Раздел II. Общие основы педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Общие основы педагогики



Тема 1. Педагогика как наука

Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. Функции педагогической науки: теоретическая (описание, объяснение, прогноз), технологическая (проектирование, преобразование, рефлексия, корректировка).

Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Категориальный аппарат педагогики. Фундаментальные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Стержневое понятие педагогики - педагогический процесс. Основные понятия: самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система. Современное содержание педагогических понятий.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Закон РФ об образовании.

Общая ценностная характеристика образования: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Развитие образования в контексте культуры.

Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика как искусство. Педагогическое мастерство.

 

Тема 2. Методология педагогической науки

Понятие “методология педагогической науки”. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Философские основания педагогики. Различные философские учения как методология педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Общенаучный уровень методологии педагогики. Системный поход в исследовании педагогических процессов и явлений.

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический подходы.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика научно-педагогического исследования. Методика и техника педагогического исследования. Система методов педагогического исследования: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы. Характеристика конкретных методов педагогического исследования (наблюдение, методы опроса, изучение документации, педагогический эксперимент и др.).

Методологическая культура педагога. Методологическая рефлексия исследователя-педагога.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Образовательный процесс: сущность, движущие силы, противоречия и логика.

Образование как педагогический процесс. Понятия “образовательный процесс”, “педагогический процесс”. Сущность, структура, функции образовательного процесса. Движущие силы образовательного процесса, его логика. Методологические основы образовательного процесса.

Образовательный процесс как сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе. Личность ученика - объект и субъект педагогического процесса.

Педагогический процесс как система. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс как единство воспитания и обучения.

 

Тема 2. Сущность процесса обучения.

Дидактика как теория обучения и образования. Функции дидактики. Связь теории обучения и практики.

Основные дидактические понятия: образование, обучение, преподавание учение, самообразование.

Обучение в структуре педагогического процесса, его основные особенности. Двусторонний и личностный характер обучения, взаимодействие педагога и учащихся. Единство преподавания и учения.

Обучение как особый вид познавательной деятельности человека. Движущие силы процесса обучения. Соотношение научного и учебного познания. Методологические основы обучения.

Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации, результаты.

Функции обучения. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Характеристика учения (понятие, цель, содержание, результат). Учение как процесс усвоения знаний. Основные этапы усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение на практике. Уровни усвоения (узнавание, репродукция, стандарт, творчество).

Учение как учебно-познавательная деятельность. Структура учебно-познавательной деятельности; познавательные интересы и мотивы учения как компоненты структуры. Развитие познавательных интересов и мотивов учения учащихся в процессе обучения.

Характеристика преподавания. Структура деятельности учителя в процессе обучения: планирование, организация обучающих действий, стимулирование, контроль, анализ результатов обучения.

Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Тема № 3. Закономерности и принципы обучения

Понятия “закон” и “закономерности” в дидактике. Характеристика закономерностей обучения: социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; развивающее и воспитывающее влияние обучения на учащихся; обусловленность результатов обучения характером деятельности и общения; целостность и единство педагогического процесса; взаимообусловленность индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности.

Понятие “принципы обучения”. Место принципов обучения в дидактической системе. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.

Общая характеристика дидактических принципов: развивающее и воспитывающее обучение; социокультурное соответствие; научность и доступность обучения; систематичность и последовательность; сознательность и активность; прочность результатов обучения; связь обучения с жизнью и практикой; наглядность обучения; учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении.

 

Тема 4. Современные дидактические концепции

Сущность дидактических концепций. Критерии оценки дидактической концепции. Показатели результативности обучения. Эффективность обучения. Подход в организации обучения и конструирование новой дидактической системы. Главное отношение “преподавание - учение”.

Анализ дидактических концепций. Традиционная, знаниевоориентированная дидактическая система. Объяснительно-иллюстративное и репродуктивное обучение. особенности организации деятельности учителя и учащихся. Преимущества и недостатки.

Педоцентристская концепция: особенности, преимущества и недостатки.

Современная дидактическая концепция. Развивающее обучение: функции, сущность, принципы. Проблемное обучение как вид развивающего обучения. Функции проблемного обучения. Проблема и проблемная ситуация. Структура проблемного обучения. Границы использования в обучении учащихся.

Программированное обучение. Принципы, виды, средства. Дистанционное обучение.

Личностно-ориентированное обучение. Сущность, принципы, проблемы и перспективы.

 

Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Современные подходы к определению понятия “содержание образования”. Исторический характер содержания образования Основные факторы определения содержания образования. Теории формального и материального образования.

Социальный опыт как источник формирования содержания образования. Теоретическое представление о содержании образования: система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; система общих интеллектуальных и практических умений и навыков; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу.

Нормативные документы, отражающие содержание образования. Учебный план, виды учебных планов (базисный, региональный, школьный), структура (инвариантная и вариативная составляющие). Государственный образовательный стандарт как базисная составляющая содержания образования. Учет национальных и региональных особенностей в содержании образования.

Учебные программы, учебники, учебные пособия. Новые подходы к разработке учебных программ и учебников. Право преподавателя на выбор учебных программ и учебников.

 

Тема 6. Методы обучения

Понятия “метод”, “прием” обучения. Значение методов обучения, их место в целостном процессе обучения.

Многообразие методов обучения. Проблема классификации методов обучения в современной дидактике. Анализ существующих подходов к классификации методов обучения.

Классификация методов обучения по источнику знаний: словесные. наглядные, практические

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Выбор учителем методов обучения.

 

Тема 7. Классификация средств обучения

Понятие «средство обучения». Дидактические функции средств обучения. Условия эффективного применения средств обучения. Общение как средство обучения. Средства учебной деятельности. Оборудование учебного кабинета. ТСО.

Компьютер как средство обучения. Преимущества и недостатки применения компьютера в обучении. Дидактические основы компьютеризации обучения.

Выбор средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания, реальных учебных возможностей учащихся.

 

Тема 8. Современные модели организации обучения

Понятие «формы организации обучения». История развития форм организации обучения: система индивидуального обучения, классно-урочная система, белл-ланкастерская система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная форма, Мангеймская система, лекционно-семинарская система, план Трампа.

Сущность и функции учебной формы. Классификация форм обучения. Урок - основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура урока. Нестандартные уроки.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дополнительные формы организации обучения: факультативы, кружки, домашняя работа, практикумы и др. Требования к ним.

 

Тема 9. Индивидуализация и дифференциация обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.

Индивидуализация обучения как педагогическая проблема. Виды индивидуализации: дифференцированное обучение; внутриклассная индивидуализация; прохождение учебного курса в индивидуально разном темпе.

Дифференциация обучения в школе - необходимое условие развития индивидуальных особенностей учащихся. Дифференциация внешняя и внутренняя. Виды дифференцированного обучения: по способностям, по неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам, по этнокультурному компоненту, по религиозной принадлежности, по материальному положению. Разноуровневое обучение.

Профильная школа как средство дифференциации обучения. Цели, особенности содержания, модели организации профильного обучения на старшей ступени школы.

Индивидуальная образовательная траектория. Возможности реализации в процессе обучения индивидуальной образовательной траектории.

Типология и многообразие образовательных учреждений: общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж, профильная школа.

Тема 10. Инновационные образовательные процессы. Авторские школы.

Смысловое значение понятия “инновация”. Проблемы инновационной деятельности. Барьеры для инновационных процессов в образовании. Педагогические инновации и передовой педагогический опыт, реформы образования. Факторы и условия инновационного образования. Формы вовлечения учителя в инновационную деятельность.

Личность учителя-новатора. Факторы творческого саморазвития и самореализации учителя в условиях инновационной школы.

Авторские школы. Идея и замысел в развитии образовательной системы и практики. Общие черты авторских школ: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность, социально-педагогическая целесообразность, реальность и эффективность.

Зарубежные авторские школы: школа Френе, школа Монтессори, вальдорфская школа и др.

Современные отечественные авторские школы: школа самоопределения (А.Н.Тубельский), школа диалога культур, “ноосферная” школа, адаптивная школа, школа М.П.Щетинина, школа свободного развития и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.023 с.)