Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция педагогической поддержки

Поиск

Вопросы

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение в образовании

Этапы педагогической поддержки учащихся

Выбор тактики педагогической поддержки

Условия и нормы педагогической поддержки

Список литературы

1. Антонова, Л.Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение/ Л.Н. Антонова// Мир психологии.- М.; Воронеж,2005.-№1.-С.178-184.

2. Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки: тактика взаимодействия/ Н. Касицина, Н.Н. Михайлова, С. М. Юсфин. – Москва: Чистые пруды, 2007. – 32с.

3. Касицина Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки: эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/ Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты: Речь, 2010. - 158с.

4. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие и технологии/ Е.В. Коротаева.- М.: Академия, 2007.- 256с.

5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб.пособие / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Академия, 2006.- 288с.

 

Профессиональный долг педагога в современных условиях заключается в том, чтобы не руководить ребенком, а создавать условия для того, чтобы ребенок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества

Рассматривая педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение как парадигму развития самостоятельности и ответственности учащихся, в первую очередь отметим, что их осуществление в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, основанное на вере в способность воспитанника направлять свой собственный рост, учете феноменального опыта обучающегося и уважительном отношение к нему, носит определенный образовательный эффект. Так использование педагогического сопровождения и поддержки в образовательном процессе способствует:

• развитию у учащихся уверенности в себе, ответственности за результаты своих действий;

• построению каждодневных отношений педагогов с учащимися на основе гуманистических и демократических принципов;

• овладению учащимися способами совместной деятельности: диалогом, конструктивной коммуникацией, договором; позволяет приобретать навыки сотрудничества и взаимодействия;

• формированию у учащихся субъектного опыта, который позволит им культурно выходить из трудных ситуаций, связанных с межличностной коммуникацией.

Говоря о педагогической поддержке и педагогическом сопровождении учащихся в учебно-воспитательном процессе, следует обратить внимание на многоаспектность данных понятий. Так педагогическая поддержка представляет собой, во-первых, особую сферу педагогической деятельности, направленную на самостановление учащегося как индивидуальности.

Во-вторых, педагогическая поддержка – это процесс совместного с учащимся определения его интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.

В-третьих, педагогическую поддержку можно рассматривать как принцип в педагогическом процессе, предполагающий создание условий для преодоления учащимся очередного препятствия, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала.

В-четвертых, педагогическая поддержка может выступать как способ организации взаимодействия педагога и учащегося по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем, совместному проектированию возможного выхода из них. При этом учитель, с одной стороны, является носителем открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений с учащимся. С другой стороны, педагог помогает воспитаннику развить способность к рефлексии (как механизму познания себя в проблеме), помогает учащемуся осознать отношение к себе в проблеме, усвоить принцип ответственности за поступки, оказывает помощь воспитаннику в обретении тех точек опоры, на основе которых он может, оставаясь собой, строить отношения с другими.

В-пятых, педагогическая поддержка может проявиться в форме построения договорных отношений между учителем и учащимся. В этой связи становится актуальным развитие субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, благодаря которым происходит приобщение учащихся к нормам человеческого общежития, развитие социально ценных образцов поведения, что становится содержанием педагогической поддержки учащегося.

Существует несколько подходов и к пониманию сущности педагогического сопровождения, которое определяется как

- сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с учащимися в процессе оказания им поддержки в личностном становлении, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.);

- помощь воспитаннику в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова);

- система деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева);

- как поддержка и развитие субъективной личности (Е.В. Бондаревская, А.В. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Под педагогическим сопровождением учащихся сследует понимать процесс взаимодействия педагога и подростка, основой которого является внимательное наблюдение, консультирование, корректное личное участие, поощрение максимальной самостоятельности учащегося, позволяющие реализовать личные, учебные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества.

Говоря об осуществлении педагогической поддержки учащихся, особое внимание следует обратить на то, что она обнаруживает себя лишь в ситуации реальной проблемы (связанной с учебной или другой деятельностью учащихся), которую педагог увидел и при этом осознал свое желание и необходимость помощи учащемуся.Для предотвращения возникших у учащихся проблем педагог должен осознаватьналичие факта затруднения, которое вызывает у учащегося негативные эмоции, держит его в напряжении;наличие предпосылок к возникновению обстоятельств, представляющих угрозу для обучающегося;наличие реальной ситуации, которая воспринимается воспитанником как проблема.

В процессе осуществления педагогической поддержки и педагогического сопровождения учащихся можно выделить несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.

Характеристика этапов педагогической поддержки учащихся

Этап Действия педагога и учащихся
Диагностический Фиксация факта проблемности, установление контакта с учащимся, вербализация проблемы с точки зрения значимости ее для подростка.
Поисковый Организация совместно с учащимся поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
Договорный Проектирование действий педагога и учащегося, налаживание договорных отношений.
Деятельностный В ситуации, когда действует учащийся: со стороны педагога важны одобрение его действий, стимулирование, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации, когда действует педагог: важна координация действий специалистов в училище.
Рефлексивный Обсуждение с учащимся успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или преодоления затруднения, осмысление нового опыта.

Действия учащихся и педагога на каждом из пяти этапов различаются в зависимости от занимаемой ими позиции. Возможные действия участников педагогического процесса нами представлены.

Позиции и действия участников педагогического процесса

Наличная позиция учащегося Действия учащегося Действия педагога Позиция педагога
Страдательно-выжидающая жертва обстоятельств Ожидание восстановления в правах Защита прав учащегося Опекун-защитник
Потребитель, использующий педагога в качестве опоры в преодолении негативного состояния Принятие помощи, следование за педагогом, желание получить облегчение Оказание помощи учащемуся в преодолении негативных состояний Помощник-реабилитатор
Субъект-партнер Активные действия в преодолении проблемы, соорганизация собственных действий с действиями педагога Оказание содействия учащемуся в его активном стремлении преодолеть проблему Доверительное лицо-партнер

 

Заметим, что у большинства учащихся наблюдается страдательно-выжидающая позиция жертвы обстоятельств, либо позиция потребителя. В состоянии «жертвы» учащийся боится проблемы, себя, других. Он действует по отношению к проблеме с позиции психологической защиты от нее. Однако, «убегая» от проблемы, учащийся теряет силы и уверенность в себе и ничего не приобретает взамен, кроме переживаний и новых проблем. Это приводит к тому, что юноша или девушка перестают верить окружающим, начинают видеть в них опасность. В связи со сказанным, осуществление педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе должно способствовать переводу учащегося из пассивной позиции «жертвы» и «потребителя» в активную – субъекта–партнера по разрешению проблем, связанных с учебной и коммуникативной деятельностью.

Динамика действий педагога и учащегося

Отношение учащегося к себе Отношение педагога к учащемуся в образовательной ситуации Позиция педагога Задачи педагогической деятельности
Я хочу быть успешным, но не знаю, как это сделать. Это нормально, что учащийся хочет быть успешным, но не знает, как это сделать. Учащийся имеет на это право. Я признаю его право быть успешным в образовании (позиция признания). Создать условия для реализации учащимся своих прав. Создать условия, гарантирующие защиту прав учащегося.
Я хочу быть успешным, не знаю, как это сделать, но хочу попробовать для этого что-то сделать. Это замечательно, что он не отступает от своего желания. Я признаю и уважаю активность учащегося как способ познания им неизвестного (позиция признания) Создать условия для перевода учащегося в поисковую деятельность. Создать условия для рефлексии результатов поисковой деятельности.
Я рискую, делая то, чего не могу и чего не знаю, но если ничего не делать, то невозможно стать успешным. Это абсолютно верно. Учащийся имеет право рисковать и ошибаться. Учащийся способен постепенно овладеть проектировочной деятельностью – способом осознанного построения решения проблемы. Я признаю целесообразность риска и ценность ошибки (позиция страховки). Я готов оказать ему в этом помощь и поддержку (позиция сотрудничества). Создать условия для страховки безопасности риска; для рефлексии ошибки и проектирования деятельности с учетом полученного опыта. Создать условия для выдвижения учащимся гипотез возможного успешного действия; для анализа выбранного варианта, рефлексии позиции, из которой производится выбор.

 

Говоря о педагогической поддержке в учебно-воспитательном процессе, отметим, что она оказывается по запросу учащегося, а также в тех случаях, когда он не уверен в своих силах. Поэтому роль педагога сводится к роли «друга». При этом взаимодействие педагога и учащегося можно схематично отобразить следующим образом.

Взаимодействие педагога и учащегося в процессе педагогической поддержки

Надо сказать, что взаимодействуя с учащимися в процессе осуществления педагогической поддержки, учитель может выступать в качестве «Исследователя», «Доверенного лица», «Посредника», «Сотрудника», или «Проблематизатора».

Исходя из отношения учащихся к окружающим, характера возникшей у него проблемы, обстоятельств ее появления педагог проектирует и реализует определенную тактику педагогической поддержки.

Так в случаях, когда страх блокирует действия учащегося, в результате чего тот не проявляет активности и стремления решить проблему, учитель выбирает тактику «защиты». «Защита» необходима также и в случаях, когда активность учащегося никто не блокирует, но он ждет наказания. Данную тактику учитель реализует через позицию «педагогической адвокатуры», защищая учащегося от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.

Алгоритм выбора тактики педагогической поддержки

Суть данной позиции в том, что «адвокат» согласен с учащимся, который в негативной ситуации, возникшей в учебно-воспитательном процессе, заявляет «Я не виноват в этом, но я хочу быть успешным». В данном случае педагог защищает право учащегося быть успешным; право на поиск, пробу, ошибку; право отстаивать свое достоинство. Задачи деятельности «адвоката» заключаются в уточнении, выявлении источника угрозы, причин, вызывающих негативную ситуацию; проектирование действий по нейтрализации этих источников.

Осуществляя тактику «защиты» через позицию «педагогической адвокатуры» педагогу следует помнить следующее.

Во-первых, «адвокат», защищая права учащегося, активен сам, в то время как воспитанник находится в роли «жертвы обстоятельств», и если не использовать другие тактики, выводящие его из этой роли, то защита может сформировать стойкое нежелание решать проблемы.

Во-вторых, учащийся, являясь «жертвой обстоятельств», не всегда пассивен; избавляясь от проблемы, он часто провоцирует возникновение новых, еще более неблагоприятных для него обстоятельств. Сложность заключается в том, что «адвокат» не может поручиться за учащегося в том, что тот даст согласие вести себя так, как обещал за него «адвокат». Педагог также не уверен и в том, что удержит другую сторону, которая в ответ на провокации учащегося не усилит репрессивные методы.

Кроме того, тактика защиты может осуществляться через позицию «буфера», смягчая негативные обстоятельства. Позиция «буфера» рассчитана на компромиссные решения в большей мере, чем позиция «адвокатуры». Занимая позицию «буфера», вставая между учащимся и обстоятельствами, педагог принимает часть удара на себя. Осуществление защиты учащегося через позицию «буфера» также уместно в случае конфликтных отношений учащегося с кем-либо из преподавателей.

Реализуя данную тактику через позицию «буфера», учитель, как правило, сталкивается с позицией коллег, которые склонны обвинять учащихся в создании ими самими негативных ситуаций. Например: «Учащийся очень неорганизован и ленив. Он не выполняет домашнее задание. Он сам виноват, что в его адрес постоянно идут замечания»; «Учащийся плохо учится, не посещает занятий, поэтому он сам виноват в том, что он неуспешен и у него возникают конфликтные отношения с педагогами»; «Воспитанник часто ссорится со сверстниками, игнорирует мнение учителей. Он сам виноват в том, что его не любят» и т.д.

Следующая тактика - помощь применяется тогда, когда учащийся может в целом справиться с проблемной ситуацией сам, но встречается с некоторым затруднением. В этом случае, выступая в роли «медсестры», «корректора», «катализатора» педагог демонстрирует ему способы и приемы разрешения аналогичных ситуаций. Осуществляя помощь, педагог создает условия эмоционального комфорта для учащегося, чтобы обучающийся оказался способным разблокировать свою активность, поскольку ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах учащегося, что в свою очередь, становится условием дляегосамореабилитации. «Помощь» восстанавливает ощущение собственной значимости у учащегося для окружающих, что способствует переоценке отношений в группе, а также дает возможность освоить толерантные отношения как норму взаимоотношений.

После того, как учащийся, благодаря тактикам «защита» и «помощь», разблокирует свою активность и будет свободен для поиска и выбора, возможен переход к тактикам «содействие» и «взаимодействие».Главными условиями перехода к тактикам «содействие» и «взаимодействие» являются следующие:

- учащийся объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»;

- у учащегося достаточно стабильное эмоциональное состояние;

- самооценка учащегося не занижена.

Кредо содействия заключается в создании условий для выращивания в учащемся субъекта жизнедеятельности. Итоговыми результатами тактики «содействие» следует считать осознание учащимся следующих положений:

«Я должен сделать это, иначе я не добьюсь того, чего хочу»;

«Я должен сделать это, даже если пока я этого не могу»;

«Я должен сделать это – это моя цель».

Тактика «взаимодействие» осуществляется лишь в том случае, когда у учащегося на достаточном уровне развита потребность в самостоятельном разрешении проблемы. Благодаря тактике взаимодействия учащийся получает возможность приобретать опыт проектирования совместной деятельности.

В случаях, когда у учащихся уже сформированы умения самостоятельного разрешения учебных и личностных проблем педагогу уместнее осуществлять педагогическое сопровождение.

Педагогическое сопровождение представляет собой процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при минимальном участии педагога. Таким образом, сопровождение отличается от других тактик педагогической поддержки возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать проблемы, связанные с учебной и отношениями с разными группами лиц. Однако все формы педагогической поддержки взаимосвязаны, поскольку с одной стороны защита, помощь, поддержка предваряют сопровождение, а с другой – следуют за ним по запросу учащегося.

Взаимодействие учащегося и педагога в процессе педагогического сопровождения схематично можно изобразить следующим образом.

Динамика взаимодействия педагога и учащегося в этом случае такова:

Сначала работает педагог – учит воспитанника создавать необходимые для работы и жизни условия, разрешать проблемные ситуации и наблюдает за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом.

Учащийся в процессе жизнедеятельности встречается с проблемой и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов и проч., благополучно разрешает ее, причем зная, что, в крайнем случае, у него есть человек, к которому он сможет обратиться.

Для рассмотрения педагогического сопровождения важно также представить возможные виды педагогического сопровождения, которые целесообразно применять в учебно-воспитательном процессе при решении разнообразных проблем учащихся. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.

 

 


В учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения педагогу часто приходится пользоваться опережающим сопровождением, в результате которого учащиеся получают от педагога «информацию для размышления» до того, как у них возникло затруднение. Целью данного вида сопровождения является создание ориентационно-ролевых ситуаций, прохождение которых помогает учащимся вырабатывать индивидуальные стратегии поведения.

Осуществить данный вид сопровождения позволяет проведение психолого-педагогических тренингов, ролевых игр («Кто Я», «Общение в паре», «Разыгрывание ролей», «Репетиция поведения», «Ролевая игра-поддержка», «Ситуация социального влияния», «Тренинг умений вести разговор» и т.д.). Участвуя в тренингах и играх, учащийся получает возможность увидеть себя глазами других одноклассников в разнообразных моделируемых ситуациях, провести анализ реакции окружающих на свои фразы, поступки, мимику, жесты и интонацию, осуществить наблюдение за поведением других.

В отличие от опережающего, своевременное сопровождение осуществляется непосредственно в момент запроса учащегося или по внешним признакам надвигающейся опасности. Характерной чертой данного вида сопровождения является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному обучаемому. Цель своевременного сопровождения – создание условий для учащегося, при которых он самостоятельно решает проблему.

В том случае, когда педагог уверен, что учащийся способен сам справиться с проблемой, но ему нужен лишь первоначальный импульс, оказывается единовременное сопровождение. Часто данный вид сопровождения востребован в случае разрешения микроконфликтов: когда у учащихся разные точки зрения на ситуацию. Осуществляя единовременное сопровождение, педагог может показать учащимся позицию «оба правы» (например, предложив учащимся рассмотреть репродукцию какой-либо картины, и сравнить их описания того, что они видят за рамкой картины) или позицию «оба не правы» и тем самым предотвратить появление конфликта между учащимися и разрыв их взаимоотношений.

Характерной же особенностью непосредственного сопровождения является отсутствие фраз в речи педагога, содержащих подтекст, обращенность учителя к конкретному учащемуся. Данный вид сопровождения используется в процессе разговора преподавателя с учащимся и имеет своей целью конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Таким образом, применение различных тактик педагогической поддержки и видов педагогического сопровождения способствует формированию у учащихся опыта, необходимого для становления полноценных отношений и возможности действовать самостоятельно и ответственно.

Условия педагогической поддержки:

• - согласие ребенка на помощь и поддержку;

• - опора на его личные силы и потенциальные возможности;

• - вера в эти возможности;

• - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

• - создание отношений содействия и сотрудничества

• соблюдение конфиденциальности;

• - доброжелательность и безоценочность;

• - защита здоровья;

• - обеспечение безопасности и прав человеческого достоинства;

• - реализация принципа «не навреди»;

• - рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Нормы педагогической поддержки:

• Контролируйте свои эмоции. Успокойтесь и подбодрите себя.

• Передайте ребенку ответственность за его поступки.

• Взаимодействуйте с ребенком, опираясь на его позитивные черты.

• Поверьте в то, что ребенок знает, как надо поступать правильно.

• Замечайте случаи, когда вы пытаетесь принимать решения за ребенка.

• Научитесь радоваться, когда ребенок принимает решение сам.

• Измените взгляды относительно ребенка.

• Учите детей видеть и учитывать все последствия принятого решения.

• Установите отношения доверия.

• Умейте договариваться.

• Научитесь слушать себя и других. Без этого понять другого нельзя.

• Не надо жертвовать собой. Педагогическое общение предполагает равенство и защищенность прав и интересов не только детей, но и воспитателей.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.9 (0.011 с.)