Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие педагогической мысли в работах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Планы семинарских занятий Семинар № 1 Вводное занятие курса «История и теория образования» 1. Цели курса, его структура, принципы отбора содержания и организации учебного материала. 2. Технологическая карта дисциплины: виды учебной деятельности студентов, сроки и формы отчетности. Семинар № 2 «История теории и практики «свободного воспитания» и «свободного образования» Теоретические вопросы: 1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.). 2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). 3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах. Практические задания: 1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования". (письменно) 2. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям. Заполните таблицу:
3. Проанализируйте статью К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы:
4. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого (устно).
Рекомендуемые источники и литература:
Семинар № 3 Семинар №4 Семинар № 5 История дидактических концепций и современные тенденции развития теории обучения
1. Сущность и классификация дидактических концепций. 2. Традиционная дидактика как основа деятельности школы (И.Ф. Гербарт, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский) 3. Педоцентристская дидактика (Д.Дьюи, Г. Кершенштайнер). 4. Современные дидактические концепции и виды обучения (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, программированное обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение)
Практические задания и вопросы для обсуждения: 1. При подготовке к семинару и ходе работы на занятии заполните таблицу
Семинарское занятие № 6 Семинар 7 Цели и содержание образования в современной педагогике 1. Целеполагание в образовании, его субъекты. Компетентностный подход к проектированию целей образования. Таксономия целей Б. Блума. 2. Теории формирования содержания образования. 3. Подходы к определению компонентов структуры содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.В. Хуторской и др.) 4. Проблема отбора содержания образования. Факторы, влияющие на формирование содержания образования на разных ступенях обучения; предметный и личностный аспекты содержания образования. 5. Способы конструирования содержания образования (традиционный, личностно- ориентированный, компетентностный). Вопросы и задания к семинару: 1. Выпишите в терминологический словарь определения понятий «цель образования», «содержание образования», «компетенция», «знание», «умение», «опыт», «ценностное отношение», «образовательный стандарт», «образовательная программа», установите их взаимосвязь. 2. Сравните 2-3 учебника по одному предмету. Определите основной способ конструирования содержания образования в каждом из них. 3. Сформулируйте современные требования к содержанию образования. Проанализируйте видеоурок (http://www.youtube.com/watch?v=pr6hkEyISJI) и оцените содержание образования, осваиваемое учащимися на этом уроке с позиции его соответствия современным требованиям. 4. Выделите проблемы реализации компетентностного подхода к формированию содержания общего образования и предложите пути их решения. Источники и литература: 1.Петрусевич А.А. Основы практической педагогики: учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Омск: Изд-во омГПУ, 2010. – 176 с. (глава 3) 2.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под. Ред. М.Н, Скаткина. 2-е изд. – М., 1982. 3. Загвоздкин В.К. Элементы истории и теории компетентностно ориентированной дидактики / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии: науч.-практ. журн. - 2008. - N4. - С. 51-61. 4.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. 6. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М., 1989. 7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколов О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. – М., 2003. 8. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с., 9. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летне1 школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20. Электронная версия: Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/ivanova.htm 10. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/В.В.Краевский, А.В.Хуторской. – М.: «Академия», 2007. 11. Краевский В.В. Чему учить? //URL:http://www.bim-bad.ru/docs/kraevskij5.pdf 12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12. – Электронная версия: Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm 13. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. 1. Под ред А.П.Тряпицыной. - СПБб., Изд-во «ЮИПК», 1998. 14. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ситаров В.А., Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с. 15. Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта – http://standart.edu.ru/ 16. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учеб. пособие для студ. высш. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. 17. Теоретические основы содержания общего среднего образования/под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983. 18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 Электронная версия: Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm 19. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М., 2006 20. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с Семинар 8 Семинар №9 Семинар №10 Деятельность педагога по сопровождению обучающегося в образовании 1.Сопровождение обучающихся в образовании: теоретические основания. 2.Модели педагогического сопровождения и поддержки детей. 3.Психолого-педагогическая диагностика личностного развития ребенка. Возможные типологии основных проблем ребенка в образовании: способы их выявления. 4. Ситуации педагогической поддержки и сопровождения. Вопросы и задания к семинару: 1. Впишите в свой педагогический словарь следующие понятия: «защита», «забота», «сопровождение», «помощь», «поддержка». Обоснуйте их взаимосвязь. 2. Прочитайте статью Александровой Е.А. «Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования». Изучите мнение автора о типах педагогической деятельности, сущности и видах педагогической поддержки и сопровождения. Дайте характеристику каждого их них. 3. Проанализируйте фрагмент монографической характеристики Сережи Б., ученика 7 класса: «Мальчик постоянно является организатором драк, конфликтных ситуаций. Проявлялось стремление доминировать над окружающими, ни в чем им не уступать. Наблюдения педагогов показывали повышенную чувствительность к критике, недовольство своим положением, недостаток признания со стороны окружающих. Одновременно просматривались трудности в общении, в построении контактов с окружающими. Подросток был легко возбудим, часто кричал, выплескивая эмоции, демонстрировал агрессию». 4. Обсудите в микрогруппах, в чем заключается особенности установления с этим ребенком продуктивной коммуникации? Определите характер проблем этого учащегося. 5. Проанализируйте высказывание Дж.Дьюи: «Смысл педагогики в том, чтобы в центр педагогической вселенной был поставлен ребенок, вокруг которого должны вращаться и организовываться все средства образования, его цели, содержание, формы, методы, а также учителя». Какое отношение эта точка зрения имеет к Педагогике поддержки? Источники и литература: 1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения. Htth://www.isiksp.ru/library/aleksandrova ea/aleks-000001.html. 2.Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов, учащихся в деятельности классного руководителя. – Самара, 2000. 3.Бойкова С.В.Теория и практика Педагогики поддержки: Учебное пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2006. 4.Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002. 5.Владимирская О.Д. Индивидуальное обучение. Образовательная программа. – СПб., 2000. 6.Воспитание трудного ребенка/ Под ред. М.И.Рожкова. М., 2001. 7.Воронина Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. - М.: 5 за знания, 2006. 8.Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования – образование в мире. - 2006. - № 2 (22). 9.Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб: «Петербург – ХХ! Век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1999. 10.Комплексное сопровождение развития учащихся: Программы, развивающиеся занятия, рекомендации / сост. Е. В. Меттус. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с. 11. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 207 с. 12. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие: Учеб. пособие для студ. и преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2002. - 207 с. 13.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. 14.Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб, 2007. 15.Образовательная программа- маршрут ученика: Ч. 1. Под ред А.П.Тряпицыной. - СПб., Изд-во «ЮИПК», 1998. 16.Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков [Текст]: прогаммы, групповые занятия, проектная деятельность / сост.: С. А. Пырочкина, О. П. Погорелова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с. 17.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие / под ред. Л.Ю.Слепцовой. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. 18.Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред.: О. В. Токарь, Т. Т. Зимаревой, Н. Е. Липай. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2009. 19.Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением [Текст]: психолог. диагностика, игровые технологии / сост. И. Н. Хоменко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 85 с. 20.Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Управление процессом самоопределения учащихся 9-х классов: профильная ориентация. Культура личной работы. – Воронеж/ М.С. Савченко, 2006. 21.ЧистяковаС.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие / С. Н. Чистякова. - М.: AcademiA, 2005. 22. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова – СПб.: Питер, 2005. Семинар 11 Семинар 12 Деловая игра «Педагогический совет по проблемам сопровождения обучающихся»
Семинар №13 Контрольная работа
Планы семинарских занятий Семинар № 1 Вводное занятие курса «История и теория образования» 1. Цели курса, его структура, принципы отбора содержания и организации учебного материала. 2. Технологическая карта дисциплины: виды учебной деятельности студентов, сроки и формы отчетности. Семинар № 2 «История теории и практики «свободного воспитания» и «свободного образования» Теоретические вопросы: 1. "Свободное воспитание" в истории Западной Европы (Древняя Греция, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, М.Монтессори, Р.Штейнер, Я.Корчак и др.). 2. Уроки "свободного воспитания" и "свободного образования" в России (А.Н.Радищев, А.И. Герцен, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). 3. "Свободное воспитание" и "свободное образование" в современных образовательных системах. Практические задания: 1. Подберите высказывания педагогов, характеризующие идею "свободного воспитания" и "свободного образования". (письменно) 2. Л.Н.Толстой открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу, основанную на принципе свободы. Этот принцип реализовывался по трем направлениям. Заполните таблицу:
3. Проанализируйте статью К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления». Заполните графы таблицы:
4. Определите сходство и различие теории "свободного воспитания" и "свободного образования" Ж.-Ж.Руссо и Л.Н.Толстого (устно).
Рекомендуемые источники и литература:
Семинар № 3 Развитие педагогической мысли в работах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского Теоретические вопросы: 1. Принцип природосообразности как основа педагогики Я.А.Коменского. Возрастная периодизация. 2. Классно-урочная система организации обучения: общая характеристика 3. Дидактические идеи Я.А.Коменского (принципы, правила, методы и организация обучения). 4. К.Д.Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания. 5. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д.Ушинского. 6. Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский о назначении учителя в обществе, об учителе-воспитателе, просветителе народа и подготовке учителя. Практические задания: 1. Составьте по "Великой дидактике" Я.А.Коменского: - план "Введения"; - краткий конспект IV главы. 2. Сделайте цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (Гл.16). 3. Прочитайте главу 18 работы «Великая дидактика». Выпишите высказывания Я.А. Коменского о принципах и правилах обучения:
4. Заполните таблицу:
5. Какие современные проблемы воспитания и обучения своими корнями уходят в педагогику Я.А.Коменского? (устно) 6. Составьте план статьи К.Д. Ушинского "Труд в его психическом и воспитательном значении". Раскройте смысл названия этой статьи. (письменно) 7. В статье "О народности в общественном воспитании" найдите ответы на вопросы (устно): а) Что составляет основу народности? б) Какое место отводит К.Д.Ушинский характеру человека в общественном воспитании? в) Какую роль играет родной язык в обеспечении идеи народности? г) Можно ли и как использовать опыт воспитания другого народа? Рекомендуемые источники и литература: 1. Коменский Я.А. Великая дидактика (Введение, Гл. 4, 6, 14, 16, 17, 18, 23, 26, 27) // Избр. пед. соч. в 2-х томах. - М., 1982. - Т.1. 2. Коменский Я.А. Общий совет об исправлении дел человеческих // Там же. Т.2. 3. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. Т.1. 4. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же. Т.2.
Семинар №4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.146 (0.009 с.) |