Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Введение в педагогическую деятельность↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б.3Б.2 Педагогика Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Профиль - Математика
Курс____1,2____________________ Форма обучения ____очная________________________
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО:____324____ часа ______________ зачетных единиц
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению подготовки (специальности) 050100 Педагогическое образование (профиль: математика) утвержденного ______________________________________________________________________. (дата)
2. Разработчик (и) рабочей программы __доцент_________ ___ОППД_________ ____________ _Мохова Л.А._______ (должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
___________________________ _____________________ _______________ ________________________ (должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры (ПЦК) __________________________________________
_______________________ протокол № ___________ (дата)
Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ __________________________________ (подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК) ______________ _____________________ (подпись) (ФИО) ______________________________ (дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (ПЦК) ______________________________________ протокол № ____ дата __________________
Зав. кафедрой (председатель ПЦК) ____________________ _________________________ (подпись) (ФИО) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели учебной дисциплины «Педагогика» В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом подготовки бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование, образовательные профили: химия, физика, математика, информатика, безопасность жизнедеятельности, география в процессе изучения курса «Педагогика» студенты должны овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК-3 - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; ОК-7 – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОК-16 – способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; ОПК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2 – способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ПК-3 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; ПК-4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК- 5 – готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Требования к уровню освоения дисциплины В результате овладения содержанием учебного курса бакалавр должен: - освоить ключевые положения и проблематику современной педагогической теории и практики; - сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к образовательному процессу; - овладеть умениями анализа педагогической теории и практики; уметь решать типовые задачи в области: - применения современных средств оценивания результатов обучения; - воспитания у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; - реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; - оказания помощи в социализации учащихся; - проведения профориентационной работы; - установления контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; - организации контроля за результатами обучения и воспитания; - ведения школьной и классной документации; - выполнения функций классного руководителя; - участия в самоуправлении и управлении школьным коллективом. Изучение курса «Педагогика» предполагает усвоение студентами теоретических основ обучения и воспитания на основе личного опыта, приобретаемого во время лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы Курс предполагает овладение студентами базовыми знаниями, умениями и способами деятельности в области педагогической науки и практики. В результате студент должен знать: - базовые педагогические понятия, категории и принципы: образование, воспитание, обучение, содержание образования, государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, закономерности и принципы обучения и воспитания, педагогические системы, педагогические технологии, педагогический менеджмент; - современные теории обучения, воспитания: развивающее, проблемное, программированное, дистанционное, личностно-ориентированное обучение; гуманистические теории воспитания - систему образовательных учреждений и основы управления ими; уметь: - проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, воспитательных систем; - самоопределяться в образовательном пространстве, выражая собственную позицию и личностно-актуальную для себя образовательную проблематику; - критически переосмысливать ценности традиционного образования; - организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, - управлять внеучебной деятельностью учащихся; Владеть: - системой знаний о сфере образования, сущности, содержания и структуре образовательных процессов; - системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик; - системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; - системой знаний о факторах способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности; - системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; - технологиями развивающего обучения; - умениями психолого-педагогической диагностики; - умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; - основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Изучение педагогики играет особую роль в системе профессионально-педагогической подготовки бакалавра – будущего учителя. Не случайно модернизация современного образования потребовала решения ряда актуальных педагогических проблем: коренного пересмотра содержания образования, форм и методов обучения, разработки инновационных технологий обучения и др. Поэтому учебный курс «Педагогика» имеет важное значение в профессиональной подготовке будущего педагога, его становлении, развитии педагогических взглядов и убеждений. Изучая этот курс, студенты овладевают профессиональными компетентностями, необходимыми для правильного понимания образовательного процесса. Педагогическая подготовка студента помогает ему в будущем успешно решать в процессе педагогической деятельности задачи личностного развития ребенка. Содержание курса направлено на развитие педагогической культуры студента, его целостную подготовку по дисциплинам педагогического цикла. Изучение данной дисциплины осуществляется на основе внутрипредметных связей с дисциплинами педагогического цикла, скоординированностью с курсами психологии, философии, единства педагогической теории и школьной практики, индивидуализации обучения студентов. Учебный материал дисциплины отобран в соответствии с наиболее актуальными проблемами педагогической науки и практики, требованиями ГОС ВПО. Учебный курс изучается в 2, 3, 4 семестрах и рассчитан на 324 часа. Изучение дисциплины на промежуточных этапах завершается зачетами и экзаменом: зачеты – 2,3 семестры, экзамен – 4 семестр, которые определяют уровень теоретической и практической готовности бакалавра к осуществлению педагогической деятельности.
Организационно-методический план
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Тематический план учебной дисциплины
Содержание теоретических разделов дисциплины «ПЕДАГОГИКА» РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Образовательный процесс: сущность, движущие силы, противоречия и логика. Образование как педагогический процесс. Понятия “образовательный процесс”, “педагогический процесс”. Сущность, структура, функции образовательного процесса. Движущие силы образовательного процесса, его логика. Методологические основы образовательного процесса. Образовательный процесс как сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе. Личность ученика - объект и субъект педагогического процесса. Педагогический процесс как система. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс как единство воспитания и обучения.
Тема 2. Сущность процесса обучения. Дидактика как теория обучения и образования. Функции дидактики. Связь теории обучения и практики. Основные дидактические понятия: образование, обучение, преподавание учение, самообразование. Обучение в структуре педагогического процесса, его основные особенности. Двусторонний и личностный характер обучения, взаимодействие педагога и учащихся. Единство преподавания и учения. Обучение как особый вид познавательной деятельности человека. Движущие силы процесса обучения. Соотношение научного и учебного познания. Методологические основы обучения. Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации, результаты. Функции обучения. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Характеристика учения (понятие, цель, содержание, результат). Учение как процесс усвоения знаний. Основные этапы усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение на практике. Уровни усвоения (узнавание, репродукция, стандарт, творчество). Учение как учебно-познавательная деятельность. Структура учебно-познавательной деятельности; познавательные интересы и мотивы учения как компоненты структуры. Развитие познавательных интересов и мотивов учения учащихся в процессе обучения. Характеристика преподавания. Структура деятельности учителя в процессе обучения: планирование, организация обучающих действий, стимулирование, контроль, анализ результатов обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Тема № 3. Закономерности и принципы обучения Понятия “закон” и “закономерности” в дидактике. Характеристика закономерностей обучения: социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; развивающее и воспитывающее влияние обучения на учащихся; обусловленность результатов обучения характером деятельности и общения; целостность и единство педагогического процесса; взаимообусловленность индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Понятие “принципы обучения”. Место принципов обучения в дидактической системе. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения. Общая характеристика дидактических принципов: развивающее и воспитывающее обучение; социокультурное соответствие; научность и доступность обучения; систематичность и последовательность; сознательность и активность; прочность результатов обучения; связь обучения с жизнью и практикой; наглядность обучения; учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении.
Тема 4. Современные дидактические концепции Сущность дидактических концепций. Критерии оценки дидактической концепции. Показатели результативности обучения. Эффективность обучения. Подход в организации обучения и конструирование новой дидактической системы. Главное отношение “преподавание - учение”. Анализ дидактических концепций. Традиционная, знаниевоориентированная дидактическая система. Объяснительно-иллюстративное и репродуктивное обучение. особенности организации деятельности учителя и учащихся. Преимущества и недостатки. Педоцентристская концепция: особенности, преимущества и недостатки. Современная дидактическая концепция. Развивающее обучение: функции, сущность, принципы. Проблемное обучение как вид развивающего обучения. Функции проблемного обучения. Проблема и проблемная ситуация. Структура проблемного обучения. Границы использования в обучении учащихся. Программированное обучение. Принципы, виды, средства. Дистанционное обучение. Личностно-ориентированное обучение. Сущность, принципы, проблемы и перспективы.
Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности Современные подходы к определению понятия “содержание образования”. Исторический характер содержания образования Основные факторы определения содержания образования. Теории формального и материального образования. Социальный опыт как источник формирования содержания образования. Теоретическое представление о содержании образования: система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; система общих интеллектуальных и практических умений и навыков; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу. Нормативные документы, отражающие содержание образования. Учебный план, виды учебных планов (базисный, региональный, школьный), структура (инвариантная и вариативная составляющие). Государственный образовательный стандарт как базисная составляющая содержания образования. Учет национальных и региональных особенностей в содержании образования. Учебные программы, учебники, учебные пособия. Новые подходы к разработке учебных программ и учебников. Право преподавателя на выбор учебных программ и учебников.
Тема 6. Методы обучения Понятия “метод”, “прием” обучения. Значение методов обучения, их место в целостном процессе обучения. Многообразие методов обучения. Проблема классификации методов обучения в современной дидактике. Анализ существующих подходов к классификации методов обучения. Классификация методов обучения по источнику знаний: словесные. наглядные, практические Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Выбор учителем методов обучения.
Тема 7. Классификация средств обучения Понятие «средство обучения». Дидактические функции средств обучения. Условия эффективного применения средств обучения. Общение как средство обучения. Средства учебной деятельности. Оборудование учебного кабинета. ТСО. Компьютер как средство обучения. Преимущества и недостатки применения компьютера в обучении. Дидактические основы компьютеризации обучения. Выбор средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания, реальных учебных возможностей учащихся.
Тема 8. Современные модели организации обучения Понятие «формы организации обучения». История развития форм организации обучения: система индивидуального обучения, классно-урочная система, белл-ланкастерская система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная форма, Мангеймская система, лекционно-семинарская система, план Трампа. Сущность и функции учебной формы. Классификация форм обучения. Урок - основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура урока. Нестандартные уроки. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Дополнительные формы организации обучения: факультативы, кружки, домашняя работа, практикумы и др. Требования к ним.
Тема 9. Индивидуализация и дифференциация обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Индивидуализация обучения как педагогическая проблема. Виды индивидуализации: дифференцированное обучение; внутриклассная индивидуализация; прохождение учебного курса в индивидуально разном темпе. Дифференциация обучения в школе - необходимое условие развития индивидуальных особенностей учащихся. Дифференциация внешняя и внутренняя. Виды дифференцированного обучения: по способностям, по неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам, по этнокультурному компоненту, по религиозной принадлежности, по материальному положению. Разноуровневое обучение. Профильная школа как средство дифференциации обучения. Цели, особенности содержания, модели организации профильного обучения на старшей ступени школы. Индивидуальная образовательная траектория. Возможности реализации в процессе обучения индивидуальной образовательной траектории. Типология и многообразие образовательных учреждений: общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж, профильная школа. Тема 10. Инновационные образовательные процессы. Авторские школы. Смысловое значение понятия “инновация”. Проблемы инновационной деятельности. Барьеры для инновационных процессов в образовании. Педагогические инновации и передовой педагогический опыт, реформы образования. Факторы и условия инновационного образования. Формы вовлечения учителя в инновационную деятельность. Личность учителя-новатора. Факторы творческого саморазвития и самореализации учителя в условиях инновационной школы. Авторские школы. Идея и замысел в развитии образовательной системы и практики. Общие черты авторских школ: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность, социально-педагогическая целесообразность, реальность и эффективность. Зарубежные авторские школы: школа Френе, школа Монтессори, вальдорфская школа и др. Современные отечественные авторские школы: школа самоопределения (А.Н.Тубельский), школа диалога культур, “ноосферная” школа, адаптивная школа, школа М.П.Щетинина, школа свободного развития и др.
РАЗДЕЛ VIII. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Тема I. История образования и педагогической мысли как отрасль педагогики Предмет истории образования и педагогической мысли как отрасли педагогической науки. Структура и содержание истории образования и педагогической мысли. Связи истории образования и педагогической мысли с другими отраслями педагогики. История образования и педагогической мысли как учебный предмет.
Тема II. Зарождение института образования. Воспитание в первобытном обществе Зарождение воспитания, его становление как особой сферы деятельности людей. Характеристика важнейших концепций происхождения воспитания (Ш.Летурно, П.Монро и др.). Воспитание в системе ведущих факторов развития личности в первобытную эпоху. Воспитание в первобытном обществе, его цель, задачи и содержание. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Характер воспитания в период разложения первобытнообщинного строя.
Тема III. Возникновение школы и педагогическая мысль народов Древнего Востока Особенности развития школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации (Шумер, Египет, Китай, Индия). Цели, задачи, принципы, содержание образования и методы воспитания и обучения в школах Древнего Востока, их социокультурная и конкретно-историческая обусловленность. Историческое значение древневосточной цивилизации для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования как ее важнейшего составного компонента.
Тема Iv. Теория и практика воспитания в эпоху Античности Воспитание детей и юношества в гомеровскую эпоху (IX-VIII вв. до н.э.). Воспитание и педагогическая мысль в древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Спартанская система воспитания, ее особенности. Афинская система воспитания и образования. Теоретическое обоснование этой системы в трудах великих древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Воспитание и обучение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.). Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме. Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении (Цицерон, Сенека, Квинтилиан). Зарождение христианской традиции воспитания. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры. Система образования, воспитание и педагогическая мысль Византии. Видные христианские мыслители этого периода о воспитании и обучении (Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Иоанн Дамаскин). Значение античной школы и педагогики для последующего развития всемирного историко-педагогического процесса.
Тема v. Образование и педагогическая мысль эпохи Средневековья Школа и воспитание в период раннего средневековья. Программа средневекового образования (Блаженный Августин). Воспитание, школа и образование у народов Востока в период раннего Средневековья (Ближний и Средний Восток, Индия, Китай). Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого средневековья (Европа). Рыцарская система воспитания. Схоластика. Возникновение и развитие первых университетов. Вопросы воспитания и обучения в трудах выдающихся мыслителей этого периода (Пьер Абеляр, Фома Аквинский). Характерные черты педагогики средних веков. Значение средневековой школы и педагогики для последующего развития мирового образования и педагогической культуры. Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения (Т.Кампанелла, Т.Мор, М.Монтень, Ф.Рабле). Гуманизм Возрождения и его влияние на определение типа воспитания в Новое время. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры. Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века.
Тема vI. Школа и педагогика Нового Времени Основные тенденции развития образования и педагогической мысли Нового времени. Появление новых типов школ. Начало систематизации педагогического знания. Педагогические теории и систем
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.011 с.) |