Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные педагогические технологии, их классификация и характеристики. Критерии эффективности педагогической технологии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическая технология (технология обучения) - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности и в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное - ориентация на личность школьника, поскольку педагогическая технология - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для достижения определенного уровня образованности личности. Современные педагогические технологии наукоемки, поскольку они опираются на закономерности и принципы, без которых нет теории. В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. По сущностным и инструментально значимым свойствам (целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий: по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистские). Сегодня общепринято, что личность – результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным. Не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название. по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие, нейролингвистического программирования, суггестивные).
по ориентации на личностные структуры –информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам); операционные (формирование способов умственных действий); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы). по характеру содержания и структуры – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии. по типу организации и управления познавательной деятельностью (Беспалько). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетаний этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько дидактических систем): классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Выделяется: а вторитарные технологии (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект»; отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения); дидакто-центрические технологии (высокая степень невнимания к личности ребенка,господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства); л ичностно-ориентированные технологии (центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов; личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели).
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные (гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей), технологии сотрудничества (демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка), технологии свободного воспитания (акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности). Способ, метод, средствообучения определяют названия существующих технологий – репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие и др. По категории обучающихся: массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного ученика; технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, олигофренопедагогика); технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми. По содержанию модернизаций и модификаций: педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, не жестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания) - педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили и др.; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др); педагогические технологии на основе эффективности организации и управленияпроцессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии и др.); педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструированаучебного материала (укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др); природосообразные (опирающиеся на естественные процессы развития ребенка) – обучение по Л.Н. Толстому, технология М. Монтессори и др.); альтернативные (альдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе).
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает: 1) увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся; 2) углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности; 3) новый, уровень познавательных потребностей учения; 4) новый уровень сформированное познавательной самостоятельности и творческих способностей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.008 с.) |