![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие педагогической мысли в работах Я.А. Коменского и К.Д. УшинскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Планы семинарских занятий Семинар № 1 Вводное занятие курса «История и теория образования» 1. Цели курса, его структура, принципы отбора содержания и организации учебного материала. 2. Технологическая карта дисциплины: виды учебной деятельности студентов, сроки и формы отчетности. Семинар № 2 «История теории и практики «свободного воспитания» и «свободного образования» Теоретические вопросы: 1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.). 2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). 3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах. Практические задания: 1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования". (письменно) 2. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям. Заполните таблицу:
3. Проанализируйте статью К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы:
4. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого (устно).
Рекомендуемые источники и литература:
Семинар № 3 Семинар №4 Семинар № 5 История дидактических концепций и современные тенденции развития теории обучения
1. Сущность и классификация дидактических концепций. 2. Традиционная дидактика как основа деятельности школы (И.Ф. Гербарт, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский) 3. Педоцентристская дидактика (Д.Дьюи, Г. Кершенштайнер). 4. Современные дидактические концепции и виды обучения (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, программированное обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение)
Практические задания и вопросы для обсуждения: 1. При подготовке к семинару и ходе работы на занятии заполните таблицу
Семинарское занятие № 6 Семинар 7 Цели и содержание образования в современной педагогике 1. Целеполагание в образовании, его субъекты. Компетентностный подход к проектированию целей образования. Таксономия целей Б. Блума. 2. Теории формирования содержания образования. 3. Подходы к определению компонентов структуры содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.В. Хуторской и др.) 4. Проблема отбора содержания образования. Факторы, влияющие на формирование содержания образования на разных ступенях обучения; предметный и личностный аспекты содержания образования. 5. Способы конструирования содержания образования (традиционный, личностно- ориентированный, компетентностный).
Вопросы и задания к семинару: 1. Выпишите в терминологический словарь определения понятий «цель образования», «содержание образования», «компетенция», «знание», «умение», «опыт», «ценностное отношение», «образовательный стандарт», «образовательная программа», установите их взаимосвязь. 2. Сравните 2-3 учебника по одному предмету. Определите основной способ конструирования содержания образования в каждом из них. 3. Сформулируйте современные требования к содержанию образования. Проанализируйте видеоурок (http://www.youtube.com/watch?v=pr6hkEyISJI) и оцените содержание образования, осваиваемое учащимися на этом уроке с позиции его соответствия современным требованиям. 4. Выделите проблемы реализации компетентностного подхода к формированию содержания общего образования и предложите пути их решения. Источники и литература: 1.Петрусевич А.А. Основы практической педагогики: учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Омск: Изд-во омГПУ, 2010. – 176 с. (глава 3) 2.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под. Ред. М.Н, Скаткина. 2-е изд. – М., 1982. 3. Загвоздкин В.К. Элементы истории и теории компетентностно ориентированной дидактики / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии: науч.-практ. журн. - 2008. - N4. - С. 51-61. 4.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. 6. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М., 1989. 7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколов О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. – М., 2003. 8. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с., 9. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летне1 школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20. Электронная версия: Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/ivanova.htm 10. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/В.В.Краевский, А.В.Хуторской. – М.: «Академия», 2007. 11. Краевский В.В. Чему учить? //URL:http://www.bim-bad.ru/docs/kraevskij5.pdf 12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12. – Электронная версия: Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm 13. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. 1. Под ред А.П.Тряпицыной. - СПБб., Изд-во «ЮИПК», 1998. 14. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ситаров В.А., Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с. 15. Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта – http://standart.edu.ru/ 16. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учеб. пособие для студ. высш. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. 17. Теоретические основы содержания общего среднего образования/под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983. 18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 Электронная версия: Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm 19. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М., 2006 20. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с
Семинар 8 Семинар №9 Семинар №10 Деятельность педагога по сопровождению обучающегося в образовании 1.Сопровождение обучающихся в образовании: теоретические основания. 2.Модели педагогического сопровождения и поддержки детей. 3.Психолого-педагогическая диагностика личностного развития ребенка. Возможные типологии основных проблем ребенка в образовании: способы их выявления. 4. Ситуации педагогической поддержки и сопровождения. Вопросы и задания к семинару: 1. Впишите в свой педагогический словарь следующие понятия: «защита», «забота», «сопровождение», «помощь», «поддержка». Обоснуйте их взаимосвязь. 2. Прочитайте статью Александровой Е.А. «Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования». Изучите мнение автора о типах педагогической деятельности, сущности и видах педагогической поддержки и сопровождения. Дайте характеристику каждого их них. 3. Проанализируйте фрагмент монографической характеристики Сережи Б., ученика 7 класса: «Мальчик постоянно является организатором драк, конфликтных ситуаций. Проявлялось стремление доминировать над окружающими, ни в чем им не уступать. Наблюдения педагогов показывали повышенную чувствительность к критике, недовольство своим положением, недостаток признания со стороны окружающих. Одновременно просматривались трудности в общении, в построении контактов с окружающими. Подросток был легко возбудим, часто кричал, выплескивая эмоции, демонстрировал агрессию». 4. Обсудите в микрогруппах, в чем заключается особенности установления с этим ребенком продуктивной коммуникации? Определите характер проблем этого учащегося. 5. Проанализируйте высказывание Дж.Дьюи: «Смысл педагогики в том, чтобы в центр педагогической вселенной был поставлен ребенок, вокруг которого должны вращаться и организовываться все средства образования, его цели, содержание, формы, методы, а также учителя». Какое отношение эта точка зрения имеет к Педагогике поддержки? Источники и литература: 1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения. Htth://www.isiksp.ru/library/aleksandrova ea/aleks-000001.html. 2.Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов, учащихся в деятельности классного руководителя. – Самара, 2000. 3.Бойкова С.В.Теория и практика Педагогики поддержки: Учебное пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2006. 4.Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002.
5.Владимирская О.Д. Индивидуальное обучение. Образовательная программа. – СПб., 2000. 6.Воспитание трудного ребенка/ Под ред. М.И.Рожкова. М., 2001. 7.Воронина Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. - М.: 5 за знания, 2006. 8.Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования – образование в мире. - 2006. - № 2 (22). 9.Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб: «Петербург – ХХ! Век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1999. 10.Комплексное сопровождение развития учащихся: Программы, развивающиеся занятия, рекомендации / сост. Е. В. Меттус. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с. 11. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 207 с. 12. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие: Учеб. пособие для студ. и преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2002. - 207 с. 13.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. 14.Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб, 2007. 15.Образовательная программа- маршрут ученика: Ч. 1. Под ред А.П.Тряпицыной. - СПб., Изд-во «ЮИПК», 1998. 16.Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков [Текст]: прогаммы, групповые занятия, проектная деятельность / сост.: С. А. Пырочкина, О. П. Погорелова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с. 17.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие / под ред. Л.Ю.Слепцовой. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. 18.Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред.: О. В. Токарь, Т. Т. Зимаревой, Н. Е. Липай. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2009. 19.Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст]: психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 85 с. 20.Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Управление процессом самоопределения учащихся 9-х классов: профильная ориентация. Культура личной работы. – Воронеж/ М.С. Савченко, 2006. 21.ЧистяковаС.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие / С. Н. Чистякова. - М.: AcademiA, 2005. 22. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова – СПб.: Питер, 2005. Семинар 11 Семинар 12 Деловая игра «Педагогический совет по проблемам сопровождения обучающихся»
Семинар №13 Контрольная работа
Планы семинарских занятий Семинар № 1 Вводное занятие курса «История и теория образования» 1. Цели курса, его структура, принципы отбора содержания и организации учебного материала. 2. Технологическая карта дисциплины: виды учебной деятельности студентов, сроки и формы отчетности. Семинар № 2 «История теории и практики «свободного воспитания» и «свободного образования»
Теоретические вопросы: 1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.). 2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). 3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах. Практические задания: 1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования". (письменно) 2. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям. Заполните таблицу:
3. Проанализируйте статью К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы:
4. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого (устно).
Рекомендуемые источники и литература:
Семинар № 3 Развитие педагогической мысли в работах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского Теоретические вопросы: 1. Принцип природосообразности как основа педагогики Я.А.Коменского. Возрастная периодизация. 2. Классно-урочная система организации обучения: общая характеристика 3. Дидактические идеи Я.А.Коменского (принципы, правила, методы и организация обучения). 4. К.Д.Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания. 5. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д.Ушинского. 6. Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский о назначении учителя в обществе, об учителе-воспитателе, просветителе народа и подготовке учителя. Практические задания: 1. Составьте по "Великой дидактике" Я.А.Коменского: - план "Введения"; - краткий конспект IV главы. 2. Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (Гл.16). 3. Прочитайте главу 18 работы «Великая дидактика». Выпишите высказывания Я.А. Коменского о принципах и правилах обучения:
4. Заполните таблицу:
5. Какие современные проблемы воспитания и обучения своими корнями уходят в педагогику Я.А.Коменского? (устно) 6. Составьте план статьи К.Д. Ушинского "Труд в его психическом и воспитательном значении". Раскройте смысл названия этой статьи. (письменно) 7. В статье "О народности в общественном воспитании" найдите ответы на вопросы (устно): а) Что составляет основу народности? б) Какое место отводит К.Д.Ушинский характеру человека в общественном воспитании? в) Какую роль играет родной язык в обеспечении идеи народности? г) Можно ли и как использовать опыт воспитания другого народа? Рекомендуемые источники и литература: 1. Коменский Я.А. Великая дидактика (Введение, Гл. 4, 6, 14, 16, 17, 18, 23, 26, 27) // Избр. пед. соч. в 2-х томах. - М., 1982. - Т.1. 2. Коменский Я.А. Общий совет об исправлении дел человеческих // Там же. Т.2. 3. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. Т.1. 4. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же. Т.2.
Семинар №4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.148 (0.013 с.) |