Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция педагогической поддержкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение в образовании Этапы педагогической поддержки учащихся Выбор тактики педагогической поддержки Условия и нормы педагогической поддержки Список литературы 1. Антонова, Л.Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение/ Л.Н. Антонова// Мир психологии.- М.; Воронеж,2005.-№1.-С.178-184. 2. Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки: тактика взаимодействия/ Н. Касицина, Н.Н. Михайлова, С. М. Юсфин. – Москва: Чистые пруды, 2007. – 32с. 3. Касицина Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки: эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/ Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты: Речь, 2010. - 158с. 4. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие и технологии/ Е.В. Коротаева.- М.: Академия, 2007.- 256с. 5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб.пособие / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Академия, 2006.- 288с.
Профессиональный долг педагога в современных условиях заключается в том, чтобы не руководить ребенком, а создавать условия для того, чтобы ребенок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества Рассматривая педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение как парадигму развития самостоятельности и ответственности учащихся, в первую очередь отметим, что их осуществление в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, основанное на вере в способность воспитанника направлять свой собственный рост, учете феноменального опыта обучающегося и уважительном отношение к нему, носит определенный образовательный эффект. Так использование педагогического сопровождения и поддержки в образовательном процессе способствует: • развитию у учащихся уверенности в себе, ответственности за результаты своих действий; • построению каждодневных отношений педагогов с учащимися на основе гуманистических и демократических принципов; • овладению учащимися способами совместной деятельности: диалогом, конструктивной коммуникацией, договором; позволяет приобретать навыки сотрудничества и взаимодействия; • формированию у учащихся субъектного опыта, который позволит им культурно выходить из трудных ситуаций, связанных с межличностной коммуникацией. Говоря о педагогической поддержке и педагогическом сопровождении учащихся в учебно-воспитательном процессе, следует обратить внимание на многоаспектность данных понятий. Так педагогическая поддержка представляет собой, во-первых, особую сферу педагогической деятельности, направленную на самостановление учащегося как индивидуальности. Во-вторых, педагогическая поддержка – это процесс совместного с учащимся определения его интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. В-третьих, педагогическую поддержку можно рассматривать как принцип в педагогическом процессе, предполагающий создание условий для преодоления учащимся очередного препятствия, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала. В-четвертых, педагогическая поддержка может выступать как способ организации взаимодействия педагога и учащегося по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем, совместному проектированию возможного выхода из них. При этом учитель, с одной стороны, является носителем открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений с учащимся. С другой стороны, педагог помогает воспитаннику развить способность к рефлексии (как механизму познания себя в проблеме), помогает учащемуся осознать отношение к себе в проблеме, усвоить принцип ответственности за поступки, оказывает помощь воспитаннику в обретении тех точек опоры, на основе которых он может, оставаясь собой, строить отношения с другими. В-пятых, педагогическая поддержка может проявиться в форме построения договорных отношений между учителем и учащимся. В этой связи становится актуальным развитие субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, благодаря которым происходит приобщение учащихся к нормам человеческого общежития, развитие социально ценных образцов поведения, что становится содержанием педагогической поддержки учащегося. Существует несколько подходов и к пониманию сущности педагогического сопровождения, которое определяется как - сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с учащимися в процессе оказания им поддержки в личностном становлении, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.); - помощь воспитаннику в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова); - система деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева); - как поддержка и развитие субъективной личности (Е.В. Бондаревская, А.В. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Под педагогическим сопровождением учащихся сследует понимать процесс взаимодействия педагога и подростка, основой которого является внимательное наблюдение, консультирование, корректное личное участие, поощрение максимальной самостоятельности учащегося, позволяющие реализовать личные, учебные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. Говоря об осуществлении педагогической поддержки учащихся, особое внимание следует обратить на то, что она обнаруживает себя лишь в ситуации реальной проблемы (связанной с учебной или другой деятельностью учащихся), которую педагог увидел и при этом осознал свое желание и необходимость помощи учащемуся.Для предотвращения возникших у учащихся проблем педагог должен осознаватьналичие факта затруднения, которое вызывает у учащегося негативные эмоции, держит его в напряжении;наличие предпосылок к возникновению обстоятельств, представляющих угрозу для обучающегося;наличие реальной ситуации, которая воспринимается воспитанником как проблема. В процессе осуществления педагогической поддержки и педагогического сопровождения учащихся можно выделить несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Характеристика этапов педагогической поддержки учащихся
Действия учащихся и педагога на каждом из пяти этапов различаются в зависимости от занимаемой ими позиции. Возможные действия участников педагогического процесса нами представлены. Позиции и действия участников педагогического процесса
Заметим, что у большинства учащихся наблюдается страдательно-выжидающая позиция жертвы обстоятельств, либо позиция потребителя. В состоянии «жертвы» учащийся боится проблемы, себя, других. Он действует по отношению к проблеме с позиции психологической защиты от нее. Однако, «убегая» от проблемы, учащийся теряет силы и уверенность в себе и ничего не приобретает взамен, кроме переживаний и новых проблем. Это приводит к тому, что юноша или девушка перестают верить окружающим, начинают видеть в них опасность. В связи со сказанным, осуществление педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе должно способствовать переводу учащегося из пассивной позиции «жертвы» и «потребителя» в активную – субъекта–партнера по разрешению проблем, связанных с учебной и коммуникативной деятельностью. Динамика действий педагога и учащегося
Говоря о педагогической поддержке в учебно-воспитательном процессе, отметим, что она оказывается по запросу учащегося, а также в тех случаях, когда он не уверен в своих силах. Поэтому роль педагога сводится к роли «друга». При этом взаимодействие педагога и учащегося можно схематично отобразить следующим образом. Взаимодействие педагога и учащегося в процессе педагогической поддержки Надо сказать, что взаимодействуя с учащимися в процессе осуществления педагогической поддержки, учитель может выступать в качестве «Исследователя», «Доверенного лица», «Посредника», «Сотрудника», или «Проблематизатора». Исходя из отношения учащихся к окружающим, характера возникшей у него проблемы, обстоятельств ее появления педагог проектирует и реализует определенную тактику педагогической поддержки. Так в случаях, когда страх блокирует действия учащегося, в результате чего тот не проявляет активности и стремления решить проблему, учитель выбирает тактику «защиты». «Защита» необходима также и в случаях, когда активность учащегося никто не блокирует, но он ждет наказания. Данную тактику учитель реализует через позицию «педагогической адвокатуры», защищая учащегося от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие. Алгоритм выбора тактики педагогической поддержки Суть данной позиции в том, что «адвокат» согласен с учащимся, который в негативной ситуации, возникшей в учебно-воспитательном процессе, заявляет «Я не виноват в этом, но я хочу быть успешным». В данном случае педагог защищает право учащегося быть успешным; право на поиск, пробу, ошибку; право отстаивать свое достоинство. Задачи деятельности «адвоката» заключаются в уточнении, выявлении источника угрозы, причин, вызывающих негативную ситуацию; проектирование действий по нейтрализации этих источников. Осуществляя тактику «защиты» через позицию «педагогической адвокатуры» педагогу следует помнить следующее. Во-первых, «адвокат», защищая права учащегося, активен сам, в то время как воспитанник находится в роли «жертвы обстоятельств», и если не использовать другие тактики, выводящие его из этой роли, то защита может сформировать стойкое нежелание решать проблемы. Во-вторых, учащийся, являясь «жертвой обстоятельств», не всегда пассивен; избавляясь от проблемы, он часто провоцирует возникновение новых, еще более неблагоприятных для него обстоятельств. Сложность заключается в том, что «адвокат» не может поручиться за учащегося в том, что тот даст согласие вести себя так, как обещал за него «адвокат». Педагог также не уверен и в том, что удержит другую сторону, которая в ответ на провокации учащегося не усилит репрессивные методы. Кроме того, тактика защиты может осуществляться через позицию «буфера», смягчая негативные обстоятельства. Позиция «буфера» рассчитана на компромиссные решения в большей мере, чем позиция «адвокатуры». Занимая позицию «буфера», вставая между учащимся и обстоятельствами, педагог принимает часть удара на себя. Осуществление защиты учащегося через позицию «буфера» также уместно в случае конфликтных отношений учащегося с кем-либо из преподавателей. Реализуя данную тактику через позицию «буфера», учитель, как правило, сталкивается с позицией коллег, которые склонны обвинять учащихся в создании ими самими негативных ситуаций. Например: «Учащийся очень неорганизован и ленив. Он не выполняет домашнее задание. Он сам виноват, что в его адрес постоянно идут замечания»; «Учащийся плохо учится, не посещает занятий, поэтому он сам виноват в том, что он неуспешен и у него возникают конфликтные отношения с педагогами»; «Воспитанник часто ссорится со сверстниками, игнорирует мнение учителей. Он сам виноват в том, что его не любят» и т.д. Следующая тактика - помощь применяется тогда, когда учащийся может в целом справиться с проблемной ситуацией сам, но встречается с некоторым затруднением. В этом случае, выступая в роли «медсестры», «корректора», «катализатора» педагог демонстрирует ему способы и приемы разрешения аналогичных ситуаций. Осуществляя помощь, педагог создает условия эмоционального комфорта для учащегося, чтобы обучающийся оказался способным разблокировать свою активность, поскольку ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах учащегося, что в свою очередь, становится условием дляегосамореабилитации. «Помощь» восстанавливает ощущение собственной значимости у учащегося для окружающих, что способствует переоценке отношений в группе, а также дает возможность освоить толерантные отношения как норму взаимоотношений. После того, как учащийся, благодаря тактикам «защита» и «помощь», разблокирует свою активность и будет свободен для поиска и выбора, возможен переход к тактикам «содействие» и «взаимодействие».Главными условиями перехода к тактикам «содействие» и «взаимодействие» являются следующие: - учащийся объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»; - у учащегося достаточно стабильное эмоциональное состояние; - самооценка учащегося не занижена. Кредо содействия заключается в создании условий для выращивания в учащемся субъекта жизнедеятельности. Итоговыми результатами тактики «содействие» следует считать осознание учащимся следующих положений: «Я должен сделать это, иначе я не добьюсь того, чего хочу»; «Я должен сделать это, даже если пока я этого не могу»; «Я должен сделать это – это моя цель». Тактика «взаимодействие» осуществляется лишь в том случае, когда у учащегося на достаточном уровне развита потребность в самостоятельном разрешении проблемы. Благодаря тактике взаимодействия учащийся получает возможность приобретать опыт проектирования совместной деятельности. В случаях, когда у учащихся уже сформированы умения самостоятельного разрешения учебных и личностных проблем педагогу уместнее осуществлять педагогическое сопровождение. Педагогическое сопровождение представляет собой процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при минимальном участии педагога. Таким образом, сопровождение отличается от других тактик педагогической поддержки возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать проблемы, связанные с учебной и отношениями с разными группами лиц. Однако все формы педагогической поддержки взаимосвязаны, поскольку с одной стороны защита, помощь, поддержка предваряют сопровождение, а с другой – следуют за ним по запросу учащегося. Взаимодействие учащегося и педагога в процессе педагогического сопровождения схематично можно изобразить следующим образом. Динамика взаимодействия педагога и учащегося в этом случае такова: Сначала работает педагог – учит воспитанника создавать необходимые для работы и жизни условия, разрешать проблемные ситуации и наблюдает за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом. Учащийся в процессе жизнедеятельности встречается с проблемой и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов и проч., благополучно разрешает ее, причем зная, что, в крайнем случае, у него есть человек, к которому он сможет обратиться. Для рассмотрения педагогического сопровождения важно также представить возможные виды педагогического сопровождения, которые целесообразно применять в учебно-воспитательном процессе при решении разнообразных проблем учащихся. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.
В учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения педагогу часто приходится пользоваться опережающим сопровождением, в результате которого учащиеся получают от педагога «информацию для размышления» до того, как у них возникло затруднение. Целью данного вида сопровождения является создание ориентационно-ролевых ситуаций, прохождение которых помогает учащимся вырабатывать индивидуальные стратегии поведения. Осуществить данный вид сопровождения позволяет проведение психолого-педагогических тренингов, ролевых игр («Кто Я», «Общение в паре», «Разыгрывание ролей», «Репетиция поведения», «Ролевая игра-поддержка», «Ситуация социального влияния», «Тренинг умений вести разговор» и т.д.). Участвуя в тренингах и играх, учащийся получает возможность увидеть себя глазами других одноклассников в разнообразных моделируемых ситуациях, провести анализ реакции окружающих на свои фразы, поступки, мимику, жесты и интонацию, осуществить наблюдение за поведением других. В отличие от опережающего, своевременное сопровождение осуществляется непосредственно в момент запроса учащегося или по внешним признакам надвигающейся опасности. Характерной чертой данного вида сопровождения является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному обучаемому. Цель своевременного сопровождения – создание условий для учащегося, при которых он самостоятельно решает проблему. В том случае, когда педагог уверен, что учащийся способен сам справиться с проблемой, но ему нужен лишь первоначальный импульс, оказывается единовременное сопровождение. Часто данный вид сопровождения востребован в случае разрешения микроконфликтов: когда у учащихся разные точки зрения на ситуацию. Осуществляя единовременное сопровождение, педагог может показать учащимся позицию «оба правы» (например, предложив учащимся рассмотреть репродукцию какой-либо картины, и сравнить их описания того, что они видят за рамкой картины) или позицию «оба не правы» и тем самым предотвратить появление конфликта между учащимися и разрыв их взаимоотношений. Характерной же особенностью непосредственного сопровождения является отсутствие фраз в речи педагога, содержащих подтекст, обращенность учителя к конкретному учащемуся. Данный вид сопровождения используется в процессе разговора преподавателя с учащимся и имеет своей целью конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, применение различных тактик педагогической поддержки и видов педагогического сопровождения способствует формированию у учащихся опыта, необходимого для становления полноценных отношений и возможности действовать самостоятельно и ответственно. Условия педагогической поддержки: • - согласие ребенка на помощь и поддержку; • - опора на его личные силы и потенциальные возможности; • - вера в эти возможности; • - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; • - создание отношений содействия и сотрудничества • соблюдение конфиденциальности; • - доброжелательность и безоценочность; • - защита здоровья; • - обеспечение безопасности и прав человеческого достоинства; • - реализация принципа «не навреди»; • - рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Нормы педагогической поддержки: • Контролируйте свои эмоции. Успокойтесь и подбодрите себя. • Передайте ребенку ответственность за его поступки. • Взаимодействуйте с ребенком, опираясь на его позитивные черты. • Поверьте в то, что ребенок знает, как надо поступать правильно. • Замечайте случаи, когда вы пытаетесь принимать решения за ребенка. • Научитесь радоваться, когда ребенок принимает решение сам. • Измените взгляды относительно ребенка. • Учите детей видеть и учитывать все последствия принятого решения. • Установите отношения доверия. • Умейте договариваться. • Научитесь слушать себя и других. Без этого понять другого нельзя. • Не надо жертвовать собой. Педагогическое общение предполагает равенство и защищенность прав и интересов не только детей, но и воспитателей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.9 (0.011 с.) |