации возникают в рамках конкретных педагогических процессов.

 

Этапы пед проектирования.

I. любая деятельность начинается постановки цели. В качестве цели могут быть идеи, взгляд и даже убеждения в соответствии с которыми даже строятся пед системы, процесса или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где икогда формируемые у учащегося качества будут востребуемы в каких условиях и как реализованы. Цель позволяет определить содержание, необходимые для реализации, методы диагностики и создает модель своей деятельности с учамися. На создание такой модели влияет личный опыт педагога, его профессионализм, а также его понимание учащихся. Далее модель позволяет спрогнозировать пед процесс. С созданием целевой идеи, начинается формироваться индивидуальная пед система педагога. Выготовленная однажды модель деятельности может многократно использовать человек и из динамичной, гибкой, постоянно перестраивающейся и развивающейся может превращаться в статичную и не подвижную. Такие модели ведут к появлению стереотипов в работе педагогов.Существуют и др модели способные к возникновению целевых моделей под влиянием административных требований или инструктивных предписаний.

II. Создание проекта. Производится работа созданная моделью она доводится до уровня использования. Для преобразования пед деятельности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, поскольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Теоретически любой пед проект есть разновидность модели.

III. Конструирование. Более детализирует проект, конкретизирует и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и пед деятельности – это методическая задача. Форма пед конструирования – это документы в которых описывается с разной степени точности, создание и действия пед систем, процессов, ситуаций.

 

11. Государственные стандарты профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания обучения. Структурирование содержания обучения на макроуровне и микроуровне.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью введения в практику профессионального образования государственного стандарта является его реинтеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе.

Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.

Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников.

Понятие государственного стандарта профессионального образования может быть раскрыто наиболее полно, если рассматривать как его внешние, так и внутренние связи.

Внешние связи стандарта проявляются, прежде всего, через его место в системе социально-экономических отношений, существующих в современном российском обществе, при этом стандарт выступает как метаязык взаимодействующих в этой сфере субъектов.

Внутренние связи государственного стандарта профессионального образования проявляются при рассмотрении стандарта как самостоятельной подсистемы, имеющей собственную элементную структуру и межэлементные взаимодействия. Состав подсистемы госстандарта, свойства каждого элемента, их взаимосвязь позволяют раскрыть собственно сущность понятия стандарта, его основные характеристики.

Для понимания роли государственного стандарта профессионального образования в социально-экономической системе общества важны функции стандарта. Проще говоря, следует задать вопрос: кому и зачем он нужен. Во-первых, преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учетом своих возможностей и интересов; во-вторых, — администраторам, работникам системы профессионального образования — от федеральных чиновников до директоров учебных заведений для формирования адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом; в-третьих, — работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения; в-четвертых, так называемым социальным партнерам — работодателям, профсоюзам и лицам наемного труда для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов — всей системы иерархий, основанных на квалификации и профессиональной компетенции; наконец — нашим партнерам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

Общие требования к стандарту, вытекающие из ранее определенных его основных функций.

Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Соответственно, он должен включать все необходимые компоненты, связанные с понятием «качество профессионального образования». В широком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека.

Стандарт профессионального образования должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны. Для этого он должен быть приемлемым для всех регионов и субъектов федерации, посильным для обучаемых как по содержанию, так и по объему, должен опираться на реально существующие в обществе ресурсы (не выходить за пределы возможного на текущей стадии развития общества), стыковаться с зарубежными образовательными стандартами.

Безусловно, одной из важных функций государственного стандарта профессионального образования является создание условий для свободного функционирования в России системы непрерывного образования. В связи с этим образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в пограничных содержательных областях.

Государственный стандарт профессионального образования должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений, разработки стандартов профессионального образования более высокого уровня и т.п., то есть должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию.

Специфика профессионального образования, по сравнению с общим образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для младших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, имеющих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и технологии).

Таким образом, при разработке государственного стандарта профессионального образования (в особенности начального), принята двухуровневая концепция проектирования его федерального компонента. На первом уровне (уровень федерального правительства) принимаются основополагающие документы государственного стандарта. Эти документы должны иметь долгосрочный характер и определять стратегически важные параметры стандарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионального образования, ориентированных на конкретные профессии, то эти элементы рассматриваются и принимаются на уровне Министерства образования. Документы этого типа составят второй федеральный уровень государственного стандарта профессионального образования.

Структура государственного стандарта профессионального образования, и остановимся на ведущих понятиях, через которые раскрываются отдельные составляющие стандарта.

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации»

Ступень квалификации — это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, кото­рая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений.

Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.

Первая ступень квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.

Вторая ступень — основное общее образование и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы в учреждениях начального профессионального образования, на одно-двухгодичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего образования и профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях.

Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «продвинутых» учебных заведениях, таких как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.

Степень интеллектуальности труда — отражает соотношение умственной и мануальной деятельности. Наукоемкость характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологическими особенностями производства, и отражает степень технического прогресса в отрасли. Многофункциональность характеризует сложность труда, свидетельствуя о множественности и разнообразии выполняемых функций. Сложность алгоритма трудовой деятельности характеризуется не только разнообразием, но и параллельностью выполнения различных видов умственной и мануальной деятельности. Сложность алгоритма отражает значимость строгой очередности, четкости и слаженности выполнения отдельных трудовых функций (операций) и также является одной из существенных квалификационных характеристик профессии. Стереотипность отражает соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках профессии.

Следующим по значению элементом государственного стандарта профессионального образования, имеющим принципиальное значение для определения его архитектуры, является модель учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.

Модель учебного плана — это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки рабочих и служащих в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору — в рамках учебной недели, и факультативное обучение — за рамками учебной недели.

Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Цикл — это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования (в принципе, человечество выработало только три вида образования — гуманитарное, естественнонаучное и техническое).

Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Профессиональная характеристика профессии квалифицированного рабочего (ПХ) является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования второго федерального уровня. Она представляет собой многофункциональный документ, ориентированный как на работодателей, так и на граждан, учебные заведения, научно-методические организации системы народного образования и службу занятости.

Наконец наиболее важным в практическом отношении элементом государственного стандарта профессионального образования является федеральный компонент содержания профессионального обуче­ния, определяющий для каждого блока стандарта конкретный состав изучаемых учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.021 с.)