Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие педагогической мысли в работах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского

Поиск

Планы семинарских занятий

Семинар № 1

Вводное занятие курса «История и теория образования»

1. Цели курса, его структура, принципы отбора содержания и организации учебного материала.

2. Технологическая карта дисциплины: виды учебной деятельности студентов, сроки и формы отчетности.

Семинар № 2

«История теории и практики «свободного воспитания» и «свободного образования»

Теоретические вопросы:

1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.).

2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах.

Практические задания:

1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования". (письменно)

2. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям. Заполните таблицу:

 

Организация Содержание обучения и воспитания Методы обучения и воспитания
Начало занятий – в 8 утра, но можно было опаздывать (за это не наказывали) Чтение Рассказ учителя
     

 

3. Проанализируйте статью К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы:

 

Параметры Традиционная школа Дом свободного ребенка
Цель    
Основа школы    
Позиция учителя    
Позиция ребенка    
Характер обучения    
Методы обучения    
Средства обучения    
Формы объединения    
Виды труда    

 

4. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого (устно).

 

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Пед соч. в 2-х томах. – М., 1981.
  2. Радищев А.Н. Крестьцы (Глава из книги "Путешествие из Петербурга в Москву") // Любое издание.
  3. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы // Пед. соч. - М., 1989. Или: История отечественного образования. Учеб. пособие. Хрестоматия. Ч. II. XIX в. – нач. XX в.- Омск, 1997.
  4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974. Или История отечественного образования. Учеб. пособие. Хрестоматия. Ч. II. XIX в. – нач. XX в. – Омск, 1997.
  5. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 1920.
  6. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // Хрестоматия по истории зарубежной дошкольной педагогики. - М., 1986.
  7. Материалы о вальдорфской педагогике в журнале "Семья и школа". - 1990. NN 10, 11, 12; 1991. NN 6, 12.
  8. Элизабет Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. - М., 1992.
  9. Педагогический манифест газеты "Первое сентября" "Человек свободный" // Первое сентября. - 1994. - 1 сент. - С.1.

 

Семинар № 3

Семинар №4

Семинар № 5

История дидактических концепций и современные тенденции развития теории обучения

 

1. Сущность и классификация дидактических концепций.

2. Традиционная дидактика как основа деятельности школы (И.Ф. Гербарт, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский)

3. Педоцентристская дидактика (Д.Дьюи, Г. Кершенштайнер).

4. Современные дидактические концепции и виды обучения (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, программированное обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение)

 

Практические задания и вопросы для обсуждения:

1. При подготовке к семинару и ходе работы на занятии заполните таблицу

 

Семинарское занятие № 6

Семинар 7

Цели и содержание образования в современной педагогике

1. Целеполагание в образовании, его субъекты. Компетентностный подход к проектированию целей образования. Таксономия целей Б. Блума.

2. Теории формирования содержания образования.

3. Подходы к определению компонентов структуры содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.В. Хуторской и др.)

4. Проблема отбора содержания образования. Факторы, влияющие на формирование содержания образования на разных ступенях обучения; предметный и личностный аспекты содержания образования.

5. Способы конструирования содержания образования (традиционный, личностно- ориентированный, компетентностный).

Вопросы и задания к семинару:

1. Выпишите в терминологический словарь определения понятий «цель образования», «содержание образования», «компетенция», «знание», «умение», «опыт», «ценностное отношение», «образовательный стандарт», «образовательная программа», установите их взаимосвязь.

2. Сравните 2-3 учебника по одному предмету. Определите основной способ конструирования содержания образования в каждом из них.

3. Сформулируйте современные требования к содержанию образования. Проанализируйте видеоурок (http://www.youtube.com/watch?v=pr6hkEyISJI) и оцените содержание образования, осваиваемое учащимися на этом уроке с позиции его соответствия современным требованиям.

4. Выделите проблемы реализации компетентностного подхода к формированию содержания общего образования и предложите пути их решения.

Источники и литература:

1.Петрусевич А.А. Основы практической педагогики: учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Омск: Изд-во омГПУ, 2010. – 176 с. (глава 3)

2.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под. Ред. М.Н, Скаткина. 2-е изд. – М., 1982.

3. Загвоздкин В.К. Элементы истории и теории компетентностно ориентированной дидактики / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии: науч.-практ. журн. - 2008. - N4. - С. 51-61.

4.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.

6. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М., 1989.

7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколов О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. – М., 2003.

8. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.,

9. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летне1 школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20. Электронная версия: Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/ivanova.htm

10. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/В.В.Краевский, А.В.Хуторской. – М.: «Академия», 2007.

11. Краевский В.В. Чему учить? //URL:http://www.bim-bad.ru/docs/kraevskij5.pdf

12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12. – Электронная версия: Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm

13. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. 1. Под ред А.П.Тряпицыной. - СПБб., Изд-во «ЮИПК», 1998.

14. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ситаров В.А., Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.

15. Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта – http://standart.edu.ru/

16. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учеб. пособие для студ. высш. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

17. Теоретические основы содержания общего среднего образования/под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983.

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 Электронная версия: Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

19. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М., 2006

20. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с

Семинар 8

Семинар №9

Семинар №10

Деятельность педагога по сопровождению обучающегося в образовании

1.Сопровождение обучающихся в образовании: теоретические основания.

2.Модели педагогического сопровождения и поддержки детей.

3.Психолого-педагогическая диагностика личностного развития ребенка. Возможные типологии основных проблем ребенка в образовании: способы их выявления.

4. Ситуации педагогической поддержки и сопровождения.

Вопросы и задания к семинару:

1. Впишите в свой педагогический словарь следующие понятия: «защита», «забота», «сопровождение», «помощь», «поддержка». Обоснуйте их взаимосвязь.

2. Прочитайте статью Александровой Е.А. «Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования». Изучите мнение автора о типах педагогической деятельности, сущности и видах педагогической поддержки и сопровождения. Дайте характеристику каждого их них.

3. Проанализируйте фрагмент монографической характеристики Сережи Б., ученика 7 класса: «Мальчик постоянно является организатором драк, конфликтных ситуаций. Проявлялось стремление доминировать над окружающими, ни в чем им не уступать. Наблюдения педагогов показывали повышенную чувствительность к критике, недовольство своим положением, недостаток признания со стороны окружающих. Одновременно просматривались трудности в общении, в построении контактов с окружающими. Подросток был легко возбудим, часто кричал, выплескивая эмоции, демонстрировал агрессию».

4. Обсудите в микрогруппах, в чем заключается особенности установления с этим ребенком продуктивной коммуникации? Определите характер проблем этого учащегося.

5. Проанализируйте высказывание Дж.Дьюи: «Смысл педагогики в том, чтобы в центр педагогической вселенной был поставлен ребенок, вокруг которого должны вращаться и организовываться все средства образования, его цели, содержание, формы, методы, а также учителя». Какое отношение эта точка зрения имеет к Педагогике поддержки?

Источники и литература:

1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения.

Htth://www.isiksp.ru/library/aleksandrova ea/aleks-000001.html.

2.Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов, учащихся в деятельности классного руководителя. – Самара, 2000.

3.Бойкова С.В.Теория и практика Педагогики поддержки: Учебное пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2006.

4.Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002.

5.Владимирская О.Д. Индивидуальное обучение. Образовательная программа. – СПб., 2000.

6.Воспитание трудного ребенка/ Под ред. М.И.Рожкова. М., 2001.

7.Воронина Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. - М.: 5 за знания, 2006.

8.Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования – образование в мире. - 2006. - № 2 (22).

9.Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб: «Петербург – ХХ! Век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1999.

10.Комплексное сопровождение развития учащихся: Программы, развивающиеся занятия, рекомендации / сост. Е. В. Меттус. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.

11. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 207 с.

12. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие: Учеб. пособие для студ. и преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2002. - 207 с.

13.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.

14.Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб, 2007.

15.Образовательная программа- маршрут ученика: Ч. 1. Под ред А.П.Тряпицыной. - СПб., Изд-во «ЮИПК», 1998.

16.Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков [Текст]: прогаммы, групповые занятия, проектная деятельность / сост.: С. А. Пырочкина, О. П. Погорелова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с.

17.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие / под ред. Л.Ю.Слепцовой. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007.

18.Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред.: О. В. Токарь, Т. Т. Зимаревой, Н. Е. Липай. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2009.

19.Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст]: психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 85 с.

20.Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Управление процессом самоопределения учащихся 9-х классов: профильная ориентация. Культура личной работы. – Воронеж/ М.С. Савченко, 2006.

21.ЧистяковаС.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие / С. Н. Чистякова. - М.: AcademiA, 2005.

22. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова – СПб.: Питер, 2005.

Семинар 11

Семинар 12

Деловая игра

«Педагогический совет по проблемам сопровождения обучающихся»

 

Семинар №13

Контрольная работа

 

Планы семинарских занятий

Семинар № 1

Вводное занятие курса «История и теория образования»

1. Цели курса, его структура, принципы отбора содержания и организации учебного материала.

2. Технологическая карта дисциплины: виды учебной деятельности студентов, сроки и формы отчетности.

Семинар № 2

«История теории и практики «свободного воспитания» и «свободного образования»

Теоретические вопросы:

1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.).

2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах.

Практические задания:

1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования". (письменно)

2. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям. Заполните таблицу:

 

Организация Содержание обучения и воспитания Методы обучения и воспитания
Начало занятий – в 8 утра, но можно было опаздывать (за это не наказывали) Чтение Рассказ учителя
     

 

3. Проанализируйте статью К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы:

 

Параметры Традиционная школа Дом свободного ребенка
Цель    
Основа школы    
Позиция учителя    
Позиция ребенка    
Характер обучения    
Методы обучения    
Средства обучения    
Формы объединения    
Виды труда    

 

4. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого (устно).

 

Рекомендуемые источники и литература:

  1. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Пед соч. в 2-х томах. – М., 1981.
  2. Радищев А.Н. Крестьцы (Глава из книги "Путешествие из Петербурга в Москву") // Любое издание.
  3. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы // Пед. соч. - М., 1989. Или: История отечественного образования. Учеб. пособие. Хрестоматия. Ч. II. XIX в. – нач. XX в.- Омск, 1997.
  4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974. Или История отечественного образования. Учеб. пособие. Хрестоматия. Ч. II. XIX в. – нач. XX в. – Омск, 1997.
  5. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 1920.
  6. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // Хрестоматия по истории зарубежной дошкольной педагогики. - М., 1986.
  7. Материалы о вальдорфской педагогике в журнале "Семья и школа". - 1990. NN 10, 11, 12; 1991. NN 6, 12.
  8. Элизабет Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. - М., 1992.
  9. Педагогический манифест газеты "Первое сентября" "Человек свободный" // Первое сентября. - 1994. - 1 сент. - С.1.

 

Семинар № 3

Развитие педагогической мысли в работах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского

Теоретические вопросы:

1. Принцип природосообразности как основа педагогики Я.А.Коменского. Возрастная периодизация.

2. Классно-урочная система организации обучения: общая характеристика

3. Дидактические идеи Я.А.Коменского (принципы, правила, методы и организация обучения).

4. К.Д.Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.

5. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д.Ушинского.

6. Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский о назначении учителя в обществе, об учителе-воспитателе, просветителе народа и подготовке учителя.

Практические задания:

1. Составьте по "Великой дидактике" Я.А.Коменского:

- план "Введения";

- краткий конспект IV главы.

2. Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (Гл.16).

3. Прочитайте главу 18 работы «Великая дидактика». Выпишите высказывания Я.А. Коменского о принципах и правилах обучения:

 

Дидактический принцип и правила Высказывания Я.А Коменского
   
   

 

4. Заполните таблицу:

 

Период Школа Задачи школы Содержание обучения
От рождения до 6 лет Материнская школа    
от 6 до 12 лет      
от 12 до 18 лет      
от 18 до 24 лет      

 

5. Какие современные проблемы воспитания и обучения своими корнями уходят в педагогику Я.А.Коменского? (устно)

6. Составьте план статьи К.Д. Ушинского "Труд в его психическом и воспитательном значении". Раскройте смысл названия этой статьи. (письменно)

7. В статье "О народности в общественном воспитании" найдите ответы на вопросы (устно):

а) Что составляет основу народности?

б) Какое место отводит К.Д.Ушинский характеру человека в общественном воспитании?

в) Какую роль играет родной язык в обеспечении идеи народности?

г) Можно ли и как использовать опыт воспитания другого народа?

Рекомендуемые источники и литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика (Введение, Гл. 4, 6, 14, 16, 17, 18, 23, 26, 27) // Избр. пед. соч. в 2-х томах. - М., 1982. - Т.1.

2. Коменский Я.А. Общий совет об исправлении дел человеческих // Там же. Т.2.

3. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. Т.1.

4. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же. Т.2.

  1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Избр. пед. соч. в 2-х томах. - М., 1974. Т.1.
  2. Он же. О народности в общественном воспитании // Там же.
  3. Он же. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же.
  4. Он же. Руководство к преподаванию по "Родному слову" // Там же.
  5. Он же. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Предисловие // Там же.
  6. Он же. Родное слово. // Там же.

Семинар №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.146 (0.009 с.)